ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4517/20 от 14.08.2020 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Судья Калиновская В.М. Дело №33а-4517/2020

УИД: 76RS0008-01-2020-000800-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Малахова В.А.

судей Емельянова Ю.В., Моисеевой О.Н.

при секретаре Марковой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле

14 августа 2020 года

административное дело по апелляционной жалобе Борисова Олега Александровича на решение Переславского районного суда Ярославской области от 05 июня 2020 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад судьи Емельяновой Ю.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Борисов О.А. обратился в суд с административным иском к администрации городского округа г. Переславля-Залесского Ярославской области, в котором просит признать незаконным и отменить решение об отказе в направлении предложения в состав исходной документации для разработки генерального плана, выраженное в Выписке из протокола № 2/20 заседания комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа город Переславль-Залесский от 01 апреля 2020 года; включить в проект генерального плана городского округа города Переславля-Залесского земельный участок с кадастровым номером , площадью 109119 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу ..., как подлежащий включению в черту населенного пункта ..., как земельный участок для комплексной жилой застройки.

В обоснование требований указано, что оспариваемым решением нарушены права и законные интересы административного истца, поскольку земельный участок решением комиссии 2016 года включен в границы населенного пункта ..., подлежит учету, как земельный участок входящий в территорию ... при разработке генерального плана городского округа. Администрация городского округа является правопреемником администрации Переславского муниципального района, решение комиссии 2016 года обязательно для действующей комиссии.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен административный истец - Борисов О.А. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении требований.

Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав в поддержание доводов жалобы Борисова О.А. и его представителя по устному ходатайству Терентьеву А.А., исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия считает, что правовых оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.

По смыслу статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.

При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок административного истца не мог быть учтен при разработке генерального плана городского округа, как входящий в границы населенного пункта ..., поскольку проект генерального плана Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района Ярославской области утвержден не был, к Комиссии 2019 года права и обязанности Комиссии 2016 года в силу принятия Закона Ярославской области от 13.06.2018 N 22-з не перешли, в настоящее время действует генеральный план Нагорьевского сельского поселения 2015 года, в котором земельный участок административного истца в границах населенного пункта ... не учтен, в то время как документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.

С указанными выводами, а также мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, находит их правильными, соответствующими обстоятельствам дела, а также закону.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа; решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 24).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Утверждение генеральных планов муниципального, городского округа в силу положений пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Судом установлено, из материалов дела следует, что Борисов О.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 109 119 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: ....

8 февраля 2016 года Борисов О.А. обратился в администрацию Нагорьевского сельского поселения с заявлением о выдаче заключения о возможности и целесообразности включения данного земельного участка в черту населенного пункта, изменения категории на земли населенных пунктов и вида разрешенного использования под комплексную жилую застройку.

18 февраля 2016 года Борисов О.А. обратился в администрацию Переславского муниципального района и в Комиссию по подготовке проекта изменений в Генеральный план Нагорьевского сельского поселения с заявлением о внесении изменений в графическую часть Генерального плана и включении земельного участка в черту населенного пункта ..., изменив категорию и вид разрешенного использования земельного участка.

22 июня 2016 года Комиссия по подготовке проекта изменений в Генеральные планы сельских поселений Переславского муниципального района Ярославской области приняла решение о включении земельного участка с кадастровым номером в черту населенного пункта ... с установлением вида разрешенного использования земельного участка «для комплексной жилой застройки»; заключении с собственником земельного участка соглашения о взаимном сотрудничестве и взаимодействии в вопросах освоения и застройки населенных пунктов с обязательством застройщика о том, что в местах размещения мелиоративной системы будут предусмотрены зеленые зоны и строительство вестись не будет; разъяснении заявителю, что внесение изменений в Генеральный план в отношении земельного участка осуществляется за его счет.

13 июня 2017 года Борисов О.А. обратился в администрацию Переславского муниципального района и в Комиссию по подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки Нагорьевского сельского поселения с заявлением об исправлении технических ошибок.

В письме от 7 июля 2017 года № исх.14.01-2493/17 за подписью главы Переславского муниципального района указано, что земельный участок с кадастровым номером включен в п. 1 приложения 4.3 «Перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав Нагорьевского сельского поселения» как земельный участок, включаемый в черту населенного пункта ..., для комплексной жилой застройки. В карте границ населенных пунктов испрашиваемый земельный участок отображен под №1. Проект генерального плана Нагорьевского сельского поселения согласован с Правительством Ярославской области, проходит процедуру утверждения. Правила землепользования и застройки Нагорьевского сельского поселения в новой редакции утверждены Решением Собрания представителей Переславского муниципального района №323 от 29 июня 2017 года. В карте градостроительного зонирования ... земельный участок с кадастровым номером отображен в границах населенного пункта ...

В соответствии со статьей 1 Закона Ярославской области от 13 июня 2018 года №22-з «Об объединении Нагорьевского, Пригородного и Рязанцевского сельских поселений, входящих в состав Переславского муниципального района, с городским округом город Переславль-Залесский и внесении изменений в Закон Ярославской области «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области» Нагорьевское, Пригородное и Рязанцевское сельские поселения, входящие в состав Переславского муниципального района, объединены с городским округом город Переславль-Залесский.

На основании статьи 2 указанного Закона Ярославской области границы городского округа город Переславль-Залесский совпадают с границами Переславского муниципального района на день вступления в силу настоящего Закона и включают территории объединившихся сельских поселений и городского округа город Переславль-Залесский.

16 августа 2018 года постановлением администрации городского округа города Переславля-Залесского № ПОС.03-1127/18 создана комиссия по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского.

8 февраля 2019 года Борисов О.А. обратился в комиссию по подготовке проекта генерального плана городского округа город Переславль-Залесский с заявлением о том, что земельный участок с кадастровым номером учтен и присутствует в проектной документации в рамках подготовки проекта генерального плана объединенного городского округа Переславль-Залесский, как участок, подлежащий включению в границы населенного пункта ... городского округа город Переславль-Залесский с видом разрешенного использования «для комплексной жилой застройки».

9 июля 2019 года решением Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского Борисову О.А. отказано во включении указанного земельного участка в черту населенного пункта ... по причине нецелесообразности и расположения земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории.

Решением Переславского районного суда Ярославской области от 28 ноября 2019 года, вступившим в законную силу 18 февраля 2020 года, признано незаконным решение Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского от 09 июля 2019 года об отказе во включении предложения по земельному участку с кадастровым номером в проект Генерального плана городского округа. На Комиссию по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского возложена обязанность в течение 20 дней с даты вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Борисова О.А.

10 марта 2020 года Комиссией по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского принято решение отложить рассмотрение заявления, рекомендовать Борисову О.А. представить документы, указанные в протоколе комиссии в срок до 31 марта 2020 года.

23 марта 2020 года Борисов О.А. в ответ на предложение направил заявление в котором изложил, что просит рассмотреть заявление с учетом обстоятельств, установленных решением суда.

Заявление Борисова О.А. было повторно рассмотрено Комиссией на заседании 01 апреля 2020 года, принято решение об отказе в направлении предложения в состав исходной документации для разработки генерального плана.

Суд пришел к правильному выводу о законности указанного решения, о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления Борисова О.А.

На основании статей 5, 6 Закона Ярославской области от 13 июня 2018 года №22-з органы местного самоуправления городского округа Переславль-Залесский являются правопреемниками органов местного самоуправления сельских поселений и Переславского муниципального района; муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления сельских поселений, Переславского муниципального района, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам Ярославской области и иным нормативным правовым актам Ярославской области, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления городского округа город Переславль-Залесский.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Ярославской области от 13 июня 2018 года №22-з «Об объединении Нагорьевского, Пригородного и Рязанцевского сельских поселений, входящих в состав Переславского муниципального района, с городским округом город Переславль-Залесский и внесении изменений в Закон Ярославской области «О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области», Уставом города Переславля-Залесского, в целях обеспечения устойчивого развития территории городского округа города Переславля-Залесского принято постановление администрации города Переславля-Залесского от 18 августа 2018 года №ПОС.03-1127/18 о подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского.

Указанным постановлением утвержден состав Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского, Положение о Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского, Порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского, Порядок направления в Комиссию предложений и замечаний заинтересованных лиц.

Основания для отказа в направлении предложения в состав исходной документации для разработки генерального плана установлены пунктом 4.13 Положения о Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского, к ним относятся: установление законами Российской Федерации и Ярославской области ограничений или запретов по изменению категории и вида разрешенного использования земельного участка; не соответствие размещения планируемых к строительству объектов капитального строительства на заявленных земельных участках требованиям технических регламентов и санитарно-защитных зон; определение невозможности и нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, устанволенной Комиссией в связи с невозможностью обеспечения осуществления полномочий городского округа, согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и (или) необходимость дополнительных финансовых затрат из бюджета городского округа на обеспечение исполнения данных полномочий.

Доводы апелляционной жалобы Борисова А.А., которые сводятся к нарушению Комиссией порядка рассмотрения его заявления, обязательности для Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского ранее принятого решения Комиссии по подготовке проекта генерального плана сельских поселений Переславского муниципального района, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Решение об отказе в направлении предложения в состав исходной документации для разработки генерального плана было принято комиссией по подготовке генерального плана городского округа г. Переславля-Залесского в рамках исполнения решения Переславского районного суда Ярославской области от 28 ноября 2019 года, согласно заявлению Борисова О.А. и на основании представленных им документов.

Комиссия не усмотрела оснований для рассмотрения поставленного Борисовым О.А. вопроса подтверждения присутствия земельного участка в проектной документации генерального плана городского округа в связи с отсутствием правового регулирования такого вопроса и установленной компетенцией Комиссии. В то же время, представленный заявителем пакет документов комиссия нашла не отвечающим требованиям подпункта «в» пункта 5 Порядка направления в Комиссию предложений заинтересованных лиц (приложение 4 к постановлению Администрации г. Переславля-Залесского от 16.08.2018 №ПОС.03-1127/18).

В числе оснований для отказа в направлении предложения в состав исходной документации для разработки генерального плана указано, в том числе, на то, что строительство объектов жилищного строительства, автомобильной дороги, разворотных площадок, артезианской скважины и площадки ТБО может привести к повреждению мелиоративной системы «Хмельники»; размещение планируемых к строительству объектов капитального строительства на заявленных земельных участках не соответствует требованиям технических регламентов и санитарно-защитных зон; определена невозможность и нецелесообразность включения земельного участка в грницы населенного пункта, установленная Комиссией в связи с невозможностью обеспечения осуществления полномочий городского округа, согласно Федеральному закону от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и (или) необходимость дополнительных финансовых затрат из бюджета городского округа на исполнение данных полномочий (заявителем не получены технические условия на подключение к газу образуемых земельных участков, населенный пункт ... не имеет централизованного водоснабжения и водоотведения, не имеет противопожарной системы, социальной инфраструктуры, подъезд к участку осуществляется через чужой земельный участок, технические условия на съезд не получены); в то же время, бюджет городского округа является дотационным и не имеет финансовой возможности осуществлять дополнительные программы и нести дополнительные расходные обязательства.

Изложенные выше положения закона предоставляют органу местного самоуправления право по своему усмотрению отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта, исходя из факта наличия заключения о нецелесообразности.

Доводы административного истца о том, что решение Комиссии по подготовке проекта изменений в Генеральный план Нагорьевского сельского поселения от 22 июня 2016 года №4 о включении земельного участка истца в границы ... является обязательным для Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского является обязательным, - судебной коллегией отклоняются как несостоятельные.

Как установлено судом, проект изменений в Генеральный план Нагорьевского сельского поселения в установленном порядке утвержден не был. Процедура внесения изменений в Генеральный план Нагорьевского сельского поселения завершена до принятия окончательного решения о внесении соответствующих изменений. Оснований для применения решения коллегиального органа администрации, которое не является муниципальным правовым актом и принято в рамках ранее действовавших на территории муниципального района порядка и постановлений, у Комиссии по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского не имелось. При принятии решений в ходе подготовки проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского Комиссия руководствуется новым муниципальным нормативным актом – постановлением администрации города Переславля-Залесского от 18 августа 2018 года №ПОС.03-1127/18.

Суд первой инстанции правильно не усмотрел в качестве основания для признания незаконным оспариваемого административным истцом решения содержание Правил землепользования и застройки Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района в редакции, утвержденной решением Собрания представителей Переславского муниципального района Пятого созыва от 29 июня 2017 года № 323в, соответствии с которой земельный участок административного истца имеет разрешенное использование «для комплексной жилой застройки», отображен в границах населенного пункта ... в зоне Ж4. Правила землепользования и застройки Нагорьевского сельского поселения Переславского муниципального района в указанной части противоречат содержанию действующего Генерального плана Нагорьевского сельского поселения, которым земельный участок с кадастровым номером в границы населенного пункта ... не включен. В то же время, изменением границ населенного пункта в силу положений пункта 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы препятствий к реализации прав собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению им в соответствии с указанным в правоустанавливающем документе назначением, ответчиком Борисову О.А. не создано, нарушения прав и законных интересов истца как собственника земельного участка не допущено. Оснований для включения земельного участка в границы городского округа города Переславля-Залесского Комиссия по подготовке проекта генерального плана городского округа города Переславля-Залесского не усмотрела. Решение, оформленное протоколом №2/20 от 01 апреля 2020 года принято Комиссией в рамках предоставленных ей полномочий, требованиям закона и установленному порядку не противоречит.

Довод стороны административного истца о включении в генеральный план округа иных земельных участков по решению Комиссии 2016 года судом обоснованно не приняты как не имеющие правового значения при разрешении настоящего спора.

Нарушения принципа правовой определенности, сохранения разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм при принятии оспариваемого решения Комиссии вопреки доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.

Иные доводы апелляционной жалобы правильности выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в целом повторяют позицию стороны истца, изложенную при рассмотрении дела районным судом. Обстоятельства, имеющие для дела, судом установлены полно и правильно на основании надлежащей оценки представленных доказательств, тщательно и всесторонне исследованы. Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. Решение суда является законным и обоснованным, отмене, в том числе по доводам жалобы, не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Переславского районного суда Ярославской области от 05 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Борисова Олега Александровича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи