Дело № 33а-8158/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 16 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Григорьевой Н.М.,
судей Морозовой С.Г., Муратовой С.В.,
при секретаре Голушко П.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1015/2021 (47RS0008-01-2021-001671-66) по апелляционной жалобе Галашенкова А.А. на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Галашенкова А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Григорьевой Н.М., объяснения Луханиной Е.В. - представителя административного истца, судебная коллегия
установила:
Галашенков А.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости и обязании устранить допущенные нарушения, указывая в обоснование доводов на то, что Галашенков А.А. на основании договора купли-продажи от 12.08.2012 г. является собственником земельного участка общей площадью 34117 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимость и сделок с ним 31.08.2012 внесена запись регистрации №47-47-19/036/2012-022, что подтверждается сиятельством о государственной регистрации права 47-АБ 322901. На основании постановления администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области №81 от 19.10.2012 и протокола №3 от 12.10.2012 публичных слушаний по вопросам изменения вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования земельного участка было принято решение об изменении вида разрешенного использования с «для производства сельскохозяйственной продукции» на «для ведения дачного». Однако, Управление Росреестра по Ленинградской области отказало административному истцу в регистрации права собственности с измененным видом использования земельного участка на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отказ был мотивирован тем, что Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривают изменения вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Таким образом в базе имелись два противоречия, а именно два вида разрешенного использования, в кадастре «для ведения дачного», а в реестре «для производства сельскохозяйственной продукции». Административный истец, полагая, что вид разрешенного использования земельного участка «для ведения дачного» был изменен правомерно, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о внесении сведений в ЕГРН о характеристике объекта недвижимости – вид разрешенного использования «для ведения дачного», изменив статус сведений «актуальные незасвидетельствованные» на «актуальные», потому как в кадастре и в реестре имеются разночтения по видам разрешенного использования. Согласно уведомлению об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от 19.07.2021 №КУВД-001/2021-29257953/1 внесены сведения в ЕГРН вид разрешенного использования «для ведения дачного» исправлен на «для производства сельскохозяйственной продукции». Таким образом, разночтения устранены, но вид разрешенного использования земельного участка вопреки постановлению администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области от 19.10.2012 №81 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» оставлен прежним «для производства сельскохозяйственной продукции». Административный истец просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от 19.07.2021 №№КУВД-001/2021-29257953/1 и обязать устранить допущенные нарушения и внести исправления в записи Единого государственного реестра недвижимости сведения по земельному участку с кадастровым номером:№, расположенному по адресу: <адрес>, а именно исправить вид разрешенного использования с «для производства сельскохозяйственной продукции» на вид разрешенного использования «для ведения дачного».
В качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, администрация муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области.
Обжалуемым решением Киришского городского суда Ленинградской области от 23.09.2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В поданной апелляционной жалобе административный истец просит решение отменить, удовлетворить его требования. Ссылается на то, что до настоящего времени постановление главы Администрации МО Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района от 10.10.2012 г. № 81 «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» не отменено, не изменено и не признано недействительным. До установления порядка изменения видом разрешенного использования таких земельных участков изменение вида разрешенного использования может осуществляться до 31.12.2012 г. органом местного самоуправления в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона № 191 –ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Публичные слушания об изменении вида разрешенного использования состоялись 12.10.2012 г.
Явившаяся в суд апелляционной инстанции представитель административного истца просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Административный ответчик и заинтересованные лица о времени и месте апелляционного рассмотрения уведомлены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив материалы дела, определив по правилу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся, извещенных о времени и месте рассмотрения лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как установлено из материалов дела, Галашенков А.А. является собственником земельного участка общей площадью 34117 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области от 19 октября 2012 г. N 81 изменен вид разрешенного использования земельного участка принадлежащего Галашенкову А.А. с кадастровым номером N № площадью 34117 кв.м, расположенного вблизи д. Порог Пчевжинского сельского поселения Киришского муниципального района Ленинградской области, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с вида разрешенного использования "для производства сельскохозяйственной продукции" на вид разрешенного использования "для ведения дачного".
Данное постановление принято с учетом результатов прошедших 12.10.2012 г. публичных слушаний. Факт проведения публичных слушаний подтверждается постановлением администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области от 21.09.2012 г. N 1 "О проведении публичных слушаний об изменении разрешенного вида использования земельного участка"; протоколом № 3 от 12.10.2012 публичных слушаний по вопросам изменения вида разрешенного использования земельного участка на другой вид использования.
Административному истцу ранее было отказано 17.04.2013 г. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в государственной регистрации о внесении изменений по тем основаниям, что Земельный кодекс РФ и Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривают изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, без перевода этих земель в другую категорию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172 –ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (л.д. 8).
В соответствии с уведомлением об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН от 19.07.2021 г., в ЕГРН содержатся сведения о виде разрешенного использования земельного для производства сельскохозяйственной продукции ( л.д. 10)
Административный истец, обосновывая законность свих требований и правомерность постановления главы администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области от 19 октября 2012 г. N 81, ссылается на п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. "О введение в действие Градостроительного кодекса РФ" о полномочиях органов местного самоуправления по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи и ст. 4.1 настоящего ФЗ, с учетом результатов публичных слушаний.
Между тем, указанные обстоятельства не влияют на правильность выводов суда о правомерности действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в соответствии со следующим.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 названного Закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пункты 1 и 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены ст. 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Указанная правовая позиция также приведена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 июня 2014 года (ответ на вопрос 5).
Учитывая изложенное, оспариваемое решение административного ответчика является правомерным, в ином случае внесение изменений в ЕГРН об ином виде разрешенного использования земельного участка, относящегося к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения противоречило бы вышеназванным требованиям земельного и градостроительного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны, изложенной в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения, основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые исследованы и оценены судом. Нормы материального права суд применил верно, процессуальных нарушений не допущено. При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Киришского городского суда Ленинградской области от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галашенкова А.А. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: <данные изъяты>
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 декабря 2021 г.