ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-8258/2021 от 27.04.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-8258/2021

Судья: Рябинина А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Ильичевой Е.В.

судей

Ивановой Ю.В., Есениной Т.В.

при секретаре

Зобиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 27 апреля 2021 года апелляционные жалобы Товарищества собственников жилья «Заневский 28-30-32», Иголкина С. И. на решение Красногвардейского районного суда Санкт – Петербурга от 22 декабря 2020 года по административному делу №2а-5762/2020 по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга к Товариществу собственников жилья «Заневский 28-30-32», Иголкину С. И. о ликвидации Товарищества собственников жилья и по встречному иску Товарищества собственников жилья «Заневский 28-30- 32» к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным акта проверки от 20 марта 2019 года.

Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,

Выслушав объяснения представителя административного истца Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга – Платановской О.Б., административного ответчика – Иголкина С.И., представителя административного ответчика Товарищества собственников жилья «Заневский 28-30-32» - Димовой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (далее - ГЖИ) обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к ТСЖ «Заневский 28-30-32», Иголкину С.И. о ликвидации Товарищества собственников жилья, ссылаясь на то, что инспекцией по обращению гражданина проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Заневский 28-30-32» на предмет соблюдения требований к порядку создания ТСЖ в многоквартирном доме, зарегистрированного в ЕГРЮЛ 17 января 2019 года. В ходе проверки было установлено, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № №... от 24 декабря 2018 года, период проведения общего собрания с 22 октября 2018 года по 24 декабря 2018 года, однако в бюллетенях собственников помещений указан период проведения собрания с 22 октября 2018 года по 23 ноября 2018 года, в связи с чем, невозможно соотнести протокол общего собрания и решения собственников по периоду голосования. Согласно протоколу № №... от 24 декабря 2018 года, представленному МИФНС, в МКД по адресу: <адрес>, проведено собрание в форме очно-заочного голосования в период с 22 октября 2018 года по 24 декабря 2018 года, в котором приняли участие собственники помещений и их представители, обладающие 16355,85 (53,14%) голосами от общего числа голосов - 30776,05, согласно протоколу кворум имеется, собрание правомочно. Также административный истец ссылался на то, что по третьему вопросу повестки дня «об изменении способа управления МКД и создание ТСЖ «Заневский 28-30-32» «за» проголосовали собственники помещений, обладающие 52,75% голосов (16232,85 кв.м) от общего числа голосов собственников МКД, которое составляет, согласно протоколу - 30776,05 кв.м. По четвертому вопросу повестки дня «о проекте устава ТСЖ «Заневский 28-30-32» «за» проголосовали собственники помещений, обладающие 52,89 % голосов (16277,35 кв.м) от общего числа голосов собственников МКД. С произведенным ответчиком подсчетом голосов административный истец не согласен, по следующим основаниям: в соответствии с техническим паспортом на МКД по адресу: <адрес>, содержащимся в Региональной геоинформационной системе Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга, общая площадь жилых и нежилых помещений дома, находящихся в собственности физических и юридических лиц составляет 30970,7 кв.м, для наличия кворума необходимо 15485,35 кв.м.

Обосновывая требования иска, ГЖИ указывал, что вступившим в законную силу решением суда от 15 июля 2019 года по гражданскому делу № №... решение общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: <адрес>, проведенное в форме очно-заочного голосования в период с 22 октября года по 23 ноября 2018 года, оформленное протоколом № 1 от 24 декабря 2018 года, признано недействительным. Согласно выписке из ЕГРЮЛ учредителем и председателем правления ТСЖ «Заневский 28-30-32» является Иголкин С.И. Административный истец просил ликвидировать ТСЖ «Заневский 28-30-32», обязанность по ликвидации ТСЖ «Заневский 28-30-32» возложить на Иголкина С.И.

ТСЖ «Заневский 28-30-32» обратилось в суд со встречным административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным акта проверки № №... от 20 марта 2019 года, ссылаясь на то, что ГЖИ была проведена проверка в отношении ТСЖ «Заневский 28-30-32» на предмет соблюдения требований к порядку создания ТСЖ в многоквартирном доме. По результатам проведенной проверки ГЖИ составлен акт № №... от 20 марта 2019 года. С данным актом ТСЖ «Заневский 28-30-32» не согласно, считает его незаконным, поскольку ТСЖ не было уведомлено о проведении проверки, не было ознакомлено с результатами проведенной проверки, ТСЖ не был предоставлен срок на подачу возражений на акт проверки, в оспариваемом акте проверки содержатся неправомерные выводы об отсутствии на общем собрании собственников помещений кворума. ТСЖ «Заневский 28-30-32» просило суд признать незаконным акт проверки № №... от 20 марта 2019 года, составленный ГЖИ.

Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2020 года удовлетворены требования Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о ликвидации Товарищества собственников жилья «Заневский 28-30-32», расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Заневский проспект дом 28-30-32, литера А помещение 1-Н.

Обязанность по ликвидации Товарищества собственников жилья «Заневский 28-30-32» возложена на Иголкина С. И..

В удовлетворении встречных исковых требований Товарищества собственников жилья «Заневский 28-30-32» к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании незаконным акта проверки от 20 марта 2019 года отказано.

В апелляционных жалобах Товарищества собственников жилья «Заневский 28-30-32», Иголкин С.И. ставят вопрос об отмене состоявшегося решения суда, полагают решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения сторон, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя начальника инспекции - заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга № №... от 15 марта 2019 года ГЖИ проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Заневский 28-30-32» на предмет соблюдения требований к порядку создания ТСЖ в многоквартирном доме, зарегистрированного в ЕГРЮЛ 17 января 2019 года.

Протоколом № №... от 24 декабря 2018 года общего собрания собственников помещений в МКД, изменен способ управления домом на управление ТСЖ и создано ТСЖ «Заневский 28-30-32», утвержден устав ТСЖ «Заневский 28-30-32».

Как следует из приобщенного к материалам дела заявления о регистрации, Иголкин С.И., как председатель правления названного ТСЖ подал в налоговую инспекцию заявление о государственной регистрации юридического лица при создании. При подаче заявления ему были разъяснены последствия представления в инспекцию недостоверных сведений.

Вступившим в законную силу решением суда от 15 июля 2019 года по делу № №..., решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 22 октября 2018 года по 23 ноября 2018 года, оформленное протоколом № №... от 24 декабря 2018 года, признано недействительным по причине отсутствия кворума.

По результатам проверки, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Как следует из акта проверки от 20 марта 2019 года, ГЖИ проводила проверку по имеющимся документам, поступившим ранее по их запросам: из МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу; из Региональной геоинформационной системы Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга; из Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу; от секретаря общего собрания собственников помещений МКД.

Разрешая заявленные требования административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что содержание вступившего в законную силу решения суда от 15 июля 2019 года по делу № №... о признании решения общего собрания недействительным, имеются основания полагать, что при создании ТСЖ «Заневский 28-30-32» допущены нарушения закона, носящие неустранимый характер, что является основанием для ликвидации ТСЖ.

Отказывая в удовлетворении встречного административного иска, суд первой инстанции, пришел к выводу, что из представленных в материалы дела доказательств не следует, что при проведении проверки ГЖИ допущены нарушения, которые могут быть положены в основу выводу о незаконности акта проверки.

Судебная коллегия находит выводу суда первой инстанции несостоятельными не основанными на положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению МКД», Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1849 от 23 ноября 2004 года, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Так, Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и исходя из того, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием, возлагает на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы и охранять достоинство личности (статьи 2, 18, 21). <...>части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, предусмотренных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 13 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года предусмотрено, что предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьи 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Согласно части 3 статьи 11 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований к составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

По результатам проверки, в соответствии с части 1 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года определено, что подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля только с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, которые изложены в части 2 статьи 20 названного Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством.

Согласно пункту 1.2-1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1849 от 23 ноября 2004 года, Инспекция является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о государственной жилищной инспекции в Санкт-Петербурге, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 ноября 2004 года № 1849, одной из основных задач Инспекции является осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт-Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга № 36-р от 28 августа 2017 года утвержден Административный регламент Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора (далее - Административный регламент).

Пунктом 1.6 Административного регламента установлено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора предметом проверок является, в том числе, создание и деятельность товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов.

Согласно части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацу 8 пункта 3.4.1 Административного регламента юридическим фактом, являющимся основанием для принятия решения о проведении внеплановой (документарной или выездной) проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является поступление в Инспекцию, в том числе, обращений и заявлений граждан.

Пунктом 3.5.1 Административного регламента предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и(или) выездной проверки.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3.5.2 Административного регламента организация внеплановой документарной проверки осуществляется в порядке, установленном статьями 11, 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В силу пункта 1.10 Административного регламента результатами исполнения государственной функции являются: составление акта проверки, содержащего сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований; вынесение предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Так, материалами дела установлено, что ГЖИ по обращению заявителя проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСЖ «Заневский 28-30-32» на предмет соблюдения требований к порядку создания ТСЖ в многоквартирном доме, зарегистрированного в ЕГРЮЛ 17 января 2019 года.

Проверка проведена ведущим специалистом – ГЖИ отдела по работе с ОСЖ и УК государственной жилищной инспекции на основании распоряжения заместителя начальника инспекции - заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт-Петербурга № №... от 15 марта 2019 года.

О проведении внеплановой документарной проверки ТСЖ «Заневский 28-30-32» было извещено, о чем свидетельствует факт направления представителя ТСЖ для участия в проверке.

По результатам проверки, в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года проверяющим органом составлен акт по установленной форме в двух экземплярах.

Как следует из акта проверки от 20 марта 2019 года, ГЖИ проводила проверку по имеющимся документам, поступившим ранее по запросам: из МИФНС России № 15 по Санкт-Петербургу; из Региональной геоинформационной системы Комитета имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга; из Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу; от секретаря общего собрания собственников помещений МКД.

Согласно представленному акту, установлено, что в нарушении части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации решения по вопросам повестки дня общего собрания, оформленного протоколом №№... от 24 декабря 2018 года, приняты с отсутствием кворума, «ЗА» создание Товарищества собственников жилья «Заневский 28-30-32» проголосовали собственники, обладающие менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья «Заневский 28-30-32» создано с нарушениями требований к порядку создания товарищества собственников жилья и в нарушение части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, результаты проведенной проверки оформлены актом от 20 марта 2019 года, который составлен Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий, прав, свобод и законных интересов административных истцов не нарушает, каких-либо обязанностей для них не порождает, изложенные в нем факты подлежат проверке судом при оценке правомерности предписания об устранении выявленных нарушений, вместе с тем, требования об оспаривании вынесенного в адрес административного ответчика предписания ТСЖ не заявлены.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В силу пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с частью 1 стать 136 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

В соответствии с подпунктами 1, 3 пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно пункту 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Согласно статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации, ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме обязано принять решение о ликвидации товарищества собственников жилья в случае, если члены товарищества не обладают более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, - отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию.

Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В соответствии с частью 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса (пункт 1); о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер (пункт 2).

В силу приведенных норм, органы государственного жилищного надзора вправе требовать в судебном порядке ликвидации товарищества собственников жилья в случае: выявления грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при создании ТСЖ либо неисполнения ТСЖ в установленный срок предписаний органа государственного (муниципального) жилищного надзора об устранении несоответствия устава ТСЖ либо внесенных в него изменений обязательным требованиям.

Так, вступившим в законную силу решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 года по делу № №..., решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 22 октября 2018 года по 23 ноября 2018 года, оформленное протоколом № №... от 24 декабря 2018 года признано недействительным по причине отсутствия кворума.

Таким образом, учитывая наличие судебного акта, вступившего в законную силу, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что при создании ТСЖ «Заневский 28-30-32» допущены нарушения закона, носящие неустранимый характер, что является основанием для ликвидации ТСЖ.

Довод апелляционной жалобы ТСЖ о нарушении правил подсудности при рассмотрении настоящего спора не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толкований положений закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно возложил обязанность по ликвидации Товарищества собственников жилья «Заневский 28-30-32» на Иголкина С.И., также не могу быть приняты во внимание, поскольку указанная обязанность возложена на Иголкина С.И., как учредителя ТСЖ в силу пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. Устав ТСЖ иного лица, чем предусмотренный общими правилами, не предусматривает. О возможном наступлении негативных последствий в случае предоставления недостоверных сведений Иголкин С.И. был уведомлен лично при подаче заявления о регистрации юридического лица при его создании.

Иные доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 22 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд вынесший решение.

Председательствующий:

Судьи: