ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7051/19 от 30.07.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Кононова Ю.С. Дело № 33а-7051/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июля 2019 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Шидаковой О.А.,

при секретаре Ёна А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Службе государственного строительного надзора Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности, по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2019 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконными действия Службы государственного строительного надзора Республики Крым по ненадлежащему рассмотрению поданного ими 7 февраля 2019 г. уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, выраженного в письме от 21 февраля 2019 г., исх. № 11-14/1148; обязать Службу государственного строительного надзора Республики Крым повторно рассмотреть по существу в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 7 февраля 2019 г., мотивируя тем, что истцы являются собственниками квартиры <адрес>, в состав которой также включены подсобные помещения - сараи литер «Б» и «З». В соответствии с порядком, установленным статьей 51.1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, истцы обратились в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с уведомлением о планируемой реконструкции сарая литер «Б» по форме, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства РФ от 19 сентября 2018 г. № 591/пр. В соответствии с порядком, установленным Градостроительным Кодексом Российской Федерации, ответчик должен был уведомить истцов о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. Вместе с тем, письмом от 21 февраля 2019 г. Служба государственного строительного надзора Республики Крым сообщила, что нормы ст. 51.1 ГрК РФ не применяются на территории Республики Крым, а действуют нормы Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г., в связи с чем, истцам необходимо обратиться с Декларацией о начале выполнения строительных работ. Истцы считают данные действия незаконными, поскольку Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» не содержит оговорок об ограничении своего действия на территории Республики Крым, Государственным советом Республики Крым также не приняты законы и иные нормативные акты, устанавливающие особенности применения ст. 51.1 ГрК РФ на территории Республики Крым.

Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3 отказано.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1, ФИО2, ФИО3 подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что стороны не извещались о дате и времени судебного заседания. Полагают, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению Порядок выполнения строительных работ. Ссылаются на то, что в нарушение статьи 51.1 ГкРФ поданное ими уведомление рассмотрено в порядке обращения граждан, без соблюдения предусмотренной федеральным законодательством процедуры.

В судебное заседание ФИО1, ФИО2, ФИО3, представитель Службы государственного строительного надзора Республики Крым не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1, ФИО3, ФИО2 являются в равных долях собственниками квартиры <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности на жилье от 28 июля 1995г.

7 февраля 2019 г. истцы направили в Службу государственного строительного надзора Республики Крым уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>.

21 февраля 2019 г. Службой государственного строительного надзора Республики Крым был направлен ответ № 11-14/1148, согласно которому истцам разъяснено, что процедура получения документа разрешающего характера, дающего право на выполнение строительных работ на территории Республики Крым, урегулирована Порядком выполнения строительных работ, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2040-6/14, который не предусматривает направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в связи с чем заявителям необходимо направить и зарегистрировать в Службе декларацию о начале выполнения строительных работ.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик, направляя в адрес истцов письмо разъяснительного характера от 21 февраля 2019 г. № 11-14/1148 о необходимости заказчику строительства обратиться в Службу за регистрацией декларации о начале выполнения строительных работ, своими действиями не нарушил их права и законные интересы, поскольку законодательством Республики Крым предусмотрена декларативная процедура начала строительства, которая административными истцами соблюдена не была.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

В силу части 1 статьи 73 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации

Согласно части 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 31 декабря 2020 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2040-6/14 утвержден Порядок выполнения строительных работ.

Согласно пункту 2 главы 1 Порядка выполнения строительных работ, строительные работы на объектах могут выполняться заказчиком после получения документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком: при регистрации декларации о начале выполнения строительных работ - по объектам, относящимся к I - III категориям сложности.

Декларация о начале выполнения строительных работ подается заказчиком или его уполномоченным представителем в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или направляется заказным письмом с описью вложения в Службу стройнадзора с приложением заверенных заказчиком копий документов, указанных в поданной декларации о начале выполнения строительных работ (пункт 1 глава 2 Порядка выполнения строительных работ).

Согласно пункту 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 169 Служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3.7 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года № 169 (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) Служба осуществляет регистрацию деклараций о начале выполнения строительных работ по объектам, относящимся к I - III категориям сложности; выдачу разрешения на выполнение строительных работ - по объектам, относящимся к IV - V категориям сложности.

Учитывая вышеназванные положения закона, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности действий Службы государственного строительного надзора Республики Крым по направлению в адрес административных истцов письма разъяснительного характера от 21 февраля 2019 г. №11-14/1148.

Порядок выполнения строительных работ утвержден Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2040-6/14, которое в силу части 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 15 мая 2014 г. № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым» является обязательным к исполнению на всей территории Республики Крым.

При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

Доводы жалобы о том, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению Порядок выполнения строительных работ, основаны на неверном толковании норм закона.

Ссылка в жалобе на то, что административные истцы не были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, являются необоснованными, поскольку в материалах дела имеются сведения о своевременном направлении административным истцам извещения о времени и месте судебного заседания заказной почтовой корреспонденцией. Данные почтовые отправления возвращены в адрес суда по истечению срока хранения.

В соответствии со статьей 98 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.

Статьей 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа адресата принять судебную повестку или иное судебное извещение лицо, доставляющее или вручающее их, делает соответствующую отметку на судебной повестке или ином судебном извещении, которые возвращаются в суд. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Согласно пункту 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам в рамках главы 9 КАС РФ.

В соответствии с пунктом 67 указанного Постановления сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Возвращение в суд неполученного административными истца заказного письма с отметкой об истечении срока хранения не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа.

Судебные извещения направлялись административным истцам по указанному ими адресу, в связи с чем, судебная коллегия считает, что извещение суда считается доставленным.

Согласно статьям 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 апреля 2019 г., – оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: О.А. Шидакова