ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5267/20 от 15.09.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Черкашин В.В. апелляционное дело № 33а-5267/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2020 года г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

Председательствующего Волкова А.Е.

судей Начарова Д.В., Погорельцевой Т.В.

при секретаре Калининой Д.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2071/2020 по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 15 июня 2020 года по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска, заинтересованное лицо администрация города Ханты-Мансийска, о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об обязании предварительного согласования предоставления земельного участка, которым суд в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказал.

Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО - Югры с административным иском к департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска (далее Департамент) с требованием признать незаконным решения административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и об обязании предварительного согласования предоставления земельного участка. Требования мотивировал тем, что 24 января 2020 года он обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов на основании подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, для строительства индивидуального жилого дома. Основанием для подачи такого заявления является приказ Департамента от 08 мая 2018 года № 274/1 о постановке на учет для бесплатного предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов (категория - граждане, имеющие трех и более детей). Письмом от 20 февраля 2020 года ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность на основании подп. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, так как расположение земельного участка, согласно приложенной к заявлению схеме расположения земельного участка, частично совпадает с расположением земельного участка, образование которого предусмотрено схемой, утвержденной приказом Департамента № 552 от 30 декабря 2019 года. Полагая, что отказ административного ответчика является незаконным, административный истец указал, что Департаментом не было выполнено требование по утверждению схемы в полном объеме, а именно не представлена информация в орган регистрации прав об утвержденной схеме земельного участка. Также указал, что утверждение схемы расположения земельного участка путем вынесения приказа является незаконным, так как приказ распространяется на ограниченный круг лиц, а утверждение схемы земельного участка затрагивает интересы граждан, проживающих в данном муниципальном образовании, в связи с чем утверждение схемы земельного участка должно быть оформлено путем вынесения соответствующего постановления. Кроме того приказ № 552 от 30 декабря 2019 года подписан неуполномоченным лицом, так как без доверенности от имени Департамента может действовать только директор Департамента, тогда как приказ подписан заместителем директора - начальником земельного управления, не имеющим на это право. Схему расположения земельного участка, приложенную к приказу № 552 от 30 декабря 2019 года, считал также недействительной, так как согласно пункту 9 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением суда от 20 мая 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Ханты-Мансийска.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска в судебном заседании просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, представил письменный отзыв.

Представитель заинтересованного лица администрации г.Ханты-Мансийска в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого указана выше.

С решением суда административный истец ФИО1 не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. Указал, что в нарушение сроков, установленных ст.11.10 Земельного кодекса РФ, департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска решение об утверждении схемы расположения земельного участка от 30 декабря 2019 года и изготовленная в электронной форме схема в Управление Росреестра по ХМАО-Югре направлены не были, в связи с чем в ответ на его обращения межрайонным прокурором в адрес директора департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска было внесено представление. Также указал, что суд первой инстанции проигнорировал его довод о том, что приказ № 552 от 30 декабря 2019 года является нормативным актом, затрагивающим права и интересы граждан в части получения земельного участка, то есть, в соответствии с положениями ст.47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, такой нормативный акт вступает в законную силу с момента его официального опубликования. Поскольку приказ № 552 от 30 декабря 2019 года не был опубликован, он не вступил в законную силу и, по мнению апеллянта, не может являться основанием для отказа в удовлетворении его заявления. Также указал, что суд первой инстанции проигнорировал и другой его довод о том, что схема расположения земельного участка, приложенная к приказу № 552 от 30 декабря 2019 года является недействительной, поскольку не отвечает требованиям п.9 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, так как вышеназванный приказ утверждает схему на бумажном носителе, на которой не реквизитов электронного документа. Полагает, что по этим причинам обжалуемый приказ также является незаконным и не может являться основанием для отказа на его обращение. Также указал, что согласно п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, а не отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в целом.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены. На основании частей 8, 9 статьи 96, части 1 статьи 307 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.

Пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Отношения, связанные с предварительным согласованием предоставления земельного участка регламентированы Земельным кодексом РФ.

В силу ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ без проведения торгов предоставление земельного участка осуществляется в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, если земельный участок предстоит образовать.

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014г. № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа и форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Согласно п.4 указанных требований схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Исчерпывающий перечень оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ.

Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В свою очередь, подпунктом 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, помимо прочего, является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк.

Из материалов дела следует, что 24 января 2020 года на основании подп.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ административный истец ФИО1 обратился с заявлением в департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в (адрес), площадью 1 442 кв.м., в собственность без проведения торгов, для строительства индивидуального жилого дома.

Письмом от 20 февраля 2020 года (исх. № 818) ФИО1 отказано в предварительном согласовании земельного участка на основании подп.1 п. 8 ст.39.15 Земельного Кодекса РФ со ссылкой на то, что местоположение земельного участка частично совпадает с местоположением земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, утвержденной приказом департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска № 552 от 30 декабря 2019 года (л.д.12-15).

Полагая, что отказ административного ответчика является незаконным, ФИО1 в порядке ст.218 КАС РФ обратился с настоящим административным иском в суд.

Разрешая спор и отказывая ФИО1 в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что согласно приложенной административным ответчиком к материалам дела схемы, испрашиваемый административным истцом земельный участок, площадью 14,42 кв.м., частично совпадает с местоположением земельного участка, утвержденного приказом департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска № 552 от 30 декабря 2019 года, в связи с чем отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в письме Департамента от 20 февраля 2020 года, обоснован в силу вышеуказанных обстоятельств.

Однако с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно статье 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству судом апелляционной инстанции были запрошены Положение о департаменте градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска, Должностная инструкция директора Департамента и должностная инструкция заместителя директора - начальника земельного управления Департамента.

При изучении представленных документов установлено, что административный ответчик в силу Положения о Департаменте, утвержденного решением Думы г. Ханты-Мансийска от 21 июля 2011 года N 70, является органом администрации г. Ханты-Мансийска, осуществляющим функции в области градостроительства, архитектуры и земельных отношений на территории г. Ханты-Мансийска (п.1.1 в ред. решения Думы г.Ханты-Мансийска от 05 сентября 2018 года № 276-VI РД).

Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска осуществляет полномочия по подготовке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории и осуществляет их утверждение (пп.2.1.48 Положения введен решением Думы г.Ханты-Мансийска от 05 сентября 2018 года № 276- VI РД).

В соответствии с требованиями, установленными в Разделе IV должностной инструкции, директор Департамента в связи с исполнением должностных обязанностей обладает, в том числе, правом издавать приказы в пределах компетенции Департамента.

Согласно требованиям, установленным должностной инструкции муниципального служащего - заместителя директора, начальника земельного управления Департамента, заместитель директора в целях обеспечения выполнения функций, возложенных на управление организует подготовку проектов нормативных и ненормативных правовых актов, иных актов, служебных записок или писем по вопросам, соответствующим направлению деятельности Управления (п.3.3.2 Должностной инструкции), а также обеспечивает подготовку схемы расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории (п.3.3.3 Должностной инструкции).

Схема расположения земельного участка в кадастровом квартале (номер), в планировочном микрорайоне 2:2:3, в границах территориальной зоны индивидуальной жилой застройки (ЖЗ 104), общей площадью 1000 кв.м., с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», местоположение: (адрес), утверждена приказом № 552 от 30 декабря 2019 года заместителя директора Департамента - начальником земельного управления ФИО2, которая, исходя из представленных доказательств, полномочий на подписание такого распорядительного акта не имела.

Таким образом, при вынесении оспариваемого решения административный ответчик руководствовался приказом Департамента, принятым неуполномоченным на то лицом, что противоречит требованиям законодательства и нарушает права административного истца.

Кроме этого при принятии решения судом не учтено, что согласно пунктам 9, 10, статьи 11.10 Земельного кодекса РФ подготовка схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории осуществляется в форме электронного документа. Подготовка данной схемы на бумажном носителе может осуществляться только в случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.

На основании пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется на бумажном носителе.

В соответствии с пунктом 12 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762 (далее - Требования), схема расположения земельного участка в форме электронного документа формируется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, размещаемых на официальном сайте, а также в формате HTML. Графическая информация формируется в виде файла в формате PDF.

XML-схемы, используемые для формирования файлов схемы расположения земельного участка в форме электронного документа в формате XML, признаются введенными в действие со дня их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 13 Требований).

Пунктом 2 Положения о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 322, предусмотрено, что для воспроизведения на публичных кадастровых картах уполномоченными органами представляются в орган регистрации прав дополнительные сведения, содержащиеся в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В соответствии с пунктом 7 Положения для воспроизведения на публичных кадастровых картах дополнительных сведений в орган регистрации прав в отношении земельных участков, по которым исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приняты решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельных участков, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия такого решения, направляется указанное решение с приложением схем расположения земельных участков.

Судебной коллегией при подготовке к апелляционному рассмотрению дела установлено, что в нарушение указанных норм материального права административным ответчиком подготовка схемы расположения земельного участка с условным номером 86:12:0102014:ЗУ1, площадью 1000 кв.м., в планировочном микрорайоне 2:2:3, в форме электронного документа на день обращения ФИО1 с заявлением – 24.01.2020 года, не осуществлялась и соответствующие сведения в органы Росреестра для воспроизведения на публичной кадастровой карте г.Ханты-Мансийска не направлялись.

Более того, как следует из материалов дела, постановка данного земельного участка на кадастровый учет была осуществлена только 24.04.2020 года, то есть после принятия решения об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска от 20 февраля 2020 года нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных ФИО1 требований.

При этом, судебная коллегия полагает, что в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска следует возложить обязанность повторно, в установленный законом срок рассмотреть заявление ФИО1, с уведомлением суда и административного истца о результатах рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 15 июня 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска от 20 февраля 2020 года об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в (адрес), (адрес), площадью 1 442 кв.м., в собственность без проведения торгов, для строительства индивидуального жилого дома.

Обязать департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска повторно в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в (адрес), (адрес)(адрес), площадью 1 442 кв.м., в собственность без проведения торгов, для строительства индивидуального жилого дома, и в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу сообщить в суд и ФИО1 об исполнения решения суда.

Председательствующий А.Е. Волков

Судьи Д.В. Начаров

Т.В. Погорельцева