ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 3А-12/2018 от 09.02.2018 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-12/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 февраля 2018 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Михайловой В.Г.

с участием прокурора Берловой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, Департаменту здравоохранения города Севастополя, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю о признании незаконным и отмене пункта 9, подпункта 25.4 пункта 2, второго, третьего и четвертого предложений подпункта 24.2, пункта 24 Инструкции об организации выездов на места происшествий и рассмотрения сообщений об обнаружении трупов граждан, утвержденной совместным Приказом Прокуратуры города Севастополя, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, Департамента здравоохранения города Севастополя, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю № 151/49/517/1155 от 27.09.2016 года,

установил:

Н.В. обратилась в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, Департаменту здравоохранения города Севастополя, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю о признании незаконным и отмене пункта 9, подпункта 25.4 пункта 25, второго, третьего и четвертого предложений подпункта 24.2, пункта 24 Инструкции об организации выездов на места происшествий и рассмотрения сообщений об обнаружении трупов граждан, утвержденной совместным Приказом прокуратуры города Севастополя, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, Департамента здравоохранения города Севастополя, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю от 27.09.2016г. № 151/49/517/1155, ссылаясь на то, что данная Инструкция относится к нормативным правовым актам территориальных подразделений федеральных органов власти РФ, регулирует правоотношения в сфере правоохранительной деятельности в субъекте РФ, рассчитана на неоднократное применение и распространяется на неопределенный круг лиц, нарушает права и интересы административного истца.

В судебном заседании представитель Н.В. по доверенности – И.А. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представители Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю Д.И., Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю С.Ю. против доводов иска возражали по основаниям, изложенным в письменных отзывах, ссылаясь на то что, оспариваемая административным истцом Инструкция нормативным правовым актом не является.

Прокурор Берлова Е.В. в судебном заседании высказалась об отсутствии оснований для признания названной межведомственной Инструкции нормативным правовым актом в понимании положений действующего законодательства и правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Также обратила внимание на то, что прокуроры субъектов РФ не наделены правом издания нормативно-правовых актов.

Н.В., представитель Департамента здравоохранения города Севастополя в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом.

Заслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, изучив административное исковое заявление, прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Верховный суд Республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

В п. 9, 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Если при принятии заявления судья придет к выводу, что оспариваемый правовой акт не является нормативным и дело о его оспаривании неподсудно данному суду, он выносит определение о возвращении заявления с обоснованием своих выводов и указанием, в какой суд следует обратиться заявителю.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности. О передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд выносится определение суда.

Поскольку оспариваемая истцом Инструкция перечисленным выше признакам, характеризующим нормативный правовой акт, не отвечает, утверждена органами государственной власти субъекта РФ и является межведомственным нормативным актом, направленным на оптимизацию работы и улучшение взаимодействия конкретных учреждений по проведению проверок по сообщениям об обнаружении трупов граждан, в связи с чем нормативным правовым актом не является, то административное исковое заявление Н.В. не относится к подсудности Севастопольского городского суда.

Согласно ч. 5 ст. 218 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего подается в суд по подсудности, установленной главой 2 Кодекса.

Административное исковое заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Право выбора между несколькими судами принадлежит административному истцу.

В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Принимая во внимание, что настоящий административный иск принят Севастопольским городским судом к своему производству с нарушением правил подсудности, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 218, ст. ст. 22, 24, 26 КАС РФ он подлежит направлению для рассмотрения по существу в Ленинский районный суд города Севастополя, поскольку административный истец зарегистрирована на относящейся к его юрисдикции территории по адресу: <адрес>.

Руководствуясь статьями 22, 24, 26, 27, 218 КАС РФ, суд

определил:

административное исковое заявление Н.В. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, Департаменту здравоохранения города Севастополя, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю о признании незаконным и отмене пункта 9, подпункта 25.4 пункта 25, второго, третьего и четвертого предложений подпункта 24.2, пункта 24 Инструкции об организации выездов на места происшествий и рассмотрения сообщений об обнаружении трупов граждан, утвержденной совместным приказом прокуратуры города Севастополя, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Севастополю, Департамента здравоохранения города Севастополя, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Севастополю № 151/49/517/1155 от 27.09.2016 года передать для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд города Севастополя.

Определение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение 15 дней с момента его вынесения.

Судья Т.А. Артамонова