Дело № 33а-3992/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 03 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Рябинина К.В., Муратовой С.В.,
при секретаре Голушко П.Е.,
рассмотрела в судебном заседании административное дело №2а-183/2021 (47RS0014-01-2020-002045-65) по апелляционным жалобам администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, Петрова А.Ю., Кайдалова В.С., Морозова Д.В., Осипенко В.В. на решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 01 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконными уведомлений о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения заинтересованных лиц - Петрова А.Ю., Осипенко В.В., адвоката Грибуковой Л.Н. – представителя заинтересованных лиц Морозова Д.В. и Кайдалова В.С., возражения Хабаровой Е.А. - представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, судебная коллегия
установила:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области (далее – Администрация), в котором просит признать незаконными уведомления Администрации о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 12.08.2020 г. № 317/3-2020, выданное Кайдалову В.С. в связи со строительством жилого дома на земельном участке №, от 15.07.2020 г. № 239/3-2020, от 15.07.2020 г. № 240/3-2020, от 24.07.2020 г. № 259/3-2020, выданные Морозову Д.В. в связи со строительством жилого дома на земельных участках с кадастровыми номерами соответственно №, №, №.
В обоснование заявленных требований указано, что на территории Красноозерного сельского поселения Приозерского муниципального района Ленинградской области и Красносельского сельского поселения Выборгского муниципального района Ленинградской области расположена особо охраняемая природная территория регионального значения – памятник природы «Озеро Красное». В соответствии с пунктами 6, 10, 11, 14 Паспорта памятника природы для памятника природы, в целях его охраны и охраны гидрологического режима озера Красное, установлена охранная зона. В границах охранной зоны памятника природы допускается проведение земляных, гидротехнических и строительных работ только с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обеспечения эксплуатации, ремонта и реконструкции сооружений и коммуникаций систем жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов инфраструктуры рекреации.
В отношении расположенных в границах охранной зоны памятника природы земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и № администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области выданы оспариваемые по настоящему делу уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 12.08.2020 № 317/3-2020 (Кайдалову В.С.), от 15.07.2020 № 239/3-2020 (Морозову Д.В.), от 15.07.2020 № 240/3-2020 (Морозову Д.В.) и от 24.07.2020 № 259/3-2020 (Морозову Д.В.), соответственно.
В соответствии с п.п. 14.1, 14.2 Паспорта памятника природы в границах охранной зоны памятника природы допускается проведение земляных, гидротехнических и строительных работ только с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обеспечения эксплуатации, ремонта и реконструкции сооружений и коммуникаций систем жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов инфраструктуры рекреации. Земельные участки расположены в границах деревни Четверяково. В статье 36 текстовой части правил землепользования и застройки деревни Четверяково приведены сведения о режиме особой охраны охранной зоны памятника природы, в том числе, о запрете на проведение строительных работ. Согласно карте градостроительного зонирования в составе правил землепользования и застройки деревни Четверяково территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № и №, находится в границах охранной зоны памятника природы. Таким образом, в соответствии с требованиями режима особой охраны охранной зоны памятника природы на указанных земельных участках не допускается проведение земляных, гидротехнических и строительных работ, кроме работ, проводимых с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обеспечения строительства, эксплуатации, ремонта и реконструкции сооружений и коммуникаций систем жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов инфраструктуры рекреации, в том числе, не допускается строительство объектов индивидуального жилищного строительства. Оспариваемые уведомления дают право застройщикам осуществить строительство жилых домов на принадлежащих им земельных участках. Оспариваемые уведомления противоречат режиму особой охраны охранной зоны памятника природы, и, в этой части, также противоречат правилам землепользования и застройки деревни Четверяково. О том, что администрацией Приозерского района в адрес застройщиков были направлены уведомления о соответствии планируемого строительства, Комитет узнал с получением письма администрации Приозерского района от 14.08.2020 г. № 01-08-3240/2020. (т. 1 л.д. 6-16, т. 5 л.д. 69-73).
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером № принадлежит Кайдалову В.С., № принадлежит Морозову Д.В., № - Осипенко В.В., № - Петрову А.Ю.
Определением Приозерского городского суда Ленинградской области от 15.12.2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Морозов Д.В., Кайдалов В.С., Осипенко В.В., Петров А.Ю..
В отзыве на административный иск административный ответчик -администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в удовлетворении административных исковых требований просит отказать, ссылаясь на то, что оспариваемые уведомления соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. Указывает, что основанием для выдачи уведомлений послужили ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ и п.п. 14.1, 14.2 Паспорта памятника природы. В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования Красноозерное сельское поселение земельные участки отнесены к территориальной зоне ТЖ2.1 (зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками). В отношении земельных участков установлена также зона с особым режимом использования территории в границах земельного участка – охранная зона памятника природы «Озеро Красное». В соответствии с условиями паспорта памятника природы на землях населенных пунктов в охранной зоне памятника природы не запрещается строительство на земельных участках, сформированных под организацию садоводств, огородничеств, жилищного строительства, ведение личного подсобного хозяйства. Границы земельных участков установлены на местности, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Земельные участки находятся в границах д. Четверяково, образованы для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы. Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков не содержит сведений об обременении, в виде зоны с особым режимом использования территории в границах земельного участка – охранная зона памятника природы «Озера Красное». Более того, единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений и о координатах границ зоны с особым режимом использования территории памятника природы «Озеро Красное», что не позволяет достоверно установить границы охранных зон памятника природы (т. 1 л.д. 86-93).
Заинтересованными лицами ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 представлены отзывы на административный иск, в которых они просят отказать в удовлетворении административных исковых требований, считают их необоснованными, поскольку уведомления выданы органом местного самоуправления в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и установленной процедуры. Правовой режим земельных участков предусматривает строительство индивидуального жилого дома, поскольку они отнесены к территориальной зоне застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами (т. 5 л.д. 40-43, 44-46, 47-49, 63-65, 214-216).
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, представитель Администрации просила в иске отказать.
Представитель заинтересованных лиц ФИО2 и ФИО1 – адвокат Грибукова Л.Н. в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Обжалуемым решением Приозерского городского суда Ленинградской области от 01.02.2021 г. требования удовлетворены, судом признаны незаконными уведомления администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 12.08.2020 г. № 317/3-2020, от 15.07.2020 г. № 239/3-2020, от 15.07.2020 г. №240/3-2020, от 24.07.2020 №259/3-2020 ( л.д. 9 -24, т.6).
Апелляционные жалобы на решение поданы административным ответчиком – администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области и заинтересованными лицами – ФИО4, ФИО2, ФИО1 и ФИО3 ( т.6, л.д. 71 -137). В апелляционных жалобах ставится вопрос об отмене решения и отказе в удовлетворении требований.
Явившиеся в суд апелляционной инстанции заинтересованные лица ФИО4, ФИО3, адвокат Грибукова Л.Н. - представитель заинтересованных лиц ФИО1 и ФИО2, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Административный ответчик - администрация муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о времени и месте апелляционного рассмотрения уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Проверив материалы дела, определив по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, извещенных о времени и месте рассмотрения лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; 3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; 4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 3).
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в п. 1 ч. 3 данной статьи, запрашиваются органами, указанными в абз. 1 ч. 1 указанной статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы… (часть 4).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного ч. 8 данной статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным указанным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 7).
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным данным Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (часть 10).
Получение застройщиком уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 данной статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с частью 1 данной статьи. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 21.1 статьи 51 указанного Кодекса. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется (часть 13).
Как установлено судом из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы, для иных видов жилой застройки, дата государственной регистрации права – 25.07.2019 г. (т. 4 л.д. 187-193)
ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы, для иных видов жилой застройки, дата государственной регистрации права – 21.12.2017 г. (т. 4, л.д. 194-200)
ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы, для иных видов жилой застройки, дата государственной регистрации права – 05.08.2020 г. (т. 4, л.д. 201-207)
ФИО4 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы, для иных видов жилой застройки, дата государственной регистрации права – 13.08.2020 г. (т. 4 л.д. 208-214)
12.08.2020 г. администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ФИО2 направлено уведомление № 317/3-2020 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. (т. 1 л.д. 122)
15.07.2020 г. администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ФИО1 направлено уведомление № 239/3-202 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. (т. 1 л.д. 151)
15.07.2020 г. администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ФИО1 направлено уведомление № 240/3-2020 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. (т. 1 л.д. 170)
24.07.2020 г. администрацией муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области по результатам рассмотрения уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ФИО1 направлено уведомление № 259/3-2020 о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. (т. 1 л.д. 191)
О направлении указанных уведомлений административному истцу стало известно при получении письма администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 14.08.2020 г. № 01-08-3240/2020. (т. 1 л.д. 37-38)
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.04.2010 г. № 99 «Об утверждении Паспорта особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» и внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 26.12.1996 года № 494 «О приведении в соответствие с новым природоохранным законодательством Российской Федерации существующей сети особо охраняемых природных территорий Ленинградской области» утвержден Паспорт особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» регионального статуса.
В соответствии с пунктом 9 паспорта памятника природы граница территории памятника природы проходит по периметру озера Красное на расстоянии 50 метров от береговой линии.
В соответствии с пунктами 6, 10, 11, 14 паспорта памятника природы для памятника природы, в целях его охраны и охраны гидрологического режима озера Красное, установлена охранная зона.
В соответствии с пунктом 11 паспорта памятника природы граница охранной зоны памятника природы проходит:
Северо-западная – от юго-западного угла квартала 77 Мичуринского участкового лесничества Приозерского лесничества по восточной границе земельного участка автомобильной дороги Волочаевка - Красноозерное - Приозерское шоссе общим направлением на север и северо-восток через деревню Красноозерное и далее до пересечения с просекой ЛЭП вблизи деревни Четверяково.
Северо-восточная – от пересечения автомобильной дороги Красноозерное - Приозерское шоссе с просекой ЛЭП в районе деревни Четверяково по южной границе земельного участка ЛЭП общим направлением на юго-восток до западной границы квартала 67 Мичуринского участкового лесничества Приозерского лесничества, далее по западной границе квартала 67, затем по южным границам <...>, 156, 162 Мичуринского участкового лесничества до границы деревни Светлое.
Южная – по границе деревни Светлое, обходя деревню с запада, до автомобильной дороги Коробицыно - Светлое, далее по западной границе земельного участка автомобильной дороги до границы земель, находящихся в муниципальной собственности (участок «Золотая Долина»), далее, огибая находящиеся в муниципальной собственности земли с севера, востока и юга до автомобильной дороги Коробицыно - Светлое, через автомобильную дорогу и далее по юго-восточной и юго-западной границам квартала 81 Мичуринского участкового лесничества, далее по южным просекам кварталов 80, 79, 78, северной границе Мичуринского участкового лесничества до юго-восточного угла квартала 77 Мичуринского участкового лесничества, далее по южной границе квартала 77 Мичуринского участкового лесничества к исходной точке.
Суд первой инстанции установил, что земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № и № исходя из установленного (в текстовой форме) описания границ охранной зоны памятника природы расположены в границах охранной зоны памятника природы.
Как указано в выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, утвержденным решением совета депутатов муниципального образования Красноозерное сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области № 132 от 30 мая 2013 г., земельные участки относятся к территориальной зоне застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками (ТЖ2.1).
В отношении указанных земельных участков установлена также зона с особым режимом использования территории в границах земельного участка – охранная зона памятника природы «Озеро Красное». (т. 1 л.д. 94-100, 101-107, 108-114, 115-121)
Удовлетворяя требования, суд сослался на пункты 14.1, 14.2 Паспорта памятника природы, которыми установлены связанные с особым режимом территории ограничения, запрещено проведение всех видов земляных, гидротехнических и строительных работ, кроме работ, проводимых с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обеспечения строительства, эксплуатации, ремонта и реконструкции сооружений и коммуникаций систем жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов инфраструктуры рекреации по согласованию с уполномоченным органом и на основании проекта, утвержденного в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 14.2 паспорта Памятника природы в границах охранной зоны Памятника природы разрешено проведение земляных, гидротехнических и строительных работ с целью осуществления мер пожарной безопасности в лесах, обеспечения эксплуатации, ремонта и реконструкции сооружений и коммуникаций систем жизнеобеспечения населенных пунктов и объектов инфраструктуры рекреации по согласованию с уполномоченным органом и на основании проекта, утвержденного в установленном порядке.
Судебная коллегия не может согласиться с принятым решением, в связи со следующим.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее – ЗК РФ) закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2).
Названная статья также определяет закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и (или) ограниченных в обороте. К таким объектам отнесены в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 4 и подпункт 1 пункта 5). Земельные участки, находящиеся в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в указанный перечень не включены.
В соответствии с положениями п.1, 3, 10 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается ( п. 3 ст. 95 ЗК РФ). Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев ( п. 10 ст. 95 ЗК РФ).
Согласно подп. 11 п.1 ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы).
В силу п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об особо охраняемых природных территориях" для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны. Положение об охранных зонах указанных особо охраняемых природных территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Ограничения использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливаются решением об установлении охранной зоны особо охраняемой природной территории.
Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 N 138 утверждены Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон", которые определяют порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы (далее - охранные зоны), установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон.
Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах ( п.2 Правил).
Земельные участки, которые включены в границы охранной зоны, у собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для таких земельных участков особого правового режима ( п. 3 Правил).
Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон (далее - режим охранных зон) устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании ( п. 5 Правил).
Согласно положениям п.29, 30 Правил в границах охранных зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы. В границах охранных зон хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением положений о соответствующей охранной зоне и требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О животном мире".
Согласно паспорту особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» регионального статуса на территории охранной зоны установлены ограничения.
В пункте 14.1 Паспорта особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» предусмотрены запреты, касающиеся строительства, однако данные запреты не распространяются на земли населенных пунктов.
В частности, п. 14.1 Паспорта особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» предусмотрены запреты на формирование и предоставление земельных участков, строительство промышленных предприятий и сооружений, формирование и предоставление земельных участков под организацию садоводств, огородничеств, жилищного строительства, ведение личного подсобного хозяйства, кроме земель населенных пунктов ( абз.5 п. 14.1, л.д. 24, т.1).
Таким образом, в предусмотренных п.п.14.1, 14.2 Паспорта особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» ограничениях отсутствует запрет на строительство индивидуальных жилых домов на землях населенных пунктов, напротив, абз. 3, 4 пункта 14.2 Паспорта охраняемой природной территории предусмотрено, что на территории охранной зоны разрешается формирование и предоставление земельных участков на землях населенных пунктов под организацию садоводств, огородничеств, жилищного строительства, ведение личного подсобного хозяйства; на территории охранной зоны разрешается формирование и предоставление земельных участков под строительство, эксплуатацию, реконструкцию и ремонт систем жизнеобеспечения населенных пунктов при условии проведения природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия строительных работ на природные комплексы и объекты по согласованию с уполномоченным органом и на основании проекта, утвержденного в установленном порядке ( л.д. 25, т.1)
Все перечисленные земельные участки, принадлежащие заинтересованным лицам расположены на землях населенных пунктов – в пределах границы деревни Четверяково Красноозерного сельского поселения, имеют вид разрешенного использования «для размещения индивидуальных жилых домов с приусадебными земельными участками без права содержания мелкого скота и птицы (л.д. 27 -34, т.1), расположены в территориальной зоне ТЖ2.1 (зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками).
Согласно Правилам землепользования и застройки МО Красноозерное сельское поселение, утвержденными решением Совета депутатов МО №131 от 30.05.2013 г., земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № и №, собственникам которых администрацией выданы оспариваемые Комитетом уведомления, отнесены к территориальной зоне ТЖ2.1 (зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с участками), в отношении названных земельных участков установлена также зона с особым режимом использования территории в границах земельного участка – охранная зона памятника природы «Озеро Красное», в частности как было указано, согласно п. 14.2 Паспорта особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» на территории охранной зоны разрешается формирование и предоставление земельных участков под строительство, эксплуатацию, реконструкцию и ремонт систем жизнеобеспечения населенных пунктов при условии проведения природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия строительных работ на природные комплексы и объекты по согласованию с уполномоченным органом и на основании проекта, утвержденного в установленном порядке.
Таким образом, исходя из положений ст. 27, 95, 105 ЗК РФ, из содержания п.п. 14.1, 14.2 Паспорта особо охраняемой природной территории «Озеро Красное» само по себе нахождение земельных участков, на которые Администрацией выданы оспариваемые Комитетом уведомления, в границах охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения «Озеро Красное» не является основанием для запрета индивидуального жилищного строительства, т.к. земельные участки расположены в пределах границ населенного пункта. Соответственно, Администрацией не были нарушены требования действующего законодательства при выдаче оспариваемых уведомлений о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как не соответствующее установленным обстоятельствам и приведенным положениям закона, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Приозерского городского суда Ленинградской области от 01 февраля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Комитета по природным ресурсам Ленинградской области к администрации муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области о признании незаконными уведомлений № 239/3-2020 от 15.07.2020 г., № 240/3-2020 от 15.07.2020 г., № 259/3-2020 от 24.07.2020 г., № 317/3-2020 от 12.08.2020 г., отказать.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: <данные изъяты>
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июня 2021 г.