ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5053/2021 от 24.06.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5053/2021

А ПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 24 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Муратовой С.В.,

судей Морозовой С.Г., Рябинина К.В.,

при ведении протокола помощником судьи Светлаковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4640/2021 (УИД 47RS0004-01-2021-001499-18) по апелляционной жалобе Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2021 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области о признании незаконным решения, обязании произвести действия,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Бондар Д.А. обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, в котором просил уведомление от 09 сентября 2020 года №ГР-662/2019-0-2 признать незаконным; обязать Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области включить в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи права нарушены, с 18 февраля 2019 года, на основании заявления от 18 февраля 2019 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Всеволожским городским судом Ленинградской области 23.04.2019 года было вынесено решение о признании незаконным уведомления об отказе во включении в реестр пострадавших граждан и об обязании Комитета Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление административного истца о включении в реестр пострадавших граждан.

Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области при исполнении данного решения суда повторно выдал административному истцу отказ, обосновав его тем, что у него нет более полномочий по рассмотрению вопроса по включению в реестр по Приказу № 560/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года, ввиду того, что 27 июня 2019 года внесены изменения Федеральным законом от 27 июня 2019 года №151-ФЗ в статью 23 ФЗ РФ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от года административные исковые требования Боднара Д.А. к Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области о признании незаконным решения, обязании произвести действия удовлетворены. Признано незаконным решение № ГР-662/2019-0-2 от 09 сентября 2020 года в отношении Боднара Д.А., Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области обязан в течение 14 рабочих дней с даты вступления в законную силу настоящего решения суда, включить Боднара Д.А. в Реестр пострадавших граждан, с даты обращения административного истца, т.е. с 18 февраля 2019 года.

В апелляционной жалобе административный ответчик Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области просит отменить решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2021 года, как незаконное, и принять по делу новый судебный акт, которым прекратить производство по административному делу.

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Боднар Д.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При обращении в суд с административным иском, Боднаром Д.А. заявлено ходатайство о восстановлении срока на оспаривание уведомления от 09.09.2020 г. по тем основаниям, что оспариваемое уведомление было получено 25.09.2020 г., обратиться в суд с административным иском Боднар Д.А., не мог, так как как работал в другом субъекте Российской Федерации, в доказательство чему представлен договор подряда от 11.10.2020 г., согласно которому административный истец был обязан выполнить работы в интересах заказчика в <адрес>.

Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что процессуальный срок на обжалование уведомления административного ответчика от 09.09.2020 г. №ГР-662/2019-0-2 подлежит восстановлению Боднару Д.А.

Материалами административного дела установлено, что Боднар Д.А. и ЖСК «Румболово-Сити» 07.07.2014 г. заключили договор паевого взноса №07/07/2014, согласно которому ЖСК «Румболово-Сити» участвует в строительстве жилого дома по адресу: Ленинградская область, Всеволожский, участок Центральное отделение, кадастровый №, которым предусмотрено получение в собственность после окончания строительства жилого помещения, при этом, ЖСК обязуется исполнить обязательства по передаче объекта в срок до конца 3 квартала 2015 года.

Обязательства по договору паевого взноса административным истцом исполнены в полном объеме на общую сумму.

Обязательства по договору паевого взноса ЖСК «Румболово-Сити» не исполнены.

18.02.2019 г. Боднар Д.А. обратился в Комитет Государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области с заявлением о включении в реестр пострадавших граждан регистрационный номер ГР-662/2019, приложив к нему копии документов: паспорта; договора паевого взноса от 07.07.2014 г. №07/07/2014; платежных документов.

Уведомлением об отказе во включении в реестр пострадавших граждан №ГР-662/2019-0-1 от 07.03.2019 г. Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области указал, что по результатам рассмотрения представленного административным истцом заявления о включении в реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого предусмотрено ч.7 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», принято решение об отказе во включении административного истца в указанный реестров соответствии с п.п.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 г. №560/пр, в связи с несоответствием п.п.1 п.2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 г. №556-пр, так как привлечение денежных средств административного истца для строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>, уч. <адрес> на основании договора паевого взноса от 07.07.2014 г. , не являющегося договором участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным Законом от 30.12.2004 г. №214-ФЗ.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23.04.2019 г. по административному делу №2а-4681/2019, с учетом исправления описки, допущенной в мотивировочной и резолютивной частях, исправленной Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 27.06.2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12.09.2019 г., Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской обязан в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, повторно рассмотреть заявление ФИО2 (входящий номер от 18.02.2019 г.) о включении в Реестр пострадавших граждан.

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23.04.2019 г. вступило в законную силу 12.09.2019 г.

Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции по делу №88а-5514/2020 решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23.04.2019 года, апелляционное определение Ленинградского областного суда от 12.09.2019 г. оставлены без изменения, а кассационная жалоба комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области - без удовлетворения.

Во исполнение решения Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23.04.2019 г. по административному делу №2а-4681/2019 Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области рассмотрено заявление Боднара Д.А, о включении в реестр пострадавших граждан - участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого предусмотрено ч.7 ст.23 Федерального закона 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (ГР-662/2019 от 18.02.2019 г.). По результатам рассмотрения сообщено следующее. Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23.04.2019 г. по делу №2а-4681/19 в редакции апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 12.09.2019 по делу №33а-5350/2019 на комитет возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Боднара Д.А. о включении в Реестр пострадавших граждан. В соответствии с ч.4 ст.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федераций» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты. На основании пп. «в» п.15 ст.1 Федерального закона от 27.06.2019 г. №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ч.7 ст.23 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (которой ранее были установлены полномочия контролирующего органа по признанию в соответствии с, установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан) признана утратившей силу. В то же время, п.16 ст.1 Федерального закона от 27.06.2019 г. № 151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской федерации" и отдельное законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в ст.23.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве, многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в части ведения Единого реестра проблемных объектов, который формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Указанные положения федерального закона вступили в силу с 27.06.2019 г. Таким образом, с 27.06.2019 г. комитет более не наделен полномочиями по признанию в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведению реестра таких граждан.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, который основан на имеющихся в деле доказательствах.

Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в части 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

Часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 214-ФЗ), которым также устанавливаются гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ предусмотрено государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Регулирование осуществляется в соответствии с поименованным выше законом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1 статьи 23).

Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Таким контролирующим органом в соответствии с Положением о комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 22 февраля 2007 года , является названный Комитет.

Действительно, на основании подпункта «в» пункта 15 статьи 1 Федерального закона от 27 июня 2019 года №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 7 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ признана утратившей силу.

Однако, в соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Следовательно, к правоотношениям между административным ответчиком и административным истцом должны применяться нормативные правовые акты, действующие в период нарушения прав административного истца.

Согласно материалам дела, заявление административного истца о включении их в реестр пострадавших граждан поступило в адрес Комитета

государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской 27 февраля 2019 года, то есть до внесения изменения в Федеральный закон № 214-ФЗ.

В то же время Федеральный закон от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ не содержит каких-либо специальных норм о придании закону обратной силы, в связи с чем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что при рассмотрении настоящего дела подлежал применению Федеральный закон № 214-ФЗ в редакции, действовавшей до внесения в него изменений.

При правильном исполнении административным ответчиком требований законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, с учетом Правил ведения реестра пострадавших граждан, обязывающих контролирующий орган принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших граждан в течение 14 рабочих дней с даты его поступления, административный истец подлежал включению в реестр пострадавших граждан при условии подачи всех необходимых документов. Нормы о признании реестра пострадавших граждан недействующим или утратившим силу федеральным законодателем не принималось.

В связи с этим, в отношении административного истца, как лица, подлежащего включению в реестр пострадавших граждан, в силу положений статей 23.1 и 23.2 Федерального закона № 214-ФЗ, что установлено решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 23.04 2019 года по административному делу № 2а-4681/2019, также должны быть проведены соответствующие мероприятия по восстановлению его прав, предусмотренных указанным законом.

Однако, судебная коллегия полагает необходимым изменить формулировку третьего абзаца резолютивной части решения, исключив из резолютивной части решения обязательство ответчика включить административного истца в реестр пострадавших граждан с 18 февраля 2019 года, поскольку в соответствии с Правилами ведения реестра пострадавших граждан, контролирующий орган обязан принять решение по заявлению о включении в реестр пострадавших граждан не в тот же день, когда поступило заявление, а в течение 14 рабочих дней с даты его поступления.

Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской основаны на неверном толковании и ошибочном понимании заявителем норм действующего законодательства, сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

определила:

Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 20 февраля 2021 года изменить, сформулировав третий абзац резолютивной части решения следующим образом:

Обязать Комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области включить Боднара Дмитрия Александровича в Реестр пострадавших граждан – участников долевого строительства, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на основании его заявления от 18 февраля 2019 года.

В остальной части решение суда от 20 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Апелляционное определение изготовлено 24 июня 2021 года.

Председательствующий

Судьи

(судья С.В. Береза)