ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4638/2022 от 21.06.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Кумторкалинский районный суд РД № дела первой инстанции 2а-112/2022

судья Алишаев А.И. УИД 05RS0030-01-2021-003026-56

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 июня 2022 года, по делу № 33а-4638/2022, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джарулаева А.-Н.К.,

судей Гончарова И.А. и Магомедова М.А.,

при секретаре Магомедовой З.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан к Собранию депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан и Конкурсной комиссии по избранию Главы МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании незаконными: Решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы МО «<адрес>» <адрес> от <дата>; Решения Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> от <дата> «Об избрании главы МО «<адрес>» <адрес>, и обязании Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> отменить решение от <дата>, с апелляционной жалобой представителя административного ответчика – председателя Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан ФИО4 на решение Кумторкалинского районного суда РД от <дата>.

Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> Республики Дагестан обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан и Конкурсной комиссии по избранию Главы МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании незаконными: Решения конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы МО «<адрес>» <адрес> от <дата>; Решения Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> от <дата> «Об избрании главы МО «<адрес>» <адрес> и обязании Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> отменить решение от <дата>.

Требования мотивированы тем, что оспариваемым решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от <дата> избран глава МО «<адрес>» <адрес>. Данное решение противоречит положениям Федерального закона от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности части 2.1 статьи 36 названного закона.

Решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от <дата> утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатуры на должность главы МО, в пункте 5.1 которого установлено, что конкурс объявляется решением собрания депутатов. Объявление должно содержать, в частности, требования к кандидатам; перечень документов, подлежащих представлению в комиссию; дату начала и окончания, время приема документов. Данная информация публикуется в газете «Сарихум» или размещается на сайте администрации сельского поселения «<адрес>».

В нарушение установленного порядка, соответствующая информация о проведении конкурса не опубликована, что подтверждается ответом главного редактора МКУ «Редакция газеты «Сарихум» от <дата> и ответом ООО «ЕСМС» от <дата>.

Отсутствие сведений о публикации информации о проведении конкурса повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе конституционного права быть избранным в органы местного самоуправления, а также принципа равного доступа граждан к муниципальной службе и равных условий ее прохождения.

Кроме того, нарушены требования пунктов 4.3 и 4.7 Положения порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «<адрес>». Фактически состав комиссии утвержден в день проведения конкурсных испытаний.

В связи с допущенными нарушениями, <дата> в адрес председателя собрания депутатов принесен протест на оспариваемое решение Собрания депутатов от <дата>, однако в удовлетворении протеста было отказано.

Решением Кумторкалинского районного суда РД от <дата> постановлено: «Административный иск и.о. прокурора <адрес> РД удовлетворить.

Признать незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД от 10.07.2021г.

Признать незаконным решение собрания депутатов МО «<адрес>» от 10.07.2021г. «Об избрании главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД.

Обязать собрание депутатов МО «<адрес>» отменить решение от 10.07.2021г. «Об избрании главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД».

С этим решением не согласился представитель административного ответчика Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан – председатель этого Собрани ФИО4, подал апелляционную жалобу, в которой содержится просьба об отмене судебного решения и вынесении нового решения.

В письменных возражениях помощники прокурора <адрес> РД ФИО5 и ФИО6 в суде апелляционной инстанции прокурором ФИО7 относительно доводов апелляционной жалобы указывается о законности судебного акта.

Административное дело рассмотрено судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции (статьи 150, 307 КАС РФ) надлежащим образом, однако не явившихся на заседание.

В силу положений ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых, свобод и законных интересов, в том числе и в случае, если по мнению этого лица созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту публичных интересов, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

В соответствии со ст.ст.39, 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частями 1 и 4 статьи 7 указанного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, приведенному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по принятию уставов муниципального образования, согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования (части 1, 2, 5 статья 37 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, в силу части 3 статьи 43 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> от 10.07.2021г. в соответствии со ст.36 Федерального закона от <дата> №-131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 2 Закона Республики Дагестан от 08.12.2015г. «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан», на основании ст.30 Устава муниципального образования «<адрес>» <адрес> РД избран главой МО «<адрес>» <адрес>ФИО1.

В нарушение установленного порядка, соответствующая информация о проведении конкурса в газете «Сарихум» и на официальном сайте МО «<адрес>» <адрес> РД не опубликована. Данный факт подтверждается ответом главного редактора МКУ «Редакция газеты «Сарихум» от 04.08.2021г. и ответом ООО «ЕСМС» от 05.08.2021г. Между ООО «ЕСМС» и администрацией МО «<адрес>» заключен договор о предоставлении ПО АИС «Официальный сайт» на правах простой неисключительной лицензии для администрации МО «<адрес>» и согласно представленной информации от 05.08.2021г. в период с февраля по июль 2021 года ООО «ЕСМС» проводилась работа по модернизации серверов в процессе переноса официального сайта на новый сервер произошел технический сбой и сигнал о разблокировании на серверы не поступил.

Нарушение порядка опубликования информации о проведении конкурса повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе конституционного права быть избранным в органы местного самоуправления, а также принципа равного доступа граждан к муниципальной службе и равных условий ее прохождения.

Судом также установлены нарушены требования п.4.3 и 4.7 Положения порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО «<адрес>».

Фактически состав комиссии утвержден в день проведения конкурсных испытаний.

В связи с допущенными нарушениями, 26.07.2021г. в адрес председателя собрания депутатов был принесен протест прокурором <адрес> на противоречащие закону решение собрания депутатов от 10.07.2021г. , однако в удовлетворении протеста было отказано.

Согласно п. 3.4 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатуры на должность главы МО секретарь конкурсной комиссии принимает документы кандидатов, формирует дело.

Однако, документы представлены кандидатами со дня проведения конкурсных испытаний.

Кандидат ФИО8, представила документы <дата>, что подтверждается распиской о получении документов, подписанной членом конкурсной комиссии.

В системе муниципальных правовых актов в силу федерального законодательства на территории муниципального образования высшую юридическую силу имеет Устав муниципального образования, и решения принятые прямым волеизъявлением граждан на местном референдуме (сходе), все остальные муниципальные правовые акты, в том числе и Регламент представительного органа, не должны им противоречить. Регламент представительного органа по своему положению в ней не может изменять положения Устава сельского поселения или подменять Устав сельского поселения.

Суд правильно сделал вывод, что заседание Собрание депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД, состоявшееся 10.07.2021г, на котором ФИО1 избран главой муниципального образования, проведено с неправомочным составом Собрания депутатов, вследствие чего принятое решение не основано на законодательстве о принципах и порядке формирования органов местного самоуправления, в связи с чем не может быть законным.

В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 227 КАС РФ суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление

В соответствии с частью 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Устав муниципального образования был официально опубликован в сети Интернет, судебная коллегия считает необоснованными, они были проверены в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Не состоятельны доводы представителя административного ответчика о том, что дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика, который надлежащим образом не был извещен о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.

В соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее, чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Документы, подтверждающие размещение судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.

В деле имеется отчет об отслеживании почтового уведомления Собрания депутатов за 36808065125462, из которого следует, что <дата> извещение о времени и месте рассмотрения дела вручено административному ответчику.

Кроме того, представитель этого ответчика ФИО9 извещался как почтовым уведомлением, которое было возвращено в суд в связи с вторичной неудачной попыткой вручения, а также СМС – извещением.

Поэтому доводы представителя ответчика судебная коллегия считает необоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кумторкалинского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика – председателя Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан ФИО4 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Кумторкалинский районный суд РД.

Председательствующий А-Н К. Джарулаев

Судьи И.А. Гончаров

М.А. Магомедов

Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 22 июня 2022 г.