Определение
25 апреля 2018 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Абрамова А.Ю..,
при секретаре Никитиной М.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2-4311/2018 по административному исковому заявлению Атозода Курбоналии Махмадкарима к начальнику отдела по вопросам миграции ОП №21 У МВД России по г.Тольятти о признании незаконным решения о не разрешении въезда в РФ,
Установил:
В Автозаводский районный суд г. Тольятти поступило административное исковое заявление Атозода Курбоналии Махмадкарима к начальнику отдела по вопросам миграции ОП №21 У МВД России по г.Тольятти о признании незаконным решения о не разрешении въезда в РФ.
Представитель административного ответчика ОП № 21 У МВД России по г.Тольятти в судебном заседании заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - ОП № 21 У МВД России по г.Тольятти на надлежащего - Главное управление Министерства внутренних дел по Самарской области.
Представитель ответчика - Главного управления Министерства внутренних дел по Самарской области в суд не явился. Извещен надлежащим образом. До начала судебного заседания предоставил ходатайство о передаче дела по подсудности по месту его нахождения – в Октябрьский районный суд г.Самары.
Административный истец в судебном заседании против замены ненадлежащего ответчика и передачи дела по подсудности не возражал.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Как следует из положений ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В соответствии с ч.3 ст.24 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом.
Положениями ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 года №114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрено, что иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Полномочия УФМС России принимать решение о запрете въезда на территорию России иностранного гражданина определены в пп. 7.16.1, 7.16.5 Постановления Правительства РФ от 13 июля 2012 года N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы".
Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 ФМС России упразднено, её полномочия переданы МВД России.
Кроме того, Постановлением Правительства от 14.01.2015 года №12 утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства. В данный перечень включено, в том числе Министерство внутренних дел.
Административным истцом в качестве ответчика в рассматриваемом исковом заявлении указан начальник Отдела по вопросам миграции ОП №21 У МВД России по <адрес>ФИО3
Вместе с тем, Отдел по вопросам миграции ОП №21 У МВД России по г.Тольятти является структурным подразделением Управления МВД России по г.Тольятти и не является самостоятельным юридическим лицом, которое может представлять интересы в суде.
Согласно п. 19 Положения об Управлении министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Тольятти, утвержденного приказом ГУ МВД России по Самарской области от 30.08.2017 №968 Управление является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения; имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс, лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ; выступает истцом и ответчиком в суде.
Согласно п. 2 положения об Управлении по вопросам миграции ГУ МВД, утвержденного приказом ГУ МВД № 558 от 28.07.2016 (далее - Положение УВМ), УВМ является структурным подразделением ГУ МВД, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
В соответствии с п.9.3. Положения УВМ одной из основных задач Управления по вопросам миграции является оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации, а также для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
В этой связи ГУ МВД является истцом, ответчиком и заинтересованным лицом по делам, решения по которым принимает У МВД ГУ МВД России по Самарской области, являясь структурным подразделением ГУ МВД России по Самарской области.
Следовательно, Отдел по вопросам миграции ОП №21 У МВД России по г.Тольятти является ненадлежащим ответчиком по настоящему административному делу.
Согласно ч.1-2 ст.43 КАС РФ в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика. О замене ненадлежащего административного ответчика надлежащим или о привлечении к участию в деле другого надлежащего административного ответчика суд выносит определение.
При таких обстоятельствах ходатайство ОП №21 У МВД России по г.Тольятти о замене ненадлежащего ответчика на надлежащего – Главное управление Министерства внутренних дел по Самарской области обоснованно и подлежит удовлетворению.
Кроме того, положениями ст. 25 КАС РФ определено, что подсудность административных дел с участием иностранных лиц определяется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федераций.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст.15 Федерального закона о миграционном учете основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Из ч.2 ст.15 Федерального закона о миграционном учете следует, что регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
В соответствии со статьей 2 данного Федерального закона местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации служит жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном этим Федеральным законом.
Таким образом, местом жительства иностранного гражданина является жилое помещение, которое указано в разрешении на временное проживание на территории Российской Федерации либо в виде на жительство в Российской Федерации.
В настоящее время иностранный гражданин, а именно гражданин Таджикистана Атозода Курбоналии Махмадкарим согласно сведений СПО «Мигрант-1» зарегистрирован до 30.06.2018г. по месту пребывания: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ местом нахождения административного ответчика - Главного управления Министерства внутренних дел по Самарской области является – <...>, что относится к подсудности Октябрьского районного суда г. Самары.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто (в том числе ответчик) не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Административный истец против передачи дела по подсудности в суд по месту нахождения административного ответчика не возражает.
Таким образом, рассматриваемое административное исковое заявление, поданное гражданином Республики Таджикистан ФИО1 с нарушением правил подсудности, подлежит рассмотрению судом по месту нахождения органа, чье решение оспаривается, то есть в Октябрьском районном суде г. Самары.
На основании п.2 ч.2 ст. 27 КАС суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда, которое может быть обжаловано. Административное дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются (ч.3-4 ст.27 КАС).
В связи с тем, что в ходе судебного заседания установлено, что административное исковое заявление ФИО1 принято с нарушением правил территориальной подсудности, суд считает необходимым передать административное дело в Октябрьский районный суд г. Самары - по месту нахождения административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 22, 27 КАС РФ, суд
Определил:
Заменить ненадлежащего административного ответчика - начальника отдела по вопросам миграции ОП №21 У МВД России по г.Тольятти по административному делу № 2а-2-4311/2018 по административному исковому заявлению Атозода Курбоналии Махмадкарима о признании незаконным решения о не разрешении въезда в РФ на надлежащего - Главное управление Министерства внутренних дел по Самарской области.
Административное дело № 2а-2-4311/2018 по административному исковому заявлению Атозода Курбоналии Махмадкарима к Главному управлению Министерства внутренних дел по Самарской области о признании незаконным решения о не разрешении въезда в РФ – передать по подсудности в Октябрьский районный суд г.Самары, расположенный по адресу: 443056, <...>.
Определение может быть обжаловано в 15-дневный срок в Самарский областной суд путем подачи частной жалобы в Автозаводский районный суд г.о. Тольятти Самарской области.
Судья | Абрамов А.Ю. |