Судья: Исакова Н.Н.
Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-7135/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск 29 августа 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.
судей Харина Р.И., Папуши А.С.
при секретаре Колесниковой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ангарского лесничества, обязании устранить допущенные нарушения,
по апелляционной жалобе Министерства лесного комплекса Иркутской области
на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06 июня 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров выявлены факты бездействия со стороны министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов в лесах. Так, согласно информации, представленной министерством лесного комплекса Иркутской области на территории Ангарского лесничества, общая площадь которого составляет 113882 га имеется только 1 действующий пожарный наблюдательный пункт. Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п.п. 1,8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп). Так, в соответствии со ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. В числе иных к мерам противопожарного обустройства лесов отнесены строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов). Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 67 Лесного кодекса РФ). Приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ (Рослесхоз) от 12.12.2011 г. № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция (далее Лесоустроительная инструкция). Так, в п. 155 Лесоустроительной инструкции закреплено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря. Межрайонной прокуратурой установлено, что в соответствии с действующим Лесохозяйственным регламентом Ангарского лесничества, общая его площадь по данным государственного лесного реестра составляет 113882 га. Леса относятся к Среднесибирскому подтаёжно-лесостепному району. В соответствии с распределением лесов по целевому назначению на территории Ангарского лесничества площадь эксплуатационных лесов составляет 36589 га, площадь защитных - 77306 га. На основании Приказа Рослесхоза от 27.04.2012 г. № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», в эксплуатационных и защитных лесах, расположенных в Среднесибирском подтаёжно-лесостепном лесном районе, норматив строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,02 шт. на 1 000 га общей площади лесов. Таким образом, количество пожарных наблюдательных пунктов, необходимых к размещению на территории Ангарского лесничества составляет 3 шт. (0,02x115276:1000=2,27).Согласно информации, предоставленной ОГБУ «Иркутская база авиационной охраны лесов» от 25.04.2017 № 540 на территории Ангарского лесничества имеется 1 действующий пожарный наблюдательный пункт, следовательно, в лесничестве не обеспечена надлежащая организация противопожарного обустройства лесов, чем нарушаются требования действующего федерального законодательства об использовании и охране лесов. Бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, в данном случае, влечет реальную угрозу позднего обнаружения возгораний в лесах Ангарского лесничества, неконтролируемое распространение огня и, как следствие, причинение большего экологического и экономического ущерба, чем при более раннем обнаружении возгорания, тем самым, нарушены права Российской Федерации как собственника лесного фонда. В свою очередь, ненадлежащее исполнение министерством лесного комплекса Иркутской области функций по охране лесов от пожаров влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие министерства лесного комплекса Иркутской области, выраженное в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ангарского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве; обязать министерство лесного комплекса Иркутской области устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров путем строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на территории Ангарского лесничества в количестве 2 штук.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 06 июня 2017 года удовлетворены требования административного искового заявления.
В апелляционной жалобе представитель министерства лесного комплекса Иркутской области по доверенности Б.Р., выражает несогласие с судебным решением, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Полагает, что выводы суда противоречат п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ, п. 10 ст. 1 ЛК РФ, п. 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп.
По мнению автора жалобы, выводы суда об обязании государственного органа осуществлять хозяйственную деятельность по строительству объектов, вводу их в эксплуатацию, противоречат самой концепции государственного устройства и управления, основанной на принципе разделения функций государственного управления и хозяйствования.
Считает, что выводы суда о необходимости строительства и ввода в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов на всей площади эксплуатационных лесов с учетом существующих нормативов не логичны и основаны на ошибочном толковании законодательства.
Отмечает, что для обнаружения пожаров на территории данного лесничества не используются наземные средства обнаружения лесных пожаров, к которым относятся пожарные наблюдательные пункты, поскольку используется авиационный способ мониторинга.
Утверждает, что оспариваемое решение суда является неисполнимым, а потому не может привести к восстановлению нарушенных прав, поскольку судом не было указано конкретное наименование пожарных наблюдательных пунктов, необходимых к строительству, их технические характеристики и количество.
Полагает, что согласно действующему отраслевому законодательству, учитывая приказ Рослесхоза от 27.04.2012 № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», строительство пожарных наблюдательных пунктов на территории Ангарского лесничества не требуется.
В возражении на апелляционную жалобу и.о. межрайонного прокурора Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры О.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании Министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А., доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель прокуратуры Иркутской области Мусаев А.Ф., возражал по доводам апелляционной жалобы.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Лесное законодательство согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса РФ, ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются частью экологической системы, одним из компонентов окружающей среды, обеспечивающим в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» леса являются объектом охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений и от иного негативного воздействия.
Согласно с п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны.
Министерство лесного комплекса Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного комплекса на территории Иркутской области, что также включает в себя осуществление полномочий Российской Федерации, переданных органом государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе указанных в п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ (п. 7 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 г. № 178-пп).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охране лесов от пожаров проведена проверка Ангарского лесничества, которой выявлены факты бездействия со стороны министерства лесного комплекса Иркутский области, выраженные в неисполнении обязанностей по строительству и вводу в эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов в лесах.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статьями 42 и 58 Конституции РФ гарантировано право на благоприятную окружающую среду и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Лесной фонд, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей при родной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09 января 1998 года № 1-П и от 07 июня 2000 года № 10-П; определения от 27 июня 2000 года № 92-О и от 03 февраля 2010 года № 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России и исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использование с лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.
Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (часть 1).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры (ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (ст. 68 Лесного кодекса РФ).
Лесоустроительная инструкция утверждена Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516.
Пунктом 155 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что разработка мер противопожарного обустройства лесов включает в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 г. № 1283-рн утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, в соответствии с которым пожарный наблюдательный пункт (вышка, мачта, павильон) должен быть установлен в эксплуатационных и резервных лесах; в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в защитных лесах, относящихся к категории лесов, расположенных в водоохранных зонах и на особо защитных участков лесов, за исключением заповедных лесных участков; в защитных лесах, относящихся к категориям лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов и ценных лесов.
Согласно ч. 1 ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В соответствии с действующим Лесохозяйственным регламентом Ангарского лесничества, утвержденным приказом Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 31 декабря 2008 г. № 1523-апр, общая площадь Ангарского лесничества по данным государственного лесного реестра составляет 113882 га. Леса относятся к Среднесибирскому подтаёжно-лесостепному району. В соответствии с распределением лесов по целевому назначению на территории Ангарского лесничества площадь эксплуатационных лесов составляет 36589 га, площадь защитных - 77306 га.
На основании Приказа Рослесхоза от 27.04.2012г. №174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов», в эксплуатационных и защитных лесах, расположенных в Среднесибирском подтаёжно-лесостепном лесном районе, норматив строительства пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов) - 0,02 шт. на 1 000 га общей площади лесов.
Таким образом, количество пожарных наблюдательных пунктов, необходимых к размещению на территории Ангарского лесничества составляет 3 шт. (0,02x115276:1000=2,27).
Пунктом 8 Лесохозяйственного регламента Ангарского лесничества предусмотрены меры противопожарного обустройства лесов, и нормативы противопожарного обустройства лесов, а именно, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в количестве 3 штук.
Согласно информации, представленной ОГБУ «Иркутская база авиационной охраны лесов» от 25.04.2017 № 540, на территории Ангарского лесничества расположена одна вышка видео наблюдения (без присутствия на ней человека). Данная вышка принадлежит - Ангарскому лесохозяйственному объединению. Расположение вышки Ангарского лесничества: <адрес изъят>.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что со стороны административного ответчика имеется незаконное бездействие, поскольку на территории Ангарского лесничества в нарушение Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 174 от 27.04.2012 г., не имеется в достаточном количестве пожарных наблюдательных вышек, что не отрицается самим административным ответчиком.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу ст. 21 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае возникновения пожара.
Не принятие мер по возведению пожарно-наблюдательных вышек влечет угрозу безопасности граждан в случае возникновения лесных пожаров, может привести к повреждению и уничтожению лесных насаждений из-за отсутствия возможности своевременного выявления факта пожара, а также причинить большой экологический и экономический ущерб права собственности Российской Федерации на участки государственного лесного фонда и создать реальную угрозу ограничения прав граждан на пользование этими лесами.
Положениями п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 установлено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
По смыслу данной нормы права предупреждение лесных пожаров и мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров являются различными мерами пожарной безопасности в лесах.
Как указано судом выше, согласно ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Таким образом, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов являются мерой предупреждения лесных пожаров.
В силу ч. 1 ст. 53.2 Лесного Кодекса РФ видами мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров являются наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм права, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов не относятся к видам мониторинга, а потому не могут зависеть от наличия либо отсутствия наземного мониторинга на территории лесничества.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе, следующих полномочий в области лесных отношений: организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Как было указано выше, строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов является мерой предупреждения лесных пожаров, то есть входит в полномочия органа государственной власти субъекта РФ по охране и защите лесов.
Согласно п. 1 ч. 3 ст.83 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно п. 11 ст. 133 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, установлен порядок расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее - субвенции).
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе: разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга) и воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из данной нормы права, субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе и на осуществления мер пожарной безопасности, к числу которых относится строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов.
Судом первой инстанции верно отмечено, что материалы дела не содержат доказательств того, что административному ответчику из федерального бюджета средства на осуществление переданных полномочий по осуществления мер пожарной безопасности не выделялись, ни одной из сторон в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции о таких обстоятельствах не заявлялось.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований о незаконности оспариваемого бездействия, выраженного в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ангарского лесничества по строительству пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и другие наблюдательных пунктов) в установленном Приказом Рослесхоза от 27.04.2012 г. № 174 «Об утверждении нормативов противопожарного обустройства лесов» количестве.
Судебная коллегия находит обоснованным суждение суда первой инстанции о том, что в целях восстановления нарушенных прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц требование прокурора о возложении на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав подлежит удовлетворению. При этом судом первой инстанции верно отмечено, что является правомерным возложить на административного ответчика обязанность по строительству и вводу в эксплуатацию 2 пожарных наблюдательных пунктов на территории Ангарского лесничества.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их неправильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06 июня 2017 года, по административному исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанностей по надлежащему противопожарному обустройству Ангарского лесничества, обязании устранить допущенные нарушения, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи: Р.И. Харин
А.С. Папуша