ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 4А-125/17 от 28.02.2017 Челябинского областного суда (Челябинская область)

№4а-125/2017

Судья Астахов А.С. Судья Маркова И.Г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 февраля 2017 года г. Челябинск

Заместитель председателя Челябинского областного суда Козлова Н.В., рассмотрев жалобу защитника Главного управления лесами Челябинской области ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г.Челябинска от 29 августа 2016 года и решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 03 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Главного управления лесами Челябинской области,

установил:

постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Центрального района г. Челябинска от 29 августа 2016 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 03 ноября 2016 года, Главное управление лесами Челябинской области привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной на вступившие в законную силу судебные акты, защитник Главного управления лесами Челябинской области С.Н.АБ., действующая на основании доверенности, просит их отменить, считая незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения принятых по делу судебных постановлений не нахожу.

В соответствии частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 10 декабря 2015 года исполняющим обязанности начальника Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, который в силу п. 2 и пп. 2 п. 7 Положения о Департаменте лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, утвержденного приказом Рослесхоза от 19 июня 2015 года № 198, является территориальным органом Рослесхоза, осуществляющим контроль


2

исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, в адрес Главного управления лесами Челябинской области по результатам проведенной проверки, в период с 05 октября 2015 года по 09 октября 2015 года, вынесено предписание. В предписании Главному управлению лесами Челябинской области предъявлен ряд требований об устранении нарушений законодательства в срок до 01 июня 2016 года, в том числе предписано обеспечить приведение в соответствие с законом Устава Челябинского областного бюджетного учреждения «Красноармейское лесничество», не имеющего права исполнять в качестве бюджетного учреждения государственную функцию федерального государственного лестного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, а также совмещать осуществление государственной функции федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах с выполнением функций хозяйствующего субъекта, путем исключения из пункта 2.3 Устава следующих положений: «осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства»; «оформлять протоколы об административных правонарушениях, обеспечивать их рассмотрение» (п. 1).

01 июня 2016 года в ходе проведения проверки исполнения данного предписания должностным лицом выявлено, что по состоянию на 01 июня 2016 года пункт 1 предписания № 16 -об -03/10 от 10 декабря 2015 года не исполнен.

Факт совершения юридическим лицом - Главным управлением лесами Челябинской области административного правонарушения, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания (п. 1) должностного лица, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства, подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, которым судьями при рассмотрении дела дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Действия Главного управления лесами Челябинской области правильно квалифицированы по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Факт неисполнения требований п. 1 предписания не оспаривается. Предписание вынесено должностным лицом в пределах его компетенции, все выявленные нарушения обоснованны нормами права.


3

Доводы жалобы о незаконности п. 1 предписания, со ссылками на то, что в силу действующего законодательства государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов РФ, могут осуществлять государственный надзор, и что внесение указанных положений в устав легитимно, связаны с неправильным толкованием норм права, которые устанавливают возможность наделения государственных учреждений, подведомственных органам государственной власти, осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства; оформлять протоколы об административных правонарушениях, обеспечивать их рассмотрение, исключая в таких случаях возможность ведения ими (учреждениями) хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в том числе, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с Положением о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденным постановлением Губернатора Челябинской области от 22 декабря 2006 года № 385, Главное управление лесами Челябинской области является органом исполнительной власти Челябинской области, который, кроме прочего, осуществляет на землях лестного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 36, 37 ст. 81 Лесного кодекса РФ, а также наделяет подведомственные областные государственные бюджетные автономные учреждения полномочиями по осуществлению мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ (п. 10-1), выступает учредителем в отношении подведомственных областных государственных учреждений в порядке, установленном действующим законодательством (п. 12-2), утверждает уставы подведомственных областных государственных учреждений и вносит изменения в них (п. 12-3).

В силу ч. 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской


4

Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст. 97 Лесного кодекса РФ федеральный государственный пожарный надзор в лесах может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.

Из Устава Челябинского областного бюджетного учреждения «Красноармейское лесничество» следует, что оно наделено функциями по пресечению нарушения лесного законодательства, оформлению протоколов об административных правонарушениях, обеспечению их рассмотрения, направлению в правоохранительные органы о привлечении нарушителей к ответственности в установленном законом порядке; осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах путем охраны от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдений лесного законодательства (п. 2.3), и в тоже время согласно пункту 2.4 Устава, учреждение вправе оказывать платные услуги населению и выполнять работы для населения и организаций в сфере лесных отношений.

Таким образом, «Красноармейское лесничество» в соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом, поскольку может осуществлять деятельность, приносящую доход. В тоже время в силу ч.З ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора.

То есть Главным управлением лесами допущено нарушение положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 — ФЗ «О защите конкуренции» и оно не вправе было делегировать указанные полномочия подведомственным ему областным государственным учреждениям - хозяйствующим субъектам.

С учетом изложенного, п.1 предписания № 16 -об -03/10 от 10 декабря 2015 года является законным и обоснованным.


5

Выводы судей о том, что в нарушение п.1 ст. 83 Лесного Кодекса РФ, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», пп. б п. 2 Указа Президента РФ от 09 марта 2014 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Челябинское областное бюджетное учреждение «Красноармейское лесничество» являющееся хозяйствующим субъектом наделено Главным управлением лесами государственными функциями по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лестного надзора и федерального государственного пожарного надзора, являются правильными.

По факту невыполнения пункта 1 предписания № 16 -об -03/10 от 10 декабря 2015 года начальником отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу в отношении Главного управления лесами Челябинской области 11 августа 2016 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Защитник Главного управления лесами Челябинской области - ФИО2, действующая на основании доверенности, принимала участие в составлении протокола, в протоколе выразила несогласие с вменяемым административных правонарушением, указав на то, что протокол составлен не уполномоченным на то органом. Эти же доводы заявитель приводит в жалобе, однако, указанные доводы защитника являлись предметом проверки судей и они обоснованно отклонены, оснований для переоценки выводов судьей не имеется (л.д. 146).

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела; в соответствии с требованиями статьи 26.1 КоАП РФ установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы судьи, изложенные в постановлении, мотивированы.

Постановление о назначении юридическому лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в


пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Дело рассмотрено мировым судьей с соблюдением правил подсудности, в соответствии с требованиями ст. 29.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, вынес законное и обоснованное решение.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда защитник юридического лица ФИО1, действующая на основании доверенности, принимала участие в судебных заседаниях и обосновывала позицию Главного управления лесами Челябинской области по делу, представляла доказательства. Таким образом, Главное управление лесами Челябинской области не было лишено возможности реально защищать свои права и законные интересы. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Центрального района г. Челябинска от 29 августа 2016 года и решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 03 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении Главного управления лесами Челябинской области оставить без изменения, жалобу защитника Главного управления лесами Челябинской области - ФИО1 - без удовлетворения.

Заместитель председателя

областного суда

Козлова Н.В.