ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3861/2016 от 13.04.2016 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья: Хохлова Н.Г. Дело № 33а-3861/2016

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 13 апреля 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.

судей Бушминой А.Е., Ефимовой Е.О.,

при секретаре судебного заседания ФИО7,

с участием: Цветковой <данные изъяты>, ее представителя ФИО8,

представителя Администрации города Нижнего Новгорода – ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бушминой А.Е. в порядке апелляционного производства апелляционную жалобу Цветковой <данные изъяты> на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2015 года по административному делу по административному иску Цветковой <данные изъяты> к Администрации города Нижнего Новгорода о признании постановления в части незаконным, признании заключения межведомственной комиссии незаконным,

УСТАНОВИЛА:

Цветкова М.Э. обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Н.Новгорода о признании постановления в части незаконным, заключения межведомственной комиссии незаконным.

В обоснование заявленных требований Цветкова М.Э. указала, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: г.Н.Новгорода, ФИО2<адрес>. Постановлением Администрации г.Н.Новгорода от 13.03.2014 года № 801 указанный дом был признан аварийным. Данное постановление основывается на заключении межведомственной комиссией по оценке соответствия жилых помещений домов требованиям, установленным действующим законодательством от ДД.ММ.ГГГГ.

Цветкова М.Э. не согласна с постановлением Администрации г.Н.Новгорода и заключением комиссии на предмет аварийности дома, поскольку, по ее мнению, он аварийным не является.

С учетом измененных требований Цветкова М.Э. просила суд признать незаконными постановление Администрации г.Н.Новгорода № 801 от 13.03.2014 г. в части признания аварийным и подлежащим сносу <адрес> литера А по <адрес> г.Н.Новгорода и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого <адрес> литера А по <адрес> г.Н.Новгорода непригодным для проживания.

Решением Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 23 ноября 2015 года административный иск Цветковой М.Э. к Администрации города Нижнего Новгорода о признании постановления № 801 от 13.03.2014 года в части признания аварийным и подлежащим сносу <адрес> литера А по <адрес>, заключения межведомственной комиссии от 18.10.2013 года о признании жилого <адрес> литера А по <адрес> не пригодным для проживания незаконными оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Цветкова М.Э. просила решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2015 года отменить и приять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании Цветкова М.Э., ее представитель ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержали.

В судебном заседании представитель Администрации <адрес>ФИО9 против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» установлено, что дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

На основании ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 25 ГПК РФ, главы 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Положениями ч.2 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.

Пунктом 33 указанного Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

На основании п. п. 42, 43 Положения, Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу п.46 Положения, Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

На основании п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из материалов дела следует, что <адрес> г.Н.Новгорода, в которой проживает и состоит на регистрационном учете Цветкова М.Э., находится в муниципальной собственности.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Нижнего Новгорода обратилась в суд с иском к Цветковой М.А., ФИО11, ФИО1, ФИО12 о выселении, ссылаясь на аварийность <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Цветкова М.Э. обратилась к Администрации города Нижнего Новгорода со встречным иском о признании постановления Администрации города Нижнего Новгорода от 13.03.2003 года № 801 недействительным, указанные требования были выделены в отдельное производство.

Судом первой инстанции установлено, что 19.09.2013 года комиссией администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода произведено обследование многоквартирного жилого <адрес> литер А по <адрес> г.Н.Новгорода, по результатам которого был составлен акт, из которого следует, что строительные конструкции здания в результате достижения предельного физического износа полностью утратили прочность и работоспособность, в связи с чем проведение капитального ремонта для восстановления несущей способности фундамента и стен технически не возможно и экономически не целесообразно, поскольку связано со значительными затратами, поэтому было решено рассмотреть вопрос о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия по оценке соответствия жилых помещений домов требованиям, установленным действующим законодательством, принято решение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ФИО2<адрес>, литер А, аварийным и подлежащим сносу в связи с естественной (физической) утратой несущих способностей основных конструкций дома и угрозой для проживания.

Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 13 марта 2014 года № 801 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Н.Новгород, ФИО2<адрес>, литер А, признан аварийным и подлежащим сносу.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, при принятии оспариваемого заключения межведомственной комиссией не нарушен порядок признания аварийным и подлежащим сносу многоквартирного жилого <адрес> г.Н.Новгорода, установленный действующим законодательством Российской Федерации, не нарушены права административного истца, в связи с чем требования заявителя о признании заключения незаконным не подлежит удовлетворению. Также судом отказано в удовлетворении требований о признании незаконным постановления Администрации г.Н.Новгорода № 801 от 13.03.2014 года в части признания и подлежащим сносу <адрес> литера А по <адрес> г.Н.Новгорода, поскольку данное постановление принято на основании заключения межведомственной комиссии от 18 октября 2013 года и во исполнении п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции существенно нарушены нормы процессуального права.

Способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса определяются главой 9 КАС РФ, которая допускает любой способ их извещения, однако в результате такого извещения должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства.

На основании ч.1 ст.96 КАС РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте.

Исходя из ч.1 ст.150 КАС РФ суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания.

Из материалов дела следует, что заинтересованными лицами являются Цветкова М.А., ФИО11, ФИО12, несовершеннолетние ФИО13 и ФИО14, Орган опеки и попечительства администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода (л.д.19, 30).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ участвовали административный истец Цветкова М.Э. ее представитель ФИО15, представитель административного ответчика ФИО9, заинтересованное лицо ФИО11 (л.д.146).

В материалах дела имеется судебное извещение, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ заинтересованные лица извещались о времени и месте судебного заседания, назначенного на 14.30 часов ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28).

Заинтересованные лица Цветкова М.А., ФИО12, представитель орган опеки и попечительства администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода в судебное заседание не явились, однако в материалах дела не имеется доказательств фактического направления повесток или судебного извещения о времени и месте судебного заседания указанным лицам, участвующим в деле, в том числе отсутствует почтовые уведомления о вручении заказного письма, судебные повестки с уведомлением о вручении, телефонограммы или телеграммы, СМС-сообщения, иные извещение с использованием средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно п.2 ч.1 ст.310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Поскольку судом первой инстанции настоящее дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, - заинтересованных лиц Цветковой М.А., ФИО12, представителя орган опеки и попечительства администрации Нижегородского района г.Н.Новгорода, не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, то судебная коллегия в соответствии с п.2 ч.1 ст.310 и п.3 ст.309 КАС РФ отменяет решение суда по настоящему делу и направляет административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2015 года настоящему делу отменить, направить настоящее административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: