ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4220/2022 от 14.07.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-4220/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 14 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Морозовой С.Г.,

судей : Григорьевой Н.М., Шулындиной С.А.,

при секретаре Кирьяновой В.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 ноября 2021 года, которым удовлетворен административный иск Лобачевой Лилии Викторовны, Лобачева Дмитрия Юрьевича к Комитету общего и профессионального образования Ленинградской области, заместителю председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Рыборецкой Т.Г. о признании незаконным решения от 27.05.2021 ,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения административных истцов Лобачевой Л.В. и Лобачева Д. Ю.а и их представителя – Струкова Д.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

административные истцы обратились в Выборгской городской суд Ленинградской области с административным иском, указав в обосновании требований, что решением Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области администрации Ленинградской области (далее Комитет) 27.05.2021, оформленное письмом , отказано Л.В. Лобачевой и Д.Ю. Лобачева, во внесении записи о них в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – «банк данных») без предоставления данных из банка о детях. В качестве основания указано, что Лобачев Д.Ю. является ранее осуждённым по ст. 73, п. А, В, Д ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не может быть усыновителем.

Данное решение истцы считают незаконным и подлежащим отмен, поскольку административный ответчик применил нормативный акт, не подлежавший применению к спорным публичным правоотношениям и нарушил право административных истцов на получение информации о детях, оставшихся без попечений родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, указав, что Лобачев Д.Ю. приговором Кировского районного суда города Санкт-Петербурга от 15.05.2001 был осуждён по статье 73, п. А, В, Д ч. 2 ст. 161 на 3 года лишения свободы условно с испытательным сроком 5 лет. Приговор вступил в законную силу 23.05.2001, судимость была погашена 10.05.2006, в связи с чем, не являлся лицом, имеющим судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление. Кроме того, Лобачевой Л.В. не могло быть отказано в доступе к банку данных о детях со ссылкой на судимость её мужа в силу личного характера конституционного права на усыновление.

На основании изложенного административные истцы просят суд признать незаконным решение Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области в отношении Лобачёвой Л.В. и Лобачёва Д.Ю., оформленного письмом от 27.05.2021.

Определением суда от 03.11.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен заместитель председателя Комитета Рыборецкая Т.Г. (л.д. 105).

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 29.11.2021 исковые требования удовлетворены (л.д. 138-144).

В апелляционной жалобе, содержащее ходатайство о восстановлении срока на ее подачу, Комитет просит решение суда отменить, указав в обосновании неправильное применение норм материального права (л.д. 154-157).

Определением суда от 01.04.2022 срок для подачи апелляционной жалобы восстановлен (л.д. 164).

Административные ответчики, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении не заявляли.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьями 150, 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения, явившихся лиц, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя, указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Одной из форм обеспечения и защиты интересов несовершеннолетних детей является установление при необходимости над ними опеки или попечительства.

Согласно статье 126 Семейного кодекса Российской Федерации учет лиц, желающих усыновить детей, осуществляется в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок учета лиц, желающих усыновить детей, перечень необходимых документов, требования к усыновителям установлены Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275.

Согласно п. 9 Правил, в целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 3 рабочих дней со дня подтверждения соответствующими уполномоченными органами сведений, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, проводит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяется отсутствие установленных Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка. При обследовании условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Постановка на учет в качестве кандидатов в усыновители граждан, имеющих заключение о возможности быть опекуном, осуществляется на основании заявления и представленного ими заключения о возможности быть опекуном. Представление иных документов в этом случае не требуется (п. 9(1) Правил N 275).

Приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 16.09.2020 № 42 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации", согласно п.2.2 которого, услугу предоставляет Комитет.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, супругам Лобачевой Л.В. и Лобачеву Д.Ю. было выдано Заключение от 05.05.2021 органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителями или опекунами (попечителями) (л.д. 21-23).

25.05.2021 административные истцы обратились в Комитет с заявлением о желании усыновить ребёнка (детей) и с просьбой ознакомить с находящимися на учете сведениями о детях, соответствующих их пожеланиям, приложив к заявлению анкеты и заключение от 05.05.2021. Заявление зарегистрировано 26.05.2021 за (л.д. 74).Решением Комитета от 27.05.2021, оформленного письмом , представленные заявителями документы возвращены, со ссылкой на п.11 ст. 127 Семейного кодекса РФ. В качестве основания указано, что Лобачев Д.Ю. был ранее осужден по ст. 73, п. а, в, д, ч. 2 ст. 161 УК РФ.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что 16.05.2006 испытательный срок, установленный Лобачеву Д.Ю. истек и с этого момента судимость прекратилась, в связи с чем, законодательные ограничения возможности быть усыновителем для Д.Ю. Лобачева были полностью сняты 23.05.2006, и отсутствовали в момент его обращения к административному ответчику. Иных оснований для возврата документов в оспариваемом решении не указано.

Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными и правомерными.

Довод жалобы о том, что Лобачев Д.Ю. не может быть усыновителем, как лицо имеющее судимость, при этом факт погашения судимости правового значения не имеет, судебная коллегия полагает не имеющим правового значения в контексте установленных обстоятельств.

При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить, что Комитетом заявление истцов рассмотрено не в полном объеме.

Приказом Минпросвещения России от 15.06.2020 N 300, утвержден Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 30 Порядка, учет сведений о гражданине Российской Федерации, постоянно проживающем на территории Российской Федерации, желающем принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью (далее - российский гражданин) и обратившемся для получения сведений о детях из государственного банка данных о детях, осуществляется органом опеки и попечительства, региональным оператором или федеральным оператором, к которому обратился российский гражданин (далее - соответствующий оператор).

Согласно п. 32 Порядка, учету в государственном банке данных о детях подлежат сведения о российском гражданине, обратившемся лично и предъявившем в орган опеки и попечительства либо соответствующему оператору документ, удостоверяющий его личность; заявление о своем желании принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить его с находящимися на учете сведениями о детях, соответствующими его пожеланиям, по форме, приведенной в приложении N 12 к настоящему Порядку; анкету гражданина по форме, приведенной в приложении N 11 к настоящему Порядку; заключение органа опеки и попечительства, выданное по месту жительства гражданина, о возможности гражданина быть усыновителем или опекуном (попечителем) по форме, приведенной в приложении N 13 к настоящему Порядку; страховой номер индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС).

Орган опеки и попечительства либо соответствующий оператор со дня получения заявления и документов, предусмотренных пунктами 32 и 33 настоящего Порядка: в течение трех дней рассматривает их по существу, вносит сведения о российском гражданине в государственный банк данных о детях либо при отсутствии установленных законодательством Российской Федерации оснований для предоставления российскому гражданину запрашиваемой информации орган опеки и попечительства либо соответствующий оператор возвращает российскому гражданину представленные документы с указанием в письменной форме причин отказа.

Приказом комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 16.09.2020 № 42 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации"

Согласно п. 2.3 Регламента, результатом предоставления государственной услуги является: предоставление производной информации о детях, оставшихся без попечения родителей; постановка на учет в банк данных граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, при наличии документов, указанных в гла ве III Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 июня 2020 года N 300 "Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (далее - Порядок), для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и в соответствии с главой IV Порядка для граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, желающих усыновить (удочерить) ребенка, оставшегося без попечения родителей; предоставление конфиденциальной информации для граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи, осуществляется при условии документирования информации о таких гражданах в вышеуказанном порядке (п. 2.3).

В случае отрицательного решения о постановке на учет граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в свою семью, гражданам направляется письменный ответ с указанием причин отказа не позднее трех дней, не позднее чем через 10 дней предоставляем мотивированный отказ о предоставлении документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (п.2.4).

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги указан в п.2.8 Регламента: а) отсутствие у заявителя документа, удостоверяющего его личность; б) отсутствие среди представленных заявителем хотя бы одного из документов, предусмотренных пунктом 2.6 настоящего Регламента; в) истечение срока действия документов; г) несоответствие представляемых документов установленным формам; д) отсутствие права у заявителя на получение государственной услуги.

Оснований, предусматривающий возможность возврата документов указанным Регламентом не предусмотрено.

При этом заявление Лобачевой Л.В. по существу не рассмотрено, правовых оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в оспариваемом решении не содержится.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что вывод суда о незаконности оспариваемого решения, принятого ответчиком является верным.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Таким образом, согласно вышеуказанной норме процессуального закона при удовлетворении административного иска о признании незаконным решения государственного органа, способ восстановления нарушенных прав административного истца определяется судом, принявшим соответствующий судебный акт.

Однако, в решении способ восстановления нарушенного права административных истцов судом не определен, в связи с чем, решение суда подлежит дополнению в части способа восстановления нарушенного права.

Определяя на основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ способ восстановления нарушенного права административных истцов, судебная коллегия полагает необходимым возложить на Комитет обязанность повторно рассмотреть заявление Лобачевой Л.В. и Лобачева Д.Ю. от 26.05.2021 (вх. ).

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 ноября 2021 года дополнить.

Обязать Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области повторно рассмотреть заявление Лобачевой Лилии Викторовны, Лобачева Дмитрия Юрьевича от 26.05.2021 (вх. ).

В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.07.2022.

(Судья Гришин Д.Ю.)