ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4083/2018 от 28.02.2018 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Майорова И.В. дело № 33а-4083/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2018 года г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Соболевой Т.Е.,

судей Кормильцевой И. И., Колпаковой А.В.,

при секретаре Парамоновой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мусаева Теймура Вахид оглы к ГУ МВД России по Свердловской области о признании решения незаконным,

по апелляционной жалобе административного ответчика ГУ МВД России по Свердловской области

на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 08 ноября 2017 года.

Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И., объяснения представителя административного истца Оруджева К.Р., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

административный истец гражданин Азербайджанской Республики Мусаев Т.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, полагая незаконным решение Комиссии по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешений на временное проживание в Российской Федерации ГУ МВД России по Свердловской области (далее Комиссия по распределению квоты) от 22 июня 2017 года об отказе в выделении ему квоты на 2017 год. В обоснование требований указал, что 22 июня 2017 года он прибыл на заседание комиссии для выделения квоты, представил необходимые документы, но среди лиц, в отношении которых выделена квота, себя не обнаружил. 05 июля 2017 года административный истец обратился с письменным обращением в УВМ ГУ МВД России по Свердловской области с просьбой о разъяснении причин отклонения его кандидатуры, на которое был получен ответ, что основанием отклонения его кандидатуры явилось отсутствие у административного истца документов, свидетельствующих о законном пребывании на территории Российской Федерации. Полагал такое решение незаконным, так как на 22 июня 2017 года он состоял на учете по месту временного пребывания по адресу: ..., с 2013 года непрерывно работает на основании патента, не имеет административных взысканий на территории Российской Федерации, исправно уплачивает налоги на основании выданного патента, не нарушает требований миграционного законодательства.

Решением суда от 08 ноября 2017 года административный иск Мусаева Т.В. удовлетворен, признано незаконным решение Комиссии по распределению квоты от 22 июня 2017 года об отказе в выделении квоты на 2017 год для получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации в отношении Мусаева Т.В.

Не согласившись с решением суда, административным ответчиком ГУ МВД России по Свердловской области подана апелляционная жалоба. В апелляционной жалобе указано, что решением Комиссии по распределению квоты от 22 июня 2017 года установлено, что Мусаевым Т.В. не были представлены документы, подтверждающие законность его нахождения на территории Российской Федерации. Согласно статье 34 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 22.04.2013 № 214, заявление и документы к рассмотрению не принимаются, если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием единого портала. В связи с этим решение об отказе в выделении квоты на 2017 год для получения разрешения на временное проживание является законным.

Административный истец Мусаев Т.В., представитель административного ответчика ГУ МВД России по Свердловской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом почтовым извещением, конверт вернулся с отметкой «истек срок хранения», факсимильной связью 13 февраля 2018 года, а также посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Выдавать разрешение на временное проживание либо отказывать в выдаче такого разрешения в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» уполномочены территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

Согласно пункту 1 статьи 6 указанного Федерального закона разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан (пункт 2).

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 8).

На момент спорных правоотношений действовал Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденный Приказом ФМС России от 22.04.2013 № 214.

Документы, которые необходимо предоставить для получения разрешения, указаны в пункте 19 Административного регламента.

Пунктом 34 Административного регламента предусмотрены случаи, когда документы не принимаются к рассмотрению, в частности, если отсутствуют документы, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием единого портала; если представленные документы не соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям; если исчерпана квота, утвержденная Правительством Российской Федерации для соответствующего субъекта Российской Федерации; если заявитель находится на территории Российской Федерации с нарушением установленного порядка пребывания (проживания).

Приказом ГУ МВД России по Свердловской области от 08.02.2017 № 171 создана Комиссия по распределению установленной для Свердловской области квоты на выдачу разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также утверждены Положение о Комиссии по распределению квоты и ее состав, Порядок организации приема иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на получение квоты на выдачу разрешения на временное проживание.

Суд первой инстанции установил, что гражданин Азербайджанской Республики Мусаев Т.В. 22 июня 2017 года присутствовал на заседании Комиссии по распределению квоты, решение на котором не объявлялось. Поскольку в списках граждан, которым выделена квота, административного истца не оказалось, он обратился в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области. 12 июля 2017 года Мусаев Т.В. получил ответ, согласно которому Мусаевым Т.В. 22 июня 2017 года не были предоставлены документы, подтверждающие законность нахождения на территории Российской Федерации, и он может повторно явиться на заседание Комиссии по распределению квоты в установленные часы и дни приема.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного ответчика утверждал, что именно указанное обстоятельство – незаконность нахождения административного истца на территории Российской Федерации - не позволило Комиссии по распределению квоты принять положительное решение о выделении квоты Мусаеву Т.В., поэтому он не был включен в обозначенные списки.

Суд первой инстанции установил, что из протоколов заседания Комиссии по распределению квоты невозможно установить, какова была причина отказа в выделении квоты административному истцу, отсутствуют такие сведения и в Списке иностранных граждан и лиц без гражданства, явившихся на заседание Комиссии по распределению квоты на выдачу разрешений на временное проживание 22 июня 2017 года. Между тем, было также установлено, что 14 ноября 2016 года административным истцом получен патент на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации, квитанция об оплате патента имелась. Ранее с 25 ноября 2015 года по 26 ноября 2016 года административный истец также находился на территории России на основании патента, что подтверждается представленной административным ответчиком выпиской из электронной базы АС ЦБДУИГ. 21 декабря 2015 года Мусаев Т.В. принят на работу в ООО «Оазис-цветок» в качестве подсобного рабочего и работает в обществе по настоящее время.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Комиссии по распределению квоты, наличии оснований для удовлетворения требований административного истца.

Судебная коллегия находит выводы суда верными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.

Согласно Положению о Комиссии по распределению квоты решение оформляется протоколом и вступает в силу после его подписания Председателем и Секретарем Комиссии (пункт 15).

В соответствии с Порядком приема иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на получение квоты на выдачу разрешения на временное проживание, Комиссия по распределению квоты проверяет представленные иностранными гражданами и лицами без гражданства документы в соответствии с пунктами 19-23 Административного регламента (пункт 3), во время проведения заседаний Комиссии по распределению квоты осуществляется проверка достоверности сведений, получаемых от иностранных граждан и лиц без гражданства, а также законность нахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина (лица без гражданства), и при необходимости, принимаются меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).

Вместе с тем, из объяснений стороны административного истца следует, что на заседании Комиссии по распределению квоты основания, на которых Мусаев В.Т. находится на территории Российской Федерации, у административного истца не выяснялись, решение не объявлялось, что послужило причиной его обращения в ГУ МВД по Свердловской области.

Таким образом, в нарушение пунктов 3, 4 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик не доказал законность решения от 22 июня 2017 года, его соответствие требованиям Административного регламента, Положения о Комиссии по распределению квоты и Порядка приема иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на получение квоты на выдачу разрешения на временное проживание.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований административного истца, решение является правильным.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, и не являются основанием, предусмотренным статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 08 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ГУ МВД Росси по Свердловской области – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Е. Соболева

Судьи И.И. Кормильцева

А.В. Колпакова