ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № ГА-005878-02/18 от 17.07.2018 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело№ lla-8102/2018

Судья Лисицына Д.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего судьи Загайновой А.Ф.

судей Зариповой Ю.С., Ишимова И.А.,

при секретаре Лысяковой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Гончарова А.А. на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Челябинской таможни к ГОНЧАРОВУ Андрею Александровичу о взыскании обязательных платежей и санкций,

заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф. об обстоятельствах дела,

установила:

Челябинская таможня обратилась в суд с административным иском к Гончарову А.А. о взыскании таможенных платежей в размере 348 561,88 рублей, в том числе таможенной пошлины в размере 332 412,19 рублей и пени в размере 16 149,69 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что 12 октября 2015 года на Челябинском таможенном посту Челябинской таможни был оформлен временный ввоз на территорию Таможенного союза автомобиля ВАЗ - 2110, идентификационный номер ХТА ****, 2002 года выпуска по пассажирской таможенной декларации № ****, ввезенного для личного пользования гражданином Украины Гончаровым А.А. со сроком до 05 июля 2016 года. До истечения установленного срока временного ввоза транспортное средство с территории Таможенного союза вывезено не было. В соответствии со статьей 358 ТК ТС, статьей 114 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», пунктом 5 статьи 14 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, ответчику было выставлено требование об уплате таможенных платежей на общую сумму 360 854,63 рубля, направленное в его адрес. Требование ответчиком исполнено также не было. Судебный приказ о взыскании с Гончарова А.А. таможенных платежей был отменен.

Представитель Челябинской таможни - Аркан Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования.


Гончаров А.А. в судебном заседании участия не принимал.

Суд постановил решение об удовлетворении административного иска, взыскал с Гончарова А.А. в пользу Челябинской таможни таможенные платежи в размере в размере 332 412,19 рублей и пени в размере 16 149,69 рублей.

В апелляционной жалобе Гончаров А.А. просит решение суда отменить. Указывает, что спорный автомобиль в установленный законом срок покинул территорию РФ и находится на территории Украины. Он никаких документов от таможенных органов не получал. Также не получал от суда извещений о рассмотрении данного дела. Обращает внимание на то, что в настоящее время является гражданином РФ.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Исходя из положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, доводы апелляционной жалобы, заслушав Гончарова А.А., представителю Челябинской таможни Попова А.С., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Порядок ввоза физическими лицами на таможенную территорию таможенного союза транспортных средств (автомобилей) для личного пользования определен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», действовавших в период спорных правоотношений, Федеральным законом от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В силу пункта 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае, если временно ввезенные товары для личного


3

пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Согласно пунктов 1, 3 статьи 11 Соглашения транспортные средства, указанные в пунктах 22 (транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранного государства, временно ввозимые на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами любым способом, - на срок своего временного пребывания на этой территории, но не более, чем на один год), 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.

До истечения срока временного ввоза транспортные средства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Кодексом.

Физическое лицо освобождается от обязанности декларирования данных транспортных средств, если в отношении указанных транспортных средств наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктами 5 (обращение в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства) и 6 (уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения) пункта 1 статьи 5 настоящего Соглашения, до истечения срока временного ввоза таких транспортных средств, и таможенному органу предоставлены доказательства наступления таких обстоятельств.

В силу статьи 114 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статье 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиками таможенных пошлин, налогов является, в том числе декларант.

Согласно пункту 2 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание таможенных пошлин, налогов не производится: 1) по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов; 2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса.


4

В силу пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях: 1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных настоящим Кодексом; 2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами; 3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов; 5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 6) обращения товаров в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - члена таможенного союза; 7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза; 8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру; 9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств -членов таможенного союза; 10) возникновения обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно пунктам 4, 5 статьи 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, а прекращается:

- с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до


истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов;

- если транспортное средство передано декларантом лицу для осуществления вывоза транспортного средства в порядке, установленном пунктом 2 статьи 11 настоящего Соглашения, - со дня выдачи таможенным органом разрешения на такую передачу, за исключением случаев, когда до выдачи такого разрешения наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов;

- в случаях, установленных в пункте 2 статьи 13 настоящего Соглашения, а именно: 1) при отказе таможенного органа в выпуске товаров для личного пользования - в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенным органом таможенной декларации; 2) при уплате или взыскании в полном объеме таможенных пошлин, налогов, исчисленных по ставкам, установленным настоящим Соглашением для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение; 3) при обращении товаров для личного пользования в собственность государства - члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства; 4) при помещении товаров для личного пользования в установленном порядке под таможенные процедуры уничтожения или отказа в пользу государства; 5) при уничтожении (безвозвратной утрате) товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения; 6) при обращении взыскания на товары для личного пользования, в том числе за счет стоимости товаров для личного пользования, в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза; 7) при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с настоящим Соглашением и другое.

При этом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 14 этого же Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, считается день истечения срока их временного ввоза.

Ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV приложения 5 к настоящему Соглашению (часть 3 статьи 14 Соглашения).

Из материалов дела следует, что 12 октября 2015 года гражданин Украины Гончаров А.А. осуществил временный ввоз для личного


пользования на таможенную территорию Таможенного союза по ПТД № **** автотранспортного средства марки ВАЗ-2110, per. номер ****, 2002 года выпуска, идентификационный номер ХТА **** на срок до 05 июля 2016 года. В качестве декларанта в пассажирской таможенной декларации указан ответчик.

В указанный срок ответчик автомобиль не продекларировал с целью выпуска в свободное обращение на территории Таможенного союза и по его истечении не вывез автомобиль с таможенной территории Таможенного союза. Доказательств иного в материалах дела ответчиком не представлено, оснований для прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, предусмотренных подпунктом 3 пункта 5 статьи 14 Соглашения, пунктом 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза не установлено. Приобретение гражданства Российской Федерации не относится к числу оснований, с которыми закон связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин. Положения пункта 24 Приложения № 3 Соглашения к возникшим правоотношениям не применимы, поскольку Гончаров А.А. собственником спорного автомобиля не являлся.

Доводы Гончарова А.А. о том, что автомобиль был вывезен с таможенной территории Таможенного союза 23 - 25 мая 2016 года допустимыми доказательствами не подтверждены и опровергаются сведениями Челябинской таможни о том, что в базе данных ФТС России отсутствует информация и документы, свидетельствующие о вывозе спорного автомобиля с территории Таможенного союза.

Так, согласно пункту 19 Порядка совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 311, таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства и временно ввезенных на таможенную территорию, при их обратном вывозе физическими лицами за пределы такой территории осуществляется декларантом путем подачи должностному лицу уполномоченного таможенного органа декларации (иного документа), оформленной (оформленного) при временном ввозе таких транспортных средств. Должностным лицом уполномоченного таможенного органа в разделе «Для служебных отметок» декларации (иного документа), указанной (указанного) в части первой настоящего пункта, вносится запись «Вывоз» и проставляется дата внесения такой


7

записи. Запись заверяется оттиском личной номерной печати должностного лица уполномоченного таможенного органа. Данный экземпляр декларации (иного документа) возвращается физическому лицу.

В случае утраты декларации (иного документа), указанной (указанного) в части первой настоящего пункта, таможенное декларирование транспортных средств, указанных в части первой настоящего пункта, при их обратном вывозе осуществляется путем подачи должностному лицу уполномоченного таможенного органа декларации, заполненной при их обратном вывозе. В представленной декларации должностным лицом уполномоченного таможенного органа проставляются отметки, свидетельствующие о выпуске (отказе в выпуске). Данный экземпляр декларации возвращается физическому лицу.

Таможенный орган, осуществивший выпуск транспортных средств, указанных в части первой настоящего пункта, при их обратном вывозе информирует об этом при помощи национального программного средства таможенный орган, оформивший временный ввоз таких транспортных средств.

Имеющая в материалах дела пассажирская таможенная декларация отметок о вывозе спорного транспортного средства не содержит.

Представленное Гончаровым А.А. заключение экспертного исследования Донецкого научно- исследовательского экспертно -криминалистического центра от 02 июня 2017 года вывоз автомобиля не подтверждает, поскольку данное обстоятельство может быть подтверждено определенными доказательствами - пассажирской таможенной декларацией, в которой должна быть проставлена отметка «вывоз». Данное заключение лишь содержит выводы о том, что идентификационные номера агрегатов не были подвергнуты подделке.

Учитывая изложенное, в отношении указанного транспортного средства подлежат взысканию таможенные пошлины в размере и порядке, установленных Соглашением.

Размер таможенной пошлины определен в соответствии с пунктом 12 раздела IV приложения 5 Соглашения с соблюдением норм статьи 118 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», статьи 78 Таможенный кодекс Таможенного союза.

Порядок и сроки взыскания недоимки по таможенным пошлинам и пени соблюдены.

В силу части 2 статьи 150 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных


8

предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона.

До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган (часть 3 статьи 150 этого же закона).

При выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов (часть 2 статьи 151 ФЗ №311).

В силу части 5, 6 статьи 152 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров. Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, Налогового кодекса РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган),


9

направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица.

Таможенным законодательством не установлен отдельный срок для обращения таможенного органа в суд с заявлением о взыскании задолженности физического лица по уплате таможенных платежей и пеней, но, поскольку на таможенные органы распространяются права и обязанности налоговых органов в части взимания налогов при перемещении товаров через таможенную границу, для определения срока обращения в суд, необходимо руководствоваться положениями Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Факт неуплаты таможенных платежей Гончаровым А.А. обнаружен таможенным органом 11 ноября 2016 года, о чем составлен акт таможенного органа № 10504000/111116/0000405.

24 ноября 2016 года Гончарову А.А. было выставлено требование № 332 об уплате таможенной пошлины года в размере 332 412,19 рублей и пени, начисленных за период с 06 июля по 24 ноября 2016 года, в размере 19 149,69 рублей; установлен срок для уплаты - не позднее 20 дней с момента вручения (получения) данного требования.

Расчет пени произведен истцом в соответствии с законодательством о таможенном регулировании, ответчиком не оспорен.

Требование было направлено в адрес ответчика почтой. В силу части 16 статьи 152 ФЗ № 311 такое требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

Заказное письмо с уведомлением с требованием № 332 было направлено Гончарову А.А. 25 ноября 2016 года. До настоящего времени требование ответчиком не исполнено.

Учитывая, что требование об уплате таможенных платежей и пени в адрес Гончарова А.А. направлено почтовой связью 25 ноября


10

2016 года, то в соответствии с частью 16 статьи 152 ФЗ № 311 оно считается полученным 02 декабря 2016 года. Следовательно, шестимесячный срок для обращения в суд исчисляется со следующего дня после даты окончания срока исполнения требования, установленного таможенным органом, т.е. с 23 декабря 2016 года (02 декабря 2016 года (требование считается полученным) + 20 дней, установленных таможенным органом для исполнения, значит последней датой добровольного исполнения является 22 декабря 2016 года).

Судебный приказ о взыскании таможенного платежа и пени с Гончарова А.А. вынесен 07 февраля 2017 года, то есть в пределах предусмотренного законом срока. Данный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № 7 Центрального района г. Челябинска 26 мая 2017 года. В суд с настоящим административным иском таможенный орган обратился 20 июля 2017 года, то есть также в пределах срока, установленного законом.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с Гончарова А.А. недоимки по таможенным пошлинам и пени.

Процессуальных нарушений по делу не допущено. Гончаров А.А. был извещен о рассмотрении дела в суде первой инстанции свовременно.

Так, судебное заседание по делу было назначено на 16 октября

2017 года, отложено в связи с отсутствием сведений об извещении Гончарова А.А. на 20 ноября 2017 года.

20 ноября 2017 года дело рассмотрено по существу, при этом Гончаров А.А в судебном заседании участия не принимал.

В силу статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Обязанность по извещению Гончарова А.А. о дате и времени рассмотрения дела судом была выполнена надлежащим образом: судебная повестка направлена в адрес ответчика почтой по адресу: ****. Почтовое отправление вернулось обратно в суд с отметкой «истек срок хранения».

В силу положений статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, статьи 100 Кодекса административного судопроизводства РФ, исходя из


11

разъяснений Верховного Суда РФ данных в пунктах 67, 68 Постановления Пленума от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним, в том числе и в случае возвращения почтового отправления обратно отправителю с отметкой «истек срок хранения».

Факт неполучение Гончаровым А.А. почтового отправления не свидетельствует о его неизвещении о времени и месте судебного заседания, поскольку последний, не получая поступающую в его адрес корреспонденцию из суда, несет риск неблагоприятных дня него последствий.

Решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права не допущено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда г. Челябинска от 20 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГОНЧАРОВА Андрея Александровича f без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи