ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5558/2022 от 15.09.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

дело № 33а-5558/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 15 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Шулындиной С.А.,

судей Павловой О.Н., Тумановой О.В.

при секретаре Склядневой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2965/2022 (УИД 47RS0005-01-2022-002093-42) по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Каменногорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 03 июня 2022 года, которым удовлетворены требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Каменногорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шулындиной С.А., объяснения прокурора отдела Прокуратуры Ленинградской области Чубуковой А.С., изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

установила:

Выборгский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации МО «Каменногорское городское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не обустройстве площадки для складирования снега, образующегося в ходе зимнего содержания территорий населенных пунктов, с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом; обязать ответчика в срок до 31 декабря 2022 года принять меры по обустройству площадки с водонепроницаемым покрытием, обвалованной сплошным земляным валом (л.д. 3-4).

Заявленные требования мотивированы тем, что по результатам проведенной прокуратурой в феврале 2022 года проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлены факты непринятия мер к созданию на территории поселения площадки для вывоза и складирования снега, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.3684-21.

В связи с чем, образующийся в результате очистки улично-дорожной сети снег размещался на необорудованной площадке по адресу: , не имеющей водонепроницаемого покрытия и не обвалованной сплошным земляным валом.

Вместе с тем, снег от уборки улиц относится к твердым коммунальным отходам, которые должны размещаться в строгом соответствии с требованиями санитарного законодательства. Бездействие ответчика может привести к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения в период таяния снега, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды, жизнь и здоровье граждан.

Определениями суда от 29.04.2022 г., от 06.05.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, администрация МО «Выборгский муниципальный район» Ленинградской области, Правительство Ленинградской области (л.д. 20-21).

Решением суда от 03 июня 2022 года иск прокурора удовлетворен частично, признано незаконным бездействие ответчика и возложена обязанность в срок до 31 декабря 2023 года принять меры по обустройству площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованной сплошным земляным валом для складирования собранного снега (л.л. 45-54).

В поданной апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Каменногорское городское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области просит отменить решение суда, поскольку санитарными правилами СанПиН 2.1.3684-21 не установлена обязанность органов местного самоуправления по созданию площадок для сбора снега. Полномочия органов местного самоуправления городского поселения предусмотрены частью 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пункт 19 ч. 1 ст. 14 указанного Закона относит к вопросам местного значения городского поселения утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, организацию благоустройства территории поселения. Во исполнение указанных полномочий, администрацией поселения заключены муниципальные контракты на уборку и содержание дорог, которые предусматривают также уборку снега с улично-дорожной сети. Обязанность городского поселения по обустройству площадок для сбора снега законом не предусмотрена. Иное толкование п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нарушает права ответчика, принцип самостоятельности бюджетов, влечет незаконное расходование бюджетных средств на указанные цели, а также ограничивает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Работы по обустройству площадок должны осуществляться хозяйствующими субъектами при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Администрация поселения в рамках предоставленных полномочий вправе на основании ходатайства хозяйствующего субъекта предоставить земельный участок под площадку для складирования снега (л.д. 67-68)

В суд апелляционной инстанции администрация МО «Каменногорское городское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области, будучи уведомленной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечила.

Прокурор отдела Прокуратуры Ленинградской области Чубукова А.С. возражала против доводов поданной апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменений.

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) неявка лиц, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.п. 18 и 19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 5 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131 – ФЗ к вопросу местного значения городского поселения также относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п. 8.6 ГОСТ Р 50597-2017, снег с проезжей части для временного складирования убирают в лотковую часть, на разделительную полосу или обочину и формируют в виде валов шириной не более 1,5 м с разрывами длиной 2,0 – 2,5 м., перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании снежных валов с улиц группы А – Д осуществляют в течение 9 дней, групп Е – в течение 12 дней с момента окончания снегопада. В соответствии с таблицей 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 к группам улиц категории «Г» относятся: магистральные улицы районного значения пешеходно – транспортные, поселковые дороги, категории «Д»: улицы и дороги местного значения ( кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки.

Таким образом, снежные валы, сформированные при очистке улиц указанных категорий подлежат вывозу в указанный срок. Размещение снежных валов на указанные выше территориях в черте населенного пункта для естественного таяния законодательством не предусмотрено.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (код ФККО 7 31 210 00 00 0), убираемый снег является отходом от зимней уборки улиц (отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам).

В силу ч. 1 ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч. 3 ст. 13.4 Закона).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, на территории МО «Каменногорское городское поселение» не имеется снегоплавильных установок.

Таким образом, для вывоза и складирования снега с территорий населенных пунктов ответчика должны быть обустроены площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом.

При этом, данная обязанность относится к вопросам местного значения городского поселения.

По факту выявленных нарушений прокурором возбуждено 18.02.2022 г. дело об административном правонарушении (л.д. 7).

Постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Выборгском районе от 22.03.2022 г. глава администрации МО «Каменногорское городское поселение» Выборгского муниципального района Ленинградской области Анищенко А.А. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий) (л.д. 9).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по причине допущенного ответчиком бездействия по оборудованию площадок для вывоза снега, соответствующих требованиям санитарного законодательства, в зимний период 2022 г. образующийся от уборки улично-дорожной сети снег вывозился на необорудованную площадку по адресу: , что может привести к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды, здоровье граждан, поскольку убранный снег содержит мусор, песчано-соляные смеси, противогололедные реагенты, нефтепродукты и другие экотоксиканты.

Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.

Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При установленных судом обстоятельствах невыполнения органом местного самоуправления возложенных законом обязанностей, заявленные прокурором требования о признании незаконным бездействия ответчика, верно признаны обоснованными и удовлетворены.

Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является правильным и мотивированным.

Доводы жалобы о необоснованном возложении обязанности по обустройству площадки на администрацию городского поселения противоречат взаимосвязанным положениям ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которыми предусмотрено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов именно органами местного самоуправления городских поселений, а не хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по вывозу снега.

Удовлетворение заявленных прокурором требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области муниципального управления.

Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 03 июня 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу муниципального образования «Каменногорское городское поселение» Выборгского района Ленинградской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.09.2022 г.

(судья Баширов Т.Н.)