ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5640/2021 от 09.09.2021 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33a-5640/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 09 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Муратовой С.В.,

судей Григорьевой Н.М., Морозовой С.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Светлаковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4751/2021 (УИД 47RS0004-01-2021-001812-49) по апелляционной жалобе Сергеева Михаила Александровича на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 апреля 2021 года по административному исковому заявлению Сергеева Михаила Александровича к администрации МО «Сертолово» о признании распоряжения незаконным,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Муратовой С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Сергеев М.А. обратился во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к администрации МО «Сертолово», в котором просил признать незаконным распоряжение администрации МО «Сертолово» № 06/гр от 11 января 2021 года о проведении проверки в рамках земельного контроля в отношении Сергеева М.А. Административный истец не согласен с настоящим распоряжением, законным его не считает, полагает, что данное распоряжение не является основанием для вторжения на территорию своей собственности.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 апреля 2021 года в удовлетворении административных требований Сергеева М.А. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Сергеев М.А., просит отменить решение суда, как незаконное, и принять по делу новое решение.

В суде апелляционной инстанции представитель Сергеева М.А. адвокат ФИО9 доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд её удовлетворить.

Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия), если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцу и заинтересованному лицу на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок площадью 998 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: ЛО, Всеволожский район, массив Сертолово-2, ДПК «Ветеран-1», линия 5-я, уч. 118, что не оспаривается сторонами по делу.

Согласно распоряжения администрации МО «Сертолово» органа муниципального земельного контроля о проведении выездной, документарной проверки № 06/гр от 11 января 2021 года, в отношении Сергеева М.А. проведена проверка соблюдения земельного законодательства.

Правовым основанием для проведения указанной проверки является выполнение требований Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Областного закона Ленинградской области от 01 августа 2017 года № 60-оз "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области", административного регламента администрации МО «Сертолово».

13 января 2021 года Сергеев М.А. телефонограммой администрации МО «Сертолово» был уведомлен о проведении проверки, ему были направлены Уведомление и Распоряжение о проведении проверки, что не оспаривалось представителем административного истца в ходе судебного разбирательства.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что административным ответчиком, при осуществлении мероприятий муниципального земельного контроля, за соблюдением требований земельного законодательства, собственником земельного участка № 118 по адресу: массив Сертолово-2, ДПК «Ветеран-1», 5-я линия, уч. 118, совершены действия в соответствие с требованиями действующего законодательства, уполномоченным органом и в пределах своей компетенции, в связи с чем оснований для признания незаконными действий органа муниципального земельного контроля МО Сертолово при осуществлении мероприятий муниципального земельного контроля за соблюдением требований земельного законодательства, не имеется.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда первой инстанции соответствующим установленным по делу обстоятельствам, имеющимся доказательствам и требованиям закона.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии с частями 1, 2, 5, 8 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

Отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области по контролю за соблюдением органами государственной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законодательством, в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Ленинградской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Ленинградской области предусмотрена административная и иная ответственность, регулируются Областным законом Ленинградской области от 01 августа 2017 года № 60-оз «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области».

Статьей 2 Закона № 60-оз определены основные задачи муниципального земельного контроля, которые направлены, в числе прочих, на обеспечение соблюдения:

- требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;

- требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и(или) разрешенным использованием.

В порядке и сроки, установленные Законом № 60-оз, постановлением администрации МО Сертолово от 24 декабря 2020 года № 1056 был утвержден ежегодный план проведения плановых проверок в отношении граждан на 2021 год на предмет проверки соблюдения ими в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации требований земельного законодательства. Указанный план, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации, размещен на официальном сайте администрации МО Сертолово (подраздел «Муниципальные функции» раздела «Муниципальные услуги»).

Статьей 3 Закона № 60-оз определено, что основанием для включения в ежегодный план муниципальных проверок проверки в отношении земельных участков, находящихся во владении и(или) пользовании у граждан, органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления, является истечение трех лет со дня

1) возникновения права на земельный участок

2) окончания проведения последней проверки.

Пунктами 6 и 7 Плана, утвержденного постановления администрации МО Сертолово от 24 декабря 2020 года № 1056, по основаниям части 1 статьи 3 Закона № 60-оз были включены собственники земельного участка № 118 по 5-й линии в ДПК «Ветеран» массив «Сертолово-2», период проведения проверки 04 февраля 2021 года -17 февраля 2021 года.

Согласно части 6 статьи 7 Закона № 60-оз о проведении проверки граждане уведомляются органом муниципального земельного контроля не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения.

Частью 7 статьи 7 Закона № 60-оз установлено, что при осуществлении муниципального земельного контроля применяются типовые формы документов, которые утверждаются Правительством Ленинградской области. Такие формы утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 20 ноября 2017 года № 481.

Постановлением администрации МО Сертолово от 19 марта 2018 года № 96 утвержден административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области» (Административный регламент), Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации МО Сертолово уполномочен на исполнение муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории МО Сертолово, муниципальными инспекторами органа муниципального земельного контроля определены должностные лица КУМИ администрации МО Сертолово.

Административным регламентом с учетом требований действующего законодательства в соответствующей сфере правового регулирования установлены сроки и последовательность административных процедур (действий), выполняемых должностными лицами администрации МО Сертолово при проведении проверок и взаимодействии с органами государственной власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (гражданами). Административный регламент в полном объеме размещен на официальном сайте администрации МО Сертолово (подраздел «Муниципальные функции» раздела «Муниципальные услуги»).

Пунктом 1.5.2. Административного регламента определены задачи муниципального земельного контроля на территории МО Сертолово, которые по своему предмету совпадают с задачами согласно статье 2 Закона № 60-оз.

В соответствии с п.п 2 п.3.4.1 Административного регламента основанием для начала проведения плановой (внеплановой) проверки в отношении физических лиц (граждан) является распоряжение о проведении плановой (внеплановой) проверки в соответствии с типовой формой (Приложение 6), утверждённой Постановлением Правительства Ленинградской области № 481 (л.д.42).

Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, оспариваемое распоряжение полностью соответствует типовой форме (л.д. 62,76)

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, действительно оспариваемое распоряжение издано в соответствии с требованиями закона, в пределах компетенции органа муниципального контроля администрации муниципального образования «Сертолово» и принято в целях выполнения требований Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Областного закона Ленинградской области от 01 августа 2017 года № 60-оз "О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Ленинградской области", административного регламента администрации МО «Сертолово», а следовательно, прав заявителя не нарушает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в распоряжении не указан предмет проверки, не могут быть приняты во внимание, поскольку распоряжение вынесено в отношении собственника земельного участка Сергеева М.А. в соответствии с требованиями административного регламента по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования Сертолово Всеволожского муниципального района Ленинградской области», утвержденным Постановлением администрации МО Сертолово от 19.03.2018 № 96.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Апелляционное определение изготовлено 10 сентября 2021 года.

Председательствующий

Судьи

(судья Д.Е. Дмитриева)