ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 2А-827/19 от 12.03.2020 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ФИО3 КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 2а-827/19

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 12 марта 2020 года

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе

председательствующего Капункина Ю.Б.,

судей Малаевой В.Г., Мальмановой Э.К.,

при секретаре Матвеевой Я.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чижова ФИО10 на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 6 марта 2019 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 мая 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Чижова В.А. к Правительству Севастополя, начальнику Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя Рязанцеву М.С., Дирекции строительства Севастополя об оспаривании распоряжений.

Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б., суд

установил:

Чижов В.А. (далее – заявитель, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Севастополя, начальнику Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя Рязанцеву М.С., Дирекции строительства Севастополя, в котором просил признать незаконными распоряжения Правительства Севастополя №№ 330-РП, 345-РП от 1 ноября 2018 года и от 15 ноября 2019 года; возложить на Дирекцию строительства города Севастополя обязанность воздержаться от совершения действий, которые могут повредить или уничтожить объекты, указанные в спорных распоряжениях.

В обоснование требований указано, что список объектов, подлежащих списанию включены, в том числе объекты наследия, расположенные на территории объекта культурного наследия с системой внутрикомплексных объектов «Форт Меньшиков» по адресу: г. Севастополь, ул. Капитанская, 1 (далее - объекта культурного наследия), тогда как проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, иных работ осуществляется при наличии заключения историко-культурной экспертизы, которая проведена не была.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 6 марта 2019 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 мая 2019 года решение от 6 марта 2019 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судебные постановления являются незаконными, подлежат отмене; судами допущено нарушение норм материального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Государственная историко-культурная экспертиза земельного участка выявленного объекта культурного наследия не проведена, следовательно, спорные распоряжения являются незаконными и подлежат отмене.

Определением судьи от 21 января 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

Определением от 11 февраля 2020 года судебное заседание было отложено на 12 марта 20220 года.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.

Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.

Отказывая в удовлетворении административных требований, суд первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что заявитель не доказал, что обжалуемыми распоряжениями и действиями нарушены его права и законные интересы.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает обоснованными выводы судов по следующим основаниям.

Так, Севастопольским городским Советом 17 марта 2014 года принято решение № 7156 «О статусе города-героя Севастополя», согласно которого государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации - право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города федерального значения Севастополя признаются правом собственности города Севастополя.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Исходя из положений пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно п. 1.1 постановления Правительства Севастополя №883-ПП от 22 сентября 2016 года «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативноправовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 8 августа 2018 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя принято распоряжение № 11243-РДЗ (далее - распоряжение № 11243-РДЗ), которым в Реестр собственности г. Севастополя включено недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка по указанному адресу, как имущество, находящееся в казне г. Севастополя.

Ссылаясь на изложенное, судами верно указано, что объект недвижимости, расположенный в <адрес> находится в собственности города и правом распоряжаться им от имени города наделен Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

Также, пунктом 2 распоряжения № 11243-РДЗ предусмотрено, что Фонду проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» предоставлено в безвозмездное пользование недвижимое имущество, указанное в приложении № 2 к распоряжению.

Согласно приложения № 1 к распоряжению № 11243-РДЗ в Реестр собственности г. Севастополя передано 33 объекта недвижимости, расположенных по <адрес>.

Фонду проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» согласно приложения №2 к распоряжению № 11243-РДЗ в безвозмездное пользование передано 25 объектов недвижимости по <адрес>.

2 октября 2018 года между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» заключен договор № 31-18БП о безвозмездном пользовании имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, согласно приложения № 2 к распоряжению №11243-РДЗ.

Постановлением Правительства Севастополя №619-ПП от 24 июня 2016 года утвержден Порядок списания государственного имущества, находящегося в собственности города Севастополя (далее Порядок), который на момент принятия оспариваемых распоряжений действовал в редакции от 6 марта2018 года. Пунктами 1.1, 1.2 Порядка установлена процедура списания основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, находящихся в собственности города Севастополя (далее - имущество Севастополя).

При этом действие Порядка не распространяется на списание: имущества Севастополя с ограниченной оборотоспособностью; музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного и Архивного фондов.

Согласно раздела 2 Порядка, списание имущества Севастополя - комплекс действий, связанных с признанием имущества Севастополя непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, недостачи или хищения.

Основания для списания установлены в разделе 4 Порядка, согласно которого списанию подлежит имущество Севастополя при наличии одного из следующих оснований: полный моральный или физический износ, невозможность или экономическая нецелесообразность его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации); утрата или повреждение (разрушение, гибель, уничтожение) в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий, в иных случаях, приведших имущество Севастополя в состояние, непригодное для использования; несоответствие технического состояния имущества требованиям нормативно-технической документации, иным нормам, установленным государственными органами, если при этом невозможно или нецелесообразно его восстановление (ремонт, реконструкция, модернизация), а также когда имущество Севастополя не может быть приватизировано (реализовано); недостача или хищение.

Пунктами 4.5, 4.6 Порядка установлено, что списанию не подлежит имущество Севастополя, на которое наложен арест, обращено взыскание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также имущество, находящееся в залоге, в обеспечении по гражданским правовым договорам.

До получения согласия на списание имущества Севастополя разборка, демонтаж или ликвидация такого имущества не допускаются.

В целях подготовки и принятия решения по вопросам списания имущества Севастополя создается Комиссия по списанию имущества Севастополя (далее Комиссия, п. 7.1 Порядка), которая исследует имущество Севастополя, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации; принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества Севастополя, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, конструкций и материалов от имущества; устанавливает причины списания имущества Севастополя, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания имущества; готовит заключение о техническом состоянии подлежащего списанию имущества Севастополя с указанием причин невозможности его дальнейшего использования и (или) нецелесообразности восстановления; подготавливает акт о списании имущества Севастополя (далее - акт о списании) в зависимости от вида списываемого имущества, составленный в соответствии с утвержденными унифицированными формами первичной учетной документации, содержащий обязательные реквизиты, установленные законодательством Российской Федерации, и включающий компетентные выводы Комиссии; формирует пакет документов в соответствии с разделами 17 - 21 настоящего Порядка.

Согласно п. 1 раздела 16 Порядка списание имущества Севастополя, включенного в состав имущественной казны города Севастополя и переданного в безвозмездное пользование, осуществляется в отношении недвижимого имущества независимо от его стоимости, особо ценного движимого имущества, а также движимого имущества (в т.ч. автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов) первоначальной (балансовой) стоимостью свыше 200000 рублей за инвентарную единицу - на основании решения Правительства Севастополя о списании имущества.

При рассмотрении вопроса о списании объектов имущественной казны города Севастополя уполномоченный орган направляет обращение в адрес ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества», предметом деятельности которого является осуществление мероприятий по списанию объектов казны, с целью формирования пакета документов, указанных в разделах 17-21 настоящего Порядка (раздел 23 Порядка).

Как следует из пункта 3.3 отчета №К-18/0798-54 от 11 октября 2018 года, подготовленного ООО «Комплексные инженерные системы», ввиду высокой степени морального и физического износа <адрес> по <адрес>, а также нахождения их в аварийном состоянии, исчерпании несущей способности и наличии опасности обрушения рекомендовано исключить возможность нахождения людей на территории аварийных зданий; произвести работы по демонтажу аварийных зданий.

18 октября 2018 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в адрес ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества» направлено письмо исх.№ 26943/05-05-21/18 относительно подготовки документов по списанию 14-ти объектов движимого имущества, переданного в безвозмездное пользование Фонду «Национальное культурное наследие» согласно договору от 02.10.2018 №31- 18/БП по <адрес>.

По результатам рассмотрения вышеуказанного письма 24 октября 2018 года ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества» в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлены документы для списания 14 объектов по вышеуказанному адресу.

Заключением Комиссии по списанию государственного имущества от 25 октября 2018 года на основании вышеназванного отчета №К- 18/0798-54 от 11 октября 2018 года установлена целесообразность списания имущества, переданного в безвозмездное пользование Фонду проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» на основании договора №31-18/БП от 2 октября 2018 года.

7 ноября 2018 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в адрес ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества» направлено письмо №28277/05-05-21/18 относительно подготовки документов по списанию 43-х объектов движимого имущества, переданного в безвозмездное пользование Фонду «Национальное

культурное наследие» согласно договору от 2 октября 2018 № 31-18/БП. расположенных по адресу <адрес>.

По результатам рассмотрения вышеуказанного письма 12 ноября 2018 года за исх. №03-06-01105 ГКУ г. Севастополя «Фонд государственного имущества» в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлены документы для списания 43 объектов недвижимого имущества по <адрес>.

Решением Комиссии по списанию государственного имущества от 12 ноября 2018 года, принятым на основании отчетов №№К-18/0798-24, К-18/0798-54-1 и 11/482-18с, решено списать имущество, включенное в состав имущества казны г. Севастополя в количестве 43-х единиц, указанного в приложении к протоколу и переданного в безвозмездное пользование Фонду проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» на основании договора № 31-18/БП от 2 октября 2018 года.

Ссылаясь на изложенное, суды верно пришли к выводу, что оспариваемые распоряжения Правительства Севастополя № 330-РП от 1 ноября 2018 года и №345-РП от 15 ноября 2018 года о списании пришедшего в негодность государственного имущества, приняты в полном соответствии с Порядком и в пределах полномочий.

Также судами учтено, что в соответствии с требованиями Федерального закона №73- ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», по результатам проведения археологических полевых работ по адресу г . Севастополь, в районе мыса Хрустальный и ул. Капитанская, приказом Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя №1181 от 27 декабря 2018 года «Форт Меньшиков» с системой внутрикомплексных объектов включен в перечень выявленных объектов культурного наследия.

17 января 2019 года Управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя за исх. №83/01-28-01-18/02/19 в адрес Фонда проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» направлено письмо о необходимости проведения мероприятий по сохранению выявленного объекта археологического наследия «Форт Меньшиков» с системой внутрикомплексных объектов в рамках которых последний обязан:

- разработать в составе проектной документации раздел об обеспечении сохранности выявленного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия;

- получить по разделу документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия заключение государственной историко-культурной экспертизы и представить его совместно с указанной документацией в Управление на согласование.

21 января 2019 года Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие», за исх.№01-5/04, в адрес Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя направлены: проектная документация. Раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства». Мероприятия по сохранению объекта культурного наследия. СГМ18-1334.СВС-ОКН; акт государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия при производстве демонтажа объектов капитального строительства в связи с реализацией проекта «Музейный и театрально-образовательный комплексы в <адрес> 3 этап. Подготовка территории строительства. Реконструкция существующих инженерных сетей. Участок

По результатам рассмотрения представленных Фондом проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» документов, 25.02.2019 года за подписью заместителя губернатора - председателя Правительства Севастополя Рязанцева М.С. за исх.№448/01- 28-03-03/02/19 дан ответ о согласовании представленной документации по сохранению объекта культурного наследия при демонтаже объектов, подлежащих сносу в районе объектов культурного наследия «Форт Меньшиков» и «Оборонительная стена 7-го бастиона».

С учетом установленных обстоятельств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Чижову В.А.

Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 6 марта 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 21 мая 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Чижова ФИО11 без удовлетворения.

ПредседательствующийСудьи