28RS0023-01-2021-000019-46 Судья первой инстанции
Дело № 33АПа-1833/2021 Крегель А.А.
Докладчик Бушманов А.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 июня 2021 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Бушманова А.П.,
судей коллегии Диких Е.С., Костыревой Е.Л.,
при секретаре Китаеве И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на решение Тындинского районного суда Амурской области от 01 февраля 2021 года.
Заслушав дело по докладу судьи Бушманова А.П., пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор Зюбин О.В. (далее – прокурор), действующий в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Государственному автономному учреждению Амурской области «Тындинский лесхоз» (далее – ГАУ АО «Тындинский лесхоз»), Министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее – Министерство), указав в его обоснование, что на Министерство в силу статей 51, 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 01 сентября 2015 года № 223 (далее – Положение), возложены обязанности по организации использования лесов Амурской области, их охраны (в том числе от пожаров). На территории Амурской области осуществляет свою деятельность ГАУ Амурской области «Тындинский лесхоз», подведомственный Министерству. Руководствуясь положениями статей 53, 53.1 ЛК РФ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283, Перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий РФ в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов РФ, утвержденным приказом Минприроды России от 06 августа 2019 г. № 529, указывает, что к мероприятиям по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, защиты лесов, воспроизводства лесов, лесоразведения относится строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов). Вместе с тем, на территории ГКУ АО «Урушинское лесничество» отсутствуют пожарные наблюдательные пункты. Ответственным должностным лицом за организацию работы по тушению лесных пожаров, работы по наземному мониторингу лесов на территории Урушинского лесничества является начальник ГАУ АО «Тындинский лесхоз». Однако требования законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, выраженные в отсутствии на территории Урушинского лесничества действующих наблюдательных пунктов, ГАУ Амурской области «Тындинский лесхоз» игнорируются, следовательно, надлежащая организации противопожарного обустройства лесов не обеспечена, чем нарушаются требования законодательства, что влечет реальную угрозу несвоевременного обнаружения лесных пожаров, распространениях их на большие территории и, как следствие, причинение экологического и экономического ущерба Российской Федерации, чем при более раннем обнаружении лесных пожаров.
На основании изложенного Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор просил суд:
- возложить на Министерство лесного хозяйства ипожарной безопасности Амурской области обязанность организовать проведение государственным автономным учреждением Амурской области «Тындинский лесхоз» противопожарного обустройства лесов, находящихся на территории ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество», Сковородинского района Амурской области, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда взаконную силу;
- возложить на государственное автономное учреждение Амурской области «Тындинский лесхоз» обязанность произвести противопожарное обустройство лесов, находящихся на территории ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество», Сковородинского района Амурской области, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 01 февраля 2021 года требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично.
На Министерство лесного хозяйства ипожарной безопасности Амурской области возложена обязанность организовать проведение государственным автономным учреждением Амурской области «Тындинский лесхоз» противопожарного обустройства лесов, находящихся на территории ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество» Сковородинского района Амурской области, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
На государственное автономное учреждение Амурской области «Тындинский лесхоз» возложена обязанность произвести противопожарное обустройство лесов, находящихся на территории ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество», Сковородинского района Амурской области, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятого с существенным нарушением норм материального и процессуального права, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование приводит доводы о том, что судом первой инстанции не был исследован вопрос о том, относилось ли, согласно Лесному кодексу Российской Федерации, актам Правительства Российской Федерации, принятие Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров и Нормативов противопожарного обустройства лесов к полномочиям Россельхоза в период рассмотрения дела. Полагает, что с момента действия Постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 671 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства» Россельхоз утратил полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений, в том числе по утверждению указаний и нормативов противопожарного обустройства лесов, данные полномочия с 30 июня 2012 года перешли к сфере ведения Минприроды России, следовательно, в целях приведения актов, принятых Россельхозом, в частности Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных приказом от 30 июня 1995 года №100, и Нормативов противопожарного обустройства лесов на 1000 га, утвержденных приказом от 27 апреля 2012 года №174, в соответствие Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2012 года № 671, Россельхоз и Минприроды России обязаны были отменить приведенные Указания и Нормативы противопожарного обустройства лесов, а Минприроды - принять Правила тушения лесных пожаров и Нормативы противопожарного обустройства лесов. В настоящее время Минприроды России разработаны Нормативы противопожарного обустройства лесов, проект которых проходит процедуру согласования. При данных обстоятельствах, Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденные приказом Россельхоза от 30 июня 1995 года №100, и Нормативы противопожарного обустройства лесов на 1000 га, утвержденные приказом Россельхоза от 27 апреля 2012 года №174, незаконно и необоснованно приняты судом как нормативные правовые акты, не исполненные Министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ГАУ АО «Тындинский лесхоз». Судом не дана оценка тому, что Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденным приказом Минприроды России от 23 июня 2014 года №276 (пункты 6, 9-11, 13), не предусмотрено при выполнении мероприятий по противопожарному обустройству лесов, тушению лесных пожаров сплошное и бессистемное строительство пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) на всех землях лесного фонда, а, наоборот, установлено выполнение данного требования только на территориях наземной зоны обслуживания, причем исключительно в зонах с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры. Судом не приняты во внимание положения пункта 5 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15 ноября 2016 года № 597 и пункта 23 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 года №1614, которыми установлено, что мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров в резервных лесах, а также в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, и на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные ресурсы, осуществляется преимущественно с использованием авиационных и космических средств. Более того, судом не была дана возможность административному ответчику представить документы, подтверждающие, что часть земель лесного фонда территории ГКУ «Урушинское лесничество» передана в пользование на условиях аренды и ином вещном праве третьим лицам, которые, согласно ЛК РФ, обязаны самостоятельно принимать меры по противопожарному обустройству лесов, поскольку дело рассмотрено в рамках одного судебного заседания. Суд фактически возложил обязанность на ответчиков по обустройству пожарных наблюдательных пунктов на тех территориях лесного фонда, которые согласно приказам Минприроды России и постановлению губернатора Амурской области от 05 марта 2020 года №53 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории Амурской области в 2020 году» входят в зону авиационного мониторинга (12737,2 тыс. га), где Минприроды России не предусматриваются требования по обустройству пожарных наблюдательных пунктов. Судом не была установлена зона лесного фонда ГКУ «Урушинское лесничество», входящая, согласно постановлению губернатора Амурской области от 05 марта 2020 года №53, в зону наземного контроля, не определено необходимое количество пожарных наблюдательных пунктов именно на этой территории, исходя из ее площади. Согласно расчетам по установленной формуле, территория ГКУ «Урушинское лесничество» должна быть обеспечена не более чем пятью противопожарными наблюдательными пунктами. При этом отмечает, что в рассматриваемом случае отсутствует экономическая целесообразность обустройства пожарных наблюдательных пунктов на территориях лесного фонда ГКУ «Урушинское лесничество», которые являются труднодоступными и там отсутствует связь. Поскольку с 30 июня 2012 года Россельхоз утратил полномочия по нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений, которые перешли к Минприроды России, постольку Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области не может согласиться с выводом суда о бездействии ответчиков по исполнению Указаний и Нормативов противопожарного обустройства лесов, принятых Россельхозом до принятия Минприроды России необходимых нормативных правовых актов в сфере лесных отношений. Кроме того, суд при вынесении решения не установил, на основании какого нормативного правового акта и в каком порядке ответчики обязаны проводить мероприятия по обустройству пожарных наблюдательных пунктов.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель ГАУ «Тындинский лесхоз» поддержал позицию Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определением Амурского областного суда от 26 апреля 2021 года апелляционная жалоба Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области на решение Тындинского районного суда Амурской области от 01 февраля 2021 года с материалами настоящего дела передана для рассмотрения в судебную коллегию по административным делам Амурского областного суда на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде апелляционной инстанции представители административного ответчика министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ФИО1, ФИО2 поддержали доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительных письменных пояснений к ним, просили решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований Благовещенскому межрайонному природоохранному прокурору отказать.
Помощники Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Неговора Ю.В., ФИО3 возражал против доводов апелляционной жалобы, указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 4 статьи 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно материалам дела, Благовещенской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, в ходе которой установлено, что ГАУ Амурской области «Тындинский лесхоз» и министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области не исполняются требования законодательства в области охраны лесов от пожаров, выраженные в отсутствии на территории Урушинского лесничества действующих наблюдательных пунктов, следовательно, не обеспечена надлежащая организация противопожарного обустройства лесов, что влечет реальную угрозу несвоевременного обнаружения лесных пожаров, распространения их на большие территории и, как следствие, причинение экологического и экономического ущерба Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки, Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая заявленные прокурором требования административного искового заявления, и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р, Указаниями по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденными приказом Рослесхоза от 30 июня 1995 года № 100, Нормативами противопожарного обустройства лесов на 1 000 га, утвержденными Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174, Лесохозяйственным регламентом ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество», утвержденным приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 г. № 1372-ОД, исходил из того, что на территории Урушинского лесничества отсутствуют наблюдательные пункты, а меры, направленные на оборудование необходимым количеством наблюдательных пунктов на территории указанного лесничества, административными ответчиками не принимаются, что ведет к необеспечению надлежащей организации противопожарного обустройства лесов, и, в результате, может повлечь реальную угрозу несвоевременного обнаружения лесных пожаров.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (часть 4 статьи 51 ЛК РФ).
Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 53 ЛК РФ, пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1614).
В силу пункта 15 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности осуществляются в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, и в эксплуатационных и резервных лесах, расположенных на землях лесного фонда, с учетом установленного правового режима лесов и целевого назначения земель.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (часть 1 статьи 53.2 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия в области лесных отношений, в частности по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, утвержденного постановлением Губернатора Амурской области от 01 сентября 2015 года № 223 (далее – Положение), министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Амурской области, проводящим на территории Амурской области государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, государственное регулирование, государственный контроль и координацию деятельности в сфере лесных отношений, в том числе в сфере обеспечения пожарной безопасности.
В ведении Министерства находятся государственные учреждения Амурской области, осуществляющие функции в установленных сферах деятельности (пункт 1.6 Положения о министерстве лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области).
На территории Амурской области осуществляют свою деятельность 11 государственных автономных учреждений Амурской области - лесхозы, являющиеся подведомственными Министерству учреждениями, в том числе и ГАУ Амурской области «Тындинский лесхоз».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества. Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лесохозяйственный регламент ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество» утвержден приказом министра лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 19 декабря 2018 года № 1372-ОД, со сроком действия до 31 декабря 2028 (далее – Регламент).
Согласно пунктам 1.1.1, 1.2.1 Регламента территория лесничества в виде обширного лесного массива расположена в западной части Амурской области на территории Тындинского, Сковородинского и Магдагачинского административных районов. Общая площадь Урушинского лесничества составляет 2 483 767 га. В состав структурных подразделений Урушинского лесничества входит 10 участковых лесничеств.
В соответствии со статьей 10 ЛК РФ леса по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные.
Пунктом 1.1.5 Регламента установлено распределение лесов Урушинского лесничества по целевому назначению и категориям защитных лесов и их площади, в частности на территории лесничества находится 151 632 га защитных лесов и 2 322 135 га эксплуатационных лесов.
В силу Приказа Минприроды России от 18 августа 2014 г. № 367 «Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации» территория Сковородинского района Амурской области относится к перечню Дальневосточных таежных районов.
Пунктом 1.1.4 Регламента установлено, что территория Урушинского лесничества отнесена к таежной лесорастительной зоне Дальневосточного таежного района.
В силу части 1 статьи 53.3 ЛК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 ЛК РФ, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие, в том числе перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах.
22 декабря 2020 года руководителем ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество» утвержден План тушения лесных пожаров на территории ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество» на период пожароопасного сезона 2021 года, параграфом 2 которого предусмотрены следующие меры противопожарного обустройства лесов на территории лесничества (лесопарка): посадочные площадки для самолетов и вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; противопожарные минерализованные полосы; пункты сосредоточения противопожарного инвентаря; пожарные водоемы и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения; иные меры, определенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2011 года №281 (эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения, благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах, в соответствии со статьей 11 ЛК РФ).
Указанным Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество» строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных пунктов (вышки, мачты, павильоны и другие наблюдательные пункты) не предусмотрены. Такая мера противопожарного обустройства лесов не предусматривалась и Планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество» на период пожароопасного сезона 2020 года.
Вместе с тем, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 8 части 4 Нормативов противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174, в соответствии с которым, Дальневосточный таежный район эксплуатационных лесов обеспечивается пожарными наблюдательными пунктами (вышками, мачтами, павильонами и другими наблюдательными пунктами) из расчета 0,0525 каждые 1 000 га общей площади лесничества в эксплуатационных лесах и из расчета 0,105 каждые 1 000 га общей площади лесничества в защитных лесах, пришел к выводу, что территория Урушинского лесничества должна быть обеспечена не менее чем 137 пожарно-наблюдательными пунктами, из которых 122 - в эксплуатационных лесах Урушинского лесничества и 15 - в защитных лесах.
При этом судом первой инстанции не приняты во внимание доводы административного ответчика о том, что земли лесного фонда Урушинского лесничества разделены на зоны осуществления мониторинга и тушения лесных пожаров, в частности на зону наземного обнаружения пожаров и тушения, зону лесоавиационных работ, которая в свою очередь разделена на зону авиационного обнаружения и наземного тушения, зону авиационного обнаружения и тушения, зону исключительного обнаружения с помощью космических средств и преимущественно авиационного тушения.
В силу части 2 статьи 51 ЛК РФ в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование).
Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 51 ЛК РФ).
Территория Урушинского лесничества преимущественно находится в зоне авиационной пожарной защиты, что подтверждается зонами контроля лесных пожаров на территории Амурской области, утвержденными постановлением губернатора Амурской области от 05 марта 2020 года №53 «О мерах по обеспечению пожарной безопасности в лесах на территории Амурской области в 2020 году.
Распределение земель лесного фонда ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество» по зонам осуществления мониторинга и тушения лесных пожаров содержится в приложении №1 к приказу министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области от 30 декабря 2020 года №1452-ОД «Об итогах пожарного сезона 2020 года и задачах на 2021 год», в соответствии с которым, территория Урушинского лесничества площадью 2484272 га включает в себя зону наземного мониторинга – 75561 га, зону авиационного мониторинга и наземного тушения – 298938 га, зону авиационного мониторинга и авиационного тушения – 1620885 га, зону космического мониторинга – 488888 га.
В соответствии с пунктом 6 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08 июля 2014 года №313, районы применения наземных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях с развитой дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения возможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара вне зависимости от погодных условий.
Пунктом 6 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 23 июня 2014 года № 276, установлено, что обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием наземных средств (наземное патрулирование, наблюдение с пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) осуществляются в населенных пунктах, где расположены городские леса; территориях с развитой, используемой в течение всего пожароопасного сезона (вне зависимости от погодных условий) дорожной сетью и водными путями, а также на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами и объектами инфраструктуры.
При организации наблюдения за развитием лесных пожаров с использованием пожарных наблюдательных пунктов используются средства связи, позволяющие сообщать о лесном пожаре в специализированную диспетчерскую службу, а также уполномоченным органам государственной власти, лицам, осуществляющим мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (в том числе с использованием авиационных средств) и тушение лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка (пункт 10 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров).
Вместе с тем, пункты 11, 13 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров предусматривают обнаружение лесных пожаров и наблюдение за их развитием с использованием авиационных средств (авиационное патрулирование) в зоне осуществления лесоавиационных работ и с использованием космических средств (специализированной автоматизированной информационной системы дистанционного зондирования Земли).
Пунктом 5 Правил тушения лесных пожаров установлено, что районы применения авиационных сил и средств пожаротушения устанавливаются в лесах, расположенных на территориях со слаборазвитой или отсутствующей дорожной сетью, на которые прибытие наземных сил и средств пожаротушения невозможно в течение 3 часов с момента обнаружения лесного пожара.
Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно (пункт 5 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного Приказом Минприроды России от 15 ноября 2016 года №597).
Зоны контроля лесных пожаров устанавливаются органами исполнительной власти в пределах полномочий по организации работ по тушению лесных пожаров, установленных статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях (пункт 5.1 Правил тушения лесных пожаров).
Из анализа приведенных положений следует, что Правила тушения лесных пожаров и Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров не предусматривают осуществление мониторинга пожарной опасности с применением пожарных наблюдательных пунктов в труднодоступных местах, территориях, где отсутствует развитая дорожная сеть, водные пути, используемые в течение всего пожароопасного сезона. На таких территориях, учитывая их географические особенности, мониторинг пожарной опасности осуществляется с использованием авиационных и космических средств.
При этом пунктом 4 Примечаний к Нормативам противопожарного обустройства лесов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 27 апреля 2012 года № 174, определено, что строительство, реконструкция и эксплуатация пожарных наблюдательных вышек, мачт, павильонов в районах авиационной охраны лесов проектируется лишь по необходимости с учетом местных условий.
Учитывая изложенное, зоны контроля лесных пожаров на территории Амурской области, в том числе на территории Урушинского лесничества, с выделением зон наземного и авиационного мониторинга определены в зависимости от географического размещения лесного участка (территории), на котором может произойти пожар.
Поскольку, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, большая часть территорий Урушинского лесничества попадает в зону лесоавиационных работ, то в соответствии с Планом тушения лесных пожаров на 2021 год противопожарное обустройство лесов в большей степени направлено на устройство посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов.
По информации ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество», изложенной в письме от 10 марта 2021 года, принятом судебной коллегией в качестве нового доказательства по делу в соответствии с частью 2 статьи 308 КАС РФ, согласно Лесохозяйственному регламенту ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество» наземная зона охраны лесов составляет 75561 га, из них: эксплуатационные леса – 59682 га, защитные леса – 13207 га.
Исходя из Нормативов противопожарного обустройства лесов (пункт 8 части 4), наземная зона охраны лесов Урушинского лесничества предполагает 4 пожарно-наблюдательных пункта (3 - в эксплуатационных лесах и 1 - в защитных леса), а не 137 исходя из расчета административного истца и суда первой инстанции, который осуществлен без учета пункта 4 Примечаний к Нормативам противопожарного обустройства лесов.
Вместе с тем, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 28 июля 2020 года № 1132 с 01 января 2021 года утратили силу Указания по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденные Приказом Рослесхоза от 30 июня 1995 года № 100, которыми определялся порядок строительства и размещения пожарных наблюдательных пунктов, а также организация и техника наблюдения за лесами с наблюдательных пунктов.
В настоящее время нормативный правовой акт, устанавливающий правила строительства и размещения пожарных наблюдательных пунктов, уполномоченным органом исполнительной власти не принят.
В соответствии с информационным письмом ФБУ «Авиалесохрана» от 26 февраля 21021 года №836, утвержденные требования к пожарно-наблюдательным пунктам отсутствуют. Фактически в массовом порядке они не выпускаются в связи с отсутствием заказов производителям от уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, а также высокой стоимостью производства, доставки, монтажа, эксплуатации и отсутствием утвержденного порядка их ежегодной приемки в эксплуатацию.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, не принял во внимание неурегулированность на законодательном уровне порядка возведения пожарно-наблюдательных пунктов, а также экономическую целесообразность обустройства таких пунктов на территориях лесного фонда Урушинского лесничества. Суд не учел, что в силу части 2 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Главной целью исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров является предупреждение и обнаружение лесных пожаров, в том числе путем максимального обзора охраняемых территорий.
При этом Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров и Порядок организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров допускают возможность применения авиационных либо космических методов противопожарной защиты лесов в случае, когда осуществление мер пожарной безопасности с применением наземных способов, в частности с использованием пожарных наблюдательных пунктов и вышек представляется невозможным в связи с географическими особенностями расположения лесов.
Большая часть территории Урушинского лесничества входит в зону авиационного мониторинга, который в соответствии с Планом тушения лесных пожаров осуществляет Магдагачинское авиаотделение ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза». Причем, согласно доводам представителя министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, авиапатрулирование осуществляется регулярно в течение пожароопасного сезона с наступлением устойчивой сухой погоды в соответствии с классом опасности на текущий день. Кроме того, в перечень мероприятий по организации наблюдения и контроля за пожарной опасностью на территории Урушинского лесничества входят мероприятия по космическому мониторингу ИСДМ-Рослесхоз, организации постоянного дежурства в конторе, где осуществляется постоянное наблюдение за системой космомониторинга ГИС «Каскад».
Судебная коллегия принимает во внимание доводы апеллянта о том, что по поручению министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области ГАУ Амурской области «Амурская Авиабаза» проводится конкурсная процедура на заключение договора на расширение, обеспечение бесперебойного функционирования существующей системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров «Лесохранитель» на территории Амурской области.
Из представленной суду апелляционной инстанции конкурсной документации №31-ЭА/2021 и карты-схемы предлагаемого расположения АПК «Пожарный сторож» («Лесохранитель») усматривается, что установление системы дистанционного мониторинга и раннего обнаружения пожара предполагается, в том числе на территории Урушинского лесничества.
При разрешении настоящего административного дела суд первой инстанции не учел изложенные выше обстоятельства, что привело к принятию решения, не отвечающего критериям законности и обоснованности, тем самым возложив на административных ответчиков обязанность произвести на территории ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество» Сковородинского района Амурской области строительство пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), без учета мер противопожарного обустройства лесов, утвержденных Планом тушения лесных пожаров на территории Урушинского лесничества.
На основании изложенного, обжалуемое решение на основании пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора.
Руководствуясь статьями 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 01 февраля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Благовещенским межрайонным природоохранным прокурором требований о возложении обязанности на Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и государственное автономное учреждение Амурской области «Тындинский лесхоз» произвести противопожарное обустройство лесов, находящихся на территории ГКУ Амурской области «Урушинское лесничество», Сковородинского района Амурской области, путем проведения строительства пожарно-наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов) в соответствии с нормативами противопожарного обустройства лесов, предусмотренными законодательством Российской Федерации – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Тындинский районный суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии
28RS0023-01-2021-000019-46 Судья первой инстанции
Дело № 33АПа-1833/2021 ФИО4
Докладчик Бушманов А.П.