ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Кассационное определение № 88А-14338/2022 от 07.09.2022 Третьего кассационного суда общей юрисдикции

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88а-14338/2022

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Санкт-Петербург 7 сентября 2022г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Городкова А.В.,

судей Зеленского А.М. и Морозковой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№2а-3221/2021) по кассационной жалобе ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 апреля 2022г. (№33а-1610/2022) по административному иску Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми об обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е., возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Бахтиной Н.И., судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с об обязании в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения следующих работ: оборудовать общежитие отряда СУОН, расположенного по адресу: мкр. Верхний Чов, д.43/2 литера «с», г. Сыктывкар, кабинетом психологов, кабинетом для индивидуальной психологической работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта с площадями согласно таблицы 14.3 Свода правил; оборудовать умывальное помещение отряда СУОН ножными раковинами в соответствии с примечанием № 6 таблицы 14.3 Свода правил; оборудовать санитарные узлы всех камер блока ШИЗО/ПКТ, расположенного по адресу: мкр. Верхний Чов, д. 43/5, г. Сыктывкар, изолированными кабинами с полноразмерным дверным полотном, с системами вентиляции, освещения; оборудовать кабины (санитарные узлы) во всех камерах блока ШИЗО/ПКТ сливными бачками; оборудовать камеры № № 2, 13, 14, 15 блока ШИЗО/ПКТ оконными проемами в соответствии с надлежащими размерами; оборудовать окна в камерах № № 1, 6, 7, 8, 9, 16, 20 блока ШИЗО/ПКТ, механизмами, регулирующими открытие и закрытие форточек (фармуг); оборудовать полы всех камер блока ШИЗО/ПКТ из шпунтованных досок; оборудовать полы в прогулочных дворах блока ШИЗО/ПКТ № № 1, 2, 3, 4 соответствующим покрытием; провести ремонт в уборной (туалете) и душевой отряда СУОН, а именно: устранить дефекты стен и покрытия полов (заменить сколотую плитку на полу и на стенах, установить настенную плитку в местах ее отсутствия); произвести ремонт стен и потолков в душевой и уборной, где имеются чёрные пятна; обновить покрытие унитазов (для чаш «Генуя»); провести ремонт в камерах № №: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19 блока ШИЗО/ПКТ, а именно: устранить дефекты стен и потолков (отслоение краски, нарушена целостность покрытия стены в области вентиляционных выходов и оконных проемов (сыпется кирпичная стена, сколы кирпичной кладки), отслоение штукатурки), обновить покрытие раковин.

В обоснование указано, что ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми не обеспечиваются в полной мере условия содержания осужденных, что в свою очередь создает препятствие для соблюдения прав осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение и не способствует достижению основной цели уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а именно исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021г. административный иск Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми об обязании совершить действия, удовлетворено частично.

На ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем проведения следующих работ: оборудовать умывальное помещение отряда СУОН, расположенного по адресу: мкр. Верхний Чов, д.43/2 литера «с», г. Сыктывкар, ножными раковинами в соответствии с примечанием № 6 таблицы 14.3 Свода правил; оборудовать, санитарные узлы всех камер блока ШИЗО/ПКТ, расположенного по адресу: мкр. Верхний Чов, д. 43/5, г. Сыктывкар, изолированными кабинами с полноразмерным дверным полотном, с системами вентиляции, освещения на основании пунктов 17.2, 19.3.6, 19.4.7 Свода правил, пункта 128 СанПиН 2.1.3684-21, пункта 151, пункта 13 таблицы 5.52. СанПиН 1.2.3685-21; оборудовать кабины (санитарные узлы) во всех камерах блока ШИЗО/ПКТ сливными бачками в соответствии с требованиями п. 19.2.6 Свода правил; оборудовать камеры № № 2, 13, 14, 15 блока ШИЗО/ПКТ оконными проемами в соответствии с размерами, установленными п. 17.14 Свода правил; оборудовать окна в камерах № № 1, 6, 7, 8, 9, 16, 20 блока ШИЗО/ПКТ механизмами, регулирующими открытие и закрытие форточек (фармуг) в соответствии с требованиями пунктов 16.2.1 и 16.2.8 Свода правил; оборудовать полы всех камер блока ШИЗО/ПКТ из шпунтованных досок в соответствии с требованиями пункта 17.13 Свода правил; оборудовать полы в прогулочных дворах блока ШИЗО/ПКТ № № 1, 2, 3, 4 покрытием с учетом требований пункта 17.13 СНиП 2.03.13-88, в которых присутствует конструкции для отвода атмосферных осадков; провести ремонт в уборной (туалете) отряда СУОН, а именно: устранить дефекты стен и покрытия полов, заменив сколотую плитку на полу и на стенах, установить настенную плитку в местах ее отсутствия; произвести ремонт стен и потолков в уборной, где имеются чёрные пятна; провести ремонт в камерах № №: 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19 блока ШИЗО/ПКТ, а именно: устранить дефекты стен и потолков (отслоение краски, нарушение целостности покрытия стены в области вентиляционных выходов и оконных проемов (отсыпку кирпичной стены, сколы кирпичной кладки), отслоение штукатурки), обновить покрытие раковин.

В удовлетворении требований об обязании оборудовать общежитие отряда СУОН кабинетом психологов, кабинетом для индивидуальной психологической работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта с площадями согласно таблицы 14.3 Свода правил, отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 апреля 2022г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021г. отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора об обязании оборудовать общежитие отряда СУОН, расположенного по адресу: мкр. Верхний Чов, д.43/2 литера «с», г. Сыктывкар (согласно техническому паспорту на здание), кабинетом психологов, кабинетом для индивидуальной психологической работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта с площадями согласно таблицы 14.3 Свода правил.

В указанной части принято новое решение, по которому ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми обязано в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем оборудования общежития отряда СУОН, расположенного по адресу: мкр. Верхний Чов, д.43/2 литера «с», г. Сыктывкар (согласно техническому паспорту на здание), кабинетом психологов, кабинетом для индивидуальной психологической работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта з площадями согласно таблицы 14.3 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года№ 1454/пр.

В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России просят отменить постановленные по делу судебные акты, в удовлетворении административного иска прокурора отказать. В обоснование указали, что оспариваемые судебные акты приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).

Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.

Установив незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении требований уголовно-исполнительного законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований прокурора, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, за исключением обязанности оборудовать общежитие отряда СУОН кабинетом психологов, кабинетом для индивидуальной психологической работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта с площадями согласно таблицы 14.3 Свода правил.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми согласилась с выводами суда первой инстанции в той части, в которой были удовлетворены требования прокурора.

Суд апелляционной инстанции признал необоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии технической возможности приведения здания исправительного учреждения, СУОН в соответствие с требованиями действующего законодательства, отменив в указанной части решение суда первой инстанции и приняв новое решение в данной части об удовлетворении административного иска прокурора.

В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Часть 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к задачам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации относит регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с пунктами 2, 4 и 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях обеспечивает я соблюдение определенного режима - установленного законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010г. N 1772-р, в сфере материально-бытовых условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предполагает осуществление мероприятий по приведению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах в соответствие с законодательством Российской Федерации, выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в соответствии с установленными нормативами, повышение нормативов жилой площади для осужденных.

Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр утвержден и введен в действие свод правил "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)" (далее по тексту - Свод правил 308.1325800.2017), определивший требования к зданиям, сооружениям, планировке учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в том числе, исправительных колоний.

В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что в отряде со строгими условиями отбывания наказания, расположенного по адресу: мкр. Верхний Чов, д.43/2 литера «с», г. Сыктывкар (далее отряд СУОН) допущены нарушения действующего законодательства (отсутствуют следующие помещения: кабинет психологов, комната воспитательной работы, кабинет для индивидуальной психологической работы с осужденными, комната для отправления религиозных обрядов, комната подогрева пищи, комната мытья и хранения посуды, комната быта; в уборной (туалете) и душевой отряда СУОН потолок в черных пятнах, унитазы покрыты известковым налетом и ржавчиной, также в указанных помещениях обнаружены сколы и отсутствие настенной плитки), во всех камерах ШИЗО, ПКТ в дверной проем кабины санитарного узла не установлен полноразмерный дверной блок с дверным полотном, открывающимся наружу; кабины санитарных узлов не изолированы, освещение с ИК-детектором включения освещения в них отсутствует, несмотря на необходимость установки во внутренней стене, разделяющей санитарную кабину и общий коридор, на высоте 2,2 м от уровня пола в нише сечением 270 х 300 х 250 мм, защищенной сварной решеткой, осветительного прибора; удаление воздуха из камер не предусмотрено через санитарные узлы этих помещений; вентиляционные отверстия для вытяжки воздуха находятся в камерах, где проживают осужденные; перегородки в камерах блока ШИЗО/ПКТ № № 11, 12, 13, 14, 15, 16 в нарушении пункта 17.2 Свода правил выполнены из фанеры; во всех санитарных узлах камер блока ШИЗО/ПКТ отсутствуют сливные бачки; оконные проемы в камерах № № 2, 13, 14, 15 блока ШИЗО/ПКТ меньше размеров, которые предусмотрены пункта 17.14 Свода правил; в нарушении требований п. п. 16.2.1, 16.2.8, 19.3.6 Свода правил в камерах №№ 1, 6, 7, 8, 9, 16, 20 сломан или отсутствует механизм, регулирующий открытие и закрытие форточек (фрамуг); во всех, камерах блока ШИЗО/ПКТ полы выполнены из ДСП, а не из шпунтованных досок толщиной 35 мм (укладываемые в замок «паз-гребень»); в прогулочных дворах блока ШИЗО/ПКТ № №: 1, 2, 3, 4 полы не имеют покрытия (выполнена только бетонная стяжка), а конструкция полов не обеспечивает отвод атмосферных осадков; в камерах № № 1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 19 блока ПКТ/ШИЗО выявлены дефекты стен и потолков (отслоение краски, нарушена целостность покрытия стены в области вентиляционных выходов и оконных проемов (сыпется кирпичная стена, сколы кирпичной кладки), отслоение штукатурки), покрытие раковин требует обновления.

Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь статьи 15 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ, пунктами 2,4,5 статьи 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», статьями 1, 4, 10, 82, 99, 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, пунктами 17.2, 19.3.6, 19.4.7, 19.2.6, 17.14, 16.2.1 и 16.2.8, 17.13 Свода правил; пунктом 128 СанПиН 2.1.3684-21, пунктом 151, пунктом 13 таблицы 5.52. СанПиН 1.2.3685-21; положениями СНиП 2.03.13-88, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований прокурора за исключением обязанности оборудовать общежитие отряда СУОН кабинетом психологов, кабинетом для индивидуальной психологической работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта с площадями согласно таблицы 14.3 Свода правил.

Не соглашаясь с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований прокурора суд апелляционной инстанции отметил следующее.

По смыслу действующего уголовно-исполнительного законодательства государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Возведение зданий исправительного учреждения до принятия указанных нормативных правовых актов, исходя из целей и задач уголовно-исполнительного законодательства, а также Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года N 1772-р, является обстоятельством, свидетельствующим о наличии объективной необходимости приведения материально-технической базы исправительных учреждений в соответствие с современными требованиями к материально-бытовому обеспечению осужденных, обеспечению соблюдения режимных требований, безопасности проходящего службу в учреждении персонала, в том числе, путем проведения реконструкции, расширения, переоснащения существующих зданий, помещений и сооружений исправительного учреждения либо строительства новых.

По изложенным мотивам, вывод суда об отказе в удовлетворении требований прокурора об оборудовании общежития отряда СУОН кабинетом психологов, кабинетом для индивидуальной психологической работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта с площадями согласно таблицы 14.3 Свода правил, суд апелляционной инстанции признал ошибочным.

Подпунктами 3 и 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г. №1314 определено в качестве задач ФСИН России создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, надлежащих условий содержания с целью обеспечения охраны их прав, свобод и законных интересов.

В статье 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы (статья 11 Закона).

В пункте 14.3 Свода правил «Общежитие» и представленной к пункту таблице предусмотрено, что каждый отряд, по настоящему делу это отряд СУОН, должен быть оборудован комнатой психологов, кабинетом для индивидуальной психологической работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта с площадями, приведенными в таблице.

Помещения для психологической работы необходимы для осуществления диагностики и психокоррекционной работе с заключенными, в целях разрешения таких актуальных проблем как их нахождение в изоляции от общества, исправление своего девиантного поведения, так и последующего освобождения и реализации на жизненном пути. Оборудование помещения для отправления религиозных обрядов является реализацией принципа свободы вероисповедания, необходимо для уединения осужденного и проведения им обрядов, предусмотренных его религией. Следовательно помещения для подогрева пищи, мытья и хранения посуды, быта необходимо в повседневной жизни каждого осужденного.

Таким образом, в целях реализации поставленных задач ФСИН России по исполнению наказаний, с учетом закрепленных положениями национального и международного законодательства гарантий осужденных на содержание в надлежащих условиях, приведение помещений исправительного учреждения, их оборудования в соответствие с требованиями Свода правил является необходимым и обязательным.

Суд апелляционной инстанции не согласился и с утверждением суда первой инстанции об отсутствии технической возможности приведения здания исправительного учреждения, СУОН в соответствие с требованиями действующего законодательства, поскольку реконструкция либо капитальный ремонт существующего здания не являются единственным способом исполнения судебного постановления. При этом выбор конкретных способов материально-технического и финансового обеспечения осуществляется административным ответчиком и заинтересованными лицами самостоятельно в ходе исполнения принятого по делу судебного постановления.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции решение в части отказа в удовлетворении требований прокурора отменил, приняв новое решение об обязании ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в течении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем оборудования общежития отряда СУОН, расположенного по адресу: мкр. Верхний Чов, д.43/2 литера «с», г. Сыктывкар (согласно техническому паспорту на здание), кабинетом психологов, кабинетом для индивидуальной психологической работы с осужденными, комнатой для отправления религиозных обрядов, комнатой подогрева пищи, комнатой мытья и хранения посуды, комнатой быта с площадями согласно таблицы 14.3 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года№ 1454/пр.

Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.

Доводы жалобы по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.

Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.

Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021г. (в неотмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 апреля 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России-без удовлетворения.

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 ноября 2021г., апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 4 апреля 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы

Председательствующий

Судьи

Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2022г.