ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-45292/18 от 06.12.2018 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Ланг З.А. Дело № 33а-45292/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 декабря 2018 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Поповой Е.И.

судей Кудинова А.В., Рыбиной А.В.

по докладу судьи Поповой Е.И.

при секретаре Диановой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности ФИО1 на решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 03 октября 2018 года

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея об оспаривании решения органа власти.

Свои требования мотивировал тем, что <...> она обратилась с заявлением к административному ответчику с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка с кадастровым номером: <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...> категория земель: земли населенных пунктов, в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в ИСОГД, а именно: жилой дом, стоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом).

<...> административным ответчиком было принято решение исх. <...> об отказе ФИО2 в предоставлении ей в аренду испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером <...>

Основанием для принятия указанного решения послужило то, что в соответствии с распоряжением Правительства РВ от 12.04.1996 № 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Сочи, Геленджика признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, ограничены в обороте, ввиду чего не подлежат приватизации, а использование таких земельных участков возможно только на праве аренды.

Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, Административный истец была вынуждена обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.

Административный истец просила суд признать незаконным решения административного ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) от <...>, исх. <...>, об отказе в предоставлении ей в аренду земельного участка, с кадастровым номером: <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...> категория земель: земли населенных пунктов, в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в сведениях ИСОГД, а именно: жилой дом, стоящий из нескольких блоков (сблокированный жилой дом); Обязать административного ответчика в месячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении указанного земельного участка в аренду ФИО2; Обязать административного ответчика в месячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу, подготовить проект договора аренды указанного земельного участка и заключить с ФИО2 договор аренды.

В ходе разбирательства Административный истец уточнила свои исковые требования и просила суд признать незаконным решение Административного ответчика исх. <...> от <...>. Обязать Административного ответчика в месячный срок, с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории по разделу многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м, по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, на два самостоятельных земельных участка с сохранением ранее присвоенных кадастровых номеров: <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, категория земель; земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи Краснодарского края; <...>, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, в соответствие с ранее установленным видом разрешенного использования. Предоставить Административному истцу в аренду указанные земельные участки, с кадастровым номером <...>, в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи Краснодарского края, с кадастровым номером <...>, в соответствие с ранее установленным видом разрешенного использования. Обязать Административного ответчика в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами: <...>, а также обязать Административного ответчика после передачи в аренду Административному истцу земельного участка с кадастровым номером <...>, с учетом Решения Адлерского районного суда Краснодарского края от 13.04.2011 года по гражданскому делу № 2-1363/11 и Апелляционного определения апелляционной коллегии по гражданском делам Краснодарского краевого суда от 26.05.2011 года, обязать в случае обращения передать самостоятельный, вновь образованный, земельный участок с кадастровым номером <...> в муниципальную собственность.

В судебном заседании ФИО2 на заявленных ею уточненных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в судебное заседание не явился, надлежащем образом уведомлен о времени и месте судебного разбирательства по делу.

Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 03 октября 2018 года, административные исковые требования ФИО2 удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея по доверенности ФИО1 просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовым уведомлением и отчетом об отслеживании почтовых отправлений с сайта Почты России.

В силу части 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия Краснодарского краевого суда, приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Из материалов дела следует, <...> ФИО2 обратилась к административному ответчику с заявлением, в котором просила предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <...> категория земель: земли населенных пунктов, в соответствие с видом разрешенного использования, указанным в сведениях ИСОГД.

<...> административным ответчиком за исх. <...> отказано ФИО2 в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что в соответствии с распоряжением Правительства РВ от 12.04.1996 № 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов Анапы, Сочи, Геленджика признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение, ограничены в обороте, ввиду чего не подлежат приватизации, а использование таких земельных участков возможно только на праве аренды.

В соответствие со ст. 1 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п. 3, 4 ст. 24 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом. Право выбора между несколькими судами, которым согласно настоящей статье подсудно административное дело, принадлежит административному истцу.

На основании п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действии (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Положения статьи 13 ГК РФ указывают, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе самостоятельно избирают порядок и способ защиты субъективных гражданских прав. Избранный истцом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и способствовать восстановлению нарушенного права. Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в ст. 12 Гражданского кодекса.

В силу п. 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и: Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условии: несоответствие их закону илинормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судом, что земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: РФ<...>, категория земель: земли населенных пунктов, относится к единому землепользованию и является многоконтурным земельным участком, состоящим из двух самостоятельных земельных участков: площадью <...> Га и площадью <...> Га.

Также установлено, что в <...> году Администрация города-курорта Сочи Краснодарского края обратилась в Адлерского районного суда Краснодарского края с исковыми требованиями к Адлерскому управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером <...>.

Решением Адлерского районного суда Краснодарского края от 13.04.2011 года по гражданскому делу № 2-1363/11, а также Апелляционным определением апелляционной коллегии по гражданском делам Краснодарского краевого суда от 26.05.2011 года, в связи с отсутствием определения категории и места расположения земельного участка, в требованиях Администрации города-курорта Сочи Краснодарского края о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером <...>, отказано.

На основании п. 3 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных законом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно положениям ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находится в частной собственности.

В силу положений ч. 1 и ч. 2-5 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), за исключением случаев, указанных в п.п. 4 и 6 ст. 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих, случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;

2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;

3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ указано, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

На основании ч. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Из части 1 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ, следует, что при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

В соответствии с законодательством в отношении земельных участков, в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования, устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры. При разделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.

Таким образом, раздел земельного участка в натуре возможен только в том случае, если все образуемые при выделе земельные участки имеют площадь не менее предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования.

Частью 4 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

Согласно ч. 6. ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

На основании ч. 9 и ч. 10 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного, документа.

Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (ч. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).

При рассмотрении дела судом установлено, что предоставленная Административным истцом Схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории по разделу многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <...> полностью соответствует требованиям Приказа Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что раздел многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <...> кв.м., по адресу: <...>, категория земель: земли населенных пунктов, на кадастровом плане территории на два самостоятельных земельных участка с сохранением ранее присвоенных кадастровых номеров: <...>, площадью <...> кв.м., вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи Краснодарского края, и <...>, площадью <...> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, в соответствие с ранее установленным видом разрешенного использования, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Положениями ст. 7 Земельного кодекса РФ, установлено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим, земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами: и требованиями специальных законов.

Зонирование территории дли строительства; регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки. Определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии с п. 9 ст. 1 ГрК РФ, под градостроительным регламентом: понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков, и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.

Нормами статьи 85 Земельного кодекса РФ, установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

На основании статьи 7 Земельного кодекса РФ, возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

Данное положение конкретизировано в п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 3 ст, 37 Градостроительного кодекса РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно положениям ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных, участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

В соответствий, с ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ и пп. 5 ст. 85 Земельного кодекса; РФ, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую

Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ, допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

В соответствие со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию*, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В силу п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ, арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Земельного кодекса РФ, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 3,4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно Сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от <...> (исх. <...>), регистрационный номер: <...>, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, в соответствие с Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от <...><...> (с изменениями, утвержденными Решением Городского Собрания: Сочи от <...><...>) расположен в территориальной зоне: Ж-1 - застройка индивидуальными жилыми домами, высотой до 12 метров, а именно: постоянное проживание:

- индивидуальное жилищное строительство.

Учитывая указанное: осуществление индивидуального жилищного строительства на спорном земельном участке не противоречит Правилам землепользования и застройки и соответствует основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-1.

Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного, участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом (ч. 19 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Часть 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенном использовании, в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (п. 3,4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно Сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от <...> (исх. <...>), регистрационный номер: <...>, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <...>, в соответствие с Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от <...><...> (с изменениями, утвержденными Решением Городского Собрания Сочи от <...><...>) расположен в территориальной зоне: Ж-1 - застройка индивидуальными жилыми домами, высотой до 12 метров, а именно: индивидуальное жилищное строительство.

Учитывая изложенное, что строительство жилого дома, на спорном земельном участке не противоречит Правилам землепользования и застройки и соответствует: основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-1.

В соответствии с п.3 ст. 85 Земельного кодекса РФ, допускается использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.

Согласно Указу Президента РФ от 06.07.1994 г. №1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», Правительству РФ предложено провести соответствующие топографо-геодезические и картографические работы и утвердить границы природных объектов побережий Черного и Азовского морей, относящихся к федеральным природным ресурсам, а также утвердить в первоочередном порядке границы земельных участков особо охраняемых природных территорий, передача которых в частную собственность не допускается.

Во исполнение Указа Президента РФ принято распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996 №591-р, которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий побережий Азовского и Черного морей, имеющих федеральное значение. В перечень включены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) Охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи.

В соответствии с п. 4 Распоряжения Правительства РФ от 21.04.2011 г. №685-р указанное выше Распоряжение Правительства РФ от 12.04.1996 г. №591-р признано утратившим силу.

На основании п. 5 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. Федерального закона от 23.02.1995 г. №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, является курортом. Курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Пунктом 4 статьи 32 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях » и пунктом 2 ст. 16 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», установлено, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством РФ.

На основании п.п. 18, 21 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 г. №1425 границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ. При этом вынесение на местность установленных границ округа санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

В настоящее время действующее постановление Правительства РФ, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи отсутствует.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 №591-р курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов гор. Анапы, гор. Геленджика и гор. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Указанное Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 года №685-р признано утратившим силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N591-p.

Согласно п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков; дендрологических парков, ботанических садов.

Федеральным законом от 28.12.2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный, закон «Об особо охраняемых природных территориях», земли оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня особо охраняемых природных территорий.

Кроме того, одним из оснований отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404008:1538, послужило то, что, по мнению административного ответчика, ФИО2 просила предоставить указанный земельный участок в собственность.

Вместе с тем, в заявлении от <...> прямо указано, что административный истец просила предоставить спорный участок в аренду.

Из текста Письма от <...> (исх. <...>) следует, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен на праве аренды.

В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Ст. 39.16. Земельного кодекса РФ, предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Суд первой инстанции правильно указал, что испрашиваемый земельный участок не подпадает ни под одно из оснований для отказа в предоставлении в аренду указанного многоконтурного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ.

Исходя из содержания обжалуемого решения об отказе исх. <...> от <...>, данный отказ не содержит иных оснований, помимо изложенных в его описательной и мотивировочной частях, и обжалуемых в соответствие с нормами права РФ.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ административного ответчика в предоставлении в аренду многоконтурного земельного участка, с кадастровым номером <...>, изложенный в письме от <...>, является незаконным и нарушающим права и интересы административного истца, предусмотренные действующим законодательством РФ.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве основания для отмены решения суда, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, они не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы суда.

В соответствии с частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Учитывая приведенные нормы действующего законодательства и установленные судом фактические обстоятельства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 218, 227, 309 КАС РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Прикубанского районного суда города Краснодара от 03 октября 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: