ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-31/2022 от 04.08.2022 Пичаевского районного суда (Тамбовская область)

Дело №5-31/2022

68RS0020-01-2022-000303-18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с.Пичаево 04 августа 2022 года

Судья Пичаевского районного суда Тамбовской области Климова О.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Наимова Н. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения , зарегистрированного по адресу: , место пребывания: , гражданина РФ, образование среднее, женатого, имеющего на иждивении 2-х малолетних детей, сведений о привлечении к административной ответственности не имеется, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, права, предусмотренные ст.25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст.51 Конституции РФ, разъяснены,

у с т а н о в и л:

Согласно протоколу МС №148240 об административном правонарушении, составленного 04 июля 2022 года начальником Миграционного пункта отделения полиции (дислокация с.Пичаево) МО МВД России «Моршанский» майором полиции Москвитиной В.Ю. в отношении индивидуального предпринимателя Наимова Н. К., 04 июля 2022 года в 17 часов 00 минут при проведении первого этапа комплексной оперативно-профилактической операции «Нелегал-2022» по адресу: , установлено, что гражданин Российской Федерации НаимовН. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлек к трудовой деятельности гражданина Узбекистана Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имевшего патента, в качестве рабочего на строительном объекте, что является нарушением п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. В деянии усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Наимов Н.К. не явился, о дне слушания уведомлен надлежащим образом, в поступившем в суд ходатайстве просил дело рассмотреть в его отсутствие, вину в правонарушении признал, в содеянном раскаялся.

Начальник Миграционного пункта отделения полиции (дислокация с.Пичаево) МО МВД России «Моршанский» Москвитина В.Ю., составившая протокол об административном правонарушении, пояснила, что при составлении протокола об административном правонарушении была допущена ошибка в том, что протокол составлен на гражданина Наимова Н.К., являющегося индивидуальным предпринимателем, а должен быть составлен на него как на юридическое лицо. 04 июля 2022 года при проведении оперативно-профилактического мероприятия «Нелегал-2022» было установлено, что при ремонте школы по ул.Ленинская, д.1 работали пять человек, которые были гражданами Узбекистана и не имели разрешительных документов на работу, то есть без патента. Наимов Н.К. своевременно не смог оформить патент на рабочих. В данном случае ущерб никому не причинен, никаких последствий не наступило, Наимов Н.К. ранее не привлекался к административной ответственности, в настоящее время на рабочих оформлены документы на работу, просит назначить минимальное наказание.

Выслушав участвующих по делу лиц, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В силу п.4 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

В соответствии с п.4.2 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

Согласно ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В примечании 1 к данной статье указано, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В силу ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать на основании трудового договора, также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Из представленных суду материалов установлено, что 04 июля 2022 года в 17 часов 00 минут при проведении первого этапа комплексной оперативно-профилактической операции «Нелегал-2022» по адресу: установлено, что гражданин Российской Федерации Наимов Н. К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющийся индивидуальным предпринимателем, привлек к трудовой деятельности гражданина Узбекистана Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имевшего патента, в качестве рабочего на строительном объекте, что является нарушением п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

В связи с этим 04 июля 2022 года начальником Миграционного пункта отделения полиции (дислокация с.Пичаево) МО МВД России «Моршанский» майором полиции Москвитиной В.Ю. в отношении индивидуального предпринимателя Наимова Н. К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При изложенных обстоятельствах прихожу к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя Наимова Н.К. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и его вина подтверждается собранными по делу доказательствами, оглашенными в судебном заседании: протоколом МС №148240 об административном правонарушении, составленным 04 июля 2022 года в отношении Наимова Н.К.; копией договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого индивидуальный предприниматель Наимов Н.К. выполняет работы по адресу: ; договор на выполненные работы от 14.06.2022, объяснением Б.; сведениями из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении Наимова Н.К., категория субъекта - микропредприятие.

Действия индивидуального предпринимателя Наимова Н. К. квалифицирую по ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях - привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.

Согласно примечания к ст.18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.

Статьи 18.1 и 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях являются статьями главы 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Следовательно, индивидуальный предприниматель Наимов Н.К. в связи с осуществлением указанной деятельности несет административную ответственность как юридическое лицо.

В силу требований ч.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии со ст.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение

Также в соответствии с ч.2 ст.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствами, смягчающими административную ответственность признаются: полное признание вины, нахождение на иждивении 2-х малолетних детей.

В ходе рассмотрения дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

Таким образом, нарушение не носит систематический характер, работы велись не длительный срок, индивидуальный предприниматель Наимов Н.К. привлекается к административной ответственности впервые, имеет нестабильное материальное положение, ущерб отсутствует, каких либо последствий от допущенного нарушения не наступило, нарушение не содержит существенную угрозу охраняемых общественных отношений.

На основании совокупности положений ч.ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В данном случае сумма санкции даже с учетом вышеназванных положений в размере 125000 рублей представляет собой несоразмерное ограничение гарантированных Конституцией РФ свободы экономической деятельности, права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права частной собственности и будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.

Согласно ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи.

В соответствии с ч.2 ст.3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч.2 ст.3.4 названного Кодекса.

При рассмотрении дела установлено, что соблюдена необходимая совокупность всех обстоятельств: индивидуальный предприниматель Наимов Н.К. является субъектом малого предпринимательства, правонарушение совершено впервые и не причинило вреда, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, а также учитывая обстоятельства, смягчающие административную ответственность, принятие индивидуальным предпринимателем Наимовым Н.К. мер к устранению нарушений, полагаю возможным заменить административный штраф предупреждением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать индивидуального предпринимателя Наимова Н. К. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначать административное наказание как юридическому лицу в виде административного штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей, заменив назначенное административное наказание в виде административного штрафа, исходя из ч.1 ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на предупреждение.

Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в течение десяти суток со дня вручения (или получения) копии постановления в Тамбовский областной суд.

Судья О.А. Климова