ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6540/2022 от 22.03.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-6540 /2022

(78RS0006-01-2021-000338-98)

Судья: Елькина С.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 22 марта 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Есениной Т.В.

судей

Ильичевой Е.В., Карсакова Н.Г.

при секретаре

Шибановой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-2033/2021 по апелляционной жалобе Администрации Кировского района г.Санкт-Петербурга на решение Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 01 декабря 2021 года по административному иску Б.В.Д. и Б.И.Д. к Администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить нарушенные права

Заслушав доклад судьи Есениной Т.В., выслушав объяснения представителя административных истцов Б.В.Д. и Б.И.Д.Х.С.А., представителя административного ответчика Администрации Кировского района г.Санкт-Петербурга - Ш.И.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Б.В.Д. и Б.И.Д. обратились в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга о признании незаконным распоряжения № 4316-р от 07 октября 2020 года о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить в очереди по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решением Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 01 декабря 2021 года признано незаконным распоряжение Администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга №...-р от <дата> о снятии Б.В.Д. и Б.И.Д. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Суд обязал Администрацию Кировского района г. Санкт-Петербурга восстановить Б.В.Д. и Б.И.Д. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с момента первоначальной постановки на учет.

В апелляционной жалобе Администрация Кировского района г. Санкт-Петербурга просит решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав на то, что администрация не могла не учитывать жилищную при вынесении решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях жилищную обеспеченность матери истцов – Б.Л.Г., которая имеет кровнородственную связь, поставлена на учет была вся семья, в том числе и Б.Л.Г., со спорного адреса была снята с регистрации после принятия оспариваемого решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – 05 ноября 2020 года. Доказательств утраты кровнородственных связей истцов с матерью материалы дела не содержат, а в силу пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 в отношении родителей и детей установление факта ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки не требуется. Кроме того, судом не учтено, что возлагая на администрацию обязанность по восстановлению истцов на жилищном учете, решение данного вопроса, действующее законодательство относит к исключительной компетенции районной жилищной комиссии. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права администрации на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Административные истцы Б.В.Д. и Б.И.Д. в суд апелляционной инстанции не явилась, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявили, направили в суд своего представителя - Х.С.А. Представитель административных истцов -Х.С.А., действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование, в судебное заседание явился, возражал против доводов апелляционной жалобы.

Административный ответчик Администрация Кировского района г.Санкт-Петербурга в лице представителя Ш.И.А., действующий на основании доверенности, имеющий высшее юридическое образование, в суд апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Заинтересованное лицо АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» в суд апелляционной инстанции не явился, своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки в суд своего представителя не представил.

Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции установлено и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

<дата> был зарегистрирован брак между Б.Л.Г. и Б.Д.В., который был расторгнут на основании решения суда от <дата> (л.д. 17).

От брака Б.Л.Г. и Б.Д.В. имеют детей: Б.И.Д. и Б.В.Д. (административные истцы).

Из материалов дела следует, что административные истцы Б.В.Д. с <дата>, а Б.И.Д. с <дата> были зарегистрированы по месту жительства, в однокомнатной квартире: <адрес>.

Изначально квартира по адресу: <адрес>, была предоставлена на основании ордера РИК от <дата>К.Т.И.

<дата> квартира приватизирована в равных долях (по ? доли каждому): Б.В.Д., Б.И.Д. (истцы), И.Т.А. (тетя истцов) и К.Т.И. (бабушка истцов).

В данной квартире согласно справке Ф-9 зарегистрированы:

К.Т.И. – бабушка истцов,

И.Е.Г. - тетя истцов,

Б.Л.Г. - мать истцов,

Б.Д.В. – отец истцов,

И.Т.А. - двоюродная сестра истцов,

Б.В.Д. и Б.И.Д. - истцы (л.д. 54).

На основании заявления граждан и решения жилищной комиссии Администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга с <дата> истцы Б.В.Д. и Б.И.Д. и их мать Б.Л.Г., на основании пункта 5 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, были приняты на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях (л.д. 51).

Из материалов дела усматривается, что основанием постановки истцов на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, послужило занятие гражданами жилой площади 5,5 кв.м и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь.

В результате запроса АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» о проверке правовых оснований нахождения Б.В.Д. на жилищном учете, формирования учетных дел участников Программы «Молодежи - доступное жилье» для направления в Жилищный комитет для принятия решения об оказании содействия в форме предоставления целевого жилищного займа, проведенной актуализации учетного дела специалистом жилищного отдела, было выявлено наличие в собственности члена семьи административных истцов - матери Б.Л.Г. иных жилых помещений, в связи с чем, в соответствии с абзацем 36 пункта 3.7.3 Регламента, специалистом жилищного отдела обеспечено принятие решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, либо с учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в порядке, установленном в пункте 3.8 настоящего Административного регламента. Согласно выписке из ЕГРН Б.Л.Г. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- на основании договора купли-продажи квартиры от <дата><адрес>;

- на основании договора участия в долевом строительстве от <дата>№...Д <адрес>, жилой площадью 18,6 кв.м, общей площадью 37 кв.м в <адрес> (л.д. 59-60).

Решением жилищной комиссии Кировского района г. Санкт-Петербурга от 22 сентября 2020 года (протокол заседания жилищной комиссии №...) Б.Л.Г. (мать истцов), Б.В.Д. и Б.И.Д. (истцы) сняты с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 52-53).

<дата> распоряжением Администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга №...-р, изданным на основании решения жилищной комиссии от 22 сентября 2020 года (протокол № 34), истцы Б.В.Д., Б.И.Д. и Б.Л.Г. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по основанию, предусмотренному статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 (ред. от 04 марта 2021 года) «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге», пункта 29 «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде», утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного Совета профсоюзов от 07 сентября 1987 года № 712/6, как обеспеченные жильем по совокупности жилых помещений, принадлежащих им и членам их семьи (л.д. 50).

Принимая решение о снятии истцов с учета граждан, нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, ответчиком было принято во внимание, что истцы на праве собственности в порядке приватизации имеют в собственности по ? доли жилого помещения, общей площадью 30,2 кв. метра, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 54).

Член семьи истцов: мать Б.Л.Г. имеет в собственности на основании договора купли-продажи квартиры от <дата><адрес>; на основании договора участия в долевом строительстве от <дата>№...Д <адрес> (л.д. 59-60).

Исходя из наличия у истцов и членов их семьи в совокупности жилой площади, суммарная площадь которых превышает норму предоставления площади жилого помещения на каждого истца, что указывает на их жилищную обеспеченность (66,6 кв.м +37кв.м + (4,31 кв.м х 3)), что в свою очередь повлекло к принятию оспариваемого решения административным ответчиком о снятии их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Сторона административного истца, оспаривая решение жилищной комиссии Администрации Кировского района г.Санкт-Петербурга пояснила, что после прекращения супружеских отношений между Б.Л.Г. и Б.Д.В. (родителями истцов), мать Б.Л.Г. выехала из квартиры по месту регистрации, при этом истцы остались проживать со своим отцом в квартире, по адресу: <адрес>. Б.Л.Г. начиная с 2011 года, не проживает совместно с истцами, не ведет общее хозяйство, не имеет общего бюджета и общих предметов быта, и не является членом семьи административных истцов.

Допрошенные в судебном заседании свидетели Б.Д.В. и Б.Л.Г., являющиеся родителями административных истцов, суду пояснили, что после расторжения брака в 2011 году Б.Л.Г. выехала из квартиры на <адрес>, при этом административные истцы остались проживать в указанном жилом помещении вместе с отцом и бабушкой. После того, как Б.Л.Г. выехала из квартиры, истцы с ней не проживали, отношений не поддерживали, после ухода из семьи Б.Л.Г. проживала в съемном жилом помещении. В настоящее время Б.Л.Г. с истцами совместно не проживает, единую семью не составляет, истцы членом семьи Б.Л.Г. не являются.

Суд, удовлетворяя требования административного иска, пришел к выводу, что истцы с 2011 года не проживали со своей матерью Б.Л.Г., единую семью с ней не составляли, членами ее семьи не являются. Административным ответчиком не представлено подтверждений того, что с момента постановки Б.В.Д. и Б.И.Д. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий произошли изменения в жилищных условиях истцов, в результате которых ими утрачены основания постановки их на жилищный учет.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в тоже время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого решения, в связи со следующим.

Так, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21).

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 51 ЖК Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1).

Отношения, связанные с учётом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в городе Санкт-Петербург регулируются Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».

Согласно части 2 статьи 1 названного выше Закона Санкт-Петербурга, на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определённого места жительства, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, а также признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 этого же Закона Санкт-Петербурга.

Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:

9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и(или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия с учета граждан, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года установлены частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2015 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, административные истцы, поставленные до 1 марта 2005 года на учет граждан, нуждающихся в жилищных помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, подлежат снятию с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу пункта 29.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ленинграде, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов и Президиума Ленинградского областного совета профсоюзов от 7 сентября 1987 года № 712/6, снятие граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производится решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи, включая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве частной собственности, составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 12 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.

Согласно пункту 12 указанных Правил в соответствии со средней обеспеченностью жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда Ленинграда устанавливается минимальный размер предоставляемой жилой площади – 9 квадратных метров на человека.

Согласно пункту 16.1 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую площадь 5,5 кв.м и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь.

Вместе с тем в настоящее время пунктом 1 статьи 5 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» установлена значительно большая норма предоставления по сравнению с ранее действовавшим законодательством, а именно согласно данной норме при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (далее - норма предоставления площади жилого помещения), составляет 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (определение от 18 января 2005 года № 7-О).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Порядок ведения органом местного самоуправления (органом исполнительной власти) учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» о порядке ведения учета граждан, актуализации подлежат, в том числе, сведения о месте жительства состоящих на учете граждан, об обеспеченности состоящих на учете граждан жилыми помещениями.

Актуализация данных выполняется уполномоченным органом посредством обмена информацией с соответствующими государственными организациями и направления состоящим на учете гражданам запросов для устранения неопределенностей, возникших в процессе получения информации, в порядке, устанавливаемом Правительством Санкт-Петербурга.

Актуализация данных проводится уполномоченным органом ежегодно, а также при подготовке документов для принятия решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (пункт 3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65).

В зависимости от результатов актуализации данных уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о снятии гражданина (семьи) с учета или о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (пункт 3 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65).

В силу части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Административные истцы Б.В.Д., <дата> года рождения, и Б.И.Д., <дата> года рождения, были с рождения зарегистрированы по адресу: <адрес>.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, на <дата> несовершеннолетние Б.В.Д., Б.И.Д. и их мать Б.Л.Г., на основании пункта 5 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР были приняты на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, т.к. на каждого проживающего в отдельной однокомнатной квартире по адресу: <адрес>, приходилось менее 5,5 кв.м на каждого проживающего с правом на жилую площадь (30,2:7 чел.=4,31 кв.м) (л.д. 51).

<дата> квартира по адресу: <адрес> приватизирована в равных долях (по ? доли каждому): Б.В.Д., Б.И.Д. (истцы), И.Т.А. (тетя истцов) и К.Т.И. (бабушка истцов).

Согласно пунктам 2.1 и 2.2. Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, утв. «Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2017 года № 536-р (ред. от 28 мая 2021 года) государственная услуга ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий предоставляется администрацией района.

Согласно пункту 3.7.1 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для начала административной процедуры (актуализация учетных данных), является наступление календарного периода, в течение которого администрации района необходимо провести действия по актуализации учетных дел граждан (с 1 января по 1 мая), при принятии решения о предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда и оказании содействия в улучшении жилищных условий, поступлении в администрацию района Санкт-Петербурга информации об изменении сведений, указанных в подпунктах «а» - «з» пункта 3.7.3 настоящего Административного регламента.

Должностным лицом, ответственным за выполнение действий, входящих в состав административной процедуры, является специалист жилищного отдела администрации района (пункт 3.7.2).

Специалист жилищного отдела (пункт 3.7.3 с учетом характера предоставляемой услуги):

обновляет сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи:

- справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют ГКУ ЖА;

- запрашивает в Росреестре по межведомственному запросу о представлении документов, подтверждающих сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности заявителя и членов его семьи, документов, подтверждающих основания (при наличии) владения и пользования заявителем и членами его семьи жилым помещением и документов, подтверждающих сведения о кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности заявителя и членов его семьи:

- выписка из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

- выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;

- выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;

- запрашивает в Центре занятости сведения о размере пособия по безработице;

- запрашивает в ПФР сведения о размере пенсии, СНИЛС, сведения об инвалидности, содержащиеся в ФГИС "ФРИ";

- запрашивает в ФНС России сведения:

- из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в отношении организации социального обслуживания, за исключением Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства";

- об идентификационном номере налогоплательщика;

- сведения из документов, содержащих сведения из свидетельств о рождении, выданных органами ЗАГС Санкт-Петербурга на основании записей актов гражданского состояния, составленных органами ЗАГС Санкт-Петербурга и содержащихся в ФГИС "ЕГР ЗАГС";

- запрашивает в Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга сведения о постановке заявителя и членов его семьи на учет граждан Российской Федерации без определенного места жительства, сведения из свидетельства многодетной семьи, сведения из удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, участника войны, ветерана боевых действий, инвалида Отечественной войны, сведения из удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий, сведения о реабилитации либо о признании лица пострадавшим от политических репрессий;

запрашивает у заявителя (форма запроса администрации района приведена в приложении № 11 к настоящему Административному регламенту):

- документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи: справка о регистрации по месту жительства (форма 9), характеристика занимаемого жилого помещения (форма 7) в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА;

- справку, подтверждающую, что гражданин страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;

- документы, подтверждающие основания владения и пользования гражданином и членами его семьи жилыми помещениями, в случае если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости - ЕГРН, за исключением жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в частности:

- договор найма жилого помещения, заключенный в письменной форме, с указанием граждан, постоянно проживающих в жилом помещении вместе с нанимателем;

- справку жилищного или жилищно-строительного кооператива о полной выплате заявителем, являющимся членом кооператива, паевого взноса за предоставленную этому лицу кооперативом квартиру, выданную уполномоченным органом управления кооператива в соответствии с установленной его уставом компетенцией;

- документ, подтверждающий возникновение права собственности на жилое помещение до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». К таким документам могут быть отнесены заключенные в соответствии с законодательством Российской Федерации договор об отчуждении жилого помещения (например, купли-продажи, мены, дарения), акт (свидетельство, договор) о приватизации жилого помещения;

- вступивший в законную силу судебный акт (решение или определение суда) в отношении права собственности на жилое помещение;

- свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию;

- договор безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан;

- договор участия в долевом строительстве и документ о передаче объекта долевого строительства;

- договор об уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве;

- справку о доходах физического лица с места работы по форме 2-НДФЛ;

- документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению: заключения (отчеты), справки об инвентаризационной стоимости жилых помещений, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений, о рыночной стоимости транспортных средств;

- сведения об иных доходах физических лиц по основному месту работы, доходах от предпринимательской деятельности, доходах от принадлежащего на праве собственности имущества, пенсии, стипендии, пособиях, пособиях по безработице, полученных алиментах, компенсационных выплатах и иных видах доходов;

- свидетельство многодетной семьи, кроме выданного на территории Санкт-Петербурга;

- удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, кроме выданного на территории Санкт-Петербурга;

- справку, выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, о наличии инвалидности.

Максимальный срок выполнения административных действий - 30 рабочих дней.

В зависимости от результатов актуализации специалист жилищного отдела администрации района обеспечивает принятие одного из следующих решений:

о снятии гражданина с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо с учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в порядке, установленном в пункте 3.8 настоящего Административного регламента;

о сохранении права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий;

о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо оказания содействия в улучшении жилищных условий.

До 2020 года актуализация учетного дела административных истцом в рамках ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не производилась. Доказательств обратному не представлено.

07 сентября 2020 года в администрацию Кировского района г. Санкт-Петербурга от оператора целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье» АО «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» поступил запрос о предоставлении актуальных сведений в отношении административного истца Б.В.Д.

В рамках актуализации учетного дела административных истцов, получении выписок из ЕГРН, в отношении лиц, стоящих на учете, было установлено, что матери административных истцов - Б.Л.Г. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- на основании договора купли-продажи квартиры от <дата><адрес>;

- на основании договора участия в долевом строительстве от <дата>№...Д <адрес> (л.д. 59-60).

Согласно выписке из протокола заседания районной жилищной комиссии от <дата> (протокол №...) следует, что административный ответчик, также располагал сведениями о том, что <дата> был зарегистрирован брак между Б.Л.Г. и Б.Д.В. (л.д.52).

Сведений о том, что брак между родителями административных истцов был расторгнут на основании решения мирового судьи 62 судебного участка г. Санкт-Петербурга суда от 04 июля 2011 года по делу №2-273/2011-62, а также, что Б.Л.Г. и ее дети не составляют единой семьи, проживают с 2011 года раздельно, административный ответчик на день заседания жилищной комиссии не имел (л.д. 17).

Также, административный ответчик не имел сведений, что Б.Л.Г. с 2011 года, после прекращения брачных отношений, не проживает по адресу регистрации совместно с детьми.

Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Б.Л.Г., с учетом установленной ее жилищной обеспеченности, в суде не оспаривалась.

Снятие с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях Б.В.Д. и И.Д., исходя только из тех обстоятельств, что административные истцы и Б.Л.Г. имеют кровнородственную связь (сыновья – мать), зарегистрированы по одному адресу, состоят на учете по единому основанию, не давала безусловных оснований для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, как обеспеченных жилой площадью, без учета того обстоятельства, что на период актуализации учетного дела (сентябрь 2020 года), административные истцы Б.В.Д. и И.Д. являлись уже совершеннолетними лицами, которые в силу возраста и жизненных обстоятельств, уже не являлись членами одной семьи с Б.Л.Г.

Администрация Кировского района г. Санкт-Петербурга при расчете жилищной обеспеченности административных истцов исходила из статьи 14 Семейного Кодекса Российской Федерации, статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также наличия сохранения регистрации и право пользования за Б.Л.Г. квартирой по <адрес>.

Согласно справке Ф-9 на 21 февраля 2022 года, поступившей по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что Б.Л.Г.<дата> самостоятельно снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с переменой места жительства – <адрес>.

Данные действия Б.Л.Г. были совершены после принятия решения о снятии административных истцов с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, но данные действия подтвердили ее показания в суде, что с 2011 года она в квартире по адресу регистрации не проживала, добровольно покинув жилое помещение.

Административный ответчик исходил из совокупного размера общей площади жилых помещений, приходящегося на каждого члена семьи Б.Л.Г., В.Д., И.В., где на день принятия оспариваемого решения о снятии с учета, который составил (66,60+37,00+4,31х3):3=38,8 кв.м общей площади. Таким образом, уровень жилищной обеспеченности на каждого члена семьи по мнению ответчика превышал норму предоставления в 18 кв.м на 1 человека.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия считает, что в данном конкретном случае, довод административных истцов о том, что при определении жилищной обеспеченности на сентябрь 2020 года необходимо было учитывать только семью самого истца и принадлежащие ему на праве собственности жилые помещения, судебная коллегия находит состоятельным, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Оценивая правомерность действия ответчика по снятию истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 5, 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, из которых следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. К жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, данный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом. Принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. По действовавшему до 01 марта 2005 года жилищному законодательству граждане снимаются с учета нуждающихся в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Оспариваемое распоряжение №4316-р от 07 октября 2020 года о снятии административных истцов с учета нуждающихся в жилых помещениях было принято административным ответчиком по результатам проверки содержащихся в учетном деле документов и самостоятельного вывода о том, что Б.Л.Г. и ее сыновья Б.В.Д., Б.И.Д. являются членами семьи в силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, и для решения вопроса о том, имеют ли они право на жилищное обеспечение со стороны государства, следует определять жилищную обеспеченность с учетом жилищной обеспеченности матери.

Необходимо отметить, что в том случае, если у административного ответчика возникли сомнения в наличии у истцов права состоять на учете нуждающихся в связи с обеспеченностью их матери жилыми помещениями, то перед принятием решения о снятии истцов с такого учета ему необходимо было направить на их имя соответствующий запрос, в котором разъяснить необходимость предоставления документов, свидетельствующих о том, что Б.В.Д. и Б.И.Д. не являются членами семьи Б.Л.Г., что они не проживают совместно и не ведут общее хозяйство, учитывая, что в период 2011 года по 2020 год ежегодная актуализация учетного дела семьи Б. административным ответчиком не производилась.

Также следует отметить, что до 2019 года значительно был расширен список документов, указанных в пункте 3.7.3 Административного регламента, который подлежал актуализации в отношении граждан, состоящих на учете, в т.ч. истребуемых документов у самих граждан (например, распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 22 июля 2019 года № 1115-р (от 28 мая 2021 № 473-р) исключен абзац об истребовании документов, содержащих сведения о составе семьи заявителя: свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, свидетельство о смерти, кроме выданных на территории Санкт-Петербурга и др.).

Однако данные действия ответчиком до принятия 07 октября 2020 года решения совершены не были, соответственно, не были установлены и имеющие значение для вынесения законного решения обстоятельства. Оценка установленных таких обстоятельств, могла быть дана при заседании жилищной комиссии. Аналогичная позиция высказана в Определении Верховного Суда РФ от 19 октября 2021 года № 33-КГ21-7-К3.

При рассмотрении настоящего дела, из объяснений стороны административного истца, показаний свидетеля Б.Л.Г. установлено, что поле расторжения брака, с 2011 года Б.Л.Г. не является членом семьи административных истцов, общего хозяйства они с 2011 года не вели и не ведут, квартирой Б.Л.Г. не пользуется, обязанностей нанимателя не несет.

Данные обстоятельства имели место начиная с 2011 года и могли быть установлены административным ответчиком при надлежащем проведении в 2011-2020 году проверки прав истцов состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях.

Факт совместного проживания Б.В.Д., Б.И.Д. и Б.Л.Г., как членов одной семьи, не нашел своего надлежащего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Данные обстоятельства не опровергались стороной административного ответчика.

С 2011 года Б.Л.Г. не пыталась вселиться в квартиру по <адрес>, своих прав на пользование квартирой не заявила в установленном законом порядке, а в последующем снялась добровольного с регистрационного учета. Суду Б.Л.Г. показала, что считала, что ее формальная регистрация не нарушает не чьих прав.

Таким образом, с учетом установленных в суде обстоятельств, при расчете жилищной обеспеченности административных истцов не подлежали учету жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Б.Л.Г.

Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; по большей части они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, при этом не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения. Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 01 декабря 2021 года по административному делу №2а-2033/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: