Судья: Хайрутдинова О.С. Дело № 33а-8851/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.,
судей Башинского Д.А., Бендюк А.К.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре < Ф.И.О. >4
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае по доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 20 декабря 2016 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным иском к Теруправлению Росимущества в Краснодарском крае и просит признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в предоставлении в аренду на сорок девять лет < Ф.И.О. >1 земельного участка с кадастровым номером <...> пл. 503 кв.м по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, <...>, в северной-западной части кадастрового квартала <...>, разрешенное использование- «автобазы, автокомбинаты», изложенный в письме от <...><...> «О рассмотрении обращения», в части: невозможности предоставления указанного земельного участка для обслуживания принадлежащих < Ф.И.О. >1: 1) части центрального склада (нежилые помещения <...>, <...> первого этажа здания литер К) общей площадью 186,2 кв.м, кадастровый <...>, являющихся частью здания литер КК1К2 с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...> для обслуживания которого Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае образованы три смежных земельных участка с кадастровыми номерами: <...>, по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...> 2) нежилых помещений номера на поэтажном плане <...> общей площадью 115,1 кв.м, кадастровый <...>, являющиеся частью здания литер Лл с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...> для обслуживания которого Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае образованы два смежных земельных участка с кадастровыми номерами: <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...>, в связи с тем, что здание не может быть расположено на нескольких смежных земельных участках; в части несоблюдения при формировании земельного участка с кадастровым номером <...> отступов между границами земельного участка и границами зданий; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу рассмотреть заявление < Ф.И.О. >1 от <...> о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером <...> пл. 503 кв.м по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, <...>, в северной-западной части кадастрового квартала <...>, разрешенное использование «автобазы, автокомбинаты», с учетом незаконности отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от <...><...> «О рассмотрении обращения» в указанной в настоящем решении части.
Требования обоснованы тем, что < Ф.И.О. >1 принадлежит на праве собственности: часть центрального склада (нежилые помещения <...>, <...> первого этажа здания литер К) общей площадью 186,2 кв.м, кадастровый <...>, по адресу: Краснодарский край, <...>, дом 34, нежилые помещения номера на поэтажном плане <...> общей площадью 115,1 кв.м, кадастровый <...>, по адресу: Краснодарский край, <...>, дом 34, расположенные на земельном участке с кадастровым номером <...> пл. 503 кв.м по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, <...>, в северной-западной части кадастрового квартала <...> разрешенное использование- «автобазы, автокомбинаты» (далее-Земельный участок), принадлежащем на праве собственности Российской Федерации. Часть центрального склада (нежилые помещения <...>, <...> первого этажа здания литер К) общей площадью 186,2 кв.м является частью здания литер КК1К2 с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...> расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами: <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...>; нежилые помещения, общей площадью 115,1 кв.м, номера на поэтажном плане: <...> являются частью здания Мастерской литер Лл с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, дом 34, расположенного на земельных участка с кадастровыми номерами: <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...>. Других объектов недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером <...> не имеется. В соответствии с земельным кодексом РФ <...>< Ф.И.О. >1 обратился с заявлением в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о предоставлении ему в аренду на сорок девять лет земельного участка для обслуживания принадлежащих ему нежилых помещений. Теруправление письмом от <...><...> «О рассмотрении обращения» отказало < Ф.И.О. >1 в предоставлении в аренду Земельного участка (в связи с тем, что при размещении здания строения, сооружения на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил, а также принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков в соответствие со статьей 1 Земельного Кодекса РФ; при формировании земельного участка с кадастровым номером <...> не соблюдены отступы между границами земельного участка и границами зданий (п. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ). С данным отказом < Ф.И.О. >1 не согласен. Принадлежащие < Ф.И.О. >1 нежилые помещения здания литер КК1К2 с кадастровым номером <...> и здания Мастерской литер Лл с кадастровым номером <...> представляют собой часть имущественного комплекса ФГУП «Гулькевичская автоколонна 1418», ликвидированного в результате банкротства. Объекты недвижимости имущественного комплекса ФГУП «Гулькевичская автоколонна 1418» располагались на земельном участке с кадастровым номером <...>, площадью 33571 кв.м, отнесенном к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием автобазы, автокомбинаты, расположенным по адресу: Краснодарский край, <...>, участок 1, находящемся в собственности Российской Федерации. На основании заявления собственников объектов недвижимости распоряжением Теруправления от <...><...>-р земельный участок с кадастровым номером <...> общей площадью 33571 кв.м разделен путем образования земельных участков: с кадастровыми номерами: <...> На указанные земельные участки, образованные в результате раздела, зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером <...> пл. 503 кв.м образован по решению собственника земельного участка Российской Федерации. Именно Теруправление образовало земельные участки таким образом, что здания большой площади расположены не на одном земельном участке, а на смежных земельных участках, то есть границы земельных участков проходят по границам помещений разных собственников в одном здании. Раздел земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью 33571 кв.м согласован Теруправлением со всеми собственниками объектов недвижимости бывшего ФГУП «Гулькевичская автоколонна 1418». Поэтому отказ Теруправления в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что земельный участок сформирован самим Теруправлением с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является незаконным. Земельные участки с кадастровыми номерами <...>, на которых располагается здание литер КК1К2 с кадастровым номером <...>, являются смежными, относятся к одной категории земель и имеют одинаковый вид разрешенного использования. Земельные участки с кадастровыми номерами <...> на которых располагается здание литер Лл с кадастровым номером <...> являются смежными, относятся к одной категории земель и имеют одинаковый вид разрешенного использования. На земельном участке с кадастровым номером <...> расположены только принадлежащие < Ф.И.О. >1 объекты недвижимости. Теруправление в Отказе в предоставлении в аренду Земельного участка необоснованно указало нарушение отступов от границ земельных участков при размещении зданий. В силу п. 8 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Собственник объекта недвижимости вправе использовать принадлежащий ему и объект недвижимости, не осуществляя реконструкцию, сколь угодно долго. Здание литер КК1К2 с кадастровым номером <...> построено в 1965 году с нарушением параметров его размещения на земельном участке с кадастровым номером <...>, из которого Теруправлением образован земельный участок с кадастровым номером <...> Сформировать земельный участок из состава земельного участка с кадастровым номером <...> без нарушений параметров размещения здания литер КК1К2 с кадастровым номером <...> нельзя, так как параметры размещения здания литер КК1К2 с кадастровым номером <...> на исходном земельном участке с кадастровым номером <...> не соблюдены с момента постройки здания в 1965 году. Отказ Теруправления в предоставлении истцу в аренду Земельного участка от <...><...> «О рассмотрении обращения» нарушает его права, так как препятствует в оформлении прав на Земельный участок, необходимый для обслуживания принадлежащих истцу на праве собственности нежилых помещений.
В судебном заседании представитель административного истца < Ф.И.О. >6 исковые требования < Ф.И.О. >1 поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Административный ответчик, надлежаще уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился, в направленном в суд отзыве возражал против удовлетворения требований < Ф.И.О. >1, указал в качестве оснований для отказа в иске приведенные им основания отказа < Ф.И.О. >1 в предоставлении в аренду земельного участка.
Заинтересованные лица < Ф.И.О. >7, < Ф.И.О. >8, < Ф.И.О. >9 в судебное заседание не явились. В заявлениях просили дело рассмотреть в их отсутствие, не возражали против требований < Ф.И.О. >1
Решением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от <...> удовлетворен административный иск < Ф.И.О. >1
Признан незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в предоставлении в аренду на сорок девять лет < Ф.И.О. >1, паспорт <...> выдан Отделом УФМС России по Краснодарскому краю в <...><...>, проживающему по адресу: 352191, Краснодарский край, <...>, дом 20 А, земельного участка с кадастровым номером <...> пл. 503 кв.м по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, <...>, в северной-западной части кадастрового квартала <...>, разрешенное использование «автобазы, автокомбинаты», изложенный в письме от <...><...> «О рассмотрении обращения», в части: невозможности предоставления указанного земельного участка для обслуживания принадлежащих < Ф.И.О. >1: 1) части центрального склада (нежилые помещения <...>, <...> первого этажа здания литер К) общей площадью 186,2 кв.м, кадастровый <...>, являющихся частью здания литер КК1К2 с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, дом 79-Б, для обслуживания которого Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае образованы три смежных земельных участка с кадастровыми номерами: <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...> 2) нежилых помещений номера на поэтажном плане 17-18, этаж 1, литер Лл, общей площадью 115,1 кв.м, кадастровый <...>, являющиеся частью здания литер Лл с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, дом 34, для обслуживания которого Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае образованы два смежных земельных участка с кадастровыми номерами: <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...>, в связи с тем, что здание не может быть расположено на нескольких смежных земельных участках; в части несоблюдения при формировании земельного участка с кадастровым номером <...> отступов между границами земельного участка и границами зданий,
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу рассмотреть заявление < Ф.И.О. >1 от <...> о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка с кадастровым номером <...> пл. 503 кв.м по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, <...>, в северной-западной части кадастрового квартала <...>, разрешенное использование «автобазы, автокомбинаты», с учетом незаконности отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от <...><...> «О рассмотрении обращения» в указанной в настоящем решении части.
В апелляционной жалобе представитель Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае по доверенности < Ф.И.О. >5 просит отменить решение районного суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального права.
В своем отзыве представитель < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >6, просит оставить решение районного суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >6, просившую решение районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как видно из материалов дела, в силу ч. 1 ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 и 2 ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
В соответствие с ч. 3 ст. 24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании установлено, что < Ф.И.О. >1 принадлежат на праве собственности:
- часть центрального склада (нежилые помещения <...>, <...> первого
этажа здания литер К) общей площадью 186,2 кв.м, кадастровый номер
<...>, по адресу: Краснодарский край, <...>
- нежилые помещения, номера на поэтажном плане 17-18, этаж 1, литер
Лл, общей площадью 115,1 кв.м, кадастровый <...>, по
адресу: Краснодарский край, <...>, (далее - Нежилые помещения), что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права <...> выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю <...>.
Для обслуживания нежилых помещений, принадлежащих < Ф.И.О. >1, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае образован земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, р-н Гулькевичский, <...>, в северной-западной части кадастрового квартала <...>, разрешенное использование - «автобазы, автокомбинаты», что подтверждается распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 14,01.2016 года <...> «О разделе земельного участка с кадастровым номером <...> расположенного в <...> Краснодарского края».
На земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от <...><...>.
Других объектов недвижимого имущества на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м не имеется, что подтверждается справкой ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация -Краевое БТИ» филиал по <...> от <...><...>.
Согласно указанной справке часть центрального склада (нежилые помещения <...>, <...> первого этажа здания литер К) общей площадью 186,2 кв.м, кадастровый <...>, по адресу: Краснодарский край, <...>, дом 34, является частью здания литер КК1К2 с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...> расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами: <...><...>, по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...>; нежилые помещения, общей площадью 115,1 кв.м, номера на поэтажном плане: 17-18, этаж 1, литер Лл, кадастровый <...>, адрес: Россия, Краснодарский край, <...>, дом 34, являются частью здания Мастерской литер Лл с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...> расположенного на земельных участка с кадастровыми номерами: <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...>
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации < Ф.И.О. >13<...> обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае с заявлением о предоставлении ему в аренду на срок сорок девять лет земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м для обслуживания принадлежащих ему нежилых помещений.
Письмом от <...><...> «О рассмотрении обращения» Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае отказало заявителю в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что:
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (п. 14 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ), а именно: ни один из основных видов разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:06:1902128:53 площадью 503 кв.м, предусмотренных для территориальной зоны «Т», не соответствует фактическому использованию земельного участка: для обслуживания принадлежащих < Ф.И.О. >1 части центрального склада и нежилых помещений;
- невозможно предоставить земельный участок с кадастровым номером
23:06:1902128:53 площадью 503 кв.м для обслуживания принадлежащих < Ф.И.О. >1: 1) части центрального склада (нежилые помещения <...>, <...> первого этажа здания литер К) общей площадью 186,2 кв.м, кадастровый <...>, являющихся частью здания литер КК1К2 с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...> для обслуживания которого Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае образованы три смежных земельных участка с кадастровыми номерами: <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...> 2) нежилых помещений номера на поэтажном плане 17-18, этаж 1, литер Лл, общей площадью 115,1 кв.м, кадастровый <...>, являющиеся частью здания литер Лл с кадастровым номером <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, дом 34, для обслуживания которого Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае образованы два смежных земельных участка с кадастровыми номерами: <...> по адресу: Россия, Краснодарский край, <...>, в северо-западной части кадастрового квартала <...>, в связи с тем, что здание не может быть расположено на нескольких смежных земельных участках, при образовании земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м допущены нарушения требований градостроительных и строительных норм и правил, а также принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
- при формировании земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м не соблюдены отступы между границами земельного участка и границами зданий (п. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ).
< Ф.И.О. >1 обжаловал отказ Теруправления Росимущества в Краснодарском крае в части того, что указанный земельный участок не может быть предоставлен для обслуживания части здания, (для обслуживания зданий сформированы смежные земельные участки), а также в части несоблюдения при формировании земельного участка отступов между границами земельного участка и границами зданий (п. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, решением Совета Гулькевичского городского поселения <...> от 25.11.2016г. <...> в Правила землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения <...>, утвержденные решением Совета Гулькевичского городского поселения <...> от <...> внесены изменения раздел II «Карта градостроительного зонирования» и раздел III «Градостроительные регламенты» изложены в новой редакции. Согласно Правил землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения в редакции от <...> Зона транспортной инфраструктуры (Т) в основных видах и параметрах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства содержит «Склады».
Таким образом, препятствия в части несоответствия разрешенного использования земельного участка целям, предусмотренным для территориальной зоны «Т», фактическому использованию земельного участка: для обслуживания принадлежащих < Ф.И.О. >1 части центрального склада и нежилых помещений, указанные в письме Теруправления, устранены.
Однако, < Ф.И.О. >1 не может получить земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м в аренду, так как в письме административного ответчика от <...> содержатся иные, обжалуемые истцом основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду, которые он считает незаконными, необоснованными, нарушающими его права.
В данной части требований суд полагает необходимым отметить следующее.
В силу статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в соответствие со 39.17 ЗК РФ.
Согласно п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Суд считает, что отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, изложенный в письме от 30 августа 2016 года № 09/13266 «О рассмотрении обращения» в обжалуемой административным истцом части является незаконным, так как Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае не указаны основания для отказа, предусмотренные статьей 39.16 Земельного Кодекса, что противоречит Земельному Кодексу и нарушает права < Ф.И.О. >1 ТУ Росимущества имеет право отказать в предоставлении земельного участка только по основаниям, указанным в статье 39.16 Земельного Кодекса РФ.
Фактически Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду указывает нарушения, допущенные, по его мнению, при формировании земельного участка, что должно было быть учтено самим Управлением при образовании земельного участка с кадастровым номером 23:06:1902128:53 площадью 503 кв.м.
Согласно подп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ (в редакции федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ) основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса требований к образуемым земельным участкам. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:06:1902128:53 площадью 503 кв.м. образован распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 14.01.2016 года № 06-р «О разделе земельного участка с кадастровым номером 23:06:1902128:15, расположенного в г. Гулькевичи Краснодарского края», на него зарегистрировано право собственности Российской Федерации, основания для отказа в предоставлении указанного земельного участка в части нарушения требований действующего законодательства к образованному земельному участку являются незаконными.
Права собственника объекта недвижимости на выкуп земельного участка или предоставление его в аренду не могут быть ограничены невозможностью ответчика сформировать под объектом недвижимости единый земельный участок, а также мнением Минэкономразвития России, выраженным в письме от 31.08.2011 № ОГ-Д23-1168, на которое ссылается ответчик в своих возражениях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от <...> N 187-O, государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Изложенное позволяет сделать вывод, что заинтересованное лицо при обращении с заявлением в уполномоченный орган должно подтвердить наличие титула, с которым связывает свое право на приобретение земельного участка. Уполномоченный орган по заявлению о предоставлении земельного участка обязан в установленный срок со дня поступления заявления принять решение о предоставлении земельного участка.
Градостроительный Кодекс РФ не содержит норм, запрещающих или ограничивающих возможность строительства одного объекта капитального строительства на двух земельных участках. Подпункт 7 пункта 73 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 года № 42, устанавливает, что в случае, если здание расположено на нескольких земельных участках, в реестр сведений о зданиях вносятся кадастровые номера всех таких земельных участков.
Земельные участки с кадастровыми номерами <...> на которых располагается здание литер КК1К2 с кадастровым номером <...> являются смежными, относятся к одной категории земель и имеют одинаковый вид разрешенного использования. Земельные участки с кадастровыми номерами <...>, на которых располагается здание литер Лл с кадастровым номером <...>, являются смежными, относятся к одной категории земель и имеют одинаковый вид разрешенного использования. На земельном участке с кадастровым номером <...> расположены только принадлежащие < Ф.И.О. >1 объекты недвижимости.
Указанное исключает наличие каких-либо препятствий в использовании объектов недвижимости по их назначению в связи с расположением этих объектов не на одном земельном участке.
В силу п. 8 ст. 36 Градостроительного Кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно Правилам землепользования и застройки Гулькевичского городского поселения в редакции от <...>, в условиях сложившейся застройки, основные строения допускается размещать с учетом сложившейся застройки (по линии застройки, в отдельных случаях по красной линии). Следовательно, допускается использование земельных участков и объектов капитального строительства в случае несоблюдения отступов между границами земельного участка и границами зданий.
Суд считает необоснованным довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м. не может быть предоставлен в аренду < Ф.И.О. >1, так как неизвестны правообладатели зданий с кадастровым номером <...>
Согласно справке ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация -Краевое БТИ» филиал по <...> от <...><...> на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м расположены только нежилые помещения, принадлежащие < Ф.И.О. >1, других объектов недвижимости на указанном земельном участке не имеется. < Ф.И.О. >1 как собственник указанных объектов недвижимости обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в аренду.
Согласно п. 6 ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.
В силу 7. Ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ в течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.
Учитывая изложенное, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, не вправе отказать < Ф.И.О. >1 в предоставлении земельного участка в аренду, как собственнику объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером <...> площадью 503 кв.м.
< Ф.И.О. >1 является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:06:1902128:53 площадью 503 кв.м., других объектов недвижимости на земельном участке не имеется, ему принадлежит исключительное право на приобретение указанного земельного участка в собственность или аренду. Отказ административного ответчика в предоставлении в аренду указанного земельного участка в обжалуемой административным истцом части противоречит закону и нарушает права административного истца.
Доводы административного истца нашли подтверждение в судебном заседании, а поэтому требования < Ф.И.О. >1 к административному ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об оспаривании решения органа государственной власти суд находит обоснованными, доказанными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае по доверенности < Ф.И.О. >5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: