ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-5790/2023 от 24.08.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-5790/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 24 августа 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Григорьевой Н.М.,

судей Астапенко С.А., Шулындиной С.А.,

при секретаре Черкасовой Е.С.,

рассмотрела административное дело № 2а-1384/2023 (47RS0011-01-2022-003868-25) по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 01 июня 2023 года по административному исковому заявлению И.К. Сен к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в учете изменений в сведениях о виде разрешенного использования земельного участка.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения представителя административного ответчика – Управления Росреестра по Ленинградской области Ксенз А.Н., представителя истца И.К. Сен – Смуглова А.С., судебная коллегия

установила:

И.К. Сен, имеющий гражданство Российской Федерации, обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по ЛО) о признании незаконным решения от 29.08.2022 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости и обязании Управления Росреестра по ЛО внести изменения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером и изменить вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «садоводство», указав в обоснование иска, что оспариваемым решением КУВД-001/2022-21118012/4 от 29.08.2022 года ему незаконно отказано в учете изменений объекта недвижимости, а именно, вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «садоводство». Считает незаконным отказ в учете изменений объекта недвижимости, основанный на том, что нет возможности однозначно определить, относится ли конкретный земельный участок к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» к сельскохозяйственным угодьям, полагает, что ответчиком незаконно игнорируется представленное им вместе с заявлением об учете изменений объекта недвижимости Постановление Главы местной администрации от 09.07.2009 года N 65, вынесенное по результатам публичных слушаний, состоявшихся 03 мая 2009 года, согласно которому изменено разрешенное использование земельного участка с вида разрешенного использования «сельскохозяйственное производство» на «земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений», считает, что административный ответчик необоснованно сослался на правовые нормы ст. 37, п. 6,7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, полагает, что в данном случае следует руководствоваться нормативными требованиями ст. ст. 7, 77 Земельного кодекса РФ, ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, п. 1 ст. 1, п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Приказ Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014 года N 540, которыми позволено определять вид разрешенного использования «садоводство» для земель категории «для сельскохозяйственного производства» без изменения самой категории земель. Также ссылается на то, что 03.06.2011 года ДНП <данные изъяты>, в границах которого находится земельный участок истца, зарегистрировала право собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений (л.д. 12-15).

Административный ответчик исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что первоначально рассмотрение заявления истца от 23.05.2022 года было приостановлено в связи с тем, что для земель сельскохозяйственный угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Впоследствии в осуществлении государственного кадастрового учета было отказано в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета, в течение которого не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении (л.д. 73-79).

Обжалуемым решением от 01 июня 2023 года исковые требования И.К. Сен удовлетворены частично.

Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от 29.08.2022 г. № КУВД-001/2022-21118012/4.

Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области повторно рассмотреть заявление И.К. Сен об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровым номером , находящегося в его собственности.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылается на то, что суд первой инстанции не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, полагает, что суд при вынесении решения не дал надлежащей оценки правомерности вынесенного администрацией органа местного самоуправления Постановления N 65 об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка, тогда как государственным регистратором при рассмотрении заявления истца правомерно не было учтено представленное истцом Постановление местной администрации N 65 от 09.07.2009 года об изменении разрешенного использования земельного участка, поскольку орган местного самоуправления вынес указанное постановление в нарушение требований ст. ст. 36, 37 Градостроительного кодекса РФ и ст. ст. 78,79 Земельного кодекса РФ, не имея на то соответствующих полномочий, в свою очередь, несоответствие содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, требованиям законодательства Российской Федерации является в силу п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 основанием для приостановления государственного кадастрового учета, ссылается на то, что поскольку административный истец не устранил недостатки, явившиеся основанием для приостановления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, ему было правомерно отказано со ссылкой на ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации». Полагает, что в данном случае изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка возможно только путем изменения категории земель, иное будет означать нарушение требований действующего законодательства, установившего общий принцип сохранения целевого использования земельных участков, предоставленных для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Полагает, что судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка отнесению земельного участка сельскохозяйственного назначения именно к сельскохозяйственным угодьям, подлежащим особой охране, а также проигнорированы доводы ответчика о законодательно установленном запрете изменений видов разрешенного использования в отношении земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, подлежащих особой охране, ссылается на то, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки, размещенными на сайте МО Низинское сельское поселение Ломоносовского района Ленинградской области, для земель ДНП <данные изъяты> в том числе земельного участка с кадастровым номером , из которого был образован земельный участок с кадастровым номером , градостроительные регламенты не устанавливались в связи с отнесением земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, отнесение спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям подтверждается также Генеральным планом МО Низинское сельское поселение (л.д. 130-137).

Явившийся в суд апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного истца И.К. Сен просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Низинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Проверив материалы дела, определив по правилам ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, извещенных о времени и месте рассмотрения лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В силу п. 3,4 ч. 9, ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие решения, порядка его принятия или совершения оспариваемого действия (бездействия), оснований для принятия оспариваемого решения, соответствие содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся с административным иском в суд возлагается обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; а также соблюдение сроков обращения в суд.

Согласно ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный регистратор отказывает в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, административный истец И.К. Сен является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 2999 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования (л.д. 36).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером , согласно материалам государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, земельный участок с кадастровым номером отнесен к сельскохозяйственным угодьям, расположен на рабочем участке N 2КП совхоза <данные изъяты>, состав угодий – пастбище улучшенное (л.д. 62-64).

Указанное обстоятельство административным истцом не оспаривается и объективно ничем не опровергнуто, кроме того, подтверждается сведениями, имеющимися в Правилах землепользования и застройки МО Низинское сельское поселение и Генеральном плане МО Низинское сельское поселение, которые являлись актуальными на момент приобретения административным истцом спорного земельного участка в собственность, согласно сведениям, отраженным в Правилах землепользования и застройки МО Низинское сельское поселение, для земель ДНП <данные изъяты>, в том числе для земельного участка с кадастровым номером , из которого был образован земельный участок с кадастровым номером , градостроительные регламенты не устанавливались в связи с отнесением земельного участка к сельскохозяйственным угодьям (л.д. 77-78,84-86).

Из материалов дела также следует, что И.К. Сен является членом ДНП <данные изъяты>, имеет в собственности участок, находящийся на территории указанного ДНП, согласно данным публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером находится в кадастровом квартале 47:14:030204 в границах ДНП <данные изъяты>.

23.05.2022 года представитель И.К. Сен направила через МФЦ в Управление Росреестра по Ленинградской области заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером , в части внесения в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования участка «садоводство», приложив доверенность, постановление органа местного самоуправления – администрации МО Низинское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области № 65 от 09.07.2009 года, заявление от 23.05.2022 г о необходимости осуществить государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости.

Согласно содержанию указанного постановления № 65 от 09.07.2009 года, подписанного И.о. Главы местной администрации МО Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, постановлено изменить разрешенное использование с «сельскохозяйственное производство» на земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений» для земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 69249 кв.м, принадлежащего ДНП <данные изъяты> на праве собственности в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности 78-АГ 153959, выданным Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 29.12.2007 г. и земельных участков в границах земельного участка , категория земли – земли сельскохозяйственного назначения.

- ДНП <данные изъяты> и владельцам земельных участков в границах земельного участка обратиться в уполномоченные органы и организации с целью внесения изменений в учетные правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки (л.д. 32-33).

27.05.2022 года Управлением Росреестра по Ленинградской области принято решение в виде уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета по заявлению КУВД-001/2022-21118012/1, основанное на п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Указано, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В уведомлении также указано следующее: в силу п. 6,7 ст. 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с возложенными полномочиями орган регистрации права не имеет возможности однозначно определить, относится ли конкретный земельный участок категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» к сельскохозяйственным угодьям. В соответствии с ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежит особой охране. В составе представленных документов отсутствует документ, выданный уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ о том, что данный земельный участок не отнесен к сельскохозяйственным угодьям, таким образом, смена вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможна только посредством перевода земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию земель (л.д. 28-30).

Как следует из материалов дела и не оспаривается административным истцом, причины, явившиеся основанием для приостановления учета заявленных истцом изменений объекта недвижимости, устранены не были, в связи с чем решением Управления Росреестра по Ленинградской области от 29 августа 2022 года № КУВД-001/2022-21118012/4 истцу отказано в учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером , поскольку в государственном фонде данных Ломоносовского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области содержится информация о земельном участке с кадастровым номером , основание для отказа – ст. 27 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - истечение срока приостановления государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости и неустранение причин, явившихся основанием для приостановления (л.д. 20-21).

В решении также отражено следующее: Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером отнесен к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, в силу п. 6,7 ст. 36 Градостроительного кодекса градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В государственном фонде данных Ломоносовского отдела Управления Росреестра по Ленинградской области содержится информация о земельном участке с кадастровым номером , а именно: земельный участок имеет вид разрешенного использования – земли сельскохозяйственного использования, вид сельскохозяйственных угодий – пастбище улучшенное. В соответствии с ч.1 ст. 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Таким образом изменения вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этого земельного участка в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч.1 ст.7 ФЗ от 21.12.2004 года №172-ФЗ. В соответствии с частью 4 упомянутой статьи заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта лицо направляет в орган местного самоуправления мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта. В составе представленных документов отсутствуют документы, выданные уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ о том, что данный земельный участок не отнесен к сельскохозяйственным угодьям.

Удовлетворяя частично исковые требования административного истца и признавая незаконным решение Управления Росреестра по Ленинградской области от 29.08.2022 года об отказе государственного кадастрового учета изменений спорного объекта недвижимости, суд первой инстанции указал, что, поскольку административный истец обратился в регистрирующий орган с заявлением об учете изменений объекта недвижимости по изменению вида разрешенного использования во исполнение постановления главы администрации, при этом истец является членом ДНП <данные изъяты>, имеет в собственности участок , о чем предоставлена справка и схема расположения участков, а согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером находится в кадастровом квартале 47:14:0302204 в границах ДНП <данные изъяты>, решение Управления Росреестра по Ленинградской области следует признать незаконным.

Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Управления Росреестра, в связи со следующим.

Согласно статье 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (пункт 1 части 1).

Земли, указанные в части 1 статье 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2).

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Согласно ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения, как указано в части 1 статьи 77 ЗК РФ, признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2 статьи 77 ЗК РФ).

Согласно части 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно части 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с пунктом 6 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Иные земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

При этом право на изменение вида разрешенного использования земельного участка носит ограниченный характер и обусловлено составом и характером использования земельных участков.

Вид разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения не может быть изменен на основании градостроительного регламента, кроме того, изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно только путем изменения категории земель.

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Кроме того, в соответствии с нормативными требованиями п. 1 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Областного закона Ленинградской области от 22 июня 2005 N 51-оз «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области» перевод земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию, осуществляется Правительством Ленинградской области,

С учетом изложенного, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

При этом, то обстоятельство, что истец является членом ДНП <данные изъяты>, имеет в собственности участок, расположенный на территории указанного ДНП, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет, поскольку в качестве основания для возможности изменения вида разрешенного использования действующим законодательством не установлено.

Частью 31 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что положения пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на земельные участки, в отношении которых до 01 января 2019 года в предусмотренном в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами порядке был установлен вид разрешенного использования, предусматривающий возможность ведения гражданами садоводства для собственных нужд, при этом параметры жилого дома, садового дома, созданных на садовых земельных участках, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, из материалов настоящего дела следует, что соответствующими Правилами землепользования и застройки МО Низинское сельское поселение установлены до 01 января 2019 года сведения об отнесении спорного земельного участка к сельскохозяйственным угодьям, указанная информация не менялась с 01 января 2019 года и является актуальной в настоящее время.

Следовательно, в указанном случае орган местного самоуправления в Ленинградской области не имел законных оснований для изменения вида разрешенного использования в отношении спорного земельного участка в отсутствие решения, принятого уполномоченным органом об изменении категории спорного земельного участка.

Вышеуказанные обстоятельства и нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции не учел, что привело к вынесению незаконного решения.

Ссылки административного истца на право органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний принимать решения об изменении вида разрешенного использования в силу нормативных положений ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» отклоняются судебной коллегией, поскольку указанные нормы должны применяться в системном толковании с вышеизложенными требованиями действующего законодательства, регулирующего порядок изменения видов разрешенного использования именно для земель сельскохозяйственного назначения.

Учитывая изложенное, судебная коллегия отмечает, что Управлением Росреестра по Ленинградской области обоснованно не было принято для возможности государственного учета изменений спорного земельного участка административного истца постановление органа местного самоуправления, соответственно, и решение административного ответчика об отказе в государственном учете изменений объекта недвижимости признается судебное коллегией законным, оно основано на требованиях действующего законодательства и содержит предусмотренные законом основания для отказа.

С учетом исследованных обстоятельств настоящего спора решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с требованиями ст. 330 КАС РФ, с принятием нового решения об отказе административному истцу в иске в полном объеме.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

Решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 01 июня 2023 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований И.К. Сен к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения от 29.08.2022 г. об отказе в учете изменений в сведениях о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: <данные изъяты>

Апелляционное определение изготовлено 12 сентября 2023 г.