ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6676/2022 от 02.08.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 33а-6676/2022

(УИД 91RS0004-01-2021-003250-67)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Холодной Е.И.,

судей Шидаковой О.А., Дяченко Л.А.,

при секретаре Медведевой А.М.,

при участии представителя истца – Киреевой Ю.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Генова Ивана Васильевича к Администрации города Алушта Республики Крым, заинтересованное лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка незаконным,

по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 01 декабря 2021 года, которым административное исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

УСТАНОВИЛА:

Киреева Ю.С., действуя в интересах Генова И.В., обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Алушты Республики Крым, в котором просила: признать незаконным постановление Администрации города Алушты от 25 августа 2021 г. № 2161 об отказе Генову Ивану Васильевичу в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый площадью 600 кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что решение ответчика об отказе в предоставлении в собственность земельного участка обосновано несоответствием испрашиваемого земельного участка градостроительной документации. Истец считает обжалуемое постановление незаконным, поскольку ограничения относительно завершения оформления прав на земельные участки не предусмотрены в прямом смысле ни Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», ни постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. «Об утверждении порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым». Полагает, что заключение, подписанное начальником управления градостроительства и архитектуры и главным архитектором, не является заключением органа местного самоуправления в сфере регистрации и кадастрового учета, в связи с чем, отсутствуют основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка, установленные частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 01 декабря 2021 года исковые требования Генова Ивана Васильевича – удовлетворены. Признано незаконным постановление Администрации города Алушты Республики Крым № 2161 от 25.08.2021 года «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину Генову И.В.»

Не согласившись с вышеуказанным решением, Администрацией города Алушты Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 01.12.2021 года по административному делу № 2а-1804/2021, в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела. Выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Судом допущено нарушение норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению. Вывод суда первой инстанции о том, что расположение испрашиваемого земельного участка соответствовало градостроительной документации на момент выдачи решения сельсовета, а потому отсутствуют основания для отказа в передаче земельного участка в собственность, по мнению заявителя, является необоснованным. В соответствии с градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым, в зоне объектов рекреационного назначения (Р-3) не предусмотрено размещение земельных участков с основным видом разрешенного использования – ведение садоводства, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренным п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Статья 98 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению. Заявитель считает, что судом первой инстанции не учтено, что запрещается использование земель рекреационного назначения с основным видом разрешенного использования – ведение садоводства. Спорный земельный участок отнесен к землям особо охраняемых территорий и объектов и не может быть передан в собственность административному истцу. Вывод суда первой инстанции о соответствии решения Малореченского сельсовета градостроительной документации в соответствии с законодательством Украины, не исключает применение норм действующего законодательства. Заявитель считает, что оспариваемое постановление принято в соответствии с нормами права. Со стороны Администрации города Алушта Республики Крым каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца допущено не было, документов, бесспорно подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, не представлено.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила оставить решение суда первой инстанции без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

25.07.2022 года в Верховный Суд Республики Крым поступило ходатайство Администрации города Алушта Республики Крым о приобщении дополнительных доказательств, в котором ответчик, среди прочего, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации с учетом дополнительных доказательств.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением 29-ой сессии Малореченского сельского совета г. Алушты Автономной Республики Крым 5-го созыва от 16.09.2008 года № 29/249 Генову И.В. предоставлено разрешение на составление проекта отвода для передачи в собственность земельного участка площадью 0,0600 га, расположенного в <адрес>, из земель сельского совета, для дачного строительства и получения госакта. Указано проект землеустройства предоставить для рассмотрения и утверждения в установленном законом порядке (л.д.12).

Решением 43-ей сессии Малореченского сельского совета г. Алушты Автономной Республики Крым 5-го созыва от 10.12.2009 года № 43/51 внесены изменения в решение сессии сельского совета № 29/249 от 16.09.2008 г. и изложено в следующей редакции: «земельный участок, расположен в <адрес>» (л.д.13).

Решением 63-ей сессии Малореченского сельского совета г. Алушты Автономной Республики Крым 6-го созыва от 03.10.2013 года № 63-28 Генову И.В. предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, ориентировочной площадью 0,0600 га, расположенного в <адрес>, за счет земель Малореченского сельского совета, для дачного строительства (пункт 1); земельный участок отнесен к категории: земли рекреационного назначения (пункт 2) (л.д.66).

Генов И.В. обратился в Администрацию города Алушты Республики Крым с заявлением от 01.07.2020 г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка , в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, указав целевое использование земельного участка – для ведения садоводства (л.д.71).

В порядке межведомственного взаимодействия Администрацией города Алушты Республики Крым для рассмотрения и предоставления соответствующей информации направлено письмо от 09.06.2020 г. № 02.9-15/1672 с документами по заявлению Генова И.В. в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Управление градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты Республики Крым, Управление муниципального контроля Администрации города Алушты Республики Крым (л.д.64).

Согласно письму Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 10.06.2020 г. № 14157/1 земельный участок с кадастровым не отнесен к землям лесного фонда и не располагается на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Крым. Дополнительно сообщено, что вышеуказанный земельный участок расположен в границах водоохранной зоны Черного моря на территории Республики Крым (городской округ Алушта). Ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водных объектов, а также режим ведения хозяйственной деятельности в границах данных зон, строго регламентирован ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (л.д.61).

В соответствии с заключением начальника Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Алушты Республики Крым ФИО7 от 02.07.2020 г. № 02.9-15/1672/1, на карте функциональных зон генерального плана муниципального образования городской округ Алушта, утвержденного решением Ауштинского городского совета от 29.10.2018 г. № 56/1 земельный участок с кадастровым расположен в зоне рекреационного назначения подзоне объектов санаторно-курортного назначения. На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта (далее – ПЗЗ), утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 г. № 59/22, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов санаторно-курортного назначения (Р-3). Решением Малореченского сельского совета от 03.10.2013 № 63-28 заявителю разрешено составление проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для дачного строительства. Согласно п. 7 ст. 54 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» виды разрешенного использования «для дачного строительства», «для ведения дачного хозяйства», «ведение садоводства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Учитывая что в соответствии со ст. 56 Градостроительных регламентов ПЗЗ в зоне объектов санаторно-курортного назначения (Р-3) не предусмотрено размещение земельных участков с основным видом разрешенного использования – ведение садоводства, управление градостроительства и архитектуры считает не возможным предоставление испрашиваемого земельного участка заявителю (л.д.60).

Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 25 августа 2021 года № 2161 «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину Генову И.В.» гражданину Генову Ивану Васильевичу отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 600 кв.м. в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации, а именно: на карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта, утвержденного решением Ауштинского городского совета от 29.10.2018 г. № 56/1 земельный участок с кадастровым расположен в зоне рекреационного назначения подзоне объектов санаторно-курортного назначения. На карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта (далее – ПЗЗ), утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 г. № 59/22, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов санаторно-курортного назначения (Р-3 (22)), в которой согласно градостроительным регламентам не предусмотрено размещение земельных участков с видом разрешенного использования – ведение садоводства, что является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

В вышеуказанном постановлении указано, что оно принято в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, п. 2 ч. 6 ст. 13 Закона от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», по результатам рассмотрения заявление гр. Генова И.В. о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона ль 21.03.2014 № 6-ФКЗ, решения Малореченского сельского совета от 03.10.2013 № 63-28 «О предоставлении Генову И.В. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок)» и с учетом заключения Управления градостроительства и архитектуры от 02.07.2020 № 02.9-15/1672/1 (л.д.58). При этом, ответчик руководствовался Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», постановлением Администрации города Алушта от 29.09.2020 № 2796 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования».

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что совокупность находящихся в материалах дела разрешений и согласования подтверждает, что на момент принятия Малореченским сельским советом решения о даче Генову И.В. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, месторасположение земельного участка соответствовало градостроительной документации населенного пункта Малореченское, целевое назначение испрашиваемого земельного участка было определено в установленном законодательством порядке – для индивидуального дачного строительства; функциональное использование: строительство и обслуживание дачи (рекреационного назначения). Учитывая, что истец, в установленном законом порядке обратился к ответчику с соответствующим заявлением, на момент принятия Малореченским сельским советом решения о даче Генову И.В. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, месторасположение земельного участка соответствовало градостроительной документации населенного пункта Малореченское, суд первой инстанции пришел к выводу, что принятое Администрацией города Алушты постановление об отказе в предоставлении бесплатно в собственность спорного земельного участка нельзя признать законным, в связи с чем, заявленные Геновым И.В. исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

С вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым определены Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон Республики Крым № 38-ЗРК).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, пунктом 12 которого установлено, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.

Вышеуказанное основание отказа в предоставлении земельного участка внесено в Закон № 38-ЗРК Законом Республики Крым № 481-ЗРК/2018 от 10 апреля 2018 года «О внесении изменений в статью 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Как следует из пояснительной записки к проекту закона Республики Крым № 481-ЗРК/2018 от 10 апреля 2018 года «О внесении изменений в статью 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права в соответствии с Законом № 38-ЗРК является несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утверждённой до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утверждённых документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.

Согласно статье 17 Закона Республики Крым от 16 января 2015 года № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительный деятельности в Республике Крым» до утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документации по планировке территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года, предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешённого использования земельного участка осуществляются в соответствии с требованиями Закона № 38-ЗРК.

В случае утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документации по планировке территории в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной или муниципальной собственности, проектирование, строительство объектов капитального строительства, выдача разрешения на строительство, изменение (установление) разрешённого использования земельного участка осуществляются на основании указанной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, после утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования территории и документации на территории Республики Крым предоставление земельных участков возможно только на основании указанной документации.

Постановлением Администрации города Алушты Республики Крым от 29.09.2020 г. № 2796 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования» подпунктом 7 пункта 13.4 которого установлено, что одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в части завершения оформления прав на земельные участки является несоответствие месторасположения объекта документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21.03.2014, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования либо документации по планировке территории.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации закрепляет требования к содержанию генерального плана поселения и генерального плана городского округа.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа.

Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Судебной коллегией принято во внимание, что решением 63-ей сессии Малореченского сельского совета г. Алушты Автономной Республики Крым 6-го созыва от 03.10.2013 года № 63-28 Генову И.В. предоставлено разрешение на составление проекта землеустройства по отводу вышеуказанного земельного участка в собственность для дачного строительства, при этом земельный участок отнесен к категории: земли рекреационного назначения (л.д.66).

В соответствии с генеральным планом муниципального образования городской округ Алушта, утвержденным решением Алуштинского городского совета Республика Крым от 29.10.2018 г. № 56/1, земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне рекреационного значения подзоне объектов санаторно-курортного назначения (л.д.149).

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 г. № 59/22, указанный земельный участок расположен в зоне объектов санаторно-курортного назначения (Р-3(22)).

В соответствии со статьей 56 Градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утвержденных решением Алуштинского городского совета от 22.02.2019 г. № 59/22, в перечне основных видов разрешенного использования в зоне объектов санаторно-курортного назначения (Р-3(22)) отсутствует вид разрешенного использования земельного участка – «ведение садоводства».

Согласно части 1 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (часть 2 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 5 статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что на момент принятия Малореченским сельским советом г. Алушты Автономной Республики Крым решения от 03.10.2013 года № 63-28, испрашиваемый истцом земельный участок был отнесен к категории: земли рекреационного назначения, и на момент принятия оспариваемого постановления от 25.08.2021г. данный земельный участок имеет вид разрешённого использования – ведение садоводства, а указанный вид разрешенного использования не входит в перечень основных видов разрешенного использования в зоне объектов санаторно-курортного назначения (Р-3(22)), при этом, федеральный законодатель не предусматривает возможности ведения на землях рекреационного назначения деятельности, не соответствующей их целевому назначению, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у ответчика оснований для отказа Генову И.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.

Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума № 21), рассмотрение дел по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и статья 14 КАС РФ, статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ). Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.

Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Пунктом 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Материалами дела подтверждается, что на земельном участке с кадастровым имеются ограничения прав, предусмотренные статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании Приказа об установлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы Черного моря на территории Республики Крым № 1449 от 23.12.2015 г. (номер зоны – 90.15.2.1) (л.д.158-159, 160).

Суд первой инстанции не принял во внимание нахождение испрашиваемого земельного участка в границах водоохранной зоны Черного моря на территории Республики Крым и прибрежной защитной полосе Черного моря на территории Республики Крым (городской округ Алушта), что подтверждается выкопировкой из карты зон с особыми условиями использования территории ПЗЗ, письмом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 10.06.2020 г. № 14157/1, (л.д.151, 61).

В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность Генову И.В. отсутствуют.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.

Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что привело к неправильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, и что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.

Ввиду вышеизложенных установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 01.12.2021г. по административному делу №2а-1804/2021 подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 01 декабря 2021года по административному делу № 2а-1804/2021 – отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Генова Ивана Васильевича к Администрации города Алушта Республики Крым, заинтересованное лицо: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании незаконным постановления Администрации города Алушты Республики Крым от 25 августа 2021 года № 2161 «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину Генову И.В.» - отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий судья Е.И. Холодная

Судьи О.А. Шидакова

Л.А. Дяченко