ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4656/2022 от 11.08.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

дело № 33а-4656/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 11 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Шулындиной С.А.,

судей Морозовой С.Г., Григорьевой Н.М.,

при секретаре Склядневой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-260/2022 (УИД 47RS0011-01-2021-002168-65) по апелляционной жалобе Каминского Андрея Арнольдовича на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 29 марта 2022 года об отказе в удовлетворении исковых требований Каминского Андрея Арнольдовича к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части не установления тарифов на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения, признании в целях устранения нарушений права на взыскание убытков,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шулындиной С.А., объяснения административного истца Каминского А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

установила:

Каминский А.А. 06.07.2021 г. обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным иском к Комитету по тарифам и ценовой политики Ленинградской области о признании незаконным бездействия в части выполнения социально значимой функции по установлению тарифа на подключение принадлежащего ему жилого дома, расположенного по адресу: , к централизованной системе холодного водоснабжения ресурсоснабжающей организации АО «Инженерно-энергетический комплекс», обязании административного ответчика в течении 30 календарных дней со дня вступления в силу решения суда исполнить функцию по установлению тарифа на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения АО «Инженерно-энергетитческий комплекс» (л.д. 3-9).

С учетом установления 28.07.2021 г. Комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области тарифов на 2021 г. на подключение жилого дома к централизованной системе холодного водоснабжения АО «Инженерно-энергетический комплекс», истец Каминский А.А., неоднократно уточнив исковые требования, в окончательном варианте просил суд признать незаконным бездействие Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области в период с 11.03.2021 г. по 27.07.2021 г. включительно в части выполнения социально значимой функции по установлению тарифа на 2021 г. на подключение принадлежащего ему жилого дома к централизованной системе холодного водоснабжения ресурсоснабжающей организации АО «Инженерно-энергетический комплекс». В целях восстановления нарушенных прав, просил суд признать за ним право на взыскание вреда (убытков), причиненных незаконным бездействием ответчика, в рамках гражданского законодательства Российской Федерации (л.д. 76-83, 127-134).

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником жилого дома кадастровый по адресу: , расположенного на земельном участке кадастровый . Жилой дом не был подключен к централизованной сети холодного водоснабжения.

Услуги по водоснабжению в г. оказывает АО «Инженерно-энергетический комплекс».

10.12.2020 г. он обратился с заявлением в АО «Инженерно-энергетический комплекс» о выдаче технических условий на присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения, заключении договора о технологическом присоединении к централизованной системе холодного водоснабжения. Получив типовой договор о технологическом присоединении, отказался от его подписания ввиду несогласия с рядом условий договора, направил в адрес ресурсоснабжающей организации протокол разногласий к договору.

АО «Инженерно-энергетический комплекс» на полученные разногласия к договору сообщило, что заключение договора о технологическом присоединении жилого дома к централизованной системе холодного водоснабжения требует установления индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение), а потому откладывается до установления Комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области тарифа на подключение.

25.12.2020 г. истец направил в Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области обращение по вопросу установления тарифов на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения, на которое получен ответ от 20.01.2021 г. о невозможности установления тарифов в связи с непредоставлением регулируемой организацией - АО «Инженерно-энергетический комплекс» комплекта расчетных и обосновывающих стоимость затрат материалов, предусмотренных законодательством в области тарифного регулирования, рекомендовано обратиться в АО «Инженерно-энергетический комплекс» с заявлением о подключении, что послужит основанием для последующего обращения АО «Инженерно-энергетический комплекс» в Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области за установлением тарифов на технологическое присоединение с представлением необходимых обосновывающих материалов.

Поскольку в силу п.п. 12, 13 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется не только по предложению регулируемой организации АО «Инженерно-энергетический комплекс», но и по инициативе самого органа регулирования тарифов (в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) обосновывающих материалов), 10.03.2021 г. истец обратился в Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области с заявлением об установлении тарифов на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения АО «Инженерно-энергетический комплекс».

Письмом от 09.04.2021 г. № КТ-4-282/2021 Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области сообщил о невозможности открытия дела об установлении тарифов по собственной инициативе ввиду отсутствия как сведений об АО «Инженерно-энергетический комплекс» и иных организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения в сопоставимых условиях, так и результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Установление тарифа на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения произведено ответчиком лишь 28.07.2021 г. Приказом № 80-п после обращения АО «Инженерно-энергетический комплекс» с соответствующим заявлением с приложением комплекта документов.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области в период с 11.03.2021 г. по 27.07.2021 г., которым нарушены его права.

В суде первой инстанции истец Каминский А.А. на удовлетворении требований настаивал.

Административный ответчик- Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области и заинтересованное лицо АО «Инженерно-энергетический комплекс» явку представителей в суд первой инстанции не обеспечили, заявленные исковые требования не признали, представив письменные возражения на иск (л.д. 58, 122-125).

Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 29 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, административный истец Каминский А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, и указывает, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства имеющие значение для дела, не применены к рассматриваемым правоотношениям положения пунктов 12, 13 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406, предусматривающие правила установления тарифов. Полагает, что ответчик был обязан на основании поданного им 10.03.2021 г. заявления в течении 30 дней установить тарифы на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения по собственной инициативе без заявления АО «Инженерно-энергетический комплекс» и при отсутствии обосновывающих материалов (л.д. 101-104).

В суде апелляционной инстанции истец Каминский А.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.

Другие лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лиц, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме.

В силу статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) услуги по водоснабжению и водоотведению подлежат государственному регулированию.

Согласно части 1 статьи 33 Закона № 416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 утверждены Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила).

Пунктом 27 Правил предусмотрено принятие органом регулирования решения об установлении тарифов.

Из пунктов 12 и 13 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов по предложению регулируемой организации, а также по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных названными Правилами.

Пунктом 14 Правил определен срок предоставления регулируемой организацией заявления об установлении тарифа и обосновывающих материалов - 01 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.

Пунктом 17 Правил установлен перечень обосновывающих материалов, прилагаемых регулируемой организацией к заявлению и являющийся исчерпывающим для открытия дела об установлении тарифов.

Как установлено судом, АО «Инженерно-энергетический комплекс» осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в г., где Каминскому А.А. на праве собственности принадлежат жилой дом с земельным участком по адресу: (л.д. 20).

Таким образом, АО «Инженерно-энергетический комплекс» является регулируемой организацией.

На обращение истца Каминского А.А. в АО «Инженерно-энергетический комплекс» о выдаче технических условий для подключения к центральной системе холодного водоснабжения и заключении договора технологического присоединения жилого дома к централизованной системе холодного водоснабжения, был направлен типовой договор технологического присоединения, от подписания которого Каминский А.А. отказался в виду наличия разногласий по ряду условий договора (л.д. 24-25).

В письме от 12.02.2021 г. на представленные разногласия АО «Инженерно-энергетический комплекс» сообщило о необходимости установления индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) жилого дома истца к централизованной системе холодного водоснабжения, указав также, что Обществом разрабатывается смета для расчета строительно-монтажных работ в целях подачи в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (ЛенРТК) об установлении индивидуальной платы, отложении заключения договора технологического присоединения до момента установления ЛенРТК тарифов на технологическое присоединение (л.д.27- 28).

Однако, в ответе от 20.01.2021 г. ЛенРТК на заявление истца сообщил о невозможности установления тарифов на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения в связи с непредставлением АО «Инженерно-энергетический комплекс» комплекта расчетных и обосновывающих материалов, предусмотренных действующим законодательством в области тарифного регулирования (л.д. 16-17).

10.03.2021 г. Каминский А.А. повторно направил заявление в ЛенРТК, в котором просил, ссылаясь на Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установить тарифы на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения для АО «Инженерно-энергетический комплекс» по инициативе органа регулирования тарифов без расчетных и обосновывающих материалов АО «Инженерно-энергетический комплекс» (л.д. 21-23).

Ответом ЛенРТК от 09.04.2021 г. в удовлетворении заявления об открытии дела об установлении тарифов по инициативе органа регулирования тарифов отказано со ссылкой на п. 15 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (л.д. 14-15).

В силу п. 15 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Оценив материалы дела, можно прийти к выводу о том, что установление тарифов по инициативе органа регулирования тарифов требует в любом случае наличия у указанного органа сведений не только об АО «Инженерно-энергетический комплекс» и иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также наличия результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, доказательств наличия у ЛенРТК указанных сведений, позволяющих при отсутствии перечисленных в п. 17 Правил обосновывающих материалов установить по собственной инициативе тарифы на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения АО «Инженерно-энергетический комплекс» объектов заявителей, расположенных на территории муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, не представлено в материалы дела и судом не добыто.

05.07.2021 г. АО «Инженерно-энергетический комплекс», являясь регулируемой организацией, подготовило заявление в ЛенРТК об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения, приложив к заявлению расчетные и обосновывающие размер платы материалы как это предусматривают п.п. 12, 17 Правил (л.д. 160-161).

Заявление об установлении тарифов поступило ЛенРТК 12.07.2021 г. (л.д. 160).

Доказательств направления АО «Инженерно-энергетический комплекс» в ЛенРТК заявления об установлении тарифов с предусмотренными законом документами до 05.07.2021 года, материалы дела не содержат.

28.07.2021 г., то есть в пределах предусмотренного п. 22 Правил регулирования тарифов 30-дневного срока с момента поступления заявления от регулируемой организации, по результатам состоявшегося заседания Правления, что подтверждается протоколом № 22, ЛенРТК издан приказ № 80-п «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения АО «Инженерно-энергетический комплекс» объектов заявителей, расположенных на территории муниципального образования «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, на 2021 год. В числе заявителей указан истец Каминский А.А. (л.д. 62, 163-170).

При установленных судом обстоятельствах рассмотрения органом регулирования тарифов обращения истца Каминского А.А. от 10.03.2021 г. в установленный законом срок, с учетом направления АО «Инженерно-энергетический комплекс» в Комитет по тарифам и ценовой политики Ленинградской области заявления об установлении тарифов лишь 05.07.2021 г. с приложением необходимых обосновывающих документов, принимая во внимание своевременное рассмотрение указанного заявления ответчиком с соблюдением порядка, установленного Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, доводы истца Каминского А.А. о допущенном Комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области в период с 11.03.2021 г. по 27.07.2021 г. включительно бездействии несостоятельны и опровергаются совокупностью исследованных судом доказательств.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311, 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 29 марта 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Каминского Андрея Арнольдовича - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено 25.08.2022 года.

(судья Золотухина А.В.)