ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-3980/2021 от 27.05.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а- 3980/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 27 мая 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,

при секретаре Голушко П.Е.,

рассмотрела административное дело №2а-8805/2020 (47RS0004-01-2020-008922-43) по апелляционной жалобе Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области о признании незаконным уведомления об отказе, обязании включить в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., возражения Сотниковой Н.М., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Сотникова Н.М. обратилась в суд с административным иском к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области ( далее – Комитет), просила признать незаконным уведомление Комитета от 09.09.2020 г. за № ГР-211/2019-0-3, обязать Комитет включить административного истца в Реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи права нарушены.

В обоснование требований административный истец указала, что Всеволожским городским судом Ленинградской области было вынесено решение от 91.04.2019 г. №2а-4428/2019 о признании незаконным уведомления об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и об обязании Комитета в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление административного истца о включении в реестр пострадавших граждан.

Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области при исполнении данного решения суда повторно выдал административному истцу отказ, обосновав его тем, что у Комитета более нет полномочий по рассмотрению вопроса по включению в Реестр согласно Приказа №560/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 г., поскольку с 27.06.2019 г. Федеральным законом от 27.06.2019 г. №151-ФЗ внесены изменения в статью 23 Федерального закона РФ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Изменения касаются ведения Единого реестра проблемных объектов.

Сотникова Н.М. не согласна с вынесенными административным ответчиком уведомлением об отказе во включении в Реестр пострадавших граждан-участников долевого строительства, полагает отказ нарушающим ее права.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции административным ответчиком исковые требования признаны не были.

Обжалуемым решением от 27.11.2020 г. Всеволожский городской суд Ленинградской области удовлетворил административные исковые требования, суд постановил:

«Административные исковые требования Сотниковой Н.М. к Комитету Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области о признании незаконным уведомления, обязании произвести действия – удовлетворить.

Признать незаконным решение №ГР-211/2019-0-3 от 09.09.2020 г.

Обязать Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области в течение 14 рабочих дней, с даты вступления в законную силу настоящего решения суда, включить Сотникову Н.М. в Реестр пострадавших граждан, с даты обращения административного истца с 09.01.2019 г.».

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым прекратить производство по делу, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом не было учтено, что имеется вступившее в законную силу решение Всеволожского городского суда от 19.04.2019 г., которым удовлетворены административные исковые требования истца, суд обязал Комитет Госстройнадзора повторно рассмотреть заявление административного истца о включении в реестр пострадавших граждан. Указанное решение вступило в законную силу и было исполнено Комитетом Госстройнадзора, который повторно рассмотрел заявление административного истца. В жалобе ссылается на отсутствие у Комитета с 27.06.2019 г. полномочий по признанию граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и по ведению Реестра таких граждан, в соответствии с подп. «в» п.15 ст. 1 Федерального закона от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Также, по мнению подателя жалобы, судом не было учтено, что в соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, недопустимо возложение судом на орган власти, уполномоченный на принятие юридически значимых решений, обязанности принять какое-либо определенное решение.

Административный истец явилась в суд апелляционной инстанции, просила оставить решение без изменения.

Административный ответчик уведомлен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проверив материалы дела, определив по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, извещенных о времени и месте рассмотрения лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом первой инстанции из материалов дела установлено, что Сотникова Н.М. и ЖСК «Молодежный Квартал» 03.12.2014 г. заключили договор паевого взноса №03/12, согласно которому ЖСК «Молодежный Квартал» участвует в строительстве жилого дома по адресу: <адрес>, кадастровый , которым предусмотрено получение в собственность после окончания строительства жилого помещения, при этом, ЖСК обязуется исполнить обязательства по передаче объекта в срок до 4 квартала 2015 года.

Обязательства по договору паевого взноса административным истцом исполнены в полном объеме.

Обязательства по договору паевого взноса ЖСК «Молодежный Квартал» не исполнены.

09.01.2019 г. Сотникова Н.М. обратилась в Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан регистрационный номер ГР-211/2019, приложив к нему копии документов: паспорта; договора паевого взноса от 03.12.2014 г. №03/12; платежных документов.

Уведомлением об отказе во включении в реестр пострадавших граждан №ГР-211/2019-0-1 от 28.01.2019 г. Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области указал, что по результатам рассмотрения представленного административным истцом заявления о включении в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого предусмотрено ч.7 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», принято решение об отказе во включении административного истца в указанный реестров соответствии с п.п.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 г. №560/пр, в связи с несоответствием п.п.1 п.2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 г. №556-пр, так как привлечение денежных средств административного истца для строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес> осуществлялось ЖСК «Молодежный Квартал» на основании договора паевого взноса от 03.12.2014 г. №03/12, не являющегося договором участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным Законом от 30.12.2004 г. №214-ФЗ.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19.04.2019 г. по административному делу №2а-4428/2019, уведомление Комитета об отказе во включении в Реестр пострадавших граждан от 28.01.2019 г. № ГР-211/2019и -0-1 признано незаконным, на Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление Сотниковой Н.М. от 09.01.2019 г. (входящий номер ГР-211/2019) о включении в Реестр пострадавших граждан.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12.09.2019 г., решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19.04.2019 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области без удовлетворения.

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19.04.2019 г. вступило в законную силу 12.09.2019 г.

Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции по делу №88а-9204/2020 от 19.05.2020 г. решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19.04.2019 года, апелляционное определение Ленинградского областного суда от 12.09.2019 г. оставлены без изменения, а кассационная жалоба Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области - без удовлетворения.

Во исполнение решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19.04.2019 г. по административному делу №2а-4428/2019 Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области рассмотрено заявление Сотниковой Н.М. о включении в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого предусмотрено ч.7 ст.23 Федерального закона 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (ГР-211/2019 от 09.01.2019 г.). По результатам рассмотрения оспариваемым уведомлением от 09.09.2020 г. сообщено следующее. Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19.04.2019 г. по делу №2а-4428/19 в редакции апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12.09.2019 по делу №33а-5348/2019 на Комитет возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Сотниковой Н.М. о включении в Реестр пострадавших граждан. В соответствии с ч.4 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федераций» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. На основании пп. «в» п.15 ст.1 Федерального закона от 27.06.2019 г. №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч.7 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (которой ранее были установлены полномочия контролирующего органа по признанию в соответствии с, установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан) признана утратившей силу. В то же время, п.16 ст.1 Федерального закона от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельное законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ст.23.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве, многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части ведения Единого реестра проблемных объектов, который формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Указанные положения федерального закона вступили в силу с 27.06.2019 г. Таким образом, с 27.06.2019 г. Комитет более не наделен полномочиями по признанию в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований, который основан на имеющихся в деле доказательствах.

Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в ч. 2 ст. 3 КАС РФ, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

Часть 1 статьи 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ), которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Статьей 23 Федерального закона №214-ФЗ предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Регулирование осуществляется в соответствии с поименованным выше законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (ч. 1 ст. 23).

Согласно ч. 7 ст. 23 Федерального закона № 214-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Таким контролирующим органом в соответствии с Положением о комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 22 февраля 2007 года N 42, является названный Комитет.

Действительно, на основании пп. «в» п.15 ст.1 Федерального закона от 27.06.2019 г. №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ, которой предусматривалось ведение реестра пострадавших граждан-участников долевого строительства, признана утратившей силу.

Однако, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Следовательно, к правоотношениям между административным ответчиком и административным истцом должны применяться нормативные правовые акты, действующие в период нарушения прав административных истцов.

Согласно материалам дела, заявление административного истца о включении в реестр пострадавших граждан поступило в адрес Комитета Госстройнадзора 09.01.2019 г., т.е. до внесения изменения в Федеральный закон N214-ФЗ.

В то же время Федеральный закон от 27.06.2019 года N 151-ФЗ не содержит каких-либо специальных норм о придании закону обратной силы, в связи с чем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что при рассмотрении настоящего дела подлежал применению Федеральный закон N214-ФЗ в редакции, действовавшей на момента обращения административного истца с заявлением о включении в реестр, т.е. до внесения в него изменений.

При правильном исполнении административным ответчиком требований законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, с учетом Правил ведения реестра пострадавших граждан, обязывающих контролирующий орган принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших граждан в течение 14 рабочих дней с даты его поступления, административный истец подлежал включению в реестр пострадавших граждан, при условии подачи всех необходимых документов. Нормы о признании реестра пострадавших граждан недействующим или утратившим силу федеральным законодателем не принималось.

В связи с этим, в отношении административного истца, как лица, подлежащего включению в реестр пострадавших граждан, в силу положений статей 23.1 и 23.2 Федерального закона N 214-ФЗ, что установлено решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19.04.2019 г. по административному делу №2а-4428/2019, также должны быть проведены соответствующие мероприятия по восстановлению прав истца, предусмотренных указанным законом.

Однако, судебная коллегия полагает необходимым изменить формулировку третьего абзаца резолютивной части решения, удалив из резолютивной части решения обязательство ответчика включить административного истца в реестр пострадавших граждан с 09.01.2019 г., поскольку в соответствии с Правилами ведения реестра пострадавших граждан, контролирующий орган обязан принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших граждан не в тот же день, когда поступило заявление, а в течение 14 рабочих дней с даты его поступления.

Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы Комитета Госстройнадзора основаны на неверном толковании и ошибочном понимании заявителем норм действующего законодательства, сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года изменить, сформулировав третий абзац резолютивной части решения следующим образом.

Обязать Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области включить ФИО1 в Реестр пострадавших граждан, на основании заявления от 09 января 2019 г.

В остальной части решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья <данные изъяты>

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 мая 2021 г.