ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 16-5347/2021 от 15.10.2021 Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

№16-5347/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 15 октября 2021 года

Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» Григорьевой М.В., действующей на основании доверенности, на вступившие в законную силу постановление начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области №67 от 26 февраля 2021 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 26 февраля 2021 года, решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 27 апреля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 16 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз»,

установил:

постановлением начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области № 67 от 26 февраля 2021 года, с учетом изменений, внесенных решением судьи Уватского районного суда Тюменской области от 27 апреля 2021 года, оставленного без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 16 июня 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» (далее также ООО «РН-Уватнефтегаз», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Кроме того в отношении общества начальником Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области вынесено представление №4 от 26 февраля 2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое также оставлено без изменения вышеуказанными судебными решениями.

В жалобе на вступившие в законную силу решения, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, действующая по доверенности от имени и в интересах ООО «РН-Уватнефтегаз» защитник общества Григорьева М.В. просит отменить постановление, представление и судебные акты, считая их незаконными, и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие состава правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения принятых по делу постановления и решений не нахожу.

В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.

Частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 года № 566 утверждены «Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка» (далее по тексту также – Правила), которые устанавливают порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, на площади, равной площади такого земельного участка, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов (далее - лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка) (пункт 1 Правил).

Работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, названными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно (далее соответственно - проект лесовосстановления, проект лесоразведения) (пункт 2 Правил). Работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения (вырубки, гари, пустыри, прогалины и другие), в составе земель лесного фонда, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, без предоставления лесного участка (пункт 3 Правил). Работы по лесовосстановлению лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, проводятся искусственным или комбинированным способом (пункт 4 Правил).

Лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений (далее - лесная декларация) (пункт 5 Правил).

Как установлено при рассмотрении дела, 24.05.2017 года между Департаментом лесного комплекса Тюменской области и ООО «РН-Уватнефтегаз» заключен договор аренды лесного участка № 26-43-17 для выполнения работ по геологическому изучению недр на лесном участке площадью 7,5933 гектара, в соответствии с которым на арендатора возлагалась обязанность осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. При этом согласно проекту освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду ООО «РН-Уватнефтегаз» для выполнения работ по геологическому изучению недр разработки месторождений полезных ископаемых, от 2017 года, площадь участка составляет 7,5933 гектара, проектируемый объем рубок - 2210,4 метров кубических на площади 7,5933 гектаров, работы по лесовосстановлению предусматривали техническую рекультивацию на площади 7,5933 гектаров. Срок действия договора определен 3 года 6 месяцев с даты государственной регистрации аренды лесного участка, лесной участок передан по акту приема-передачи 29.05.2019 года. Согласно акту натурного осмотра лесного участка от 24.09.2019 года к договору аренды лесного участка № 26-43-17 от 24.05.2017 года, составленного участковым лесничим ГКУ «Тюменьлес» на основании поручения Департамента лесного комплекса Тюменской области от 17.09.2019 года № 10479/19, земельный участок площадью 7,5933 гектаров пройден рубкой на площади 0,3336 гектара, при этом на участке выполнены технический и биологический этапы рекультивации, в том числе внесение минеральных удобрений, фрезерование рекультивируемых участков, посев семян универсальной травосмеси посевным пневмоагрегатом) норма высева семян 120 кг на га, прикатывание семян, посадка саженцев сосны в количестве 4,5 тыс.шт/га, полив водой на площади 0,3336 гектара.

Также установлено, что Департаментом лесного комплекса Тюменской области по заявлению ООО «РН-Уватнефтегаз» от 20.03.2020 года для проведения работ по лесовосстановлению зарезервирован участок в Ишимском участковом лесничестве, квартал 67, выдел 8, площадью 0,3336 гектара, в соответствии с лесной декларацией № 26-43-17/2019. Из служебной записки от 11.01.2021 года начальника отдела мониторинга, охраны и защиты лесов Департамента лесного комплекса Тюменской области на имя начальника отдела федерального государственного лесного надзора следует, что срок действия лесной декларации ООО «РН-Уватнефтегаз» по договору аренды лесного участка № 26-43-17 от 24.05.2017 года закончился 31.12.2019 года, вместе с тем по состоянию 11.01.2021 года работы по восстановлению или лесоразведению не выполнены.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в дело доказательств, которым должностным лицом и судьями при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ООО «РН-Уватнефтегаз» в период с 31 декабря 2019 года по 31 декабря 2020 года не выполнило обязательные работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории Тюменской области на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений (0,3336 га), чем нарушило положения части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 1 - 5 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года № 566 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации. С учетом установленных обстоятельств действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ.

В рассматриваемой жалобе защитник общества приводит доводы о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ссылаясь на то, что обществом в соответствии с договором была проведена рекультивация лесного участка и выполнены работы по искусственному лесовосстановлению в объеме произведенной рубки на площади 0,3336 га, полагая также, что поскольку положения статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, были введены в действие после заключения обществом договора аренды лесного участка, то в силу положений статьи 4, пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, они не распространяют свое действие на ранее возникшие правоотношения и не устанавливают для общества обязанностей по лесовоспроизводству, также указывает, что в силу требований части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ обязанность по проведению компенсационного лесовосстановления не распространяется на случаи осуществления рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр.

Между тем данные доводы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и были обосновано отклонены. Вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан при правильном применении норм права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в обжалуемых судебных актах.

Принимая обжалуемые решения, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций обоснованно исходили из того, что в указанный период на юридическое лицо была возложена обязанность, установленная частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ, поскольку ООО «РН-Уватнефтегаз» осуществляло рубку лесных насаждений в 2019 году.

Статья 63.1 Лесного кодекса РФ введена в действие с 01 января 2019 года и она возлагает обязанность по сохранению лесов (в части лесовосстановления) на лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса РФ, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ. При этом следует учитывать, что нормы Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению, вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры. С учетом этого, пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации применительно к положениям Лесного кодекса Российской Федерации, регламентирующим вопросы воспроизводства лесов, не подлежит применению.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и судебных инстанций, основанием для отмены обжалуемых актов не является.

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.

С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание требования части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности, не имеется.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Уватнефтегаз» составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ.

Порядок и сроки давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Административное наказание ООО «РН-Уватнефтегаз», с учетом внесенного в указанной части судьей районного суда изменения, назначено в соответствии с санкцией статьи 8.27 КоАП РФ, является справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

При рассмотрении жалоб ООО «РН-Уватнефтегаз» на постановление судьями дело проверено в полном объеме, решения судей соответствуют требованиям закона. Доводам жалобы общества была дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.

Оснований для отмены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не имеется.

Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, должностное лицо, руководствуясь статьей 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внесло обществу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Названным представлением обществу предложено рассмотреть данное представление, принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, сообщив о принятых мерах не позднее одного месяца со дня получения представления.

Данное представление судами рассмотрено на предмет его законности и соответствия установленным по делу обстоятельствам.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 – 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области №67 от 26 февраля 2021 года, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 26 февраля 2021 года, решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 27 апреля 2021 года, решение судьи Тюменского областного суда от 16 июня 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз», оставить без изменения, жалобу защитника ООО «РН-Уватнефтегаз» Григорьевой М.В. – без удовлетворения.

Судья Седьмого кассационного суда

общей юрисдикции Трапезникова И.И.