ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-111/2021 от 09.06.2021 Конаковского городского суда (Тверская область)

№ 5-111/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

(по делу об административном правонарушении)

09 июня 2021 года г. Конаково

Судья Конаковского городского суда Тверской области Багдасарян А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал в отношении индивидуального предпринимателя:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> ССР, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> имеющего на иждивении мать пенсионера <данные изъяты> года рождения, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИНН <***>, ОГРНИП <***>, зарегистрирован в ИФНС по г. Конаково и Конаковскому району 18 ноября 1997 года, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 совершил правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, при следующих обстоятельствах:

07 июля 2020 года около 11 часов 00 минут по адресу: <...> был выявлен факт осуществления гражданином р. Таджикистан ФИО3, <данные изъяты> года рождения, трудовой деятельности в продовольственном магазине в качестве грузчика, расставлял товар на продажу. Имея патент серии 69 от 20 апреля 2020 года по профессии (специальность, вид трудовой деятельности) грузчик. Установлено, что к трудовой деятельности гражданина р. Таджикистан ФИО3 привлек ИП ФИО1, с которым был заключен трудовой договор 19 мая 2020 года и в этот же день уведомление направлено в трудовую миграцию УВМ УМВД России по Тверской области о заключении трудового договора с иностранным гражданином. Трудовая деятельность иностранным гражданином осуществлялась без соблюдения ограничения (запрета), установленного постановлением Губернатора Тверской области №105-пг от 30 декабря 2019 года «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан» в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на осуществление вида деятельности, предусмотренного общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД: 47 – торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, индивидуальный предприниматель ФИО1, в судебном заседании пояснил, что с 18 ноября 1997 года является индивидуальным предпринимателем, имеет продовольственный магазин, расположенный по адресу: <адрес>. В данном магазине в качестве грузчика работает иностранный гражданин р. Таджикистан ФИО3, <данные изъяты> года рождения. У гражданина ФИО3 имеется патент, в котором указана профессия грузчик, поэтому он предположил, что может работать у него в качестве грузчика. От сотрудников полиции стало известно, что по постановлению губернатора Тверской области №105-пг от 30 декабря 2019 года «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан» в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на осуществление в 2020 года вида деятельности, ФИО3 не может работать грузчиком в продовольственном магазине. При оформлении патента в трудовой миграции в г. Твери его никто не предупредил о том, что иностранный гражданин не может работать в розничной торговле в продовольственном магазине.

Представитель ОВМ ОМВД по Конаковскому району в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Согласно со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения; а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ наступает за несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В соответствии с п. 1 Примечания к ст. 18.15 КоАП под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг, либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-Ф3 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории субъекта Российской Федерации, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 18.1 Федерального закона № 115-ФЗ постановлением Губернатора Тверской области № 105-пг от 30 декабря 2019г. утвержден на 2020 год Перечень отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Тверской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов. Постановление вступило в силу с 1 января 2020 года.

Из приложения к постановлению губернатора Тверской области № 5-пг от 30 декабря 2019г. следует, что устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов на осуществление в 2020 году вида деятельности, предусмотренного общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД 47) - «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами».

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ образуют деяния по несоблюдению работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Вина индивидуального предпринимателя ФИО1 в совершении указанного административного правонарушения подтверждается имеющимися в распоряжении суда материалами дела, а именно:

- рапортом зам. начальника ОВМ ОМВД России по Конаковскому району ФИО2 о том, что 07 июля 2020 года в 11 часов 00 минут по информации УВМ УМВД России по Тверской области по адресу: <...>, был выявлен гражданин р. Таджикистан ФИО3, который осуществлял работу по запрещенному виду деятельности не указанной в патенте у ИП ФИО1 (л.д.8);

- протоколом об административном правонарушении в отношении ФИО3 от 05 сентября 2020 года по ч. 2 ст. 18.17. КоАП РФ (л.д.9);

- объяснениями ФИО3 от 05 сентября 2020 года о том, что он является гражданином р. Таджикистан, работает в РФ по патенту около 8 лет, последний раз въехал в РФ 09 марта 2020 года с целью трудоустройства. С 2008 года работает грузчиком в магазине у ИП ФИО1, в <...>. В его обязанности входит разгружать товар и расставлять на полки. О том, что он не может работать в магазине он не знал (л.д.10);

- паспортом гражданина р. Таджикистан ФИО3 и патентом с видом трудовой деятельности: грузчик (л.д.11-12);

- объяснениями ФИО1, из которых следует, что с 18 ноября 1997 года является индивидуальным предпринимателем, имеет продовольственный магазин расположенный по адресу: <...>. В данном магазине в качестве грузчика работает иностранный гражданин р. Таджикистан ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. У гражданина ФИО3 имеется патент, в котором указана профессия грузчик, поэтому он предположил, что может работать у него в качестве грузчика. От сотрудников полиции стало известно, что по постановлению губернатора Тверской области №105-пг от 30 декабря 2019 года «Об утверждении перечня отдельных видов экономической деятельности, по которым устанавливается запрет на привлечение хозяйствующими субъектами иностранных граждан» в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства на осуществление в 2020 года вида деятельности, ФИО3 не может работать грузчиком в продовольственном магазине. При оформлении патента в трудовой миграции в г. Твери его никто не предупредил о том, что иностранный гражданин не может работать в розничной торговле в продовольственном магазине (л.д.13);

- копией свидетельств о постановке на налоговый учет ИП ФИО1 от 18 ноября 1997 года (л.д.15);

- копией выписки ЕГРИП на имя индивидуального предпринимателя ФИО1 (л.д.16);

- копией уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином (л.д.17-20);

- копией трудового договора заключенного между ИП ФИО1 и иностранным гражданином ФИО3 (л.д. 21-22);

- копией постановления об административном правонарушении от 05 сентября 2020 года из которого следует, что ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.17 КоАП ФР и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей (л.д.23-24);

- протоколом об административном правонарушении ТВР №044294 от 25 марта 2021 года (л.д.25-27).

Судом установлено, что 07 июля 2020 года в 11 часов 00 минут сотрудниками УВМ УМВД России по Тверской области по адресу: <...>, был выявлен гражданин р. Таджикистан ФИО3, который осуществлял работу по запрещенному виду деятельности не указанной в патенте у ИП ФИО1

Должностным лицом 25 марта 2021 года составлен протокол об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ. Также в отношении гр. Таджикистана ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении о привлечении его к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ.

Утверждения ФИО1 о том, что гражданин р. Таджикистан ФИО3 не может осуществлять трудовую деятельность в качестве грузчика в продовольственном магазине он не знал, а также то, что в трудовой миграции в г. Твери ему никто об этом не сказал, не является основанием для прекращения производства по делу, и не имеет с учетом установленных обстоятельств правого значения.

В силу положений ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В ходе проверки сотрудниками УВМ УМВД России по Тверской области установлено, что ФИО3, осуществлял трудовую деятельность, а именно работал грузчиков в продовольственном магазине, расположенном по адресу: <...>, принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО1, что подтверждается исследованными материалами дела, в том числе вышеприведенными показаниями гр. Таджикистана ФИО3

Представленные доказательства являются допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Данное правонарушение выявлено 07 июля 2020 года.

Оценив совокупность, указанных доказательств в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, составлены должностными лицами в пределах полномочий, не доверять приведенным доказательствам или ставить их под сомнение оснований не имеется.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ состоит в нарушении ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ наступает в случает несоблюдения работодателем или заказчиком работ (услуг), установленных в соответствии с Федеральным законом в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

С учетом вышеуказанного постановления Губернатора Тверской области № 105-пг от 30.12.2019, предприниматель ИП ФИО1 не мог привлекать иностранного работника при наличии у него патента к своей деятельности по розничной торговле непродовольственными товарами.

Таким образом, совершенное ИП ФИО1 деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения ИП ФИО1 требований законодательства о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также свидетельствующих о том, что индивидуальный предприниматель осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушения, в материалах дела не имеется.

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельством, смягчающим административную ответственность судья учитывает наличие на иждивении у ФИО1 матери пенсионера, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу не установлено.

Оснований для назначения индивидуальному предпринимателю ФИО1 наказания в соответствии с положениями ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судом не установлено.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

При этом, как установлено примечанием к ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности, несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Санкция ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Как следует из разъяснений, содержащихся в 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).

При этом в силу части 2 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

При назначении наказания ИП ФИО1, суд учитывает обстоятельства совершения данного правонарушения, материальное положение индивидуального предпринимателя, характер его деятельности, а также тот факт, что объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, объектом охраны являются интересы государства в стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы.

С учетом изложенного, того обстоятельства, что нарушение указанных правил влечет угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям в сфере надлежащей занятости иностранных граждан, с учётом имущественного и финансового положения ИП ФИО1, мнения индивидуального предпринимателя ФИО1 о виде подлежащего назначению наказания, полагаю, что назначение индивидуальному предпринимателю менее строгого вида наказания, чем приостановление деятельности, не приведет к достижению целей административного наказания, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства.

При этом, никаких препятствий для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, при одновременном признании судом смягчающих административную ответственность обстоятельств, не имеется, так как при назначении административного наказания учитываются не только смягчающие административную ответственность обстоятельства, но и другие юридические значимые факторы, в том числе, характер деяния и конкретные нарушения, допущенные лицом.

Вместе с тем, решая вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения административного наказания, с учетом обстоятельств дела, прихожу к выводу, что они должны состоять в запрете ИП ФИО1 осуществлять трудовую деятельность по виду работ - «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», поскольку именно в результате осуществления данного вида работ были выявлены нарушения по привлечению иностранных граждан к трудовой деятельности.

В ходе исполнения постановления об административном приостановлении деятельности в силу ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ ИП ФИО1 вправе ходатайствовать о досрочном прекращении приостановления деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1-4.3, 29.9 - 29.10, 18.17 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности по виду деятельности – «Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами», на срок 14 (четырнадцать) суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 по указанному виду деятельности в продовольственном магазине – ИП ФИО1, расположенном по адресу: <...>.

Копию постановления направить в Конаковский РОСП УФССП России по Тверской области для немедленного исполнения.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Судья А.Г. Багдасарян

№ 5-111/2021