ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-1130/19 от 01.04.2020 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№16-552/2020

(16-1130/2019)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 01 апреля 2020 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу Товарищества собственников недвижимости «Пролетарская 20» на вступившее в законную силу постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №42 судебного района города Кургана Курганской области от 14 июня 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости «Пролетарская 20»,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №42 судебного района города Кургана Курганской области №5-476/2019 от 14 июня 2019 года, Товарищество собственников недвижимости «Пролетарская 20» (далее по тексту – ТСН «Пролетарская 20») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе на вступившее в законную силу решение, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции от имени и в интересах ТСН «Пролетарская 20», его законный представитель – председатель правления Епифанцев В.В. просит отменить постановление мирового судьи, считая его незаконными, и прекратить производство по делу.

Копия жалобы направлена в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ, для ознакомления в адрес Государственной жилищной инспекции по Курганской области, от которой в установленный срок возражений или отзывов на жалобу не поступило.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятого по делу постановления не нахожу.

В силу части 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

В силу требований пункта 8 части 2 статьи 14 Закон № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, на основании которого проводится проверка, указывается перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

В соответствии с частью 2 стать 25 Закона № 294-ФЗ юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ТСН «Пролетарская 20» зарегистрировано в качестве юридического лица 27 сентября 2002 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кургану. ТСН «Пролетарская 20» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом и зарегистрировано по адресу: Курганская область, г. Курган, улица Пролетарская, 20 (л.д. 12).

Заместителем председателя Правительства Российской Федерации 16 января 2019 года №ВМ-П9-148 выдано поручение об организации проведения органами государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации проверок использования и содержания придомового газового оборудования в многоквартирных домах, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах (л.д. 9).

В соответствии с приказом Главного государственного жилищного инспектора РФ 23 января 2019 года №27/пр органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственный жилищный надзор, приказано обеспечить проведение проверок безопасности использования и содержания внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, а также проверить организацию технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах (л.д. 8).

Во исполнение указанных Поручения и Приказа, 01 апреля 2019 года решением Государственной жилищной инспекции по Курганской области №01346 назначено проведение повторной внеплановой документарной проверки в отношении ТСН «Пролетарская 20», предметом которой являлся контроль за соблюдением обязательных требований к обеспечению безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе к порядку и условиям заключениями лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, являющимися исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, собственниками (пользователями) помещений в многоквартирном доме или домовладений договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Срок окончания проверки был установлен не позднее 26 апреля 2019 года. В приказе указано на необходимость проведения в процессе проверки необходимых для достижения целей и задач проверки мероприятий по контролю – запрос и ознакомление с документами (л.д. 7).

На электронный адрес ТСН «Пролетарская 20» (sintez_537@mail.ru), совместно с копией приказа о проведении повторной внеплановой документарной проверки, заместителем государственной жилищной инспекции по Курганской области 01 апреля 2019 года был направлен мотивированный запрос с требованием предоставить в течение 10 дней с момента получения запроса следующие сведения (документы): сведения о наличии в многоквартирном доме №20 по ул. Пролетарская в г. Кургане системы газоснабжения; копию действующего договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО); копии документов о проведении работ по ТО ВДГО в 2018 году; копии документов о проверке состояния дымовых и вентиляционных каналов; информацию о проведении технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (л.д. 10). Согласно отчету с аккаунта электронной почты, указанный запрос был доставлен ТСН «Пролетарская 20» 01 апреля 2019 года в 11 часов 30 минут (л.д. 10-оборот).

В указанный в запросе десятидневный срок ТСН «Пролетарская 20» – до 12 апреля 2019 года и на момент истечения срока проведения внеплановой документарной проверки документы и сведения, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки, в Государственную жилищную инспекцию по Курганской области не представило. При этом каких-либо пояснении с указанием причин отсутствия возможности представления запрошенных документов от ТСН «Пролетарская 20» также не поступило.

Как следует из Акта проверки №01346 от 18 апреля 2019 года, указанное бездействие, допущенное ТСН «Пролетарская 20», выразившееся в непредоставлении в установленный десятидневный срок испрашиваемых документов, повлекло невозможность проведения внеплановой документарной проверки Государственной жилищной инспекцией по Курганской области (л.д. 5).

Таким образом, ТСН «Пролетарская 20» совершено деяние, которое образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, поскольку в нарушение положений части 5 и части 6 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, ТСН «Пролетарская 20» не представило в установленный десятидневный срок документы и сведения, необходимые для достижения цели и решения задач при проведении внеплановой документарной проверки, инициированной Государственной жилищной инспекции по Курганской области.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ и виновность в его совершений ТСН «Пролетарская 20» подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе: сведениями, изложенными в протоколе об административном правонарушении №00254 от 18 апреля 2019 года (л.д. 3-4); сведениями, изложенными в акте проверки государственной жилищной инспекции по Курганской области №01346 от 18 апреля 2019 года (л.д. 5-6); приказом о проведении внеплановой документарной проверки №01346 от 01 апреля 2019 года (л.д. 7); распоряжением заместителя председателя Правительства РФ от 16 января 2019 года (л.д. 9); приказом главного государственного жилищного инспектора РФ от 23 января 2019 года (л.д. 8); сведениями, изложенными в запросе о предоставлении информации от 01 апреля 2019 года №2359-П (л.д. 10) и другими материалами дела, которым мировым судьей при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы законного представителя товарищества о том, что ТСН «Пролетарская 20» не было надлежащим образом извещено о необходимости предоставления документов в установленный срок, поскольку адрес электронной почты, на который был направлен запрос о предоставлении сведений и документов, в ЕГРЮЛ не содержится и, соответственно, официальным адресом товарищества являться не может, само товарищество в период с 2016 года по 2019 год данный электронный адрес в ГЖИ не предоставляло, и ввиду ненадлежащего уведомления у ТСН «Пролетарская 20» отсутствовала возможность соблюдения требований ч. 5, 6 ст. 11 Федерального закона №294-ФЗ, являются несостоятельными, с учетом обстоятельств дела, указанные доводы не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

По смыслу статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ и правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в постановлении Пленума от 23 июня 2015 года №25, юридически значимое сообщение может быть направлено юридическому лицу, в том числе посредством электронной почты, адрес которой может быть известен отправителю из любых открытых информационных баз данных и источников, таких как ЕГРЮЛ и ему подобных. Извещение или иное юридически значимое сообщение считается доставленным юридическому лицу и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было вручено или адресат не ознакомился с ним.

Как следует из материалов дела, электронный адрес (sintez_537@mail.ru), на который должностным лицом государственной жилищной инспекции по Курганской области был направлен запрос об истребовании информаций (документов и сведений), находится в открытой базе данных – в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (л.д. 13-15).

При указанных обстоятельствах факт направления ТСН запроса об истребовании необходимой органу государственного жилищного надзора информации для проведения внеплановой документарной проверки на адрес электронной почты, сведения о котором содержатся в общедоступной базе данных, является правомерным и соответствует требованиям закона, регламентирующим направление такого рода корреспонденции. Каких-либо объективных сведений, свидетельствующих о том, что указанный электронный адрес является недостоверным и юридическому лицу не принадлежит, в дело не представлено.

Довод жалобы законного представителя товарищества о том, что основания для проведения проверки в доме №20 по ул. Пролетарская в г. Кургане отсутствовали, поскольку срок эксплуатации внутридомового газового оборудования не достиг предельного срока, который согласно представленном с жалобой техническим паспортом не истек, являются необоснованными. По смыслу взаимосвязанных положении части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ и пункта 2.1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года №294-ФЗ, основанием для проведения внеплановой проверки, в том числе документарной, органом государственного жилищного надзора является приказ (распоряжение) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, изданный в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки. Учитывая изложенное, у Государственной жилищной инспекции по Курганской области имелись законные основания для проведения внеплановой документарной проверки деятельности ТСН «Пролетарская 20» по указанным вопросам.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая решение, мировой судья пришел к выводу о том, что ТСН «Пролетарская 20» имело возможность для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами. В рассматриваемом случае обязанность ТСН «Пролетарская 20» по предоставлению в Государственную жилищную инспекцию по Курганской области запрошенных сведений и документов, касающихся технического состояния внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, для разрешения задач и достижения цели проведения внеплановой документарной проверки при проведении государственного жилищного надзора, следует из императивных требований закона. Вывод мирового судьи о том, что товариществом допущено воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверки, повлекшее невозможность проведения внеплановой документарной проверки, сомнений не вызывает.

Таким образом, ТСН «Пролетарская 20» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 19.4.1 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с указанными выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием мировым судьей норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не является.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом, при надлежащем извещении ТСН «Пролетарская 20» (л.д. 16). На составление протокола об административном правонарушении товарищество представителя или защитника не направило, протокол составлен в отсутствии законного представителя товарищества или защитника, что не противоречит требованиям части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении была направлена ТСН «Пролетарская 20» в установленном законом порядке (л.д. 11), поэтому доводы жалобы об обратном безосновательны.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ в отношении ТСН «Пролетарская 20», вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание ТСН «Пролетарская 20» назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы о ненадлежащем извещении юридического лица о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей, являются несостоятельными.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения.

В соответствии с положениями части 1 и 3 статьи 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вызываются в суд, в том числе, заказным письмом с уведомлением о вручении. Извещение юридическому лицу направляется по месту его нахождения, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), в том числе извещений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. По смыслу закона, сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу или не были получены им.

Мировым судьей приняты необходимые и достаточные меры к извещению юридического лица. Как следует из материалов дела, ТСН «Пролетарская 20» было извещено о судебном заседании у мирового судьи посредством почтового отправления, направленного по адресу места нахождения данного юридического лица, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. Однако, почтовый конверт с извещением о судебном заседании, не был получен юридическим лицом и был возвращен отправителю в связи с истечением срока хранения (л.д. 17). При указанных обстоятельствах дело правомерно рассмотрено мировым судьей в отсутствие представителей юридического лица. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №42 судебного района города Кургана Курганской области от 14 июня 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Товарищества собственников недвижимости «Пролетарская 20», оставить без изменения, жалобу Товарищества собственников недвижимости «Пролетарская 20» – без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Трапезникова И.И.