ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4563/2018 от 07.03.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Судья: Суфьянова Л.Х. № 33а-4563/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 марта 2018 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.

судей Субхангулове А.Н.

ФИО1

при секретаре Сидоровой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФИО2 – ФИО3 на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года, которым постановлено:

ФИО2 в удовлетворении административного искового заявления к Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан, отделу опеки и попечительства Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан, Ильину СВ, ФИО4 о признании действий должностных лиц незаконными - отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан, отделу опеки и попечительства Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан о признании действий должностных лиц незаконными.

В обоснование указано, что 31 августа 2017 года на заседании межведомственного Совета по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Администрации городского округа г. Сибай РБ было принято решение об отказе ФИО2 в установлении опеки над недееспособной ФИО5, дата года рождения, что подтверждается постановлением исполняющего обязанности главы администрации городского округа г. Сибай РБ «Об отказе в установлении опеки над недееспособной ФИО5, дата года рождения» № 1508 от 14 сентября 2017 года. Данное постановление считает незаконным и необоснованным, нарушающим как её права, так и ФИО5 Полагает, что специалисты отдела опеки и попечительства не привели ни одного довода, в качестве причин отказа ей в установлении опеки над недееспособным лицом, тем самым нарушили п. 9 «Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 № 927, так как орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктами 4 или 4(1) Правил, и акта об обследовании условий жизни гражданина принимает решение о назначении опекуна (о возможности заявителя был опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (невозможности заявителя быть опекуном) с указанием причин отказа, однако в данном постановлении отсутствуют причины отказа в установлении опеки над недееспособной ФИО5 Назначая опекуном ФИО6, дата года рождения, являющегося двоюродным братом ФИО5, специалисты отдела опеки и попечительства нарушили основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству, а именно принцип обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных. Так, согласно ФЗ «Об опеке и попечительстве» при определении лиц, имеющих право быть опекунами и назначении опекуна, орган опеки и попечительства исходит из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, однако на заседании Межведомственного Совета, мнение ФИО5 выслушано не было. Ранее ФИО5 проживала по адресу: адрес совместно со своей матерью ФИО7, до её смерти, после чего ФИО5 забрал её двоюродный брат ФИО6, проживающий в г. Сибай. Специалисты отдела опеки и попечительства не изучили особенности личности ФИО5, не провели психологическое исследование взаимоотношения ФИО5. с членами семьи ФИО6, так как ранее семья И-ных не проявляла внимание и заботу к ФИО5, а затем на протяжении 10 месяцев ФИО6 ограничил круг общения ФИО5 с ней и членами её семьи, кроме того, члены Межведомственного совета не приняли во внимание тот факт, что ФИО5 проживая на протяжении 10 месяцев в г. Сибай РБ в семье И-ных, так и не имеет хотя бы временной регистрации по месту фактического проживания. По состоянию на 31 августа 2017 года ФИО5 зарегистрирована по адресу: адрес Кроме того указывает, что ей неизвестен состав Межведомственного совета.

Просит признать заседание Межведомственного Совета по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан не состоявшимся; признать решение Межведомственного Совета по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан незаконным; отменить постановление исполняющего обязанности главы администрации городского округа города Сибай Республики Башкортостан «Об отказе в установлении опеки над недееспособной ФИО5, дата года рождения» № 1508 от 14 сентября 2017 года.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя ФИО2 – ФИО3 ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО6, ФИО4 и представителя ФИО6 – Дарвину С.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ст. ст. 29, 31, 32 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Установление опеки или попечительства, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей относится в силу ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства в соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Положениями ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства отнесены в том числе защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

В силу ст. 11 Федерального закона от 24.08.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Согласно ч. 2 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 г. № 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан», подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства. На основании пунктов 8, 9 Правил, в целях назначения опекуном гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет, орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов, предусмотренных п.4 настоящих правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных ГК РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном. При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к выполнению обязанностей опекуна, а также отношения, сложившиеся между членами его семьи. Результаты обследование указываются в акте об обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном.

Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления документов, предусмотренных п. 4 или 4 (1)настоящих Правил, и акта об обследовании условий жизни гражданина принимает решение о назначении опекуна (о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности заявителя быть опекуном) с указанием причин отказа. Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта РФ, а о возможности или невозможности заявителя быть опекуном - в форме заключения. Вместе с актом об отказе в назначении опекуна или заключением о невозможности заявителя быть опекуном орган опеки и попечительства возвращает заявителю все представленные документы и разъясняет порядок их обжалования. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 21 июля 2017 ФИО5, дата года рождения, являющаяся инвалидом II группы бессрочно, признана недееспособной. Решение вступило в законную силу 29 августа 2017 года.

ФИО6, ФИО2. обратилась с заявлениями в Администрацию ГО г. Сибай РБ о возможности быть опекунами ФИО5

Согласно выписке из протокола заседания Межведомственного Совета № 23 31 августа 2017 года состоялся межведомственный совет по рассмотрению заявлений ФИО6 и ФИО2 об установлении опеки над недееспособной ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по результатам которого принято решение об удовлетворении заявления ФИО6 и отказе в удовлетворении заявления ФИО2

Постановлением исполняющего обязанности главы Администрации городского округа г. Сибай РБ № 1489 от 11 сентября 2017 над недееспособной ФИО5 установлена опека, опекунами назначены ФИО6 и ФИО4 на основании заключения отдела опеки и попечительства Администрации ГО г. Сибай РБ № 1096 от 30.08.2017 г. полагавшего, что ФИО6 может создать все условия для ухода и заботы над недееспособной ФИО5, дата года рождения, члены семьи которого дали согласие на проживание в семье недееспособной, которая проживает с ноября 2016 года в указанной семье (л.д.13).

Постановлением исполняющего обязанности главы Администрации ГО г. Сибай РБ № 1508 от 14 сентября 2017 года ФИО8 было отказано в установлении опеки над недееспособной ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14).

Из заключения органа опеки и попечительства муниципального района Учалинский район РБ о возможности гражданина быть опекуном следует, что ФИО2. замужем, проживает в трехкомнатной квартире с дочерьми ФИО3, дата года рождения, ФИО9, дата года рождения, сыном ФИО10, дата года рождения, супругом ФИО11, дата года рождения, матерью ФИО12, дата года рождения, которые не выразили намерение проживать с недееспособным гражданином в своем жилом помещении, поскольку согласие на проживание недееспособного гражданина от членов семьи административного истца не получено.

Отказывая в удовлетворении требований ФИО2 суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемые ФИО2 решение Межведомственного Совета по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан, постановление исполняющего обязанности главы администрации городского округа города Сибай Республики Башкортостан «Об отказе в установлении опеки над недееспособной ФИО5, дата года рождения» № 1508 от 14 сентября 2017 года приняты уполномоченным на то органом государственной власти с соблюдением установленного для этого порядка, а их содержание соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

Поскольку при решении вопроса об установлении опекунов недееспособной ФИО5 была проведена всесторонняя оценка претендентов на опекунство, суд правильно пришел к выводу о том, что решение межведомственного совета по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан, постановление исполняющего обязанности главы администрации городского округа города Сибай Республики Башкортостан «Об отказе в установлении опеки над недееспособной ФИО5, дата года рождения» № 1508 от 14 сентября 2017 года вынесены соответствии с соблюдением нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями на принятие оспариваемого решения, порядка принятия оспариваемого решения, оснований для принятия оспариваемых решения и постановления.

Судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и принял законное и обоснованное решение, вследствие чего оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы и отмене оспариваемого решения не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом не были изучены нормативные акты, регулирующие деятельность межведомственного совета, не может повлечь отмену решения суда.

Суду апелляционной инстанции представлены постановление администрации городского округа г. Сибай РБ №482 от 14 мая 2009 года о создании межведомственного совета при администрации городского округа г. Сибай по работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, которым утвержден его состав, постановления о внесении изменений в состав межведомственного совета, а также Положение о межведомственном совете по работе с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации при администрации городского округа г. Сибай РБ, которым определены задачи и полномочия межведомственного совета.

Заседание совета 31 августа 2017 года проведено и оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями закона и указанными Положениями. Совет выслушал обоих претендентов, специалистов отдела опеки и попечительства.

Ссылка жалобы на то, что ФИО2 был предоставлен полный пакет документов для кандидата, желающего стать опекуном недееспособного лица, на основании которых было выдано заключение органа опеки и попечительства муниципального района Учалинский район РБ о возможности быть опекуном, не может повлечь отмену решения суда, поскольку данные действия являются лишь основанием для постановки на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном. Решение же о возможности назначения опекунства над недееспособным лицом осуществляется на основании оценки жилищно-бытовых условий жизни граждан, выразивших желание стать опекунами, их мотивов и целей, личных качеств, способности их к выполнению обязанностей опекуна, а также отношений, сложившиеся между членами его семьи, с максимальным учетом интересов лица, в отношении которого устанавливается опека.

При назначении ФИО6 и ФИО4 опекунами ФИО5 указанные обстоятельства были учтены в полной мере. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда.

При таком положении, с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства, решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы не может быть отменено.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 18 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2 – ФИО3, – без удовлетворения.

Председательствующий Ф.Ф. Сафин

Судьи А.Н. Субхангулов

ФИО1