ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-6868/2023 от 14.12.2023 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

ело №33а-6868/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 14 декабря 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Шулындиной С.А.,

судей Муратовой С.В., Петровой Н.Ю.,

при секретаре Выдриной О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1890/2023 (УИД 47RS0005-01-2023-000367-95) по апелляционной жалобе садоводческого некоммерческого товарищества «Искра» на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 мая 2023 года, которым садоводческому некоммерческому товариществу «Искра» отказано в удовлетворении требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области об обязании внести изменения в ЕГРЮЛ, выдать дубликаты документов,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Шулындиной С.А., доводы представителей сторон, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,

установила:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Искра» (далее - СНТ «Искра») обратилось в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Ленинградской области (далее – МИФНС № 10), указав в обосновании иска, что на общем собрании членов товарищества 30.07.2022 состоялись выборы членов правления и председателя правления СНТ «Искра». Председателем избрана Великородняя Н.М. Решения, принятые на общем собрании, никем не обжалованы и не отменены. Вместе с тем, для внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо представить нотариально заверенное заявление. При этом, нотариус отказывает в совершении нотариального действия, так как подлинники документов, необходимых для совершения нотариального действия (Свидетельство о государственной регистрации юридического лица, Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе) не были переданы прежним председателем правления Емельяновым В.В. и считаются утерянными, в получении дубликатов утерянных документов налоговым органом отказано. Во внесудебном порядке регистрация юридического председателя Великородней Н.М. в налоговом органе не возможна, в связи с чем, просит суд:

- обязать МИФНС № 10 внести изменения в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Искра», указав в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, избранную общим собранием членов СНТ «Искра» председателем правления Великороднюю Н.М.;

- обязать МИФНС № 10 предоставить СНТ «Искра» в лице председателя правления Великородней Н.М.: дубликат свидетельства о государственной регистрации организации, дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, дубликат свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. 4-6).

Определением суда от 30.01.2023 исковое заявление принято к производству суда в порядке гражданского судопроизводства (л.д. 2).

Определением суда от 28.02.2023 осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства (л.д. 101).

Определением Врио председателя Выборгского городского суда от 01.03.2023 дело передано для рассмотрения судье Грачевой Ю.С. (л.д. 103-104)

Определением суда от 18.05.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Емельянов В.В. (л.д. 140).

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 25.05.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме (л.д.161-169).

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом неправильно определены обстоятельства по делу и неправильно применены нормы права (л.д.140-143).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители СНТ «Искра» - адвокат Чернышов А.П., действующий на основании ордера от 15.11.2023 и Великородняя Н.М., действующая на основании выписки из протокола общего собрания членов, состоявшегося 30.07.2022, настаивали на отмене решения по доводам жалобы.

Представитель административного ответчика – Красавина Е.Ю. действующая на основании доверенности от 06.12.2023, находила решение суда правильным.

Заинтересованное лицо Емельянов В.В. о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом, поданное им ходатайство об отложении судебного заседания оставлено судебной коллегией без удовлетворения ввиду отсутствия оснований для отложения рассмотрения дела.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с ч. 7 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, с учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав стороны, оценив материалы административного дела, проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением внеочередного общего собрания членов СНТ «Искра» от 30.07.2022 председателем правления избрана Великородняя Н.М. (л.д. 50, 54). Решение не оспорено, недействительным не признано.

31.08.2022 Великородняя Н.М. обратилась в МИФНС №10 по Ленинградской области с заявлениями о выдаче Листа записи и Устава. Заявления зарегистрированы в МИФНС № 10 12.09.2022 за вх. № и вх. № (л.д. 93, 94).

10.10.2022 в МИФНС №10 поступил адвокатский запрос от адвоката Чернышова А.П., действующего в интересах СНТ «Искра», о предоставлении дубликата свидетельства о государственной регистрации организации, дубликата свидетельства о постановке на учете в налоговом органе юридического лица и дубликата свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. 64).

Согласно доводам Великородней Н.М., данные документы не были переданы ей как избранному общим собранием председателю правления от прежнего председателя правления Емельянова В.В., что лишает ее права на удостоверение подлинности ее подписи и внесение изменений в сведения ЕГРЮЛ о ней как о председателе садоводческого товарищества.

Ответами МИФНС №10 по Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что инспекция оставляет без исполнения запрос, так как с 01.01.2017 документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ во всех случаях государственной регистрации является Лист записи. При этом, запрос о предоставлении Листа записи и иных документов подписывается руководителем организации, а получить Лист записи может в том числе, представитель юридического лица, действующий на основании нотариальной доверенности (л.д. 63, 65).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что согласно сведениям ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени СНТ «Искра» с 24.09.2012 является председатель правления СНТ «Искра» Емельянов В.В., заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган не представлялось, при этом сведения о юридическом лице, доступ к которым ограничен, может быть предоставлен исключительно лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, в связи с чем, оснований для внесения изменений и предоставления запрашиваемых документов у налоговой инспекции не имелись.

Судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется на основании следующего.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц, внесение изменений в учредительные документы, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129).

В силу ст.ст.2, 4, 6 Закона № 129-ФЗ, государственную регистрацию, ведение государственных реестров, а также представление содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов осуществляет Федеральная налоговая служба, в том числе, его территориальные органы.

В соответствии с положениями ст. 6 Закона 129-ФЗ сведения из ЕГРЮЛ представляются в виде выписки из ЕГРЮЛ, копии документа (документов), содержащегося в ЕГРЮЛ, и справки об отсутствии запрашиваемой информации, форма и порядок предоставления которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.2).

Действующим законодательством не предусмотрена выдача дубликатов свидетельств, под которой понимается повторная выдача свидетельства, аналогичного по содержанию, но отличающегося от ранее выданного серией и номером бланка.

При этом, с 01.01.2017 свидетельства о государственной регистрации юридического лица, о постановке на учет в налоговом органе не выдаются, в качестве документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРЮЛ записей является Лист записи ЕГРЮЛ по форме, утвержденной Приказом ФНС от 06.11.2020 №

Порядок предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, предусмотрен Административным регламентом, утвержденным Приказом ФНС России № от 19.12.2019.

В соответствии с п.16 Административного регламента, предоставление государственной услуги при предоставлении содержащихся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) сведений и (или) документов о конкретном юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) осуществляется по запросу заявителя о предоставлении государственной услуги, в форме документа на бумажном носителе, с указанием информации:

1) о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), в отношении которого запрашиваются сведения и документы: полное или сокращенное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРН) для юридического лица или основной государственный регистрационный номер (далее - ОГРНИП) для индивидуального предпринимателя либо идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН);

2) о заявителе: полное или сокращенное наименование юридического лица, его ОГРН либо ИНН (в случае, если заявитель является представителем юридического лица) либо фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица; почтовый адрес (в случае указания в запросе на необходимость направления результата предоставления государственной услуги по почте); сведения о документе, удостоверяющем личность (серия, номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего документ) - при необходимости получения сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя либо о соответствии сведений о физическом лице, указанных в запросе, сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);

3) о способе получения документа, являющегося результатом предоставления государственной услуги, удобном для заявителя с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Административным регламентом.

Запрос подписывает заявитель с указанием фамилии и инициалов лица, подписавшего запрос (пп. 1 (а), 2 п. 26 Регламента по предоставлению сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП). В противном случае, это будет являться основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в соответствии с п.26 Регламента.

В соответствии с пп. «а» п. 1.3 ст. 9 Закона заявителем может быть, в том числе, руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, выданной 17.05.2023 в отношении СНТ «Искра», в качестве лица, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан председатель правления Емельянов В.В. (дата внесения записи 24.09.2012) (л.д. 126).

Поскольку запрос от имени СНТ «Искра» был подписан Великородней Н.М., не имеющей соответствующих полномочий, оснований для оказания государственной услуги по предоставлению сведений и документов у налоговой инспекции не имелось.

При этом доводы жалобы о невозможности внесения изменений в ЕГРЮЛ в части сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, при отсутствии запрашиваемых документов, основанием для отмены решения не являются.

Порядок государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в ЕГРЮЛ, регламентирован гл. 6 Закона № 129. Изменение сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 17 и п.2 ст.18 данного Закона путем представления в регистрирующий (налоговый) орган заявления по форме, утвержденного Приказом ФНС России от 31.08.2020 N (ред. от 15.08.2022) и в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Закона

В соответствии с со статьей 9 указанного Закона необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если заявление подано в бумажном виде, либо усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, в случае подачи заявления в электронном виде (п.1.2).

Представление иных документов действующим законодательством не предусмотрено.

Вместе с тем, с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ изменений в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица в соответствии с утвержденной формой, Великородняя Н.М. не обращалась, что не оспаривается административным истцом, а также подтверждается ответом от 15.11.2023 на запрос судебной коллегии, соответственно, отказа во внесении соответствующих изменений налоговым органом не принималось.

Доводы жалобы об отсутствии запрашиваемых документов, в виду чего нотариус отказывает в удостоверении подписи заявителя на заявлении, правового значения не имеют, предметом спора по настоящему делу не являются.

При этом, как установлено судом, указывая, что прежним председателем СНТ «Искра» Емельяновым В.В. незаконно удерживаются учредительные документы и иные документы о деятельности СНТ, Великородняя Н.М. с требованиями об обязании передачи документов в судебном порядке не обращалась, отказ нотариуса в удостоверении подписи на заявлении в установленном порядке не обжаловала. Доказательства обратного материалы дела не представлены.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании решения, действия (бездействия) незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Совокупность таких обстоятельств по настоящему делу не установлена, оспариваемыми действиями (бездействиями) права и законные интересы административного истца не нарушены, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелись, судебной коллегией таковые не установлены.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Правовых оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Искра» - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение принято 27.12.2023

(судья Грачева Ю.С.)