ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4698/19 от 10.04.2019 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Мамаев В.С. Дело № 33а-4698/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 апреля 2019 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Жейновой С.И., Коряковой Н.С.,

при секретаре Козыревой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-978/2018 по административному исковому заявлению Авраменко Марины Александровны к Администрации Белоярского городского округа о признании действий незаконными

по апелляционной жалобе административного истца Авраменко Марины Александровны

на решение Белоярского районного суда Свердловской области от 21 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи Жейновой С.И., судебная коллегия

установила:

Авраменко М.А. обратилась в суд с административным иском, в котором просила суд признать незаконными действия Администрации Белоярского городского округа, выразившееся в письменном обращении от 31 марта 2016 года № 01-18/1222 к Региональному фонду содействия проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее – Региональный фонд) и Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области с просьбой исключить из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области многоквартирного дома, расположенного по адресу: р....; обязать Администрацию Белоярского городского округа обратиться к Региональному фонду и Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области с просьбой восстановить в Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., в той очередности, которая была на момент его исключения из программы. В обоснование иска указано, что Авраменко М.А., действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка, приобрели в общую долевую собственность по договору купли-продажи от 28 февраля 2018 года по ... доли каждая в праве общей долевой собственности на квартиру под в .... В сентябре 2018 года административному истцу стало известно о том, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области исключило из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области указанный многоквартирный дом на основании справки БТИ от 28 июня 2016 года № 636 и письма Администрации Белоярского городского округа от 31 марта 2016 года № 01-18/1222, которые были направлены в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области. Данное обращение от 31 марта 2016 года № 01-18/1222, по мнению Авраменко М.А., является незаконным, ввиду того, что на момент указанного обращения сведения о том, что многоквартирный дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии и ремонт в нем нецелесообразен, отсутствовали, поскольку в своем письме от 31 марта 2016 года № 01-18/1222 Администрация Белоярского городского округа указывает на то, что справки о проценте износа многоквартирных домов будут направлены в Региональный фонд до 01 июня 2016 года, то есть по истечении более двух месяцев с момента обращения об исключении дома из программы капитального ремонта. Кроме того, по мнению Авраменко М.А., справка БТИ от 28 июня 2016 года № 636 не может служить основанием для исключения многоквартирного дома из региональной программы, поскольку изложенные в ней сведения не соответствуют действительности.

В судебном заседании представитель административного истца Харлап С.П. требования административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Белоярского городского округа Черемина Е.Г. в судебном заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения требований административного иска.

Административный истец Авраменко М.А., представители заинтересованных лиц Регионального фонда, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в судебном заседании суда первой инстанции участия не принимали.

Решением Белоярского районного суда Свердловской области от 21 декабря 2018 года в удовлетворении административного иска Авраменко М.А. отказано.

Не согласившись с решением суда, представителем административного истца Харлапом С.П. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы процессуального права, не применен закон, подлежащий применению. Считает, что при рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции не мог отказать в удовлетворении требований по одному лишь мотиву ненадлежащего административного ответчика, поскольку в обязанности суда входит привлечение надлежащего административного ответчика вне зависимости от воли административного истца. Полагает, что в нарушение действующего законодательства, суд первой инстанции не выяснил, действиями какого органа допущено нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, не принял меры к установлению надлежащего административного ответчика по спору и не поставил перед административным истцом вопрос о привлечении его в качестве надлежащего административного ответчика. Полагает, что судом необоснованно не был привлечен к участию в деле Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.

Административный истец Авраменко М.А., представитель административного ответчика Администрации Белоярского городского округа, представители заинтересованных лиц Регионального фонда содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, административный истец Авраменко М.А. посредством почтового отправления с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, административный ответчик Администрация Белоярского городского округа факсимильной связью 26 февраля 2019 года, заинтересованные лица Региональный фонд содействия капитальному ремонту в многоквартирных домах Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области электронной почтой 25 февраля 2019 года, а также посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом первой инстанции установлено не было.

Судом установлено, что Авраменко М.А., действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка, приобрели в общую долевую собственность по договору купли-продажи от 28 февраля 2018 года по ... доли каждая ..., находящуюся в ....

В сентябре 2018 года Авраменко М.А. стало известно о том, что многоквартирный дом, расположенный по вышеуказанному адресу исключен Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области из Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на основании справки БТИ от 28 июня 2016 года № 636 и письма Администрации Белоярского городского округа, которые были направлены в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31 марта 2016 года № 01-18/1222.

В силу части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с частью 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

На территории Свердловской области отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются Законом Свердловской области от 19 декабря 2013 года № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее – Закон № 127-ОЗ).

Правительством Свердловской области утверждено Постановление от 29 января 2014 года № 37-ПП «Об утверждении порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области».

В силу положений статьи 8 Закона № 127-ОЗ в региональную программу капитального ремонта не могут включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов.

На основании постановления Правительства Свердловской области от 18 октября 2014 года № 194-ПП, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.

Во исполнение части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 7 Закона № 127-ОЗ, 22 апреля 2014 года постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП утверждена Региональная программа капитального ремонта.

В силу части 5 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 10 Закона № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется путем внесения в нее изменений (пункт 1 статьи 10 Закона № 127-ОЗ).

Пунктом 2 части 10 Закона № 127-ОЗ установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.

Данный порядок установлен статьей 7 вышеназванного Закона, согласно которой непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом (пункт 3); подготовка данной программы осуществляется на основе, в том числе, сведений, предоставленных органами местного самоуправления уполномоченному органу, информации, подготовленной в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 4); уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту, дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (пункт 7), региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (пункт 8).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, исключение жилого дома, расположенного по адресу: ... из Региональной программы капитального ремонта было осуществлено в рамках ее очередной актуализации еще в декабре 2016 года на основании постановления Правительства Свердловской области от 22 декабря 2016 года № 905-ПП «О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы» на основании предложений Администрации Белоярского городского округа.

Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что именно вышеуказанное постановление уполномоченного органа оказало влияние на права и обязанности административного истца, а не действия административного ответчика, связанные с обращением в уполномоченный орган с просьбой об исключении жилого дома, в котором приобретена квартира административным истцом, из региональной программы капитального ремонта.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что административным истцом выбран неверный способ защиты своего права, поскольку само по себе обращение Администрации Белоярского городского округа, изложенное в письме от 31 марта 2016 года № 01-18/122, не порождает для административного истца в обязательном порядке каких-либо правовых последствий. Административный ответчик является уполномоченным органом на предоставление сведений для подготовки и утверждения Региональной программы капитального ремонта. При этом достоверность представленных им сведений подлежит проверке при оспаривании решения уполномоченного органа, вынесенного на основании данных сведений.

При таком положении судом обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.

Довод апелляционной жалобы о не привлечении судом к участию в деле Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области не может повлечь отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство не повлияло на правильность выводов суда, изложенных в решении. При этом вопрос о правах и обязанностях Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области оспариваемым решением не разрешался.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.

Руководствуясь статьей 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белоярского районного суда Свердловской области от 21 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Авраменко Марины Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий Д.И. Гылкэ

Судьи Н.С. Корякова

С.И. Жейнова