ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-4843/20 от 22.07.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0Номер изъят-30

Номер изъята-4843/2020

Судья 1 инстанции Горбатько И.А.

Судья-докладчик Усова Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 июля 2020 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Гусаровой Л.В., Усовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Быковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-796/2020 по административному исковому заявлению Акционерного общества «Авиакомпания Ангара» к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным и отмене предписания,

по апелляционной жалобе АО «Авиакомпания «Ангара» на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 3 марта 2020 г.,

установила:

в обоснование административного иска указано, что по итогам проведенной в отношении АО «Авиакомпания «Ангара» внеплановой выездной проверки на основании Распоряжения УГАН НОТБ СФО Ространснадзора выдано предписание АО «Авиакомпания «Ангара» № 2019.02.17-88СЛС от 25.10.2019. Выявлены нарушения требований п. 4.2. Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов гражданской авиации», п. 5.84 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

Административному истцу предписано в срок до 28.10.2019 отстранить от полетов командира воздушного судна (КВС) 3-го летного отряда воздушного судна Ан-148 АО «Авиакомпания «Ангара» Борбатько С.О. до устранения нарушений в установленном порядке.

Административный истец полагает, выданное предписание в части устранения нарушений по данным пунктам незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Борбатько Сергей Олегович, 24.03.1970 г.р. принят на работу в АО «Авиакомпания «Ангара» в июне 2014 года в качестве второго пилота воздушного судна Ан-148. В 2015 году после прохождения курсов переподготовки и программы ввода в строй был допущен к самостоятельным полётам в качестве второго пилота на ВС Ан-148. В 2019 году Борбатько С.О. прошел переподготовку и программу ввода в строй, утвержденную уполномоченным органом - ВС МТУ Росавиацией (далее по тексту - Росавиация), утвержден и допущен к самостоятельным полетам в качестве КВС Ан-148. Одновременно с допуском и утверждением в качестве КВС Ан-148, Росавиацией Борбатько С.О. присвоена квалификация «Линейный пилот ГА» с выдачей свидетельства линейного пилота № 0089602 от 22.05.2019.

На дату проведения проверки и вынесения инспектором предписания Борбатько С.О. имел действующее свидетельство коммерческого пилота и действующее свидетельство линейного пилота с квалификационной отметкой «самолет Ан-148», что подтверждается: копией протокола воздушного судна (далее ВС) МТУ № 7 от 23.05.2019; копией приказа ВС МТУ № 108/л от 23.05.2019; копией свидетельства линейного пилота № 0089602 от 22.05.2019.

Право на управление воздушным судном в качестве командира воздушного судна (далее КВС) Борбатько С.О. также подтверждено письмом Росавиации № 1.36-1060 от 29.10.2019.

Борбатько С.О. прошел проверку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, утвержденной уполномоченным органом - Росавиацией, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей, в том числе, проверку выполнения нормальных процедур на ВС, что подтверждается: актом квалификационной проверки техники пилотирования; записью в летной книжке от 29.04.2019 (Ан 148, ППЛС Ан148, Пр:1. Зад4.Разд:3 РУ. Д/Н Иркутск-Братск-Иркутск. Пол: 2/2; Тпол: 2.20/2.20 - «Проверка техники пилотирования и навигационных процедур на допуск к самостоятельным полетам в качестве КВС и на подтверждение квалификации. Общая оценка: «пять». Может быть допущен к выполнению самостоятельных полетов в качестве КВС Ан-148 в закрепленном составе экипажа. Квалификации коммерческого пилота ГА соответствует. Достоин присвоения квалификации линейного пилота ГА).

Таким образом, на дату проведения проверки КВС Борбатько С.О. выполнял обязанности командира воздушного судна типа Ан-148, с пассажировместимостью 70-85 человек, имея свидетельство коммерческого пилота и свидетельство линейного пилота, а также прошел процедуру проверки выполнения нормальных процедур на воздушном судне.

Административный истец просил суд признать незаконным и отменить предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 2019.02.17-88СЛС от 25.10.2019 в части пунктов 2-3.

Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 03.03.2020 в удовлетворении административного иска отказано в полном объёме.

Не согласившись с постановленным решением суда, административный истец в лице представителя по доверенности Эситашвили М.Д. обратился с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов, что судом не приняты во внимание следующие обстоятельства: на дату проведения проверки пилот Борбатько С.О. имел действующее свидетельство коммерческого пилота, а также свидетельство линейного пилота с квалификационной отметкой «самолет Ан-148».

Действующее воздушное законодательство РФ допускает назначение пилота в качестве КВС со свидетельством коммерческого пилота. Свидетельство линейного пилота получено Борбатько С.О. после прохождения программы подготовки, утвержденной уполномоченным органом - Росавиацией. Программа подготовки членов экипажей воздушных судов, разработанная эксплуатанотом и утвержденная уполномоченным органом – Росавиацией допускает проведение одновременной квалификационной проверки и проверки выполнения нормальных процедур воздушного судна. В соответствии с действующим законодательством проверка выполнения нормальных процедур на воздушном судне должна проводиться отдельно для обладателей свидетельств коммерческого и линейного пилота, при этом разработка отдельных программ подготовки членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей для обладателей свидетельств коммерческого и линейного пилота. Кроме того, проверка выполнения нормальных процедур проводится в отношении типа ВС, а не типа свидетельства пилота.

Обращает внимание, что при выполнении программы подготовки к полетам в качестве КВС в период с 11.02.2019 по 29.042019 Борбатько С.О. являлся вторым пилотом ВС и под руководством пилота-инструктора выполнял обязанности КВС. При этом на дату проведения проверки пилот Борбатько С.О. прошел проверку выполнения нормальных процедур на ВС, с даты прохождения которой не прошло 12 месяцев.

Ссылаясь на неверное определение судом предмета доказывания по делу, отсутствие надлежащей оценки представленным административным истцом доказательствам, просит решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 03.03.2020 по данному административному делу отменить и принять по делу новое решение.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик в лице заместителя начальника Журавлёва А.Б. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебное заседание административный ответчик Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по СФО ФС по надзору в сфере транспорта, заинтересованные лица ВС МТУ РОСАВИАЦИИ, Борбатько С.О. не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем судебная коллегия с учетом положений ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150, частей 8 и 9 ст. 96 КАС РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителей административного истца Акционерного общества «Авиакомпания Ангара» - Эситашвили М.Д. и заинтересованного лица Борбатько С.О. – Пасшак А.В., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право на безопасность гарантировано и охраняется Конституцией Российской Федерации, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст.ст. 2, 37, 55, 72).

Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ – далее ВК РФ).

Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (п. 1, пп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).

К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации (п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ).

Пилоты включены в Перечень специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации (утв. приказом Министерства транспорта РФ от 04.08.2015 № 240), входящих в состав летного экипажа гражданской авиации.

Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами (п.п. 2, 4-5 ст. 54 ВК РФ).

В силу ст. 53 ВК РФ к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства (п. 1).

Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в п. 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в п. 10 ст. 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1.1).

В соответствии с п. 2.4.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128 (далее – ФАП-128), каждый член экипажа воздушного судна отвечает требованиям к обладателям свидетельств, выданных Российской Федерацией, установленным в Федеральных авиационных правилах «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 № 147 (далее ФАП-147), и имеет действительное свидетельство с надлежащими квалификационными отметками, которое выдано государством регистрации воздушного судна или которому придана сила государством регистрации воздушного судна.

Отказывая в удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене предписания № 2019.02.17-88-СЛС от 25.10.2019 в части пунктов 2, 3, выданного Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии указанных пунктов предписания требованиям закона, в связи с чем не нашёл законных оснований для удовлетворения административных исковых требований АО «Авиакомпания «Ангара».

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, находит их правильными, соответствующими применённым нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в решении суда полно и подробно приведены мотивы, по которым суд первой инстанции не установил нарушений прав административного истца.

Как следует из указанного предписания, основанием для вынесения оспариваемых пунктов предписания послужило нарушение п. 4.2 ФАП-147, выразившееся в том, что КВС 3-го летного отряда ВС Ан-148 АО «Авиакомпания «Ангара» Борбатько С.О. при выполнении программы подготовки к полетам в качестве КВС, выполнял обязанности командира воздушного судна «Ан-148» при выполнении коммерческих воздушных перевозок в соответствии с программой подготовки, имея свидетельство коммерческого пилота.

Судом установлено, что в нарушение установленного порядка прохождения подготовки к полетам в качестве КВС, Борбатько С.О. в период с 11.02.2019 по 29.04.2019 выполнял функции командира ВС при выполнении коммерческих воздушных перевозок (перевозок пассажиров), не имея свидетельства линейного пилота, при наличии лишь свидетельства коммерческого пилота, при этом выполнение данных полетов допускалось только при отсутствии пассажиров на борту воздушного судна. То есть, в нарушение положений п. 4.2, п. 6.2 ФАП-147 Борбатько С.О. осуществлял функции КВС при выполнении коммерческих воздушных перевозок без соответствующей подготовки, обязательной для КВС.

Кроме того, Борбатько С.О., в нарушение требований п. 1.3, п. 1.6, п. 4.2, п. 5.84, п. 6.2 ФАП-147, выполняя обязанности КВС «Ан-148» с момента выдачи свидетельства линейного пилота от 22.05.2019 до момента проведения проверки, допущен к выполнению функции командира воздушного судна без проведения квалификационной проверки пилотом-инструктором в течение предшествующих 12 месяцев, как обладателя свидетельства линейного пилота. В летной книжке Борбатько С.О. записи о прохождении указанной квалификационной проверки в указанный период не имеется, тогда как в соответствии с п. 2.22 ФАП-147 обладатель свидетельства пилота не выполняет функции командира воздушного судна или второго пилота воздушного судна на воздушном судне, для эксплуатации которого требуется второй пилот, только если он в течение предшествующих 12 месяцев не прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором.

Довод апелляционной жалобы, согласно которому проверка выполнения нормальных процедур проводится в отношении типа ВС, а не типа свидетельства пилота судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на неверном толковании норм действующего законодательства.

Положениями главы VI ФАП-147 закреплено, что требования, предъявляемые к линейным пилотам имеют более широкий характер, а также возлагают на линейных пилотов определенную ответственность, предоставляя возможность осуществления функций командира воздушного судна разрешенного вида при коммерческих воздушных перевозках, то есть при воздушных перевозках пассажиров. В то время как обладатель свидетельства коммерческого пилота может осуществлять лишь функции КВС соответствующего вида при полетах, не связанных с коммерческими воздушными перевозками, либо КВС соответствующего вида при коммерческих воздушных перевозках, сертифицированного для полетов с одним пилотом. Законодательно установлены значительно высокие требования для командиров воздушных судов, выполняющих полеты, связанные с коммерческими воздушными перевозками (перевозки пассажиров), к осуществлению функций командира воздушного судна при выполнении таких полетов могут быть допущены только обладатели свидетельства линейного пилота при соблюдении п. 2.22 ФАП-147, то есть после прохождения квалификационной проверки пилотом-инструктором в течение предшествующих 12 месяцев.

Учитывая изложенное, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ и анализируя установленные на их основе обстоятельства, судебная коллегия считает, что административным истцом не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, подтверждающие незаконность оспариваемых пунктов предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 2019.02.17-88СЛС от 25.10.2019.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции применительно к требованиям ч. 1 ст. 178 КАС РФ, верно определил имеющие значение для дела обстоятельства, а также бремя доказывания между сторонами. По заявленным требованиям, судом принято решение, соответствующее положениям ст. 227 КАС РФ.

Все доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

В связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.

Судом первой инстанции не допущено неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке в соответствии со ст. 310 КАС РФ.

Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от
3 марта 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья-председательствующий Н.И. Медведева

Судьи Л.В. Гусарова

Н.М. Усова