№ 33а-8924/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 30 ноября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей Кудряшова В.К., Солопьева В.И.,
при секретаре Гатченко О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2017 года по административному исковому заявлению прокурора Светлинского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области, выразившемся в непринятии мер по образованию контрольно-счетного органа муниципального образования Светлинский район, и о возложении обязанности устранить указанное нарушение.
Заслушав доклад судьи Солопьева В.И., судебная коллегия
установила:
прокурор Светлинского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования Светлинского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области, выразившемся в непринятии мер по образованию контрольно-счетного органа муниципального образования Светлинский район, и о возложении обязанности устранить указанное нарушение.
Полагая, что отсутствие в муниципальном образовании Светлинский район контрольно-счетного органа и как следствие организации внешнего муниципального финансового контроля приводит к нарушению норм бюджетного и антикоррупционного законодательства ввиду отсутствия должным образом организованного контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а равно к непроведению экспертизы проектов местного бюджета, к отсутствию информации о ходе исполнения местного бюджета и о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, к отсутствию реализации установленных законом контрольных полномочий при проведении мероприятий, направленных на противодействие коррупции в бюджетной сфере, прокурор Светлинского района Оренбургской области просил в целях устранения нарушений действующего законодательства об организации внешнего муниципального финансового контроля обязать Совет депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области создать в установленном законом порядке в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда контрольно-счетный орган в соответствии с действующим законодательством.
Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2017 года административное исковое заявление Светлинского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворено в полном объеме.
С решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2017 года не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит решение суда отметить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов ссылается на то, что действующее законодательство не предусматривает обязательное создание контрольно-счетного органа в структуре органов местного самоуправления.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец указывает, что создание контрольно-счетного органа обязательно в муниципальном образовании, в связи с чем просит решение суда оставить без изменения.
Представитель прокуратуры Оренбургской области Трофимов А.А. в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения.
Прокурор Светлинского района Оренбургской области, представители Совета депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области в судебном заседании апелляционной инстанции участия не принимали при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации (статьи 1, 6, 265) государственный (муниципальный) финансовый контроль является обязательной частью бюджетного процесса и осуществляется органами финансового контроля в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Частью 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся, в том числе контрольно-счетные органы муниципальных образований. Согласно части 2 указанной статьи контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет бюджетные полномочия по:
аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
экспертизе государственных (муниципальных) программ;
анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В силу части 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с частью 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.
В силу статьи 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования (часть 2). Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (часть 4).
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со статьями 3, 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяет судебной коллегии признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ.
Обосновывая отсутствие обязательности существования отдельного контрольно-счетного органа, административный ответчик апеллирует к части 1 статьи 38 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предписывающей право, а не обязанность образовать контрольно-счетный орган муниципального контроля муниципального образования.
Вместе с тем, исходя из предмета правового регулирования Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указанного в преамбуле, данный закон не разрешает вопросы необходимости существования контрольно-счетного органа муниципального образования, регламентируя лишь общий порядок образования органов местного самоуправления, поэтому должен применяться в системной связи с перечисленными выше требованиями федеральных законов.
Кроме того, согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ любые нормативные правовые акты, включая федеральные законы не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и названному Федеральному закону.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконном бездействии Совета депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области - неисполнении действующего законодательства в части обеспечения внешнего муниципального финансового контроля на территории района и возложил на административного ответчика обязанность устранить нарушение закона путем создания контрольно-счетного органа муниципального образования.
Обращение прокурора в суд с указанным административным иском соответствует требованиям части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и не противоречит статьям 10, 132 Конституции Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 308 - 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 08 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Светлинский район Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: