ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-7303/17 от 11.01.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

№ 33а-90/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 11 января 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего: Морозковой Е.Е.

судей: Астапенко С.А и Муратовой С.В.

при секретаре: Гринь Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Степанчуговой Екатерины Васильевны на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 сентября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Степанчуговой Е.В. об оспаривании отказа Управления Росреестра по Ленинградской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозковой Е.Е., объяснения представителя административного истца Степанчуговой Е.В.-Королевой М.В., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Степанчугова Е.В. обратилась в Выборгский городской суд Ленинградской области с административным иском, в котором просила:

-признать решение от 10 апреля 2017 года об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 846 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, незаконным;

-обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок, площадью 846 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, незаконным.

В обоснование требования указала, что вступившим в законную силу решением суда за ней, гражданкой Украины, в порядке наследования признано право собственности на названный земельный участок. 10 апреля 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области) ей отказано в государственной регистрации права собственности на указанный выше земельный участок со ссылкой на п.3 ст.15 ЗК РФ, п.238 Указа Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которые иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками" муниципальное образование "Выборгский район" Ленинградской области, в состав которого входит МО «Первомайское сельское поселение».

С данным отказом Степанчугова Е.В. не согласилась. Ссылаясь на Конституцию Российской Федерации, пп.5 п.1 ст.1, п.2 ст.5, п.З ст.15, абз.4 п.4 ст.35 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ст.238, абз.1 ст. 1181, п.4 ст.1152, абз.2 п.1 ст. 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) полагает, что в вопросе наследования иностранные граждане имеют равные права и свободы с россиянами. Считает, что иностранные граждане, в том числе граждане Украины, вправе наследовать земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий наследодателю. При этом, в соответствии со ст.238 ГК РФ право собственности должно быть прекращено в течение года с момента возникновения указанного права. По мнению административного истца, отказ Росреестра в регистрации права собственности препятствует исполнению возложенной на нее обязанности по отчуждению вышеуказанного имущества.

В судебном заседании представитель административного истца Степанчуговой Е.В.- Королева М.В. заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области Александрова Л.Н. иск не признала, представив письменные возражения.

Заинтересованные лица администрация муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», СНТ «Подгорное» представителей в судебное заседание не направили, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 сентября 2017 года в удовлетворении административного иска Степанчуговой Е.В. отказано.

В апелляционной жалобе Степанчугова Е.В. просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить; в обоснование Степанчугова Е.В. сослалась на доводы, приведенные в административном иске.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Степанчуговой Е.В.-Королева М.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав явившегося представителя, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд указал, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Ленинградской области об отказе в государственной регистрации на земельный участок с кадастровым номером , площадью 846 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> от 10.04.2017 является законным и обоснованным, так как вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и в пределах полномочий государственного органа, при отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца.

Названное решение суда является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»(далее-Федеральный закон №218-ФЗ).

Так, ч.1 ст.21 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Основания для приостановления осуществления государственной регистрации прав по решению регистратора прав определены в ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ.

Так, согласно п.п.1,7 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

1) лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости;

7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.27 Федерального закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В ч.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками утвержден Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 №26.

В соответствии с пунктом 238 Указа Президента РФ от 9 января 2011 года N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которые иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками" муниципальное образование "Выборгский район" Ленинградской области, в состав которого входит МО «Первомайское сельское поселение», является приграничной территорией.

Порядок прекращения права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать, определен статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч.ч.1,2 ст.238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

2. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Из материалов дела следует, что решением Василеостровского районного суда г.Санкт-Петербурга от 29.09.2015 по гражданскому делу за Степанчуговой Е.В., гражданкой Украины, признано право собственности на: жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

22 декабря 2016 года Степанчугова Е.В., являясь гражданином Республики Украина, обратилась с заявлением, в Управление Росреестра по Ленинградской области (Выборгский отдел) о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 846 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, представив вступившее в законную силу решение Василеостровского районного суда Санкт- Петербурга от 29 сентября 2015 года по названному гражданскому делу .

Управлением Росреестра по Ленинградской области 11.01.2017 сообщено представителю Степанчуговой Е.В. о приостановлении государственной регистрации по основаниям п.п.1, 7 ч.1 ст.26 Федерального закона №218-ФЗ, ссылаясь на положения п.п.1,3 ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации, Указ Президента РФ от 09.01.2011 №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица, без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками», а также на наличие ограничений в осуществлении прав землепользования для иностранных граждан и организаций в отношении спорного земельного участка.

10.04.2017 Управлением Росреестра по Ленинградской области представитель Степанчуговой Е.В. уведомлена об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по основаниям ст.27 Федерального закона №218-ФЗ.

Как следует из представленных уведомлений, письменного возражения на административный иск Управления Росреестра по Ленинградской области единственным основанием для приостановления государственного регистрации права и последующего отказа в государственной регистрации права явилось то обстоятельство, что Степанчугова Е.В. являясь иностранной гражданкой, не могла обладать правом собственности на земельный участок, расположенный в приграничной зоне в силу положений ч.3 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2011 №26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Между тем, изложенные обстоятельства в соответствии со ст.ст.26, 27 Федерального закона №218-ФЗ не являются правовыми основаниями ни приостановления государственной регистрации права, ни для отказа в государственной регистрации права; ссылка при этом на наличие оснований для приостановления и последующего отказа в государственной регистрации права, предусмотренных п.п.1.7 ч.1 ст.26, ст.27 Федерального закона №218-ФЗ по существу является неправомерной, так как административным истцом в Управление Россреестра по Ленинградской области было представлено вступившее в законную силу решение суда о признании за Степанчуговой Е.В. права собственности на земельный участок.

Наличие данных обстоятельств является основанием для применения в установленном порядке положений ст.238 ГК РФ о прекращении права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать. Однако реализация положений ст.238 ГК РФ возможна только при условии, что регистрация права собственности осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона №218-ФЗ.

С учетом изложенного, судебная коллегия не может признать обоснованным вывод суда о том, что решение Управления Росреестра по Ленинградской области от 10.04.2017 об отказе в государственной регистрации является законным и обоснованным, следовательно, обжалуемое решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Так как приведенное выше обстоятельство явилось единственным основанием для отказа в государственной регистрации права, то в соответствии со ст.227 КАС РФ в целях восстановления нарушенного права надлежит также обязать Управление Росреестра в течение месяца после вынесения настоящего апелляционного определения осуществить государственную регистрацию права собственности административного истца на названный земельный участок.

При этом, судебная коллегия отмечает, что требование об обязании выдать выписку из ЕГРП в установленный законом срок не является в силу положений одним из способов восстановления нарушенного права с учетом того обстоятельства, что в рамках настоящего дела соответствующее действие/бездействие по отказу в выдаче выписки из ЕГРП не оспаривалось.

Руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 07 сентября 2017 года отменить, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить административный иск Степанчуговой Екатерины Васильевны.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управления Росреестра) от 10 апреля 2017 года об отказе в государственной регистрации права собственности Степанчуговой Екатерины Васильевны на земельный участок, площадью 846 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (Управления Росреестра) в течение месяца после вынесения настоящего апелляционного определения осуществить государственную регистрацию права собственности Степанчуговой Екатерины Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки Украины, место рождения: <адрес>, паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, на земельный участок, площадью 846 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Председательствующий:

Судьи: