ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-4982/2022 от 26.07.2022 Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-4982/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кемерово 26 июля 2022 г.

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО2, №238-06-пст/лн от 17 июня 2021 г., решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 22 ноября 2021 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 09 февраля 2022г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ПАО «ФСК ЕЭС») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО2, №238-06-пст/лн от 17 июня 2021 г., оставленным без изменения решениями судей Центрального районного суда г. Красноярска от 22 ноября 2021 г. и Красноярского краевого суда от 09 февраля 2022 г., ПАО «ФСК ЕЭС» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе защитник ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО1, действующая на основании доверенности, просит состоявшиеся по делу решения судей районного и краевого судов отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 8.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно статьи 61 Лесного кодекса РФ, вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Статьей 63.1 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

Из материалов дела следует, что между и ПАО «ФСК ЕЭС» заключены семь договоров аренды лесных участков, поименованных в протоколе об административном правонарушении. Согласно указанным договорам лесные участки ПАО «ФСК ЕЭС» предоставлены в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, и по условиям договоров (подпункты «л», «н») арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

В лесных декларациях заявлен вид пользования лесов: «для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», определены периоды, в течение которых ПАО «ФСК ЕЭС» должно произвести рубку лесных насаждений в полном объеме.

Работы по строительству, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в ходе которых проводилась рубка лесных насаждений ПАО «ФСК ЕЭС» производились на основании указанных договоров аренды лесных участков в соответствии с лесными декларациями.

Согласно отчетам по форме 1-ИЛ об использовании лесов по договорам аренды лесных участков ПАО «ФСК ЕЭС» с января 2019 г. по декабрь 2019 г. осуществило рубку лесных насаждений, на различных площадях.

Согласно договорам аренды лесных участков арендатор согласился с тем, что должен осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесных участках в соответствии с законодательством Российской федерации.

По договору аренды лесного участка , работы по компенсационному лесовосстановлению ПАО «ФСК ЕЭС» должно было выполнить по 30 ноября 2020 г., по договору по 29 марта 2021 г., по договору по 25 декабря 2020 г., по договору по 24 декабря 2020 г., по договору по 25 декабря 2020 г., по договору по 08 декабря 2020 г., по договору по 25 декабря 2020 г.

Постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 г. № 566 утверждены «Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка».

В соответствии с пунктом 5 Правил лесовосстановления, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой осуществлена вырубка лесных насаждений.

В соответствии с пунктом 11 Правил лесовосстановления лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действий лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

ПАО «ФСК ЕЭС» заявив письмом от 04 июня 2020 г. о намерении выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на лесных участках государственного лесного фонда, указанную обязанность не выполнило, что послужило основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.

Факт имевшего место события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и виновность ПАО «ФСК ЕЭС» подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, которым дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Деяние ПАО «ФСК ЕЭС» квалифицировано по ст. 8.27 КоАП РФ, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и лесного законодательства.

Порядок и срок давности привлечения ПАО «ФСК ЕЭС» к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции ст. 8.27 КоАП РФ.

Приведенные в жалобе доводы о том, что у ПАО «ФСК ЕЭС» отсутствовала обязанность по проведению лесовосстановительных мероприятий в силу того, что нормы законодательства, устанавливающие такую обязанность, не распространяются на правоотношения, возникшие до их вступления в силу, так как договоры аренды лесных участков заключались до введения в Лесной кодекс РФ статьи 63.1, устанавливающей обязанность по лесовосстановлению, являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственого регламента и проекта освоения лесов в части воспроизводства лесов является основанием для досрочного расторжения договоров арены участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками, прекращения сервитута, публичного сервитута.

Деятельность по восстановлению лесов в отношении земель требующих лесовосстановления регулируется Правилами лесовосстановления.

При этом, договорами аренды лесных участков предусмотрено, что арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

Договорами аренды лесных участков стороны указали свои права и обязанности, арендатор согласился с тем, что должен осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.

На момент действия указанных ранее договоров действовал Приказ Минприроды России от 29 июня 2016 г. № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления», согласно котором, лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибший, поврежденных лесов (пункт 2). Лесовосстановление обеспечивается на лесных участках, предоставленных в аренду, - арендаторами этих лесных участков. Лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления (пункт 8). Указанные Правила действовали до 25 мая 2019 г.

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» с 01 января 2019 г. введена статья 63.1 Лесного кодекса Российской федерации.

Приказом Минприроды России от 25 марта 2019 г. № 188 утверждены новые Правила лесовосстанволения.

Согласно подп. «в» пункта 6 Правил № 188 лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления, в том числе, лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ.

Лица, указанные в подп. «в» пункта 5 настоящих Правил, обязаны выполнять работы по лесовосстановлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании части 2 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, а также в соответствии с настоящими Правилами (пункта 14 Правил № 188).

Порядок работ установлен постановлением Правительства РФ от 07 мая 2019 г. № 566 в Правилах выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлениям об изменении целевого назначения лесного участка.

Пунктом 11 Правил закреплено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вила разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом государственной регистрации недвижимости» направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

При таких обстоятельствах, у ПАО «ФСК ЕЭС» на протяжении всего периода действия договоров арены лесных участков имелась обязанность по лесовосстановлению, которая изначально была закреплена как в статье 61 Лесного кодекса РФ, так и в Правилах лесовосстановления, а так же была прописана условиями самих договоров аренды лесных участков.

Правила лесовосстановления на протяжении действия договоров арены лесного участка менялись, но, как обоснованно указанно судебными инстанциями, обязанность по восстановлению леса оставалась, изменялась процедура и порядок лесовосстановления, что не снимало обязанности с юридического лица по лесовосстанолению.

Цель предоставления лесных участков по договорам аренды, вопреки доводам жалобы, в данном случае правового значения не имеет, в связи с чем действия Правил лесовосстановления будет распространяться на исследуемые правоотношения в рамках указанных договоров аренды.

Обязанность по соблюдению требований Лесного кодекса РФ возлагается на всех лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса РФ.

Доводы жалобы о том, что лесовосстановление именно на арендованных участках невозможно провести в силу нахождения на этих участках объектов электроэнергетики, также являются основанными на неверном толковании норм материального права.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 Правил, в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.

Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. Естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений. Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.

Вопреки доводам жалобы, положения гражданского законодательства в данном случае не регулируют порядок исполнения ПАО «ФСК ЕЭС» обязанности по соблюдению требований в части лесовосстановления, поскольку объектом арендных отношений является специфический ресурс – лес, регулирование отношений с которым производится в соответствии с Лесным кодексом РФ.

Исходя из оценки конкретных обстоятельств данного дела, должностное лицо надзорного органа и судебные инстанции правомерно пришли к выводу, что бездействие ПАО «ФСК ЕЭС» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ.

Постановление должностного лица и судебные решения сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их изменения или отмены, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья

постановил:

постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора, пожарного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края от 17 июня 2021 г., решение судьи Центрального районного суда г. Красноярска от 22 ноября 2021 г. и решение судьи Красноярского краевого суда от 09 февраля 2022г., вынесенные в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья: А.А. Галлингер