ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5118/2021 от 23.12.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Солодилова Е.Ю. Дело № 33а-5118/2021

(номер дела в суде первой инстанции 2а-879/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Голикова А.А.,

судей Колесниковой Д.А., Щенниковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре Республики Коми 23 декабря 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Кочергина Александра Анатольевича на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года по административному исковому заявлению Кочергина Александра Анатольевича к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута», Совету МО ГО «Воркута» о признании незаконным решения конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы МО ГО «Воркута», обязании рассмотреть вопрос о допуске к участию в конкурсе, признании незаконным решения Совета МО ГО «Воркута».

Заслушав доклад материалов административного дела судьи ЩенниковойЕ.В., объяснения административного истца Кочергина А.А., представителя административного ответчика Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» Распопиной И.И., судебная коллегия по административным делам

установила:

Кочергин А.А. обратился в суд с административным иском к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута», Совету МО ГО «Воркута» (с учетом уточнений) о признании незаконным пункта 2 решения Совета МО ГО «Воркута» от 23 сентября 2020 года № 9 в части назначения членами конкурсной комиссии граждан Волок В.Б., Бакаева С.А., Поляковой Л.П.; признании незаконным бездействия Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» 10 марта 2021 года, выразившееся в нерассмотрении документов Кочергина А.А., предоставленных для участия в конкурсе; обязании рассмотреть документы кандидата на замещение должности главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» Кочергина А.А. с принятием решения по результатам рассмотрения в соответствии с законом; признании незаконным и необоснованным отказа Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» Кочергину А.А. в признании его кандидатом на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» в рамках конкурса, проводимого 10-12 марта 2021 года по причине предоставления им как кандидатом сведений о доходах, заведомо недостоверных и неполных, и обязать отменить этот отказ; признании незаконным решения Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 10 марта 2021 года без номера; признании незаконным решения Совета МО ГО «Воркута» от 12 марта 2021 года № 101 «О назначении на должность Главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута»; обязании Совета МО ГО «Воркута» сформировать конкурсную комиссию и провести повторно конкурс по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута».

В обоснование иска административный истец указывает, что Советом МО ГО «Воркута» в нарушение своей компетенции членами конкурсной комиссии назначены лица, отсутствующие в составе депутатского корпуса МО ГО «Воркута» или администрации, идентифицирующие признаки которых не указаны. Решение о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» принято Советом МО ГО «Воркута» 17 декабря 2020 года, 18 декабря 2020 года размещено объявление на сайте администрации. 23 декабря 2020 года Кочергин А.А. направил в адрес уполномоченного органа Республики Коми – Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, своей супруги и несовершеннолетних детей по форме справки, утвержденной Указом Президента РФ от 23 июня 2014 года № 460, заполненной с использованием специального программного комплекса «Справки БК». Представленные сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера подтверждаются справками 2-НДФЛ с места работы Кочергина А.А. и его супруги, справками банков и пенсионных органов. 11 января 2021 года административный истец подал в конкурсную комиссию заявление об участии в конкурсе и документы в полном объёме. 10 марта 2021 года конкурсная комиссия отказала Кочергину А.А. в признании кандидатом на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута», установив предоставление им заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, что изложено в письме за подписью секретаря комиссии Распопиной И.И. Письмо не имеет даты, регистрационных данных, реквизитов получателя и отправителя письма; ссылка на какое-либо решение конкурсной комиссии отсутствует, в связи с чем административный истец полагает, что его документы не рассмотрены конкурсной комиссией. Письмо административный истец считает незаконным, поскольку форма письма не предусмотрена в составе документов, принимаемых и оформляемых конкурсной комиссией, а также в письме отсутствует подпись председателя конкурсной комиссии, а также в письме упоминается о якобы проведенной проверке сведений о доходах, предоставленных административным истцом как кандидатом. Сведений о проверке в адрес Кочергина А.А. не направлялось, оснований для ее проведения не имелось. Решение конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 10 марта 2021 года Кочергин А.А. полагает незаконным, так как конкурсная комиссия нарушила процедуру отбора кандидатов, не рассмотрев его документы; приняла решение о предоставлении на рассмотрение Совета МО ГО «Воркута» кандидату в отсутствие проверочных мероприятий в соответствии со статьей 21 Закона РФ «О государственной тайне»; не содержит подписи секретаря конкурсной комиссии. 12 марта 2021 года состоялось очередное заседание Совета МО ГО «Воркута» на котором рассмотрен вопрос о назначении на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута», решением № 101 назначен ... Я.А. Данное решение административный истец полагает незаконным, поскольку Совет не располагал полным списком кандидатов при отсутствии в нем самого Кочергина А.А., а также Совет оценивал кандидатуры лиц, в отношении которых отсутствовали сведения о результатах проверочных мероприятий в соответствии со статьей 21 Закона РФ «О государственной тайне».

По результатам рассмотрения административного дела 17 мая 2021 года судом вынесено решение, которым отказано в удовлетворении требований Кочергина А.А. к Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута», Совету МО ГО «Воркута» о признании незаконным п.2 Решения Совета МО ГО «Воркута» от 23.09.2020 № 9 в части назначения членами конкурсной комиссии ...; признании незаконным бездействия конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута», обязании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» рассмотреть документы Кочергина А.А. с принятием решения в соответствии с законом; о признании незаконным и необоснованным отказа конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» Кочергину А.А. в признании его кандидатом на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» в рамках конкурса 10-12 марта 2021г. по причине предоставления им сведений о доходах, заведомо недостоверных и неполных; признании незаконным решения Совета МО ГО «Воркута» от 12.03.2021 № 101; обязании Совета МО ГО «Воркута» сформировать конкурсную комиссию и провести повторно конкурс по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута».

В апелляционной жалобе, поданной Кочергиным А.А. в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.

Конкурсной комиссией по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых заявлена просьба об оставлении решения суда без изменения.

Апелляционный истец Кочергин А.А. на доводах апелляционной жалобы настаивал в полном объеме, просил решение суда отменить, принять новое об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» Распопина И.И. с апелляционной жалобой не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Иные лица, участвующие в деле своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявили.

С учётом указанных обстоятельств, в соответствии с частью 1 статьи 307, частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе при имеющейся явке лиц.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 130 Конституции Российской Федерации, статей 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 2.1, 2.3, 2.5, 2.8, 3.4, 4.1-4.4, 5.1, 5.2, 5.3, 6.1-6.6 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута», утвержденного решением Совета МО городского округа «Воркута» от 12 ноября 2019 года № 686, статьи 44 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого Советом МО городского округа «Воркута» 27 февраля 2006 года, и, установив, что основанием для отказа Кочергину А.А. в признании его кандидатом и участия в конкурсе явилось предоставление документов с нарушением подпункта 3 пункта 6.6 Положения о конкурсе (предоставление кандидатом сведений о доходах заведомо недостоверных или неполных), пришел к выводу об обоснованности принятого решения об отказе в признании истца кандидатом для участия в конкурсе на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута», об отсутствии оснований полагать оспариваемые действия (бездействия) конкурсной комиссии незаконными, отсутствии оснований для признания незаконным результатов конкурса, который был признан состоявшимся, отсутствии оснований для отмены решения Совета МО ГО «Воркута» от 12 марта 2021 года № 101, об отсутствии оснований полагать о нарушении прав истца, а, следовательно, об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

С данными выводами судебная коллегия соглашается в силу следующего.

По смыслу положений статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Кандидатом на должность главы муниципального образования может быть зарегистрирован гражданин, который на день проведения конкурса не имеет в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ограничений пассивного избирательного права для избрания выборным должностным лицом местного самоуправления. Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Уставом муниципального образования могут устанавливаться ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более определенного данным уставом количества сроков подряд.

В соответствии со статьей 44 Устава муниципального образования городского округа «Воркута», принятого Советом МО городского округа «Воркута» 27 февраля 2006 года, Глава городского округа - руководитель администрации городского округа является высшим должностным лицом городского округа «Воркута», наделяется данным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава городского округа избирается Советом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа, сроком на 5 лет. Для определения кандидатов на должность главы городского округа Совет городского округа объявляет конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского округа в соответствии с утвержденным Советом городского округа порядком.

В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута», утвержденного решением Совета МО городского округа «Воркута» от 12 ноября 2019 года № 686, лицо, желающее участвовать в конкурсе (кандидат), подает в конкурсную комиссию личное заявление, к которому прилагаются соответствующие документы.

В соответствии с пунктом 4.4 Положения сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются кандидатом по утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения «Справки БК», размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пункте 6.6 указанного Положения установлено, что решение об отказе в признании кандидатом на должность главы городского округа «Воркута» - руководителя администрации городского округа «Воркута» принимается при выявлении следующих оснований: 1) представление документов, предусмотренных пунктом 4.3, и сведений, указанных в них, не в полном объеме; 2) непредставление кандидатом сведений о доходах; 3) представление кандидатом сведений о доходах заведомо недостоверных или неполных; 4) несвоевременное представление документов; 5) выявление: а) в документах, предусмотренных пунктом 4.3, недостоверных или неполных сведений, подложных документов или ложных сведений; б) наличия ограничений, установленных избирательным законодательством Российской Федерации для избрания на муниципальную должность; 6) несоответствие кандидата требованиям, установленным пунктом 4.1, подпунктами "а", "б" пункта 4.2 настоящего Положения; 7) выявление по результатам проверки, проводимой в соответствии с пунктами 5.2, 5.3 настоящего Положения, недостоверности или неполноты сведений о доходах, представленных кандидатом; 8) наличие обстоятельств, являющихся в соответствии с законодательством о государственной тайне, основанием для отказа кандидату в допуске к государственной тайне.

Из материалов дела следует, что 23 сентября 2020 года решением Совета МО ГО «Воркута» №9 объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута».

Решение Совета МО ГО «Воркута» от 23 сентября 2020 года № 9 опубликовано в Информационном вестнике МО ГО «Воркута» № 18 (117) от 24 сентября 2020 года, а также 24 сентября 2020 года на официальном сайте администрации городского округа «Воркута».

Данный конкурс признан несостоявшимся.

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 17 декабря 2020 года № 52 повторное проведение конкурса на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута» назначено на 10 марта 2021 года, установлено время подачи документов: с 21 декабря 2020 года по 11 января 2021 года личное заявление и документы, указанные в подпунктах 1-3, 8, 9 12-15 пункта 4.3 Положения; с 21 декабря 2020 года по 20 февраля 2021 года документы, указанные в подпунктах 4-7, 10, 11 пункта 4.3 Положения; с 21 декабря 2020 года по 25 декабря 2020 года документы, указанные в пункте 4.4 Положения (в Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции).

18 декабря 2020 года сообщение о проведение конкурса и требования к кандидатам размещены на официальном сайте администрации МО ГО «Воркута».

23 декабря 2020 в Управления Главы Республики Коми по противодействию коррупции Кочергиным А.А. представлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги и несовершеннолетнего ребенка. Кроме того, 11 января 2021 года от Кочергина А.А. поступили дополнительные документы.

Из поданных в Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции справок о доходах следует, что они составлены Кочергиным А.А. с использованием версии 2.4.0.0 (равно 2.4) (копии справок представлены в материалы дела на листах дела 185-219 тома 1).

29 декабря 2020 года Управление Главы Республики Коми по противодействию коррупции направило в Конкурсную комиссию письмо относительно представленных Кочергиным А.А. сведений, указав, что обязанность представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Кочергиным А.А. надлежащим образом не исполнена, поскольку представленные справки не соответствуют требованиям действующего Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации», не учтены изменения в форме справки, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2020 года № 13, вступившие в законную силу с 01 июля 2020 года (л.д. 183-184 том 1).

Уведомлением конкурсной комиссии Кочергину А.А. сообщено об отказе в признании кандидатом на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» на основании подпункта 3 пункта 6.6 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута», утвержденного решением Совета МО городского округа «Воркута» от 12 ноября 2019 года № 686.

Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» 10 марта 2021 года конкурс признан состоявшимся; на рассмотрение Совета МО ГО «Воркута» представлены три кандидатуры: ... Я.А., ... А.А., ... И.В.

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 12 марта 2021 года № 101 на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» с 13 марта 2021 года назначен ... Я.А.

Исследовав представленные по делу доказательства, суд правильно установил отсутствие нарушений при формировании состава Конкурсной комиссии, объявлении конкурса, а также соблюдение Конкурсной комиссией процедуры проведения конкурса на должность главы МОГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута».

Кроме того, судом достоверно установлено представление Кочергиным А.А. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетнего ребенка по форме справки БК в версии 2.4.0.0.

Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2020 года № 13 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» в Указ Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» и в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную этим Указом, внесен ряд изменений. Следовательно, актуальная форма справки, с учетом внесенных изменений, была доступна в программе под версией 2.4.4.

Из материалов дела также следует и не оспаривается сторонами, что в свободном доступе на сайте Президента России kremlin.ru на день подачи Кочергиным А.А. документов была размещена СПО «Справки БК», версия 2.4.4 с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2020 года № 13, вступившим в законную силу 01 июля 2020 года, однако Кочергиным А.А. данная актуальная версия не использована.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал, что действия Конкурсной комиссии по отказу Кочергину А.А. в признании кандидатом на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута», являлись законными, принятыми в пределах компетенции уполномоченным составом лиц.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и сделаны при правильном применении норм материального права.

Доводы Кочергина А.А. о незаконности включения в состав Конкурсной комиссии ... не нашли своего подтверждения.

Пунктом 2.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута» для проведения конкурса предусмотрено образование конкурсной комиссия в составе 6 человек.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения кандидатуры членов конкурсной комиссии, назначаемых Советом, вносятся председателем Совета, депутатскими объединениями (фракциями), представленными в Совете округа, депутатами (депутатом) Совета округа.

Члены конкурсной комиссии назначаются решением Совета, принятым большинством голосов от установленной численности депутатов Совета.

Из материалов дела следует, что 23 сентября 2020 года решением Совета МО ГО «Воркута» № 9 назначено проведение конкурса по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» 15 декабря 2020 года, а также назначены членами конкурсной комиссии ... (пункт 2). Секретарем конкурсной комиссии определена Распопина И.И. Остальные члены комиссии назначены распоряжением Главы Республики Коми от 25 сентября 2020 года № 222-р.

Решение Совета МО ГО «Воркута» от 23 сентября 2020 года № 9 опубликовано в Информационном вестнике МО ГО «Воркута» № 18 (117) от 24 сентября 2020 года, а также 24 сентября 2020 года на официальном сайте администрации городского округа «Воркута».

При объявлении повторного конкурса состав комиссии в части лиц, поименованных в пункте 2 указанного решения от 23 сентября 2020 года, не менялся.

Таким образом, состав Комиссии сформирован в соответствии с установленными требованиями Устава МО ГО «Воркута» и Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута».

В части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 названного Кодекса административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что каких-либо обязательных условий относительно места работы членов конкурсной комиссии, а равно необходимости отражения в решении Совета МО ГО «Воркута» от 23 сентября 2020 года № 9 идентифицирующих признаков назначенных членов Комиссии действующим нормативно-правовым регулированием не установлено, судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции о правомочности состава Комиссии. Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается также с выводами судьи городского суда о пропуске административным истцом установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Совета МО ГО «Воркута» от 23 сентября 2020 года № 9.

В соответствии с Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута» секретарь конкурсной комиссии принимает конкурсные документы, информирует членов конкурсной комиссии о времени заседания, осуществляет подготовку заключений для конкурсной комиссии по документам, представленным кандидатами, решает другие организационные вопросы, связанные с деятельностью конкурсной комиссии. Проверка документов, представленных кандидатами, осуществляется секретарем конкурсной комиссии на основе анализа (мониторинга) документов, представленных кандидатом, и сведений, указанных в них. По итогам анализа в срок не позднее дня, предшествующего дню проведения конкурса, секретарь конкурсной комиссии готовит заключение по представленным документам в отношении каждого кандидата, в котором указывается сведения: 1) о представлении документов, предусмотренных пунктом 4.3, и сведений, указанных в них, в полном (не в полном) объеме; 2) о представлении (непредставлении) кандидатом сведений о доходах; 3) о представлении кандидатом сведений о доходах заведомо недостоверных или неполных (при выявлении данного факта); 4) о своевременности (несвоевременности) представления документов; 5) о выявлении (невыявлении): а) в документах, предусмотренных пунктом 4.3, недостоверных или неполных сведений, подложных документов или ложных сведений; б) наличия (отсутствия) ограничений, установленных избирательным законодательством Российской Федерации для избрания на муниципальную должность; 6) о соответствии (несоответствии) кандидата требованиям, установленным пунктом 4.1, подпунктами «а», «б» пункта 4.2 настоящего Положения; 7) наличие (отсутствие) обстоятельств, являющихся в соответствии с законодательством о государственной тайне основанием для отказа кандидату в допуске к государственной тайне. Подготовленное заключение рассматривается конкурсной комиссией при проведении конкурса (пункты 2.5, 5.1, 5.2).

В соответствии с названными нормами Положения по результатам анализа документов и сведений, указанных в них, представленных кандидатом Кочергиным А.А., секретарем конкурсной комиссии Распопиной И.И. в пределах указанных выше полномочий составлено соответствующее заключение, копия которого представлена в материалы дела.

Пунктом 2.8 Положения предусмотрено, что решения конкурсной комиссии оформляются протоколами и (или) решениями, которые подписываются председательствующим и секретарем конкурсной комиссии.

Согласно пунктам 6.1-6.4 Положения конкурс проводится в течение одного рабочего дня в форме конкурса документов. Обсуждение и конкурсный отбор кандидатов осуществляются на закрытых заседаниях конкурсной комиссии. Комиссия принимает решение по кандидатам, руководствуясь законодательством и условиями конкурса. Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата.

В день проведения конкурса конкурсная комиссия рассматривает документы, представленные кандидатами; заключение секретаря конкурсной комиссии по представленным документам, подготовленное в соответствии с пунктом 5.2 Положения; заключение секретаря конкурсной комиссии о результатах проверки (при ее проведении), подготовленное в соответствии с пунктом 5.3 Положения; заключение секретаря конкурсной комиссии, по итогам проверки в соответствии с пунктом 5.4 Положения.

По результатам конкурса в отношении каждого кандидата конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: 1) о признании кандидатом на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута»; 2) об отказе в признании кандидатом на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (пункт 6.5 Положения).

Согласно выписке из протокола заседания конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 10 марта 2021 года следует, что третьим вопросом повестки данного заседания являлось рассмотрение конкурсной комиссией документов, представленных кандидатами на должность главы городского округа. По третьему вопросу слушали секретаря конкурсной комиссии, которой было доложено, что в конкурсную комиссию для участия в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы городского округа с заявлениями обратилось 8 претендентов. В частности, по четвертому кандидату Кочергину А.А. секретарем доложено, что при проведении мониторинга представленных им документов, выявлено следующее: а) документы, указанные в пункте 4.3 Положения, представлены Кочергиным А.А. своевременно, в полном объеме; б) при осуществлении анализа сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в пункте 4.4 Положения, выявлены факты представления заведомо недостоверных и неполных сведений, поскольку сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлены кандидатом в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетнего ребенка по форме справки о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, не соответствующей требованиям действующего Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460. Кандидатом при заполнении справки о доходах не учтены изменения в форме справки, внесенные Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2020 года № 13, вступившим в законную силу с 01 июля 2020 года; в) фактов предоставления кандидатом в документах, указанных в пункте 4.3 Положения, недостоверных или неполных сведений, подложных документов или ложных сведений не установлено; г) наличие у кандидата ограничений, установленных избирательным законодательством Российской Федерации для избрания на муниципальную должность, не установлено; д) при осуществлении анализа, представленных кандидатом документов, не выявлено несоответствие кандидата требованиям, установленным в пункте 4.1, подпунктами «а» и «б» пункта 4.2 Положения, а также требованиям, установленным статьей 3(1) Закона республики Коми от 09 декабря 2014 года № 153-РЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Республике Коми» и статьей 4 Закона республики Коми от 21 декабря 2007 года № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми».

Также из данной выписки следует, что члены конкурсной комиссии после доклада секретаря конкурной комиссии анализа документов и сведений, указанных в них, представленных кандидатами, дополнительно изучали документы, представленные кандидатами.

Конкурсной комиссией единогласно принято решение о признании того, что документы четвертого кандидата Кочергиным А.А. представлены с нарушением подпункта 3 пункта 6.6 Положения о конкурсе.

Также конкурсной комиссией единогласно принято решение об отказе Кочергину А.А. в признании кандидатом на должность главы городского округа (четвертый вопрос повестки заседания).

При подведении итогов конкурса (пятый вопрос повестки дня), выраженный также в решении конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» от 10 марта 2021 года, конкурс признан состоявшимся; на рассмотрение Совета МО ГО «Воркута» представлены три кандидатуры: ...

Решение комиссии и кандидатуры доведены до сведения Совета МО ГО «Воркута» в информационном сообщении от 10 марта 2021 года.

Таким образом, доводы Кочергина А.А. относительно не рассмотрения Конкурсной комиссией представленных им документов, не находят своего подтверждения.

Оснований сомневаться в достоверности отраженных в указанной выписке из протокола заседания конкурсной комиссии сведений, в том числе о присутствовавших на заседании членах комиссии, не имеется.

При этом доводы жалобы Кочергина А.А. относительно фактического не проведения заседания Комиссии 10 марта 2021 года какими-либо доказательствами, помимо субъективных домыслов административного истца, не подтверждены, оснований ставить под сомнение факт проведения заседания Комиссии 10 марта 2021 года, исходя из имеющейся в материалах дела совокупности доказательств, отвечающих принципам допустимости и достоверности, суд апелляционной инстанции не усматривает.

Вопреки доводам жалобы, процедурных нарушений при рассмотрении Комиссией кандидатур на должность главы муниципального образования судебной коллегией, а равно судом первой инстанции, не установлено, порядок проведения заседания Комиссии, установленный пунктами 6.1-6.1 Положения о конкурсе соблюден.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», следует, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Принятие конкурсной комиссией решения в отношении конкретных кандидатов находится в исключительной компетенции данного органа, которое принимается коллегиально.

Доводы Кочергина А.А. относительно отсутствия на день заседания конкурсной комиссии сведений о допуске кандидатов на должность главы муниципального образования к государственной тайне, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку данные обстоятельства для разрешения спора относительно допущенных нарушений прав административного истца Кочергина А.А. при проведении конкурса правового значения не имеют.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что принятое конкурсной комиссией решение о представлении конкретных кандидатур на рассмотрение представительным органом муниципального образования не свидетельствует о нарушении каких-либо прав административного истца, либо о неравном отношении конкурсной комиссии к кандидатам.

Кроме того, согласно представленному самим Кочергиным А.А. в суд апелляционной инстанции письму УФСБ по Республике Коми от 02 июня 2021 года № 65/6/7-1973 следует, что проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне в рамках конкурса по отбору кандидатов на должность главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута» проводились, в том числе и в отношении ... И.В. При этом из данного письма следует, что по состоянию на 10 марта 2021 года данная проверка в отношении ... И.В. была окончена, о чем уведомление направлено в адрес администрации МО ГО «Воркута».

Получение администрацией МО ГО «Воркута» в письменном виде уведомления об окончании проверки в отношении ... И.В. не опровергают указанных выше выводов.

При этом согласно пояснениям представителя административного ответчика Распопиной И.И. на момент проведения заседания 10 марта 2021 года конкурсная комиссия обладала сведениями о том, что по результатами проведения УФСБ по Республике Коми мероприятий в отношении ... И.В. оснований для отказа в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, не выявлено.

Доводы апелляционной жалобы относительно наличия противоречий пунктов 4.4, 5.3, 5.3.1 Положения пунктам 2, 17 Положения, а также неконкретности норм пунктов 5.1, 5.3.4, 5.2, 6.6, в том числе со ссылкой на экспертное заключение ГКУ РК «Государственное юридическое бюро», представленное в суд апелляционной инстанции, не могут являться предметом проверки в рамках настоящего административного дела, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку проверка законности положений нормативно-правовых актов является самостоятельным видом судебного контроля и рассматривается судом согласно правилам подсудности в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Сведений об обращении административного истца Кочергина А.А. с самостоятельным административным исковым заявлением о признании незаконным в части Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования городского округа «Воркута» - руководителя администрации муниципального образования городского округа «Воркута», утвержденного решением Совета МО ГО «Воркута» от 12 ноября 2019 года № 686, в материалы дела не представлено.

Учитывая, что при рассмотрении настоящего дела не установлено оснований для признания решения конкурсной комиссии от 10 марта 2021 года незаконным, то суд первой инстанции обосновано не усмотрел оснований для признания незаконным решения Совета МО ГО «Воркута» от 12 марта 2021 № 101 «О назначении на должность Главы МО ГО «Воркута» - руководителя администрации МО ГО «Воркута», принятое в отношении одного из представленных комиссией кандидатов, равно как и для удовлетворения требований о повторном формировании конкурсной комиссии и проведения конкурса.

Вопреки доводам жалобы Кочергина А.А. процессуальных нарушений в ходе рассмотрения административного дела судом первой инстанции не допущено.

Так, определением судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 23 марта 2021 года первое судебное заседание на 22 апреля 2021 года назначено в соответствии со статьей 139 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем оснований полагать, что 17 мая 2021 года будет состояться предварительное судебное заседание, вопреки доводам жалобы, у административного истца не имелось.

Вопреки доводами апелляционной жалобы Кочергина А.А., адвокат Рочева И.Ю. была допущена к участию в деле в качестве представителя административного истца и принимала фактическое участие в судебном заседании, что подтверждается протоколом судебного заседания от 17 мая 2021 года, при этом давала пояснения по существу спора, заявляла ходатайства, выражала свое мнение по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам.

Доводы Кочергина А.А. о нарушении правил подсудности при рассмотрении настоящего административного дела, связанного, по его мнению, с государственной тайной, также являются несостоятельными. Материалы дела не содержат документов с грифом секретности.

Является несостоятельным и довод апелляционной жалобы о недействительности доверенности, выданной председателем конкурсной комиссии ее представителю для участия в настоящем деле, поскольку именно председатель осуществляет руководство конкурсной комиссией и обладает по смыслу статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации правом выдачи доверенности.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в административном исковом заявлении, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Резюмируя изложенное, судебная коллегия находит решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года законным и обоснованным, поскольку при разрешении спора суд первой инстанции верно определил юридически значимые для дела обстоятельства и дал надлежащую правовую оценку установленным обстоятельствам.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 17 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кочергина Александра Анатольевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 30 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи