ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33АПА-1156/2021 от 11.05.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

28RS0004-01-2020-008729-30 Судья первой инстанции

Дело № 33АПа-1156/2021 Астафьева Т.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 мая 2021 г. город Благовещенск

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего Никитина В.Г.,

судей коллегии Диких Е.С., Хробуст Н.О.,

при секретаре Габриелян Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 декабря 2020 г.

Заслушав дело по докладу судьи Хробуст Н.О., выслушав пояснения представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Амурской области ФИО2, административного ответчика ФИО1 и его представителя ФИО3, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, страховым взносам, пени, в обоснование указав, что ФИО1 является плательщиком налога на имущество физических лиц. Согласно налоговому уведомлению № 52701955 от 25 июля 2019 г., направленному инспекцией в адрес ФИО1, последнему была исчислена сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 59467 рублей. Так как по истечении установленного законом срока уплаты налога на имущество физических лиц, сумма налога за 2018 год не была уплачена, налоговым органом на основании ст. 75 НК РФ начислена пеня за период с 3 декабря 2019 г. по 18 декабря 2019 г. в сумме 204 рубля 67 копеек, в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога, пени от 19 декабря 2019 г. № 111410. Кроме того, в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество за 2016 год в размере 118935 рублей ФИО1 за период с 1 июля 2018 г. по 12 июля 2019 г. начислена пеня в размере 11282 рубля 96 копеек, в адрес административного ответчика направлено требование об уплате пени от 12 июля 2019 г. № 88226 со сроком уплаты 28 октября 2019 г. Требования по состоянию на 4 сентября 2020 г. не исполнены.

Также ФИО1 состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области в качестве индивидуального предпринимателя с 22 сентября 2015 г. по 28 января 2019 г., и в соответствии с п. 1 ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов. Инспекцией получены сведения от ОПФР по Амурской области о задолженности ФИО1 перед бюджетом, образовавшейся до 1 января 2017 г., а именно: по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС до 1 января 2017 г. в размере 4 рубля 32 копейки; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в сумме 16 рублей 09 копеек. В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога от 12 июля 2019 г. № 88226, в котором предлагалось погасить имеющуюся задолженность в срок до 28 октября 2019 г. Данное требование по состоянию на 4 сентября 2020 г. также не исполнено. Кроме того, налогоплательщику начислена сумма страховых взносов на ОМС в фиксированном размере за 2019 год за период с 1 января 2019 г. по 28 января 2019 г. в размере 518 рублей 15 копеек, сумма страховых взносов на ОПС в фиксированном размере за 2019 год за период с 1 января 2019 г. по 28 января 2019 г. в размере 2209 рублей 44 копейки. В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неуплатой страховых взносов в установленный срок ФИО1 начислены пени, которые включены в следующие требования:

- № 29753 от 19 марта 2019 г. со сроком исполнения 7 мая 2019 г.: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 13 февраля 2019 г. по 18 марта 2019 г. в сумме 19 рублей 41 копейка, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 13 февраля 2019 г. по 18 марта 2019 г. в сумме 4 рубля 55 копеек;

- № 88226 от 12 июля 2019 г. со сроком исполнения 28 октября 2019 г.: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 10 января 2019 г. по 7 июля 2019 г. в сумме 1170 рублей 56 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 21 декабря 2018 г. по 16 декабря 2019 г. в сумме 258 рублей 48 копеек, за период 21 декабря 2018 г. по 13 января 2020 г. в сумме 7 рублей 70 копеек.

В связи с тем, что требования ФИО1 не были исполнены в установленный срок, инспекция обратилась к мировому судье по Благовещенскому городскому судебному участку № 5 с заявлением о вынесении судебного приказа. 3 марта 2020 г. мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области задолженности, который 19 марта 2020 г. был отменен в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.

Административный истец просил суд взыскать с ФИО1 за счет его имущества в доход государства налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 59467 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 года в размере 204 рубля 67 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 1 июля 2018 г. по 12 июля 2019 г. в размере 11282 рубля 96 копеек, задолженность по пени по ОПС (до 1 января 2017 г.) в сумме 16 рублей 09 копеек, пени по страховым взносам на ОМС (до 1 января 2017 г.) в сумме 4 рубля 32 копейки, задолженность по страховым взносам на ОМС (с 1 января 2017 г.) в сумме 518 рублей 15 копеек и пени в сумме 270 рублей 73 копейки, задолженность по страховым взносам на ОПС (с 1 января 2017 г.) в сумме 2209 рублей 44 копейки и пени в сумме 1189 рублей 97 копеек, а всего 75163 рубля 33 копейки.

В ходе производства по делу административным истцом был уменьшен размер административных исковых требований, просил суд взыскать с ФИО1 пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в сумме 16 рублей 09 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в сумме 4 рубля 25 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., в сумме 518 рублей 15 копеек и пени в размере 270 рублей 73 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г.) в сумме 2209 рублей 44 копейки и пени в размере 1189 рублей 97 копеек.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области ФИО2 на уточненных административных исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить. Пояснила, что в уточненном административном исковом заявлении в части суммы 4 рубля 25 копеек допущена опечатка, в действительности указанная сумма – это пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.

Административное дело рассмотрено судом в отсутствие административного ответчика ФИО1 и его представителя ФИО3, извещение которых о времени и месте судебного заседания расценено судом как надлежащее.

При этом в представленных в адрес суда письменных возражениях административный ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3 выразили несогласие относительно требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, которые в уточненном административном исковом заявлении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области отсутствовали, указав, что по остальным предъявленным ко взысканию платежам возражений не имеется.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 30 декабря 2020 г. административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области удовлетворены частично – с ФИО1 за счет его имущества в доход государства взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., а именно за период с 1 января 2019 г. по 28 января 2019 г. в размере 518 рублей 15 копеек, пени за период с 13 февраля 2019 г. по 18 марта 2019 г. в размере 4 рубля 55 копеек; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г., а именно за период с 1 января 2019 г. по 28 января 2019 г. в размере 2209 рублей 44 копейки, пени за период с 13 февраля 2019 г. по 18 марта 2019 г. в размере 19 рублей 41 копейка, всего 2751 рубль 55 копеек. В остальной части в удовлетворении требований отказано. Разрешен вопрос о взыскании государственной пошлины.

В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и прекращении производства по делу. Указывает, что 15 сентября 2020 г. и 28 сентября 2020 г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с двумя однородными административными исковыми заявлениями к одному и тому же ответчику. Административное исковое заявление, поданное 28 сентября 2020 г., принято к производству судьей Ф.И.О.7, делу присвоен <номер>. По данному делу определением от 26 ноября 2020 г. принят отказ административного истца от административного иска, в связи с чем производство по делу прекращено. Административное исковое заявление, поданное 15 сентября 2020 г., принято судом к производству 18 сентября 2020 г., делу присвоен <номер>. О ходе движения по делу <номер> он как административный ответчик судом не извещался, какие-либо принятые по делу судебные акты суд в его адрес не направлял. Все это время он полагал, что данное дело также находится в производстве судьи Благовещенского городского суда Амурской области Ф.И.О.7 Указал, что им было заявлено ходатайство об объединении однородных дел в одно производство, однако оно судом рассмотрено не было и решение по нему не принято. Решение по делу <номер> принято судом 30 декабря 2020 г. без его участия, о времени и месте судебного заседания его и его представителя суд не уведомил, рассмотрел дело по требованиям административного искового заявления в части взыскания штрафа и пени, а основные требования по налогу на имущество физических лиц за 2018 год оставил без внимания, зная при этом о принятом по однородному делу <номер> определении от 26 ноября 2020 г. о принятии отказа административного истца от административного искового заявления и прекращении производства по делу.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области ФИО4 полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению.

В суде апелляционной инстанции административный ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3 на доводах апелляционной жалобы настаивали, просили ее удовлетворить, решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 декабря 2020 г. отменить. При этом административный ответчик ФИО1 указал, что полагал, что административные дела <номер>, <номер> находятся в производстве у одного и того же судьи – Ф.И.О.7, о замене судьи его не уведомляли. Просил взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области в его пользу судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 80000 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области ФИО2 возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 декабря 2020 г. оставить без изменения. Пояснила, что уменьшение в ходе производства по делу размера административных исковых требований было связано с отсутствием у налогоплательщика задолженности по налогу на имущество физических лиц.

Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании ст. 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В силу п.п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п. 4 ст. 44 НК РФ положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 9 ст. 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.

Из материалов дела следует, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателе от 12 апреля 2021 г., что ФИО1, ИНН <номер>, в период с 22 сентября 2015 г. по 28 января 2019 г. состоял на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области в качестве индивидуального предпринимателя.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с 1 января 2017 г. регулируются главой 34 НК РФ.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В силу п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354 рублей за расчетный период 2019 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884 рубля за расчетный период 2019 года.

В силу п.п. 1, 2, 5 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов.

Таким образом, до момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1 являлся плательщиком страховых взносов и должен был уплачивать страховые взносы своевременно и в полном объеме.

За расчетный период 2019 года в срок не позднее 12 февраля 2019 г. ФИО1 подлежали уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за период с 1 января 2019 г. по 28 января 2019 г. в сумме 2209 рублей 44 копейки (29354 рубля / 12 месяцев / 31 день х 28 дней = 2209 рублей 44 копейки), страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 1 января 2019 г. по 28 января 2019 г. в сумме 518 рублей 15 копеек (6884 рубля / 12 месяцев / 31 день х 28 дней = 518 рублей 15 копеек).

Однако, как следует из материалов административного дела, не опровергнуто административным ответчиком путем предоставления допустимых доказательств, в установленный законодательством срок страховые взносы за расчетный период 2019 года ФИО1 уплачены не были.

В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Правила, установленные указанными статьями, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ.

Согласно п. 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться в том числе пеней.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что в связи с неуплатой административным ответчиком в установленный срок страховых взносов за расчетный период 2019 года, налоговой инспекцией за период с 13 февраля 2019 г. по 18 марта 2019 г. были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 19 рублей 41 копейка, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 4 рубля 55 копеек, расчет которых судебная коллегия признает верным.

При этом в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области ФИО1 было выставлено требование от 19 марта 2019 г. № 29753 о необходимости уплаты в срок до 7 мая 2019 г. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2019 года в сумме 2209 рублей 44 копейки и пени в сумме 19 рублей 41 копейка, задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2019 года в сумме 518 рублей 15 копеек и пени в сумме 4 рубля 55 копеек.

Указанное требование было направлено ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика и согласно представленному в материалы дела скриншоту с учетом положений п. 4 ст. 31 НК РФ получено 22 марта 2019 г.

Кроме того, в связи с неуплатой в установленный срок страховых взносов за предыдущие расчетные периоды ФИО1 начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном за период с 10 января 2019 г. по 7 июля 2019 г. в размере 1170 рублей 56 копеек, а также пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за период с 21 декабря 2018 г. по 16 декабря 2019 г. в размере 258 рублей 48 копеек, за период с 21 декабря 2018 г. по 13 января 2020 г. в размере 7 рублей 70 копеек, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г.) в размере 16 рублей 09 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., в размере 4 рубля 25 копеек, которые были включены в требование об уплате пени от 12 июля 2019 г. № 88226 со сроком исполнения до 28 октября 2019 г., направленное в адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика и согласно представленному в материалы дела скриншоту полученное 25 июля 2019 г.

В соответствии с п.п. 1-3 ст. 48 НК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Аналогичный срок установлен ч. 2 ст. 286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В связи с тем, что требования налогового органа ФИО1 в установленный срок исполнены не были, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области 28 февраля 2020 г., то есть в пределах шестимесячного срока, исчисляемого со дня истечения срока исполнения требования от 12 июля 2019 г. № 88226 со сроком исполнения до 28 октября 2019 г., после выставления которого общая сумма задолженности по страховым взносам и пене превысила 3000 рублей, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области обратилась к мировому судье Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку № 5 с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам, пени.

3 марта 2020 г. мировым судьей был вынесен приказ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Амурской области соответствующей задолженности, который определением мирового судьи от 19 марта 2020 г. был отменен на основании поступивших от должника возражений относительно его исполнения.

Принимая во внимание, что настоящее административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области подано в Благовещенский городской суд в электронном виде согласно квитанции об отправке 14 сентября 2020 г., судебная коллегия приходит к выводу, что оно подано с соблюдением установленного действующим законодательством срока обращения в суд.

Частично удовлетворяя заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что доказательств уплаты административным ответчиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2019 года, а именно за период с 1 января 2019 г. по 28 января 2019 г. в сумме 2209 рублей 44 копейки, начисленной на них пени за период с 13 февраля 2019 г. по 18 марта 2019 г. в размере 19 рублей 41 копейка, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетный период 2019 года, а именно за период с 1 января 2019 г. по 28 января 2019 г. в сумме 518 рублей 15 копеек, начисленной на них пени за период с 13 февраля 2019 г. по 18 марта 2019 г. в размере 4 рубля 55 копеек, не представлено, порядок и сроки взыскания указанных обязательных платежей административным истцом соблюдены, расчет суммы страховых взносов и пени является математически и методологически верным.

При этом суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований административного истца о взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам в остальной части, признав требования административного истца в данной части необоснованными ввиду того, что расчет пени не был подтвержден документально, а в отношении суммы 16 рублей 09 копеек вообще не представлен, суммы пеней, содержащихся в представленных в материалы дела расчетах, не соответствуют заявленным ко взысканию суммам, а в отношении пени по страховым взносам за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г., также ввиду пропуска без уважительных причин срока направления требования об их уплате. Оснований не согласиться с выводами суда в данной части судебной коллегией не усматривается, решение суда в данной части административным истцом не обжаловано.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено, что 15 сентября 2020 г. и 28 сентября 2020 г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области обратилась в Благовещенский городской суд с двумя однородными административными исковыми заявлениями к одному и тому же ответчику, при этом по делу <номер> определением суда от 26 ноября 2020 г. производство было прекращено в связи с отказом административного истца от административных исковых требований и принятием его судом, является несостоятельным.

Как усматривается из материалов административного дела <номер>, в рамках данного дела Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области были завялены требования о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 29734 рубля, а также пени по страховым взносам на ОМС за расчетные периоды до 1 января 2017 г. за период с 6 марта 2018 г. по 30 ноября 2018 г. в сумме 55 рублей 74 копейки, пени по страховым взносам на ОМС с 1 января 2017 г. за период с 6 марта 2018 г. по 30 ноября 2018 г. в сумме 90 рублей 82 копейки в соответствии с требованиями об уплате пени от 20 ноября 2018 г. № 10184, от 18 декабря 2018 г. № 20393, то есть ко взысканию была предъявлена задолженность, сложившаяся за иной период.

Таким образом, предмет и основания заявленных требований в рамках рассматриваемого дела и административного дела № 2а-6785/2020, производство по которому прекращено определением Благовещенского городского суда Амурской области от 26 ноября 2020 г., различны.

Поступившее 22 ноября 2020 г. ходатайство административного ответчика ФИО1 и его представителя ФИО3 об объединении административных дел <номер> и <номер> в одно производство было рассмотрено судом в порядке, предусмотренном ст. 154 КАС РФ, в ходе судебного заседания 30 декабря 2020 г., в его удовлетворении судом обоснованно отказано, так как административное дело <номер> уже было рассмотрено, определением от 26 ноября 2020 г. производство по нему было прекращено.

Доводы административного ответчика о том, что он не был уведомлен о замене судьи по настоящему делу, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку как следует из материалов дела, настоящее административное дело изначально находилось в производстве судьи Благовещенского городского суда Амурской области Астафьевой Т.С., 18 сентября 2020 г. принято ею к производству суда и 30 декабря 2020 г. рассмотрено по существу, замена судьи по делу не производилась.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик о ходе движения по делу судом не извещался, не был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия также признает несостоятельными.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч.ч. 2, 6, 7 ст. 150 КАС РФ).

Как установлено ч. 1 ст. 96 КАС РФ, лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

В соответствии с п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.

Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Из материалов дела следует, что определением Благовещенского городского суда Амурской области от 18 сентября 2020 г. административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области было принято к производству Благовещенского городского суда Амурской области для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства.

Копия указанного определения 21 сентября 2020 г. была направлена судом ФИО1 по адресу, аналогичному указанному административным ответчиком в представленных в суд возражениях и апелляционной жалобе, – <адрес>. Однако заказное письмо было возвращено в адрес суда за истечением срока хранения.

Вместе с тем 10 ноября 2020 г. от административного ответчика ФИО1 и его представителя ФИО3 поступили возражения на заявленные по настоящему административному делу административные исковые требования, а 1 декабря 2020 г. дополнительные возражения представителя административного ответчика ФИО3 Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что административному ответчику было известно о нахождении в производстве суда настоящего административного дела.

15 декабря 2020 г. Благовещенским городским судом Амурской области вынесено определение о рассмотрении настоящего дела по общим правила административного судопроизводства, проведении подготовки дела к судебному разбирательству, назначении дела к рассмотрению в судебном заседании на 30 декабря 2020 г. в 10 часов 30 минут.

16 декабря 2020 г. Благовещенским городским судом Амурской области заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес ФИО1 и его представителя ФИО3 были направлены копии указанного определения и извещение о времени и месте рассмотрения административного дела.

Судебное извещение, направленное судом в адрес представителя административного ответчика ФИО3, было возвращено в адрес суда за истечением срока хранения.

Согласно имеющемуся в деле уведомлению о вручении судебное извещение на имя ФИО1 было вручено 23 декабря 2020 г. его представителю Ф.И.О.9 по доверенности, копия которой имеется в материалах дела и сведений об отмене которой в установленном законом порядке суду не представлено.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 подтвердил, что Ф.И.О.9, проживающий по месту регистрации административного ответчика в г. Благовещенске Амурской области, уполномочен им по доверенности на получение судебной корреспонденции, направляемой на имя ФИО1 Получив корреспонденцию для ФИО5 О.9 перенаправляет ее ему по электронной почте.

Указанное свидетельствует об исполнении судом первой инстанции предусмотренной законом обязанности по информированию лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела. При указанных обстоятельствах, с учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции был вправе 30 декабря 2020 г. рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика и его представителя.

Доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и не свидетельствуют о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены судебного решения.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, обжалуемое решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 декабря 2020 г. подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, а также ввиду того, что письменное ходатайство о возмещении расходов на оплату услуг представителя в соответствии со ст. 112 КАС РФ и документы, подтверждающие несение административным ответчиком соответствующих судебных расходов в связи с рассмотрение данного дела, административным ответчиком суду не представлены, оснований для удовлетворения заявленного ФИО1 ходатайства о взыскании в его пользу с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 80000 рублей судебной коллегией не усматривается.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 декабря 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.

Председательствующий

Судьи коллегии

28RS0004-01-2020-008729-30 Судья первой инстанции

Дело № 33АПа-1156/2021 Астафьева Т.С.