ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6380/2021 от 23.09.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1 инстанции Прохоров А.В. УИД 38RS0002-01-2020-000162-76

Судья-докладчик Абрамчик И.М. № 33а-6380/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 сентября 2021 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,

судей Бутиной Е.Г., Абрамчика И.М.,

при секретаре судебного заседания Шаракшановой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-35/2021 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о возложении обязанности выполнить мероприятия, предусмотренные Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал по разработке проектно-сметной документации и выполнению работ по объекту «Берегоукрепление Братского водохранилища в п.Балаганск»

по апелляционным жалобам Федерального агентства водных ресурсов, Енисейского бассейнового водного управления на решение Балаганского районного суда Иркутской области от 25 марта 2021 г.,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование административного иска указано, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой, по заданию Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения требований законодательства об охране вод при реализации органами государственной власти Иркутской области, органами местного самоуправления, водопользователями, иными органами и учреждениями мероприятий, предусмотренных Схемой комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал (далее – СКИОВО, Схема). Как установлено проверкой, территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов - Енисейским бассейновым водным управлением допущены нарушения требований водного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в невыполнении предусмотренного СКИОВО мероприятия в области водных отношений на территории Иркутской области.

На поднадзорной межрайонной природоохранной прокуратуре территории СКИОВО предусмотрены к реализации мероприятия по разработке проектно-сметной документации и выполнению работ по берегоукреплению Братского водохранилища в поселке Балаганск, на протяжении 1,74 км., в период с 2018 по 2020 годы. Ответственным исполнителем является Енисейское БВУ (п.51 и 52 таблицы 4 книги 6 СКИОВО). Данные мероприятия включены в СКИОВО, поскольку посёлок Балаганск входит в перечень населенных пунктов, испытывающих воздействие разрушения берегов водных объектов. По данным актов обследования берег не укреплен, в связи с чем, происходит разрушение берегового откоса в осенний период при максимальных уровнях воды в водохранилище. Целью мероприятия является решение ключевой проблемы, связанной с негативным воздействием вод.

По результатам проведенной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что до настоящего времени не приняты меры для выполнения вышеуказанных мероприятий, что свидетельствует о нарушении требований природоохранного законодательства Российской Федерации в сфере водных отношений. По мнению прокурора бездействие Енисейского БВУ, выразившееся в невыполнении мероприятий по разработке проектно-сметной документации и выполнению работ по берегоукреплению Братского водохранилища в поселке Балаганск не позволит снизить оказываемое негативное воздействие вод, создает угрозу возможного затопления населенного пункта в паводковый период, содействует продолжению разрушения берега Братского водохранилища в посёлке. В результате бездействия нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья, право частной собственности на имущество. Невыполнение мероприятий по проведению берегоукрепительных работ создаст угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в результате риска затопления населенных территорий, близлежащих от указанных водных объектов, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровья граждан, их имуществу – жилых домов, временных построек. Вследствие бездействия нарушаются и интересы Российской Федерации. Невыполнение указанных мероприятий создаст угрозу загрязнения водных объектов, гибели водных биоресурсов, собственником которых является государство. В связи с чем, будут нарушены права Российской Федерации, как собственника имущества.

На основании изложенного Братский межрайонный природоохранный прокурор, с учетом уточнений к иску просил суд обязать Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов выполнить мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по берегоукреплению Братского водохранилища в поселке Балаганск, на протяжении 1,74 км., в период с 2018 по 2020 год, в срок до 1 января 2024 г.

Решением Балаганского районного суда Иркутской области от 25 марта 2021 г. административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Федерального агентства водных ресурсов Гунин В.В. просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что у Енисейского БВУ отсутствуют правовые основания по разработке проектно-сметной документации по объекту «Берегоукрепление Братского водохранилища в поселке Балаганск», поскольку Исполнителем мероприятия, согласно Схемы, является Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Выводы суда о том, что исполнителем указанного мероприятия должно быть Енисейское БВУ противоречит утвержденной и действующей Схеме и основано на неверном толковании норм права. Енисейское БВУ не отказывалось выполнить мероприятия, предусмотренные пунктом 52 таблицы 4 книги 6 СКИОВО. Однако их выполнение обусловлено необходимостью выполнению сначала пункта 51 таблицы 4 книги 6 СКИОВО Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления. Енисейское БВУ может приступить к выполнению возложенных на него мероприятий только после выполнения Министерством

природных ресурсов и экологии Иркутской области мероприятий. предусмотренных пунктом 51 таблицы 4 книги 6 СКИОВО. Считает выводы суда о том, что разработка проектно-сметной документации должна производиться непосредственным исполнителем работ, незаконными и необоснованными. Действующее законодательство не содержит запрета на разработку проектно-сметной документации по берегоукреплению водного объекта, находящегося в федеральной собственности, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и/или местного бюджета. Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления вправе разработать проектно-сметную документацию по берегоукреплению Братского водохранилища в поселке Балаганск. Разработка проектно-сметной документации не означает перехода права собственности на берегоукрепление после его строительства. Считает, что возложение на Енисейское БВУ обязанности по разработке проектной документации фактически влечет изменение в неустановленном Правилами порядке пункта 51 таблицы 4 книги 6 СКИОВО в части исполнителя мероприятия.

В апелляционной жалобе Енисейское бассейновое водное управление просит решение отменить и принять по делу новое решение, либо прекратить производство по делу. В обоснование жалобы указывает, что возложение исполнения мероприятия «Разработка проектной документации по объекту «Берегоукрепление Братского водохранилища в пос. Балаганск» на Енисейское БВУ неправомерно, и затрагивает интересы органа местного самоуправления - администрации Балаганского муниципального образования и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации - Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, в связи с чем просит заменить ненадлежащего ответчика - Енисейское БВУ на надлежащего ответчика Министерство природных ресурсов и экология Иркутской области и соответствующего органа местного самоуправления (администрацию Балаганского муниципальной образования). Возложение обязанности по исполнению мероприятия «Берегоукрепление Братского водохраниища в пос. Балаганск» на Енисейское БВУ, как на территориальный орган федерального органа исполнительной власти, так же неправомерно, поскольку относится к вопросам местного значения. Исполнение мероприятия по строительству «Берегоукрепление Братского водохранилища в пос. Балаганск» не может быть возложено на Росводресурсы, поскольку к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов отнесены, в том числе организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; разработка, утверждение и реализация в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов. Таким образом, полномочия по предотвращению негативного воздействия вод закрепленные законодательно за Росводресурсами и находящимися в его ведении организациями, ограничены осуществлением указанных выше мероприятий некапитального характера. Судом не дана оценка. Утверждение прокурора о затоплении населенного пункта Балаганск водами Братского водохранилища истцом не подтверждено, а судом не дана оценка. Также судом не дана оценка данным прокурора о том, что невыполнение мероприятий по проведению берегоукрепления создаст угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Считает, что исключение из судебного процесса органа исполнительной власти Иркутской области и органа местного самоуправления, как потенциальных заказчика и собственника сооружений Берегоукрепление Братского водохранилища в пос. Балаганск» и Енисейским БВУ необоснованно.

В дополнениях к апелляционной жалобе Енисейское бассейновое водное управление указывает, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральные государственные бюджетные учреждения, подведомственные Росводресурсам выполняют возложенные на них задачи и функции в соответствии с утвержденными Уставами. Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение «Центррегионводхоз» (далее ФГБВУ «Центррегионводхоз») создано на основании приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30 ноября 1999 г. № 257 путем реорганизации. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 1745-р, Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение «Центррегионводхоз» находится в ведении Федерального агентства водных ресурсов. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282 Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность и через подведомственные организации в частности через ФГБВУ «Центррегионводхоз». При принятии решения судом в самостоятельном порядке определено Енисейское БВУ в качестве исполнителя мероприятия, что повлекло ограничение права Росводресурсов в определении исполнителя мероприятия. В судебном порядке не исследовались полномочия и сфера деятельности ФГБВУ «Центррегионводхоз». Однако пунктом 2.1 Устава ФГБВУ «Центррегионводхоз» предусмотрено, что указанное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Федерального агентства водных ресурсов. В свою очередь Енисейское БВУ направило обращение в Росводресурсы о внесение изменений в положение о территориальном органе, а именно: «В части реализации водохозяйственных мероприятий и объектов, в рамках реализации СКИОВО, либо по решениям суда, необходимо внесение изменений в Положение о территориальных органах, утв. приказом от 11 марта 2014 г № 66. Енисейское БВУ будет принимать участие в выполнении мероприятий предусмотренных СКИОВО только в части определенные внесенными изменениями в положение и в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств. Считает, что суду первой инстанции необходимо было исследовать порядок определения исполнителя мероприятий предусмотренных СКИОВО, пределы лимитов бюджетных обязательств, а также приоритетность выполнения указанных мероприятий.

В письменных возражениях на апелляционные жалобы и дополнений к ним и.о. Братского межрайонного природоохранного прокурора Кулешова Н.С., представитель министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Эрро Е.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав доклад судьи, объяснения представителя административного ответчика Смирновой Н.В., настаивающей на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя административного истца Мальхановой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и преамбулой Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Под окружающей средой, согласно статье 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (статья 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлены нарушения требований норм природоохранного законодательства, выразившиеся в невыполнении мероприятия СКИОВО, а также несоответствие СКИОВО в части определения уполномоченного органа по его реализации.

Так, приказом Енисейского бассейнового водного управления Енисейского БВУ от 20 ноября 2014 г. утверждена СКИОВО.

СКИОВО предусмотрены к реализации мероприятия по разработке проектно-сметной документации и выполнению работ по берегоукреплению Братского водохранилища в поселке Балаганск, на протяжении 1,74 км., в период с 2018 по 2020 годы. Ответственным исполнителем является Енисейское БВУ (п.51 и 52 таблицы 4 книги 6 СКИОВО). Данные мероприятия включены в СКИОВО, поскольку посёлок Балаганск входит в перечень населенных пунктов, испытывающих воздействие разрушения берегов водных объектов. По данным актов обследования берег не укреплен, в связи с чем, происходит разрушение берегового откоса в осенний период при максимальных уровнях воды в водохранилище. Целью мероприятия является решение ключевой проблемы, связанной с негативным воздействием вод.

Исполнителем мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Берегоукрепление Братского водохранилища в пос. Балаганск» указаны Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области о взаимодействии с органами местного самоуправления.

Разрешая спор и удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Схема комплексного использования и охраны водных объектов бассейна реки Ангара, включая озеро Байкал, не соответствует действующему законодательству в части определения исполнителей мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Берегоукрепление Братского водохранилища в пос. Балаганск» и обязал Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов выполнить мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по берегоукреплению Братского водохранилища в поселке Балаганск, на протяжении 1,74 км., в период с 2018 по 2020 год, в срок до 1 января 2024 г.

Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у судебной коллегии сомнения в их законности по следующим основаниям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 апреля 2019 г. № 864-О и Постановлении от 30 июня 2006 г. № 8-П, при осуществлении нормативного регулирования в области разграничения государственной собственности федеральный законодатель должен исходить из того, что такое разграничение обусловлено ее предназначением для осуществления функций государства и реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная позиция применима и в отношении передачи государственного имущества в муниципальную собственность в целях решения органами местного самоуправления вопросов местного значения. Тем самым обеспечивается реализация принципа соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 -27 названного Кодекса.

Органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований (пункты 1 и 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (пункт 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации).

В этой связи, органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению водными объектами, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 26 названного Кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 2054-р, Братское водохранилище входит в перечень водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.

Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 282, установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Согласно пункту 5.1.5 указанного постановления к полномочиям Росводресурсов относится осуществление мероприятий по охране водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений; осуществление в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности

В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Енисейское бассейновое водное управление является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов на территории Российской Федерации в том числе в границах реки Ангара, озера Байкал, Братского водохранилища (приказ Федерального агентства водных ресурсов № 66 от 11 марта 2014 г.).

Таким образом, из системного толкования норм приведенных нормативных правовых актов следует, что обязанность осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении Братского водохранилища возлагается на территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов - Енисейское бассейновое водное управление.

Доводы апелляционной жалобы о том, что согласно СКИОВО исполнителем мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту ««Берегоукрепление Братского водохранилища в пос. Балаганск» указаны министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и органы местного самоуправления, поэтому исполнителем указанных мероприятий Енисейское бассейновое водное управление не является, судебная коллегия считает не состоятельными, поскольку законы и иные нормативные правовые акты, принятые по указанным вопросам, не могут противоречить федеральным законам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2019 г. № 864-О).

Федеральный законодатель в статье 55 Водного кодекса Российской Федерации, устанавливая основные требования к охране водных объектов, возлагая обязанность на их собственников осуществлять мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений, прямо определил, что охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных статьями 24 - 27 названного Кодекса (часть 1).

В соответствии со статьями 29, 32, 33 Водного кодекса Российской Федерации и статьи 6.1 Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» вся территория Российской Федерации поделена по бассейновому принципу на гидрографические единицы и водохозяйственные участки. По указанному территориальному принципу в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов созданы бассейновые советы, включающие представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей, общественных объединений, общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Бассейновый совет с учетом данных государственного мониторинга состояния водных объектов, мнения входящих в него лиц осуществляет разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа, с учетом которых принимаются схемы комплексного использования и охраны водных объектов.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают систематизированные материалы о состоянии водных объектов и их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; обеспечения охраны водных объектов; планирования и реализации водоохранных мероприятий, разработки региональных программ (планов) водохозяйственных мероприятий, регулирования водопользования, в том числе забора водных ресурсов и сброса сточных вод.

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются, бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна уполномоченным федеральным органом и являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Схемы разрабатываются в том числе в целях определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод, ими устанавливаются перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов (подпункт 2 части 3 статьи 33 Водного кодекса); предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов (подпункт 7 части 3 статьи 33 Кодекса).

Правилами разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883 (далее - Правила № 883), установлено, что схемы разрабатываются для каждого речного бассейна и представляют собой совокупность систематизированных материалов в текстовой, табличной и графической форме на электронных и бумажных носителях о состоянии водных объектов и об их использовании, полученных в результате наблюдений, исследований состояния водных объектов, изысканий, предпроектных и проектных работ по планированию и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий, а также осуществления мероприятий по уменьшению негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод.

Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил № 883), очередность разработки схем определяется Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов (пункт 3 Правил № 883).

В том числе схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 883).

Федеральное агентство водных ресурсов рассматривает рекомендации бассейновых советов, при необходимости вносит изменения в проекты схем, после чего направляет проекты схем на государственную экологическую экспертизу и в 2-недельный срок после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы утверждает схемы (пункт 8 Правил № 83).

Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод (пункт 11 Правил № 883).

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что СКИОВО, утвержденная приказом Енисейского БВУ от 20 ноября 2014 г. № 183, в части определения исполнителя мероприятия по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту «Берегоукрепление Братского водохранилища в пос. Балаганск», предусмотренного пунктом 51 таблицы 4 книги 6, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, плановые мероприятия СКИОВО административный ответчик должен был выполнить должен был выполнить в период 2018-2020 годов, в связи с чем с выводом суда о том, что обязанность по выполнению указанного мероприятия должна быть возложена на административного ответчика, судебная коллегия соглашается.

Решение суда принято в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации, Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 883, данная обязанность правомерно возложена на Енисейское БВУ.

В ходе проведенной Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что запланированное СКИОВО (пункт 52 таблицы 4 книги № 6) мероприятие по объекту «Берегоукрепление Братского водохранилища в пос. Балаганск» в установленные сроки не выполнено.

Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

С учетом этого, возложение обязанности на Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов выполнить мероприятие по разработке проектной документации и выполнению работ по объекту ««Берегоукрепление Братского водохранилища в пос. Балаганск», является правильным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд, обязав Енисейское БВУ выполнить указанное мероприятие, нарушил нормы бюджетного законодательства, являются несостоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 5 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 4 июля 2007 г. № 169, материалы СКИОВО являются основанием для планирования и реализации водохозяйственных и водоохранных мероприятий в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, федеральных, региональных, ведомственных целевых программ.

Доводы административного ответчика о том, что проведение мероприятия по берегоукреплению является не целесообразным по причине того, что угрозы затопления населенных пунктов и земель в данном случае быть не может, судебная коллегия считает необоснованными по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» утверждены Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы (далее - Правила).

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в Схемы могут вноситься изменения до истечения срока их действия.

Согласно абзацу 1 пункта 10 изменения, затрагивающие показатели, предусмотренные подпунктами «а», «б», «е» и «ж» пункта 6 настоящих Правил, вносятся в порядке, установленном для разработки схем.

Подпунктом «б» пункта 6 Правил предусмотрено, что Схемами устанавливается перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Таким образом, изменения в СКИОВО, затрагивающие вопросы, предусмотренные подпунктом «б» пункта 6 Правил, осуществляются в порядке, установленном для разработки СКИОВО, соответственно мероприятие может быть признано не подлежащим к выполнению только лишь посредством исключения из материалов СКИОВО.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих факт исполнения установленной законом процедуры внесения соответствующих изменений в СКИОВО, суду не представлено.

Доводы представителя административного ответчика, приведенные в судебном заседании об отсутствии финансирования на выполнение плановых мероприятий, предусмотренных СКИОВО, не свидетельствуют о незаконности возложения указанной обязанности на уполномоченный орган. При этом, доказательств невозможности исполнения возложенной на ответчика обязанности до 1 января 2024 г. административным ответчиком не представлено.

Доводы дополнительной апелляционной жалобы о том, что Енисейское БВУ направило обращение в Росводресурсы о внесении изменений в положение о территориальном органе, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные изменения в положение о Енисейском БВУ, утвержденным приказом Росводресурсы № 66 от 11 марта 2014 г. не вносились.

Доводы апелляционной жалобы Росводресурсы о том, что административным истцом в нарушение п.10 ст. 220 КАС РФ не заявлено требование об оспаривании какого-либо решения, действия либо бездействия отклоняются судебной коллегией, поскольку по смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) является не столько констатация незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия), сколько восстановление прав и законных интересов лиц в интересах которых обращался административный истец, и в данном случае эта задача судом решена.

В целом доводы апелляционных жалоб повторяют доводы возражений, изложенные в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка, не содержат правовых оснований для отмены решения суда.

Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции не допущено.

руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Балаганского районного суда Иркутской области от 25 марта 2021 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья-председательствующий

Н.И.Медведева

Судьи

Е.Г. БутинаИ.М. Абрамчик