ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6740/19 от 20.08.2019 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Сорокина Т.Ю.

Судья-докладчик Усова Н.М. № 33а-6740/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 августа 2019 г. г. Иркутск

Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе

судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,

судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,

при секретаре Гордееве А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрегионального природоохранного прокурора к администрации Листвянского муниципального образования о признании незаконными действия, разрешения на строительство,

по апелляционной жалобе заинтересованного лица Чжао Лиган на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 4 февраля 2019 г.,

установила:

в обоснование заявленных требований административный истец указал, что Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании коллективного обращения жителей р.п. Листвянка проверена проверка законности строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>.

Установлено, что на указанном земельном участке ФИО1 осуществляется строительство индивидуального жилого дома на основании разрешения, выданного администрацией Листвянского муниципального образования. Собственником земельного участка является гр. КНР Чжао Лиган, свидетельство о государственной регистрации права от Дата изъята , запись регистрации Номер изъят.

Земельный участок кадастровым номером 38:06:030106:19, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов располагается в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, границы которой утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 2006 №1641-р, а также в границах водоохранной зоны озера Байкал. Нахождение указанного земельного участка в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории подтверждается заключением специалиста Управления Росреестра по Иркутской области, выпиской из Правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, выпиской из Генерального плана Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области.

Кроме того, Байкальским управлением Росприроднадзора при анализе расположения указанного земельного участка, а именно сведений из Единого государственного реестра недвижимости в части координат поворотных точек границ водоохраной зоны озера Байкал и в части координат указанного земельного участка, установлено, что земельный участок полностью расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границах водоохраной зоны озера Байкал.

В нарушение Федерального закона «Об охране озера Байкал», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 администрацией Листвянского муниципального образования выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома в р.п.Листвянка, входящего в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории. В связи чем, указанное разрешение на строительство является незаконным.

Выдача администрацией Листвянского муниципального образования разрешения на строительство индивидуального жилого дома в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории посягает на предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», права граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, поскольку в Центральной экологической зоне, в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, в том числе выраженный в строгом запрете на строительство индивидуальных жилых домов.

Строительство индивидуального жилого дома в границах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, также создает угрозу причинения вреда уникальной экологической системе озера Байкал, так как создает дополнительную антропогенную нагрузку на экосистему озера Байкал, вследствие строительства новых зданий, строений, сооружений, что приводит к неорганизованному увеличению потока граждан, пребывающих на территории ЦЭЗ БПТ. Указанное также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Административный истец просил суд признать незаконными действия администрации Листвянского муниципального образования, выразившиеся в выдаче разрешения на строительство от Дата изъята Номер изъят индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:06:030106:19, по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>; признать незаконным разрешение на строительство от 20.05.2016 №38-508102-12-2016 индивидуального жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 38:06:030106:19, по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>.

Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 04.02.2019, административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с постановленным решением суда, заинтересованное лицо Чжао Лиган обратился с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов на нарушение судом норм материального и процессуального права, а также неправильное их применение.

В обоснование доводов жалобы приводит свое толкование норм материального права регулирующих спорные правоотношения.

Полагает, суд неправильно истолковал и необоснованно применил абз.21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в части запрета на любое строительство на принадлежащем ему земельном участке.

Указывает, что суд не принял во внимание положения ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой в отношении отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более трех, предназначенных для проживания одной семьи экспертиза в отношении проектной документации не проводится.

Приводит положения Конституции РФ о праве на жилье.

Указывает, что судом не принят во внимание тот факт, что строительство зданий и сооружений, функционирование которых связанно с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов допускается.

Просит решение Иркутского районного суда Иркутской области от 04.02.2019 по данному административному делу отменить и принять по делу новый судебный акт.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле ФИО2, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, кроме представителя истца, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно путем направления почтовой связью, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Иркутского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст.150, частей 8 и 9 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения представителя административного истца Западно-Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры прокурор Рягузовой Н.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ, рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Порядок, сроки выдачи разрешения на строительство, а также перечень органов, наделенных полномочиями на выдачу разрешения на строительство, предусмотрены ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ, земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничиваются в обороте.

Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, в соответствии с ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ.

Согласно преамбуле Федерального закона «Об охране озера Байкал» озеро Байкал является объектом всемирного наследия.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальская природная территория - это территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются центральная экологическая зона, буферная экологическая зона и экологическая зона атмосферного влияния. В центральную экологическую зону входит территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал (п. 2 ст. 2 данного Федерального закона).

Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» дано определение центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также указано, что ее границы определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 № 368-р «Об установлении границы водоохранной зоны озера Байкал» такие границы были установлены.

Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р закреплено описание границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Территория р.п. Листвянка относится к центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В соответствии с абзацем 21 Перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 г. № 643, в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в том числе запрещено: строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории, ст. 5 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, на праве собственности Чжао Лиган принадлежит земельный участок с кадастровым номером 38:06:030106:19, расположенный по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>.

20.05.2016 администрацией Листвянского муниципального образования выдано разрешение на строительство № 38-508102-12-2016 объекта капитального строительства, общей площадью 424 кв.м. на указанном земельном участке.

По результатам проверки государственного инспектора Иркутской области по использованию и охране земель производилась соблюдения законодательства на территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>, кадастровый Номер изъят, установлено, что указанный участок находится от уреза водного объекта – озера Байкал на расстоянии около 1,7 км. Участок огорожен по периметру. Доступ осуществляется с юго-восточной стороны.

Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 38:06:030106:19, имеет следующие характеристики: площадь – 1395 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Из информации, размещенной на сайте администрации Листвянского муниципального образования следует, что 27.04.2016 по результатам публичных слушаний в отношении указанного земельного участка было принято решение об изменении разрешенного использования на – размещение гостиничного комплекса.

В ходе судебного разбирательства установлен факт осуществления строительства индивидуального объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 38:06:030106:19, расположенном по адресу: <адрес изъят>, р.<адрес изъят>, и находящегося в центральной экологической зоне Байкальской природной территории

Как верно было отмечено судом первой инстанции, нахождение земельного участка в Центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории влечет его ограниченное использование, с учетом требований ФЗ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р «Об описании границ центральной экологической зоны Байкальской природной территории».

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия администрации Листвянского муниципального образования, выразившиеся в выдаче разрешения на строительство 20.05.2016 № 38-508102-12-2016 индивидуального жилого дома, не соответствуют требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности решения суда не свидетельствуют, они повторяют позицию заинтересованного лица по делу и сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, оснований для переоценки которых, судебная коллегия не усматривает. Судебная коллегия полагает, что оценка обстоятельств по делу и имеющихся доказательств соответствует нормам закона и доводами апелляционной жалобы не опровергается.

Поскольку новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит, оснований для её удовлетворения не имеется.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, в связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда

определила:

решение Иркутского районного суда Иркутской области от 4февраля2019 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова

Судьи Н.М. Усова

Р.И. Харин