03RS0006-01-2021-006326-14
Дело № 2а-68/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2022 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мухаметовой Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым сборам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по РБ обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым сборам, в котором просит суд взыскать с ФИО1, ИНН № задолженность налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., пеня за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.; транспортный налог с физических лиц: пеня за 2017-2018гг. в размере <данные изъяты> руб. (из них: <данные изъяты> руб. - 2017 год; <данные изъяты> руб. - 2018 год). На общую сумму <данные изъяты>.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, о причинах неявки не сообщил. Суд, руководствуясь положениями статьи 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Административный ответчик извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался судебной повесткой, о причинах неявки не сообщил.
В силу ч. 1 ст. 96 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.
Согласно ст. 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии с разъяснениями данными в п.п. 67, 68 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Если в юридически значимом сообщении содержится информация об односторонней сделке, то при невручении сообщения по обстоятельствам, зависящим от адресата, считается, что содержание сообщения было им воспринято, и сделка повлекла соответствующие последствия (например, договор считается расторгнутым вследствие одностороннего отказа от его исполнения).
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ст. 102 КАС РФ в случае, если место пребывания административного ответчика неизвестно, суд приступает к рассмотрению административного дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства административного ответчика.
Учитывая, что суд законодательно связан с необходимостью рассмотрения дела, рассмотрение дела не может быть отложено на неопределенный срок, суд приходит к выводу, что судом совершены все действия по надлежащему извещению административного ответчика по адресу, указанному в иске.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об оставлении административного искового заявления без рассмотрения, ввиду следующего.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст.69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
С ДД.ММ.ГГГГ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога может быть направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, что ФИО1, ИНН <данные изъяты> является должником по транспортному налогу в фиксированном размере, начиная с ДД.ММ.ГГГГ: пеня за 2017-2018 г.г. в размере <данные изъяты> руб. (из них: <данные изъяты> руб. – 2017 год; <данные изъяты> руб. – 2018 год). Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., пеня за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что административному ответчику начислены налоги. В установленный срок налогоплательщиком налог уплачен не был, поэтому ему было направлено требование об уплате задолженности (требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ; требование № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании недоимки в сумме <данные изъяты> рублей; требование № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>,14 рублей со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, ответчик данные требования не исполнил, в связи с чем просят взыскать начисленную сумму налога и пени.
При этом требование приложенное административным истцом № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено простым письмом -список № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35). Однако изучая суммы, выставленные в данном требовании суд приходит к выводу, что данные суммы истец выставил о взыскании в данном административном иске.
Таким образом, указанное налоговое требование направлено налоговым органом простым письмом, без уведомления. Данные требования должником не исполнены.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налогового органа как контрольного органа обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичные порядок и срок обращения налогового органа в суд предусмотрены статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Тем самым законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Налоговое уведомление, требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (часть 4 статьи 52, часть 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным канала связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-8/200 «Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штраф процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Требование не считается принятым налогоплательщиком, если:
1) ошибочно направлено налогоплательщику;
2) в нем отсутствует (не соответствует) КЭП, позволяющая идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Согласно ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об электронной подписи», информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
В соответствии с законом в ЭП должна входить форма с отметкой о цифровой подписи. Этот атрибут должен содержать любой электронный документ при его просмотре, печати или сканировании. Он находится в том месте, где обычно на документе ставится рукописная подпись.
В состав штампа ЭП входят номер сертификата; ФИО того, кому принадлежит подпись; дата окончания действия сертификата; данные о заверении файла ЭП.
К административному исковому заявлению приложены три требования в подтверждение соблюдения налоговым органом порядка взыскания недоимки: требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и требование № от ДД.ММ.ГГГГ; требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения в связи с не соблюдением налоговым органом требований ст. 69 НК РФ, регламентирующих обязательное досудебное направление налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 (ИНН <данные изъяты>) о взыскании задолженности: задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: налог за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., пеня за 2019 год в размере <данные изъяты> руб.; транспортный налог с физических лиц: пеня за 2017-2018гг. в размере <данные изъяты>. (из них: <данные изъяты> руб. - 2017 год; <данные изъяты> руб. - 2018 год). На общую сумму <данные изъяты> рублей, оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение пятнадцати дней через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Г.А. Мухаметова