ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 88-20283/2021 от 07.10.2021 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-20283/2021

№ дела суда 1-й инстанции 2-2961/2020

УИД 92RS0002-01-2020-003363-84

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 07 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Миллер М.В.,

судей Парамоновой Т.И., Мамия М.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного унитарного предприятия «Дирекция управления имуществом» к ФИО1 о взыскании долга по договору займа и процентов,

по кассационным жалобам ФИО1 и государственного унитарного предприятия «Дирекция управления имуществом» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Миллер М.В., заслушав пояснения представителя ГУП «Дирекция управления имуществом» по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы предприятия и возражавшего по доводам кассационной жалобы ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Государственное унитарное предприятие «Севастопольстройпроект», переименованное в государственное унитарное предприятие «Дирекция управления имуществом» (далее ГУП «Дирекция управления имуществом») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании просроченной задолженности по кредитному договору от 23 декабря 2004 года в размере 91718 рублей 75 копеек, а также пени в размере 87157 рублей 35 копеек до фактического исполнения решения суда. Исковые требования мотивированы тем, что 23 декабря 2004 года между Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству и ответчиком был заключен кредитный договор , согласно которому ФИО1 получила кредит в сумме 107996 гривен на строительство жилья по адресу: <адрес>, с обязательством его возврата до 23 декабря 2034 года. Распоряжением Департамента по имущественные и земельные отношения города Севастополя от 07 ноября 2018 года имущество указанного фонда на праве хозяйственного ведения передано ГУП «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию города Севастополя» (27 сентября 2019 года переименовано в ГУП «Севастопольстройпроект»), в связи с чем, к последнему перешло права требования по кредитному договору от 23 декабря 2004 года, о чем уведомлен заемщик. В настоящее время за ответчиком образовалась задолженность, о чем ответчику направлена претензия, которая оставлена без удовлетворения.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 октября 2020 года, с учетом определения об исправлении описки от 18 ноября 2020 года, исковые требования удовлетворены частично. С ФИО1 в пользу ГУП «Севастопольстройпроект» взысканы просроченная задолженность по кредитному договору в сумме 47693 рубля 75 копеек и неустойка в сумме 30000 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 марта 2021 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 15 октября 2020 года изменено, с ФИО1 в пользу ГУП «Дирекция управления имуществом» взыскано 11585 гривны 52 копейки в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день фактического исполнения обязательства и 4000 гривен неустойки в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день фактического исполнения обязательства.

ФИО1 подала кассационную жалобу, в которой просит отменить апелляционное определение от 18 марта 2021 года и отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ответчиком указано, что истцом не представлены доказательства передачи прав и обязанностей Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" по кредитному договору ГУП "Севастопольстройпроект" в установленном законом порядке. Заявитель указывает, что кредитные обязательства исполнялись ею надлежащим образом до принятия решения Банком России № <данные изъяты> о прекращении со 2 июня 2014 года деятельности на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя обособленных структурных подразделений кредитного учреждения ПАО АБ «Укргазбанк». Никаких уведомлений о смене банка-агента от Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" ей не поступало, она была лишена возможности осуществлять платежи. Заявитель считает, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права, поскольку судом приняты дополнительные доказательства, по которым истец не обосновал причину невозможности предоставления их суду первой инстанции.

В кассационной жалобе ГУП "Дирекция управления имуществом" просит отменить апелляционное определение от 18.03.2021, решение суда первой инстанции оставить без изменения. В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции не правильно определены валюта долга и валюта платежа. Податель жалобы обращает внимание, что кредитный договор был заключен на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, задолженность определена в рублях по официальному курсу Центрального Банка Российской Федерации украинской гривны по состоянию на 18 марта 2014 года (37,8 рубля за 10 гривен), что действующим нормативным актам.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России. Судебной коллегией суда кассационной инстанции рассмотрение гражданского дела по кассационным жалобам начато с начала.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.

На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Принимая во внимание, что отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью, в суде кассационной инстанции не устанавливаются обстоятельства дела и не исследуются доказательства, а проверяется правильность применения норм права, явка в суд кассационной инстанции не является обязательной, позиции участвующих в деле лиц полно и подробно изложены в материалах дела, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отложения судебного заседания.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что имеются основания, предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке.

Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела: 23 декабря 2004 года между Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» и ФИО1 заключен кредитный договор , по условиям которого с учетом дополнительного соглашения от 24 июля 2006 года, ей предоставлен кредит в сумме 107996 гривен сроком на 30 лет с даты заключения договора, на строительство жилья общей площадью 55,1 кв.м., согласно проекту по адресу: <адрес> (пункт 1.1.).

В соответствии с пунктами 1.3 и 4.2.2 кредитного договора в течение срока, установленного в пункте 1.1 соглашения, заемщик обязуется внести сумму средств, которая определяется в расчете погашения кредита (приложение 2), с даты регистрации свидетельства о праве собственности на построенное жилье в течение каждого квартала, но не позднее последнего дня отчетного квартала.

Приложением № 2 к кредитному договору является расчет ежеквартальных платежей по погашению кредита и процентов за пользование им, согласно которому сумма ежеквартального платежа составляет 965 гривен 46 копеек. Кварталы определены следующими периодами: 1-й квартал - с 01 января по 31 марта; 2-й квартира - с 01 апреля по 30 июня; 3-й квартира - с 01 июля по 30 сентября; 4-й квартал - с 01 октября по 31 декабря.

Пунктом 5.2.1 кредитного договора от 23 декабря 2004 года установлена ответственность заемщика за неуплату или частичную неуплату ежеквартального платежа до последнего дня отчетного квартала, в виде уплате пени в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины, за каждый день просрочки, начисляемую от суммы несвоевременно осуществленного платежа.

Сторонами не оспаривалось, что сумма кредита перечислена на счет заемщика, 14 марта 2007 года за ответчиком зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, а также зарегистрировано обременение в виде ипотеки по ипотечному договору от 14 марта 2007 года, заключенному с займодавцем.

Согласно распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 07 ноября 2018 года «О включении государственного имущества в Реестр собственности города Севастополя», по актам приема-передачи от Государственного унитарного предприятия «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя» принято и включено в реестр собственности города Севастополя, государственное имущество и обязательства в виде прав требований по кредитным договорам, указанным в приложениях и к настоящему распоряжению, в том числе по кредитному договору от 23 декабря 2004 года, заключенному с ФИО1 с остатком задолженности на 23.04.2018 в размере 304439,51 руб.

Этим же распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя указанные обязательства переданы на баланс Государственного унитарного предприятия «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя».

Постановлением Правительства города Севастополя от 27 сентября 2019 года -ПП ГУП «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя» переименовано в ГУП «Севастопольстройпроект».

09.12.2019 ответчику направлено уведомление о наличии
задолженности по кредитному соглашению, направлены для ознакомления и дополнительное соглашение от 12.12.2018, расчет платежей, акт сверки расчетов от 12.12.2018, уведомление о наличии нового кредитора, дополнительное соглашение к договору от 23.12.2004, акт сверки расчетов от 19.11.2019, 24.12.208 - о переходе прав кредитора.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ГУП "Дирекция управления имуществом" суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 309, 310, 819, ч. 1 ст. 807, ч. 1 ст. 810, пришел к выводам, что обязательства по погашению кредита ответчиком исполнялись ненадлежащим образом, в связи с чем у истца имеется право требования основного долга и неустойки по кредитному договору, в связи с чем взыскал с ФИО1 в пользу ГУП «Севастопольстройпроект» 47693 рубля, пеню 30 000 рублей, госпошлину в доход местного бюджета 3 630 рублей.

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда с выводами районного суда в части размера взысканной задолженности не согласилась, указав, что расчет задолженности по кредитному договору от 23 декабря 2004 года , должен быть произведен с учетом заявленного истцом периода взыскания и в пределах срока исковой давности, а именно: с третьего квартала 2017 года по третий квартал 2020 года.

Определяя сумму долга ответчика по кредитному обязательству и размер неустойки за нарушение срока возврата кредита, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что на момент разрешения настоящего спора, валютой долга по кредитному договору от 23 декабря 2004 года является гривна, в связи с чем, сумма долга ответчика определяется в рублях по официальному курсу гривны на день платежа.

Суд апелляционной инстанции согласился с доводами ответчика о том, что применяемое истцом для исчисления суммы долга числовое значение курса гривны Украины по отношению к рублю Российской Федерации, установленное пунктом 1.2 Решения внеочередной сессии законодательного собрания (7168) от 25 марта 2014 года «О внесении изменений в решение законодательного Собрания города Севастополя от 21 марта 2014 года (7162) «Об организации основы финансовой деятельности, фискальной политики, денежного обращения и бюджетного процесса на территории города Севастополя в переходный период», не применимо для целей определения размера долга ответчика по кредитному договору от 23 декабря 2004 года , выраженного в валюте Украины, и соответствующему пересчету в валюту Российской Федерации, так как указанное числовое значение курса гривны Украины по отношению к рублю Российской Федерации было установлено Законодательным собранием города Севастополя на переходный период до 01 января 2015 года, исключительно в целях использования при утверждении росписи бюджетов, регистрации бюджетных обязательств и проведении расчетов по местным бюджетам, существующим в составе сводного бюджета города Севастополя, а также для определения размера обязательств плательщиков по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет.

С учетом условий договора и заявленного истцом периода просрочки (до 13 июля 2020 года), сумма неустойки судом апелляционной инстанции определена в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины, за каждый день просрочки, начисляемой на каждую сумму просроченного ежеквартального платежа, до 13 июля 2020 года, в общей сумме 4717,71 грн.

Проанализировав в совокупности характер возникших между сторонами правоотношений и степень виновности ответчика, принимая во внимание период допущенной ответчиком просрочки, последствия нарушения обязательств, размер основного долга 11585 гривны 52 копейки в рублях по курсу Центрального Банка Российской Федерации на день фактического исполнения обязательства, исходя из принципа компенсационного характера любых мер ответственности, применив положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда полагала неустойку в сумме 4000 гривны соразмерной последствиям нарушения обязательства.

Суд кассационной инстанции находит несостоятельными доводы кассационной жалобы ФИО1 об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска ввиду не представления доказательства передачи прав и обязанностей Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" по кредитному договору ГУП "Севастопольстройпроект".

Так, до 18 марта 2014 года на территории г. Севастополя действовало Севастопольское региональное управление Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству», которое за счет бюджетных средств Республики Украина выдавало малообеспеченным молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, долгосрочные льготные кредиты.

Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», далее - Закон N 6-ФКЗ).

С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Таким образом, часть 2 статьи 66 Конституции Российской Федерации в совокупности с положениями части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ устанавливают особый статус города федерального значения Севастополя, предусматривают ограниченный период (до 01 января 2019 года) специального порядка особенностей регулирования имущественных отношений.

Пунктом 5 Решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя» установлено, что все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя (пункт 6 указанного Решения).

В силу положения ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В соответствии со статьей 4 Закона города Севастополя от 24 апреля 2014 года N 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» исполняющий обязанности Губернатора города Севастополя уполномочен:

1) обеспечить учет предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»;

2) организовать проведение инвентаризации и учет имущества, кредиторской и дебиторской задолженностей, денежных средств, других активов, обязательств предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»; имущества государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»; а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»;

3) обеспечить управление предприятиями, учреждениями и иными организациями, указанными в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя», управление и распоряжение имуществом этих предприятий, учреждений и организаций, имуществом государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя», а также собственностью города Севастополя, указанной в пункте 6 пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя»;

5) обеспечить меры по сохранности имущества предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя», имущества государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя», а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 «О статусе города-героя Севастополя».

Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», установлено, что право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.

Согласно части 1 статьи 24 Устава города Севастополя, принятого Законодательным собранием города Севастополя 11 апреля 2014 года, Губернатор города Севастополя является высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя.

Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами (пункт 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя).

Пунктом 2 статьи 25 Закона города Севастополя N 5-ЗС от 30 апреля 2014 года «О Правительстве Севастополя» установлено, что Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие Исполнительные органы, в том числе определяет Исполнительные органы, уполномоченные на принятие решений о заключении концессионных соглашений и на заключение концессионных соглашений от имени города Севастополя.

Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 года № 883-ПП (далее – Положение № 883) Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

К задачам Департамента отнесено осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции (п. 2.3 Положение № 883).

Одной из функций Департамента является управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (п. 3.2 Положение № 883).

В соответствии с п.п. 4.2, 4.21, 4.81 Положения № 883 Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя; включает движимое и недвижимое имущество в Реестр собственности города Севастополя.

Согласно п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 384 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29 сентября 2016 года по делу <данные изъяты> Севастопольское региональное управление Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев.

В рамках дела о банкротстве № А84-2265/2016 определением Арбитражного суда города Севастополя от 19 апреля 2018 года обеспечены доказательства путём передачи документов и имущества Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» на хранение Государственному унитарному предприятию «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя», с правом последнего на доступ, инвентаризацию, обработку, учет, работу с документами, в том числе, осуществление сверки расчетов по кредитным договорам.

27 июля 2018 года Государственное унитарное предприятие «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя», в лице директора, действующей на основании Устава и определения Арбитражного суда города Севастополя от 19 апреля 2018 года по делу № А84-2265/2016, в соответствии со статьёй 382 ГК РФ, частью 2 статьи 148 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» передало, а собственник имущества в лице уполномоченного органа государственной власти города федерального значения Севастополь – Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в лице директора Департамента, принял в собственность имущество, а также обязательства в виде прав требований и все связанные с требованием права и обязанности по 98 кредитным договорам, в том числе, обеспечивающие исполнение обязательств, возникших из договоров залога в полном объёме, а также документы, подтверждающие указанные материально-правовые требования к гражданам на общую сумму прав требования в размере 54560333 рублей 23 копейки, а также иное имущество, указанное в акте.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 07 ноября 2018 года -РДИ по актам приема-передачи от Государственного унитарного предприятия «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя» принято государственное имущество и обязательства в виде прав требований по кредитным договорам, указанным в приложениях , к настоящему распоряжению, в том числе по кредитному договору, заключенному 23 декабря 2004 года между Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» и ФИО1; в реестр собственности города Севастополя включены и учтены на балансе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязательства в виде прав требований по кредитным договорам, указанным в приложении к настоящему распоряжению, данные обязательства переданы на баланс Государственного унитарного предприятия «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя».

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, будучи наделенным соответствующими полномочиями Правительством Севастополя, возглавляемым Губернатором города Севастополя, при издании указанного распоряжения осуществил полномочия собственника имущества.

Постановлением Правительства Севастополя от 27 сентября 2019 года -ПП Государственное унитарное предприятие «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя» переименовано в Государственное унитарное предприятие «Севастопольстройпроект».

Постановлением Правительства Севастополя ПП от 01 октября 2020 года ГУП «Севастопольстройпроект» переименовано в ГУП «Дирекция управления имуществом».

Исходя из приведенных положений действующего законодательства следует сделать вывод о том, что к государственной собственности города Севастополя относятся, в том числе, имущественные права – в настоящем случае права требования по кредитным договорам, перешедшие от Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» к городу Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, а в последующем от последнего - к ГУП «Дирекция управления имуществом» (ранее имевшему наименования ГУП «Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя», ГУП «Севастопольстройпроект»).

Переход прав кредитора Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» к городу Севастополю в лице уполномоченных органов государственной власти и подведомственных им организаций осуществлен на основании приведенного выше закона, устанавливающего презумпцию права собственности города Севастополя на имущество, ранее находившееся в собственности учреждений, предприятий и иных организаций, учрежденных Украиной или с ее участием на территории города Севастополя.

С учетом изложенного, истец Государственное унитарное предприятие «Дирекция управлением имуществом» является правопреемником (в силу закона), которому переданы в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, все права требования, обеспечивающие исполнение обязательств по ипотечным кредитам и процентам, и обязанности по действующим кредитным договорам (договорам займа), заключенным с Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству», в том числе и заемщиком ФИО1

В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы ФИО1 об отсутствии у истца права требования основного долга и неустойки по кредитному договору являются необоснованными.

Доводы кассационной жалобы ФИО1 о неправомерном принятии судом апелляционной инстанции новых (дополнительных) доказательств отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку указанные доказательства мотивированно приняты апелляционным судом в связи неправильным определением и установлением судом первой инстанции всех обстоятельств, имеющих значение для дела ( части 1 статьи 330 ГПК РФ), что не противоречит действующему гражданскому процессуальному законодательству РФ и разъяснениям п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции".

Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы ГУП «Дирекция управлением имуществом».

В соответствии со статьей 309 Гражданского процессуального кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с требованиями статьи 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно условиям спорного кредитного договора от 23.12.2004 и дополнительного соглашения от 24.07.2006 к нему, кредитором Севастопольским региональным отделением Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству от имени государства заемщику ФИО1 выдан адресный (целевой) кредит в сумме 107996 грн. 00 коп., сроком возврата 30 лет с даты заключения кредитного соглашения. Погашение кредита равными частями осуществляется заемщиком, начиная с даты регистрации свидетельства о праве собственности на построенное жилье ежеквартально (не позднее последнего дня отчетного квартала). В каждом случае неуплаты или частичной неуплаты определенного согласно приложения 2 настоящего соглашения ежеквартального платежа до последнего дня отчетного квартала заемщик платит на счет Фонда пеню в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины за каждый день просрочки, начисляемую от суммы несвоевременно осуществлённого платежа. (п.п. 1.1., 28, 5.2.1 договора и п. 1 доп.соглашения). Взнос в первом квартале 2007 года составляет – 847,46 грн., сумма ежеквартального платежа - 947,46 грн. (приложение к кредитному договору от 23.12.2004)

Верховный Суд Российской Федерации разъяснил в пункте 27 постановления Пленума от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", что исходя из предписаний статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с исполнением денежных обязательств, следует различать валюту, в которой денежное обязательство выражено (валюту долга), и валюту, в которой это денежное обязательство должно быть исполнено (валюту платежа). По общему правилу, как указано в пункте 1 статьи 317 Гражданского кодекса Российской Федерации, валютой долга и валютой платежа является рубль. Вместе с тем в силу пункта 2 этой же статьи в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях (валюта платежа) в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (валюта долга). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

На основании ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года за «О статусе города-героя Севастополя», решения Законодательного собрания г. Севастополь «Об организации основы финансовой деятельности, фискальной политики, денежного обращения и бюджетного процесса на территории города Севастополя в переходный период», Закона города Севастополя 24.04.2014 N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя", Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», Устава города Севастополя, Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», ст.ст. 2, 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 N 5-ЗС "О Правительстве Севастополя", Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 07 ноября 2018 года - права требования по кредитному договору от 23.12.2004 с приложениями и дополнительным договором, заключенному между Фондом и ФИО1, являются собственностью г. Севастополя; с целью формирования имущества казны г. Севастополя, после проведения инвентаризации данное государственной имущество в силу специального порядка особенностей регулирования имущественных отношений в г. Севастополе включено в реестр собственности города Севастополя, как имущество казны г. Севастополя в рублевом эквиваленте в сумме 304430,51 руб., исходя из остатка основного долга 80115,66 грн. по курсу 38 руб. РФ за 10 грн. (на момент принятия имущества в собственность г. Севастополя), с определением ежеквартального платежа по кредитному договору – 3668,75 руб.

Пеня за нарушение заемщиком сроков погашения займа согласно условий кредитного договора рассчитывается в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины за каждый день просрочки, начисляемую от суммы несвоевременно осуществлённого платежа.

Между тем приведенные положения законодательства и установленные обстоятельства не были приняты во внимание судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.

Выводы суда апелляционной инстанции о применении на основании положений п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 200 ст. 201 Гражданского кодекса РФ, по заявлению ответчика сроков исковой давности отдельно по каждому просроченному платежу по уплате основного долга и пени, а также об определении периода взыскания в пределах сроков исковой давности - с 3 квартала 2017 года по 3 квартал 2020 года, суд кассационной инстанции находит верными.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 марта 2021 года, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 18 марта 2021 года отменить, направить дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.

Председательствующий М.В. Миллер

Судьи М.Р. Мамий

Т.И. Парамонова

Постановление25.01.2022