ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № А-7940/2021 от 21.12.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ногайский районный суд

№ дела первой инстанции 2а-410/21

судья ФИО2

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 декабря 2021 года, по делу а- 7940/21, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики
Дагестан в составе:

председательствующего судьи ФИО8,

судей ФИО1, Магомедовой З.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представитея МО СП «сельсовет Червленные Буруны» ФИО7 на решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от <дата> по делу по иску прокурора <адрес> РД к Собранию депутатов МО «сельсовет Червленные Буруны» и администрации МО СП «сельсовет Червленные Буруны» <адрес> РД о признании бездействия Собрания депутатов МО «сельсовет Червленные Буруны»,

Заслушав доклад судьи ФИО1, пояснения прокурора ФИО4, судебная коллегия

установила:

<адрес> Республики Дагестан обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов МО «сельсовет Червленные Буруны» и администрации МО СП «сельсовет Червленные Буруны» <адрес> РД о признании бездействия Собрания депутатов МО «сельсовет Червленные Буруны», выразившееся в не приведении устава МО «сельсовет Червленные Буруны» в соответствие с Федеральным законом от <дата>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» незаконным, обязании Собрания депутатов МО «сельсовет Червленные Буруны» привести устав МО «сельсовет Червленные Буруны» в соответствие с Федеральным законом от <дата>-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем внесения в устав МО «сельсовет Червленные Буруны» изменений и дополнений в установленном законом порядке, обязании администрации МО СП «сельсовет Червленные Буруны» <адрес> РД в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) Устава, направить указанный акт в Министерство юстиции РД для включения его в регистр, обязании администрации МО СП «сельсовет Червленные Буруны» <адрес> РД в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) направить в Управление министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава МО (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта РФ.

В обоснование требований указывается, что проведенной проверкой установлено, что устав МО СП «сельсовет Червленные Буруны» принятый решением Собрания депутатов сельского поселения «сельсовет Червленные Буруны» от 21.04.2015г. и зарегистрированный в Управлении МЮ РФ по РД 09.06.2015г. не приведен в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ. Так, в Федеральном законом от 27.12.2018г. №498-ФЗ пункт 14 части 1 статьи 14.1 ФЗ слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменены словами «деятельности по обращению с животными без владельцев обитающими»;

Федеральным законом от <дата>г. №228-ФЗ ч.7.1 ст.40 ФЗ №131-ФЗ в следующей редакции «депутат член избирательного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать, ограничения, запреты, исполнять обязанности которые установлены ФЗ от <дата> №272-ФЗ «О противодействии коррупции» и др. федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращается досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных ФЗ от <дата> №273-ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ от <дата>г. №230-ФЗ о контроле соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и них лиц их доходам», Федеральным законом от <дата>г. №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим законом»;

Федеральным законом от 16.12.2019г. ФЗ ч.7 ст.40 ФЗ №131-ФЗ-ФЗ изложена в следующей редакции «осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев;

а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборными органом первичной профсоюзной организации, участие в съезде или в общем собрании иной общественной организации, жилищного, гаражного кооперативов, товариществ собственников не движимости.

б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией с предварительным уведомлением высшего должностного лица субъекта РФ в порядке, установленным законом субъекта РФ.

в) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в совете муниципальных образований субъектов РФ, иных объединениях муниципальных образований, а так же в их органах управления;

г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления в ревизионной комиссии организации, учредителем которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальным правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в муниципальной собственности акциями;

д) иными случаи, предусмотренные федеральными законами;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная или творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

1) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих организаций и действующих на территории РФ и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договорам РФ или законодательством РФ»;

ФЗ от 24.04.2020 ч.5 ст.40 ФЗ № 11-ФЗ дополнена абзацем следующего содержания: «Депутату полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и не может составлять в совокупности менее двух и более рабочих дней в месяц»;

ФЗ от 20.07.2020г. 214-ФЗ часть 1 статьи 14.1 Федерального закона ФЗ дополнена пунктом 18 следующего содержания: «предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период замещения сотрудником указанной должности»;

ФЗ от 29.12.2020г. ФЗ ч.1 ст.15.1 ФЗ ФЗ дополнена пунктом 19 следующего содержания: «осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения»;

ФЗ от. ФЗ ч.1 ст.16.1 ФЗ ФЗ дополнена пунктом 22 следующего содержания: осуществление мероприятий по оказанию помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения»;

В целях приведения устава в соответствие с действующим законодательством на незаконный муниципальный нормативно-правовой акт <дата> принесен протест, который не был рассмотрен на момент обрушения в суд.

Решением Ногайского районного суда Республики Дагестан от <дата> требования удовлетворены, постановлено:

«Административный иск прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к Собранию депутатов МО «Сельсовет Червленные Буруны» и администрации МО СП «сельсовет Червленные Буруны» <адрес> РД, удовлетворит».

В апелляционной жалобе представитель депутатов МО СП «сельсовет Червленные Буруны» просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что бездействия со стороны собрания депутатов не было, так как Устав сельского поселения требует времени на проведение публичных процедур.

На апелляционную жалобу поступило возражение с просьбой оставить решение суда в силе, считает, что суд удовлетворил исковое заявление при точном соблюдении норм процессуального законодательства, правильно применил нормы материального права.

В судебном заседании прокурор ФИО4 доводы апелляционной жалобы не поддержала, просила оставить жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения судебная коллегия суд приходит к следующему.

Судебная коллегия на основании ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от дата N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

Частями 4, 5, 6, 8 статьи 44 Федерального закона от дата N 131-ФЗ предусмотрено, что проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами (часть 4). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования (часть 5). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований (часть 8).

Для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в порядке, установленном частями 1, 2 и 3 статьи 3 Закона N 97-ФЗ, в регистрирующий орган необходимо направлять ряд документов, перечисленных в части 4 статьи 3 Закона.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, возвращаются главе муниципального образования в течение пяти рабочих дней со дня их поступления в регистрирующий орган с указанием причин возврата.

Проведенной прокуратурой проверка законности и соответствия требованиям действующего законодательства устава муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан.

<дата> был вынесен протест с требованием привести устав муниципального образования сельское поселение «<адрес>» <адрес> РД в соответствии с изменениями Федеральное законодательство.

Протест подлежал обязательному рассмотрению на ближайшем заседании Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения «<адрес>». <адрес>.

На момент рассмотрения административного иска в суде, данных о приведения Устава в соответствие с действующим законодательством нет.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создают препятствия в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, является правомерным.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующим рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи; юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, определены и установлены в полном объеме, нормы материального права судом применены верно, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, нарушений процессуального характера не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика МО СП «сельсовет Червленные Буруны» по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в 6-ти месячный срок в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ногайский районный суд Республики Дагестан.

ФИО5ФИО8

судьи М.А. ФИО1

З.А. Магомедова