ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-45288/18 от 06.12.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Ланг З.А. Дело № 33а-45288/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Е.И.

судей Кудинова А.В., Рыбиной А.В.

по докладу судьи Поповой Е.И.

при секретаре Диановой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности ФИО1 на решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 25 сентября 2018 года

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея об оспаривании решения органа власти.

Свои требования мотивировал тем, что <...> он обратился с заявлением к административному ответчику об утверждении схемы расположения и предоставлении ему в аренду многоконтурного земельного участка, с кадастровыми номерами: <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, в соответствие с видом разрешенного использования.

<...> административным ответчиком было принято решение исх. <...> об отказе ФИО2 в утверждении схемы расположения и предоставлении ему в аренду испрашиваемого многоконтурного земельного участка, в связи с отсутствием оснований для утверждения данной схемы, ввиду ее несоответствия требованиям, установленным ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, со ссылкой на ст.ст. 39.6, 39,11, 39.12 Земельного кодекса РФ.

Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, административный истец был вынужден обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Административный истец просил суд признать незаконным решения административного ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) от <...>, исх. <...>, об отказе в утверждении схемы расположения и предоставлении ему в аренду многоконтурного земельного участка, с кадастровыми номерами: <...>, расположенного по адресу: <...>, в соответствие с видом разрешенного использования; Обязать административного ответчика в месячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении указанного много контурного земельного участка в аренду ФИО2; Обязать административного ответчика в месячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу, подготовить проект договора аренды указанного земельного участка и заключить с ФИО2 договор аренды, а также обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю поставить многоконтурный земельный участок, с кадастровыми номерами: <...> расположенный по адресу<...>, на кадастровый учет, без истребования дополнительных документов согласно координатам, указанным в Схеме расположения земельного участка.

В судебном заседании административный истец - ФИО2 на заявленных им требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, надлежащем образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства по делу.

Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 25 сентября 2018 года, административные исковые требования ФИО2 удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением и отчетом об отслеживании почтовых отправлений с сайта Почты России.

В силу части 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия Краснодарского краевого суда, приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Из материалов дела следует, <...> ФИО2 обратился к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения и предоставлении ему в аренду многоконтурного земельного участка, с кадастровыми номерами: <...>, расположенного по адресу: <...>, в соответствие с видом разрешенного использования.

<...> административным ответчиком за исх. <...> отказано ФИО2 в утверждении схемы расположения и предоставлении ему в аренду испрашиваемого многоконтурного земельного участка, в связи с отсутствием оснований для утверждения данной схемы, ввиду ее несоответствия требованиям, установленным ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, со ссылкой на ст.ст. 39.6, 39.11, 39.12 Земельного кодекса РФ.

В соответствие со ст. 1 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п. 3, 4 ст. 24 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

На основании п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Положения статьи 13 ГК РФ указывают, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты субъективных гражданских прав. Избранный истцом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и способствовать восстановлению нарушенного права. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса.

В силу п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и: Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условии: несоответствие их закону илинормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Пунктом 3 статьи 6 ЗК РФ определено, что земельный участок, какобъект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно, ч.1,. ч.ч. 2-5 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в п.п. 4 и 6 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих, случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

В силу положений ч. 1 и ч. 2 ст. 11.6 Земельного кодекса РФ, при объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участков усобственника возникает право собственности на образуемый земельный участок.

В статье. 22 Земельного кодекса РФ указано, что земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Под многоконтурным земельным участком понимается земельный участок, границы которого представляют собой несколько замкнутых контуров (земельных участков), отделенных друг от друга другими земельными участками или землями.

Ранее, в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», утратившем силу с 17.05.2008 года, при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование «единое землепользование»,- а входящим в его состав земельным участкам - «обособленные» или «условные» земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся как в отношении многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав (п. 1 письма Минэкономразвития России от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 «О многоконтурных земельных участках», далее - письмо № 266-ИМ/Д23).

В настоящее время подобный принцип, заложенный в Порядке ведения государственного реестра земель кадастрового района и утвержденный Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 года № П/119, согласно которому объектами кадастрового учета с присвоенными кадастровыми номерами являются многоконтурный земельный участок и земельные участки, входящие в его состав, не применяется.

Таким образом, в целях государственного кадастрового учетами последующей государственной регистрации прав, под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями (п. 1 письма № 266-ИМ/Д23).

На основании ст. 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В отношении многоконтурных земельных участков применимы все из перечисленных способов образования земельных участков, за исключением тех способов образования, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (то есть земельных участков, имеющих общие границы).

При этом, в соответствии со ст. ст. 11.6 и 11.7 ЗК РФ, земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.

Образуемые земельные участки (в том числе образуемые многоконтурные земельные участки) должны соответствовать требованиям действующего законодательства к земельным участкам, в частности требованиям ст. И.9 ЗК РФ.

При несоблюдении указанных в ст. 11.9 ЗК РФ требований, государственным регистратором на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» принимается решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета образованного земельного участка.

Согласно ст. 11.9 ЗК РФ, к образуемым земельным участкам предъявляются следующие требования:

- предельные размеры (максимальные и минимальные);

- недопустимость пересечения земельным участком границ муниципальных образований и/или населенных пунктов, границ территориальных зон, лесничеств, лесопарков (за исключением участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов);

- недопустимость образования земельных участков, если это приведет к невозможности использования расположенных на них объектов недвижимости;

- недопустимость раздела, перераспределения или выдела земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых участков обременения (ограничения) не позволяют использовать их в соответствии с разрешенным использованием;

- недопустимость при образовании земельных участков вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков.

Указанные требования применимы и к многоконтурным земельным участкам.

Кроме того, применимы следующие способы образования многоконтурных земельных участков:

- образование из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности,

- образование из земельных участков в результате раздела, выдела и перераспределения (п. 9 письма Минэкономразвития РФ от 22.12.2009 № 22409-ИМ/Д23 «Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках».

Таким образом, многоконтурный земельный участок не может быть образован в результате объединения обычных земельных участков, то есть земельных участков, не являющихся многоконтурными, поскольку в соответствии; со, ст. 11.6 ЗК РФ объединение применяется только в отношении смежных земельных участков (имеющих общие границы (части границы).

При таких обстоятельствах, многоконтурные земельные участки не могут быть образованы в результате объединения земельных участков, не имеющих общих границ (частей границ) (п. 10 письма № 22409-ИМ/Д23).;

Между тем поставленный на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок, либо ранее учтенное единое землепользование могут быть источником образования новых земельных участков.

В данном случае многоконтурный земельный участок, либо ранее учтенное единое землепользование, могут быть объединены с другим земельным участком, в том числе многоконтурным, при условии, что такие земельные участки по одному или более контуров их границ являются смежными.

В результате указанных объединений может быть образован новый многоконтурный земельный участок либо (если в результате объединения будет утрачен признак многоконтурности границы) обычный земельный участок, а существование исходных участков (включая исходный многоконтурный участок либо ранее учтенное единое землепользование) прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые участки (ст. 11.6 ЗК РФ) (п. 11 письма № 22409-ИМ/Д23).

В силу положений ч. 5 ст. 11.6 Земельного кодекса, не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу.

В соответствие со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанный земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств,: лесопарков, за исключением земельного- участка-, образуемого -для - проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, атакже водохранилищ,; иных искусственных водных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, (далее – схема расположения земельного, участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается ;площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Частью 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

В соответствии с ч. 6. ст. 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

Согласно ч. 9 и ч. 10 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (ч. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).

Ч. 19 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, устанавливает, что не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с/местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой; утвержден проект межевания территории.

Ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, указанная ранее, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что предоставленная административным истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории полностью соответствует требованиям указанного Приказа Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемый многоконтурный земельный участок не подпадает ни под одно из оснований для отказа в утверждении схемы его расположения, предусмотренных законом.

Ст. 7 Земельного кодекса РФ, произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенною использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.

Из норм ст. 85 Земельного кодекса РФ, следует, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием; их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом Особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Земельные участки могут использовать в соответствии с любым градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны вид использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ, возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

Пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Статья 30 Градостроительного кодекса РФ указывает, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

Часть 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ и пп. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.

Исходя из п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ, арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Земельного кодекса РФ, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 3,4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

По сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от <...> (исх. <...>), регистрационный номер: <...>, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, в соответствие с Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 года № 202 (с изменениями, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от 12,12.2011 года № 210) расположен в территориальной зоне: Ж-4 - многоэтажная Жилая застройка, высотой до 36 метров.

А именно: - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью); жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом), а также: многоквартирный жилой дом; жилой комплекс.

Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Исходя из изложенного, и в силу ч. 1, ч. 2-5 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, суд установил, что многоконтурный земельный участок, с кадастровыми номерами; <...>, площадью <...> кв.м. по адресу: <...>, расположен на землях населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.

Статья 39.16. Земельного кодекса РФ, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В силу п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка является обращение за приватизацией земельного участка, изъятого из оборота или ограниченного в: обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении опредоставлении земельного участка.

Таким образом, учитывая, что статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, судом правомерно сделан вывод о том, что испрашиваемый многоконтурный земельный участок не подпадает ни под одно из оснований для отказа в предоставлении в аренду указанного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.

Кроме того, испрашиваемый многоконтурный земельный участок не подпадает ни под одно из оснований для отказа в предоставлении в аренду указанного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.

Исходя из смысла и содержания обжалуемого решения об отказе исх. <...> от <...>, данный отказ не содержит иных оснований, помимо изложенных в его описательной и мотивировочной частях, и обжалуемых в соответствие с нормами права РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ административного ответчика в утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду многоконтурного земельного участка с кадастровыми номерами <...>, площадью <...> кв.м., изложенный в Письме исх. <...> от <...>, является незаконным и нарушающим права и интересы административного истца, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве основания для отмены решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, они не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда.

В соответствии с частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Учитывая приведенные нормы действующего законодательства и установленные судом фактические обстоятельства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 218, 227, 309 КАС РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 10 мая 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: