ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-160/2022 от 14.02.2022 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 1-160/2022

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

14 февраля 2022 года город Волжский

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Гладилиной О.А.,

при секретаре Любчич Е.Ю.,

с участием государственного обвинителя Волжской городской прокуратуры Пикуровой Е.О.,

подсудимого Маслова И.П., его защитника адвоката Кармазиновского Э.А. предъявившего ордер №... от "."..г., удостоверение №...,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

Маслова ФИО17, <...>

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30 ч.1 ст. 291.2, ч.3 ст.30 ч.3 ст.291, ч.3 ст.30 ч.3 ст.291, ч.3 ст.30 ч.3 ст.291 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Маслов И.П. покушался на мелкое взяточничество, через посредника, в размере не превышающем десяти тысяч рублей, трижды покушался на дачу взятки должностному лицу через посредника за совершение заведомо незаконных действий. Преступления совершены в г. Волжском, при следующих обстоятельствах.

На основании приказа директора <...> от "."..г.№... абитуриент ФИО18 поступила на первый курс в состав студентов <...> (далее по тексту - <...>) для освоения программ подготовки бакалавриата по направлению <...> и зачислена в группу <...>

Примерно "."..г., в дневное время, более точные даты и время следствием не установлены, Маслов И.П. являющийся отцом учащейся в группе <...><...>Свидетель №8, узнав, что заведующая отделением среднего профессионального образования <...> иное лицо, за денежное вознаграждение может обеспечить выставление положительных оценок другими преподавателями по учебным дисциплинам без фактической проверки знаний Свидетель №8, решил передать взятку через неё (как посредника) за совершение незаконных действий преподавателями, являющимися должностными лицами, в связи с наличием у них организационно-распорядительных полномочий по принятию зачетов и экзаменов в государственном высшем учебном заведении, сдача которых служит необходимым условием для получения диплома о высшем образовании.

Реализуя задуманное, "."..г., в дневное время, более точные даты и время следствием не установлены, Маслов И.П., находясь по месту работы <...> по адресу: <адрес>, договорился с иным лицом об оказании содействия в выставлении зачетов по учебным дисциплинам первой летней сессии "."..г. учебного года <...>, второй летней сессии "."..г. учебного года <...> выставлении зачета по производственной практике (научно исследовательской работе), а также выставления положительных оценок на экзаменах по учебным дисциплинам первой зимней сессии "."..г. учебного года <...> первой летней сессии "."..г. учебного года <...> второй зимней сессии "."..г. учебного года <...> второй летней сессии "."..г. учебного года <...> без фактической проверки знаний его дочери - Свидетель №8, и присутствия на экзаменах, зачетах и защите производственной практики, за незаконное денежное вознаграждение, в размере <...> (<...> за каждый предмет).

Иное лицо, используя свое служебное положение, решила завладеть денежными средствами Маслова И.П., в связи с чем сообщила ему, что передаст деньги должностным лицам – преподавателям, в полномочия которых входит проверка знаний и выставление оценок по указанным предметам, не собираясь их передавать данным преподавателям, в действительности намереваясь распорядиться денежными средствами в свою пользу.

При этом, иное лицо предложила Маслову И.П. перечислить <...>, за выставление Свидетель №8 зачетов по учебным дисциплинам первой летней сессии "."..г. учебного года <...>, второй летней сессии "."..г. учебного года <...> выставлении зачета по производственной практике (научно исследовательской работе), а также выставления положительных оценок на экзаменах по учебным дисциплинам первой зимней сессии "."..г. учебного года <...> первой летней сессии "."..г. учебного года <...>, второй зимней сессии "."..г. учебного года <...> второй летней сессии "."..г. учебного года <...>, без фактической проверки ее знаний, и присутствия на экзаменах и зачетах, на её банковский счет в <...>

Действуя с целью передачи взятки через посредника, за совершение незаконных действий по выставлению положительных оценок по учебным дисциплинам без фактической проверки её знаний, присутствия на экзаменах и зачетах, Маслов И.П., находясь по месту работы <...> по адресу: <адрес>, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения интересов государства и желая этого, "."..г., в <...>, через интернет-приложение <...>», перечислил со своего банковского счета №... открытого "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, на счет иного лица №..., открытый "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, <...>, для последующей передачи должностным лицам <...> - преподавателям учебных дисциплин <...> выставления зачета по защите производственной практики (научно исследовательской работе), <...> за выставление положительных оценок по указанным учебным дисциплинам без фактической проверки знаний и присутствия на зачетах и экзаменах Свидетель №8

Однако преступный умысел на дачу взятки должностным лицам <...> через посредника Маслов И.П. не довел до конца по независящим от него обстоятельствам, так как иное лицо не передавала полученные от него деньги преподавателям указанных дисциплин, а распорядилась ими по своему усмотрению.

"."..г., в дневное время, более точные даты и время следствием не установлены, отец Свидетель №8-Маслов И.П., которая является учащейся в группе <...><...>, зная, что заведующая отделением среднего профессионального образования <...> иное лицо за денежное вознаграждение может обеспечить выставление положительных оценок другими преподавателями по учебным дисциплинам без фактической проверки знаний Свидетель №8, решил передать взятку через неё (как посредника) за совершение незаконных действий преподавателями, являющимися должностными лицами, в связи с наличием у них организационно-распорядительных полномочий по принятию зачетов и экзаменов в государственном высшем учебном заведении, сдача которых служит необходимым условием для получения диплома о высшем образовании.

Реализуя задуманное "."..г., в дневное время, более точные даты и время следствием не установлены Маслов И.П., находясь по месту работы <...> по адресу: <адрес>, договорился с иным лицом об оказании содействия в выставлении зачетов по учебным дисциплинам <...> а также выставления положительных оценок на экзаменах по учебным дисциплинам <...> без фактической проверки знаний его дочери Свидетель №8, и присутствия ее на экзаменах и зачетах, за незаконное денежное вознаграждение, в размере <...> за каждый предмет).

Иное лицо, используя свое служебное положение, решила завладеть денежными средствами Маслова И.П., в связи с чем сообщила ему, что передаст деньги должностным лицам – преподавателям, в полномочия которых входит проверка знаний и выставление оценок по указанным предметам, не собираясь их передавать данным преподавателям, в действительности намереваясь распорядиться денежными средствами в свою пользу.

При этом иное лицо предложила Маслову И.П. перечислить <...>, за выставление Свидетель №8 зачетов по учебным дисциплинам <...>, а также выставления положительных оценок на экзаменах по учебным дисциплинам <...> без фактической проверки знаний Свидетель №8, и присутствия ее на экзаменах и зачетах, на её банковский счет в <...>».

Действуя с целью передачи взятки через посредника, за совершение незаконных действий по выставлению положительных оценок по учебным дисциплинам без фактической проверки знаний Свидетель №8, присутствия на экзаменах и зачетах, Маслов И.П., находясь по месту работы <...> по адресу: <адрес>, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения интересов государства и желая этого, "."..г. в <...> через интернет-приложение <...> перечислил со своего банковского счета №... открытого "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, на счет иного лица №..., открытый "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, <...>, для последующей передачи должностным лицам <...> - преподавателям учебных дисциплин <...> за выставление положительных оценок по указанным учебным дисциплинам без фактической проверки знаний и присутствия на зачетах и экзаменах Свидетель №8

Однако преступный умысел на дачу взятки должностным лицам <...> через посредника Маслов И.П. не довел до конца по независящим от него обстоятельствам, так как иное лицо не передавала полученные от него деньги преподавателям указанных дисциплин, а распорядилась ими по своему усмотрению.

"."..г., в вечернее время, более точные даты и время следствием не установлены, отец Свидетель №8-Маслов И.П., которая является учащейся в группе <...><...>, зная, что заведующая отделением среднего профессионального образования <...> иное лицо за денежное вознаграждение может обеспечить выставление положительных оценок другими преподавателями по учебным дисциплинам без фактической проверки знаний Свидетель №8, решил передать взятку через неё (как посредника) за совершение незаконных действий преподавателями, являющимися должностными лицами, в связи с наличием у них организационно-распорядительных полномочий по принятию зачетов и экзаменов в государственном высшем учебном заведении, сдача которых служит необходимым условием для получения диплома о высшем образовании.

Реализуя задуманное "."..г., в вечернее время, более точные даты и время следствием не установлены Маслов И.П., находясь по месту работы <...> по адресу: <адрес>, договорился с иным лицом об оказании содействия в выставлении зачетов по практикам: <...> без фактической проверки знаний его дочери Свидетель №8, и присутствия ее на зачетах по производственным практикам, за незаконное денежное вознаграждение, в размере <...> за каждую практику).

Иное лицо, используя свое служебное положение, решила завладеть денежными средствами Маслова И.П., в связи с чем сообщила ему, что передаст деньги должностным лицам – преподавателям, в полномочия которых входит проверка знаний и выставление оценок по указанным производственным практикам, не собираясь их передавать дынным преподавателям, в действительности намереваясь распорядиться денежными средствами в свою пользу.

При этом иное лицо предложила Маслову И.П. перечислить <...>, за выставление Свидетель №8 зачетов по двум практикам: «<...> (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)», без фактической проверки знаний Свидетель №8, фактического прохождения практики и присутствия ее на зачетах, на её банковский счет в <...>.

Действуя с целью передачи взятки через посредника, за совершение незаконных действий по выставлению зачетов по производственным практикам без фактической проверки знаний Свидетель №8, присутствия на зачетах, Маслов И.П., находясь по месту работы <...> по адресу: <адрес>, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения интересов государства и желая этого, "."..г. в <...> через интернет-приложение <...> перечислил со своего банковского счета №... открытого "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, на счет иного лица №..., открытый "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, <...>, для последующей передачи должностным лицам <...> - преподавателям практик: <...> за выставление положительных оценок по указанным производственным практикам без фактической проверки знаний, фактического прохождения практик и присутствия на зачетах.

Однако преступный умысел на дачу взятки должностным лицам <...> через посредника Маслов И.П. не довел до конца по независящим от него обстоятельствам, так как иное лицо не передавала полученные от него деньги преподавателям указанных производственных практик, а распорядилась ими по своему усмотрению.

"."..г., в дневное время, более точная дата и время следствием не установлены, отец Свидетель №8-Маслов И.П., которая является учащейся в группе <...><...>, зная, что заведующая отделением среднего профессионального образования <...>Свидетель №1 за денежное вознаграждение может обеспечить выставление положительных оценок другими преподавателями по учебным дисциплинам без фактической проверки знаний Свидетель №8, решил передать взятку через неё (как посредника) за совершение незаконных действий преподавателями, являющимися должностными лицами, в связи с наличием у них организационно-распорядительных полномочий по принятию зачетов и экзаменов в государственном высшем учебном заведении, сдача которых служит необходимым условием для получения диплома о высшем образовании.

Реализуя задуманное "."..г. в дневное время, более точная дата и время следствием не установлено, Маслов И.П., находясь по месту работы <...> по адресу: <адрес>, договорился с иным лицом об оказании содействия в выставлении зачетов по учебным дисциплинам <...> а также выставления положительных оценок на экзаменах по учебным дисциплинам <...> без фактической проверки знаний его дочери Свидетель №8, и присутствия ее на экзаменах и зачетах, за незаконное денежное вознаграждение, в размере <...> за каждый предмет).

Иное лицо, используя свое служебное положение, решила завладеть денежными средствами Маслова И.П., в связи с чем сообщила ему, что передаст деньги должностным лицам – преподавателям, в полномочия которых входит проверка знаний и выставление оценок по указанным предметам, не собираясь их передавать данным преподавателям, в действительности намереваясь распорядиться денежными средствами в свою пользу.

При этом иное лицо предложила Маслову И.П. перечислить <...>, за выставление Свидетель №8 зачетов и экзаменов по учебным дисциплинам <...> без фактической проверки знаний Свидетель №8, и присутствия ее на экзаменах и зачетах, на её банковский счет в ПАО «Сбербанк».

Действуя с целью передачи взятки через посредника, за совершение незаконных действий по выставлению положительных оценок по учебным дисциплинам без фактической проверки знаний Свидетель №8, присутствия на экзаменах и зачетах, Маслов И.П., находясь по месту работы <...> по адресу: <адрес>, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения интересов государства и желая этого, "."..г. в <...> через интернет-приложение <...> перечислил со своего банковского счета №... открытого "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, на счет иного лица №..., открытый "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, <...>, для последующей передачи должностным лицам <...> - преподавателям учебных дисциплин <...> за выставление положительных оценок по указанным учебным дисциплинам без фактической проверки знаний и присутствия на зачетах и экзаменах.

Продолжая свои преступные действия, Маслов И.П., действуя с целью передачи взятки через посредника, за совершение незаконных действий по выставлению положительных оценок по учебным дисциплинам без фактической проверки знаний Свидетель №8, присутствия на экзаменах и зачетах, находясь по месту работы <...> по адресу: <адрес>, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде нарушения интересов государства и желая этого, "."..г. в <...> через интернет-приложение <...>, перечислил со своего банковского счета №... открытого "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, на счет иного лица №..., открытый "."..г. в отделении ПАО «Сбербанк» по адресу: <адрес>, <...>, для последующей передачи должностным лицам <...> - преподавателям учебных дисциплин <...> за выставление положительных оценок по указанным учебным дисциплинам без фактической проверки знаний и присутствия на зачетах и экзаменах Свидетель №8

Однако преступный умысел на дачу взятки должностным лицам <...> через посредника Маслов И.П. не довел до конца по независящим от него обстоятельствам, так как иное лицо не передавала полученные от него деньги преподавателям указанных производственных практик, а распорядилась ими по своему усмотрению.

Подсудимый в судебном заседании виновным себя в предъявленном обвинении признал полностью, пояснил, что его родная дочь – Свидетель №8, обучается в <...>. В <...> ему позвонили из деканата института и сообщили, что его дочь могут отчислись за неуспеваемость. Через знакомых он узнал, что в институте работает Свидетель №1, которая может помочь в решении возникшей проблемы. Он созвонился с последней. Свидетель №1 пояснила ему, что есть два варианта решения вопроса: либо сдавать экзамены и зачеты, либо заплатить. Он выбрал второй вариант и стал перечислять на счет Свидетель №1 денежные средства за оказание посреднических услуг в их передаче в качестве взяток преподавателям учебных дисциплин, по которым дочь имела задолженности. Даты перечисления денежных средств, их суммы, указанные в обвинительном заключении, подтвердил. Выразил раскаяние в содеянном.

Виновность подсудимого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.291 УК РФ (по учебным дисциплинам первой летней сессии "."..г. учебного года <...> второй летней сессии "."..г. учебного года <...>, зачета по производственной практике (научно исследовательской работе), по учебным дисциплинам первой зимней сессии "."..г. учебного года <...> первой летней сессии "."..г. учебного года <...> второй зимней сессии "."..г. учебного года <...> второй летней сессии "."..г. учебного года <...> а также в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.291 УК РФ (по учебным дисциплинам <...>), подтверждается доказательствами, представленными стороной обвинения:

Оглашенными в порядке ч.1 ст. 281 УПК РФ, показаниями:

- допрошенной в качестве свидетеля Свидетель №5, согласно которым состоит в должности <...><...> Так, у нее имеется нагрузка по следующим учебным дисциплинам: <...> Кроме того, в ее обязанности входит также принятие производственных практик (научно исследовательских работ) у студентов вышеуказанного вуза. Свидетель №1 ей знакома, последняя занимает должность заведующей отделения СПО <...>, ее рабочий кабинет находится на первом этаже <...> по адресу: <адрес>. Студенты <...> должны сдавать свои контрольные работы, производственные практики ей на проверку, по результатам которой она принимала решение о выставлении им оценки по подготовленному материалу. Контрольные работы ей оставляют на вахте или на кафедре, так и направляют посредствам электронной почты либо при необходимости передают ей нарочно. В случае, если студент с первого раза не сдавал зачет или же не посещал вовсе учебные занятия, ему при пересдаче предоставлялось возможность выполнить контрольное задание в письменном виде, которое оценивалось по стобальной шкале, при этом ранее полученные оценки аннулируются. Такой подход к учебному процессу предусматривает утвержденная в университете бально-рейтинговая система оценки знаний студентов. Каким именно образом студенты вуза сдавали учебные дисциплины, в настоящее время она не помнит. Материалы она получала как нарочно на кафедре, так и посредством электронной почты, а также и путем оставления на вахте, при этом полученные от студентов работы она не хранит, поскольку указанные работы не являются предметом строгой отчетности и после их изучения утилизируются, а также удаляются с ее электронной почты. Данный способ принятия контрольных заданий от студентов связан с ведением дистанционного обучения в связи с эпидемией <...> С начала пандемии коронавирусной инфекции, весной "."..г. филиал перешел на дистанционный и смешанный формат обучения. Вместе с тем при проведении занятий в приложениях <...>» контроль посещений осуществляли преподаватели по своему усмотрению. Свидетель №1 никогда не обращалась к ней с просьбой поставить положительные оценки по ее учебным дисциплинам без фактической проверки теоретических знаний студентов, либо без предоставления студентом письменной работы. Отметки по дисциплинам, студентам она выставляла только после фактической проверки знаний у студента, либо после проверки представленных студентами выполненных письменных работ по дисциплинам (т.2 л.д. 81-84)

- допрошенного в качестве свидетеля Свидетель №7, согласно которым он состоит в должности заместителя директора по научной работе вышеуказанного вуза. При этом, по совместительству в предыдущие годы он также являлся преподавателем кафедры <...> В связи с чем, у него имелась нагрузка по следующим учебным дисциплинам: <...> и иные учебные дисциплины. Свидетель №1 приходится ему родной дочерью, последняя занимала должность заведующей отделения СПО <...>, ее рабочий кабинет располагался на первом этаже <...> по адресу: <адрес>. Студенты <...> должны сдавать свои контрольные работы, ему на проверку, по результатам которой он принимал решение о выставлении им оценки по подготовленному материалу. Контрольные работы ему оставляли на кафедре, так и направляли посредствам электронной почты. Материалы он получал как нарочно на кафедре, так и посредством электронной почты, при этом полученные от студентов работы он не хранит, поскольку указанные работы не являются предметом строгой отчетности и после их изучения утилизируются, а также удаляются с его электронной почты. Данный способ принятия контрольных заданий от студентов связан с ведением дистанционного обучения в связи с эпидемией <...> С начала пандемии коронавирусной инфекции, весной "."..г. филиал перешел на дистанционный и смешанный формат обучения. Вместе с тем при проведении занятий в приложениях <...> контроль посещений осуществляли преподаватели по своему усмотрению. Свидетель №1 никогда не обращалась к нему с просьбой поставить положительные оценки по ее учебным дисциплинам без фактической проверки теоретических знаний студентов, либо без предоставления студентом письменной работы. Отметки по дисциплинам, студентам он выставлял только после фактической проверки знаний у студента, либо после проверки представленных студентами выполненных письменных работ по дисциплинам (т.2 л.д. 89-92),

- допрошенной в качестве свидетеля Свидетель №3, согласно которым она состоит в должности доцента кафедры экономики и управления <...>. По рабочей деятельности за ней закреплены следующие учебные дисциплины: <...> по которым она принимает зачеты и экзамены, а также принимает научно-исследовательские работы. Свидетель №1 ей знакома, последняя занимает должность заведующей отделения СПО <...>, ее рабочий кабинет находится на первом этаже <...> по адресу: <адрес>. Студенты <...> должны сдавать свои контрольные работы ей на проверку, по результатам которой она принимала решение о выставлении им оценки по подготовленному материалу. Научно исследовательские работы ей приносят как нарочно, так и направляют посредствам электронной почты. С начала пандемии коронавирусной инфекции, институт весной "."..г. перешел на дистанционный и смешанный формат обучения. Вместе с тем при проведении занятий в приложениях <...> контроль посещений осуществляли преподаватели по своему усмотрению. Свидетель №1 никогда не обращалась к ней с просьбой поставить положительные оценки по ее учебным дисциплинам без фактической проверки теоретических знаний студентов, либо без предоставления студентом письменной работы. Отметки по дисциплинам, студентам она выставляла только после фактической проверки знаний у студента, либо после проверки представленных студентами выполненных письменных работ по дисциплинам (т.2 л.д. 73-76),

- допрошенной в качестве свидетеля Свидетель №4, согласно которым она является преподавателем <...>. По рабочей деятельности за ней закреплены следующие учебные дисциплины: <...> Также принимает учебную и производственную практику. Свидетель №1 ей знакома, последняя занимает должность заведующей отделения СПО <...>, ее рабочий кабинет находится на первом этаже <...> по адресу: <адрес>. Студенты <...> должны сдавать свои контрольные работы ей на проверку, по результатам которой она принимала решение о выставлении им оценки по подготовленному материалу. Научно исследовательские работы ей приносят как нарочно, так и направляют посредствам электронной почты. С начала пандемии коронавирусной инфекции, институт весной "."..г. перешел на дистанционный и смешанный формат обучения. Вместе с тем при проведении занятий в приложениях <...> контроль посещений осуществляли преподаватели по своему усмотрению. Свидетель №1 никогда не обращалась к ней с просьбой поставить положительные оценки по ее учебным дисциплинам без фактической проверки теоретических знаний студентов, либо без предоставления студентом письменной работы. Отметки по дисциплинам, студентам она выставляла только после фактической проверки знаний у студента, либо после проверки представленных студентами выполненных письменных работ по дисциплинам (т.2 л.д. 77-78).

Кроме этого, виновность подсудимого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.1 ст.291 УК РФ (по учебным дисциплинам <...> подтверждается доказательствами, представленными стороной обвинения:

Оглашенными в порядке ч.1 ст. 281 УПК РФ показаниями:

- допрошенной в качестве свидетеля Свидетель №6, согласно которым она является преподавателем <...>. По рабочей деятельности за ней закреплены следующие учебные дисциплины: <...> иные дисциплины, согласно установленной мне нагрузке. Свидетель №1 ей знакома, последняя занимает должность заведующей отделения СПО <...>, ее рабочий кабинет находится на первом этаже <...> по адресу: <адрес>. Студенты <...> должны сдавать свои контрольные работы ей на проверку, по результатам которой она принимала решение о выставлении им оценки по подготовленному материалу. Научно исследовательские работы ей приносят как нарочно, так и направляют посредствам электронной почты. С начала пандемии коронавирусной инфекции, институт "."..г. перешел на дистанционный и смешанный формат обучения. Вместе с тем при проведении занятий в приложениях <...> контроль посещений осуществляли преподаватели по своему усмотрению. Свидетель №1 никогда не обращалась к ней с просьбой поставить положительные оценки по ее учебным дисциплинам без фактической проверки теоретических знаний студентов, либо без предоставления студентом письменной работы. Отметки по дисциплинам, студентам она выставляла только после фактической проверки знаний у студента, либо после проверки представленных студентами выполненных письменных работ по дисциплинам (т.2 л.д. 85-88),

- допрошенной в качестве свидетеля ФИО6, согласно которым она состоит в должности специалиста отдела научной и международной деятельности <...>, также осуществляет почасовое преподавание на кафедре экономики и управления. Свидетель №1 ранее состояла в должности заведующей отделением среднего профессионального образования в указанном институте. Для сдачи зачетов студенты предоставляли письменных доклады, которые либо направляли ему на электронную почту, либо приносили на кафедру, вахту, в печатном виде. По результатам изучения указанных работ им выставлялась оценка в виде балов, при этом, если студент набирал необходимое количество балов до зачет, оценка выставлялась автоматом. Кем конкретно выполнялись работы и предоставлялись на кафедру от имени студента доподлинно не известно, при этом студенты с момента введения дистанционного обучения лично докладывать по своей работе обязаны не были. Свидетель №1 с просьбами выставления положительных оценок кому-либо из студентов <...> без фактической проверки знаний к ней никогда не обращалась. Никаких денежных средств от Свидетель №1, а также от иных лиц за выставления положительных оценок по учебным дисциплинам без фактической проверки и оценки знаний, она не получала (т. 1 л.д. 204-208).

Виновность подсудимого по каждому из эпизодов преступных деяний подтверждается оглашенными в судебном заседании в порядке ч.1 ст. 281 УПК РФ показаниями:

- свидетеля Свидетель №1, согласно которым "."..г., она состояла в должности заведующей отделения <...> (далее по тексту СПО <...>), более точной даты она не помнит. Ее рабочее место ранее располагалось в рабочем кабинете №..., который находился в главном корпусе <...> расположенного по адресу: <адрес>. Свидетель №8, <...> является студентом экономического факультета <...>, группы <...>. Примерно "."..г., более точную дату и время она не помнит, в дневное время суток, она находилась на своем вышеуказанном рабочем месте, ей на ее мобильный телефон позвонил ранее не знакомый ей мужчина, который представился, как Маслов И.П. и пояснил, что он является отцом Свидетель №8 В ходе телефонного разговора он также пояснил, что в виду того, что его дочь убыла проживать в <адрес>, у нее образовались академические задолженности по различным дисциплинам. Далее, он рассказал, что ему звонили из деканата и сказали, если его дочь Свидетель №8 не закроет задолженности по всем предметам, то будет решаться вопрос об ее отчислении из института. Поскольку он хотел, чтобы Свидетель №8 продолжала обучаться в вышеуказанном институте и боялся, что ее отчислят, он попросил решить вопрос по поводу закрытия академических задолженностей. Она согласилась помочь Маслову И.П. и сообщила, что выставление одного зачета или проставление положительной оценки по одному предмету за экзамен, а также проставление положительной оценки за практическую работу, стоит <...> В дальнейшем, они определились, что задолженность у его дочери Свидетель №8 имеется по 9 предметам в связи с чем девять предметов будет стоить <...>, которые он может скинуть ей на ее банковскую карту <...> - счет №..., открытый в <...> в отделении по адресу: <адрес>, которая привязана к ее номеру мобильного телефона №... на что он дал свое согласие. Также она пояснила Маслову И.П., что данные деньги она передаст преподавателям вышеуказанных дисциплин за то, чтобы они выставили его дочери Свидетель №8 положительные оценки, при этом, в действительности она не намеревалась передавать кому-либо данные денежные средства, и планировала присвоить их себе, при этом задолженности по учебным дисциплинам она намеревалась закрыть, написав за Свидетель №8 необходимые письменные работы, что последствии и сделала. В последствии, насколько она помнит, в конце "."..г., отец Свидетель №8-Маслов И.П. с банковского счета, который она в настоящее время не помнит, перевел на ее банковский счет денежные средства в размере <...>. После этого, стала делать необходимые письменные работы от имени Свидетель №8 и передавать их на кафедры различных дисциплин, по которым у Свидетель №8 имелись задолженности. Маслов И.П. обращался к ней за помощью еще несколько раз. В связи с образовавшейся у его дочери задолженностью по 8 предметам примерно в середине "."..г. Маслов И.П. со своей банковской карты <...> перевел на ее расчетный счет денежные средства в размере <...>, за проставление положительных оценок по 8 предметам. При этом, она, как и в первый раз не собиралась передавать кому-либо данные денежные средства, и присвоила их себе, при этом задолженности по учебным дисциплинам она намеревалась закрыть, написав за Свидетель №8 необходимые письменные работы, что она и исполнила. При этом, Маслов И.П. просил держать его в курсе по поводу задолженностей его дочери и в случае необходимости сообщать ему о них. В "."..г. сообщила последнему о том, что у Свидетель №8 вновь возникли задолженности по 2 практикам и что выставление 2 практик будет стоить <...> в ответ Маслов И.П. пояснил, что в переведет ей указанную сумму. Примерно в период времени с "."..г. по "."..г., Маслов И.П. перевел ей на расчетный счет денежные средства в размере <...>. В свою очередь, она как обычно не планировала передавать денежные средства преподавателям и присвоила их себе, то есть как обычно подготовила необходимые работы за Свидетель №8, после чего проставила последней 2 практики. В последний раз в "."..г. она сообщила Маслову И.П. о том, что у его дочери имеются задолженности по 6 дисциплинам, в связи с чем необходимо было перевести на ее расчетный счет <...>, на что он дал свое согласие, то есть как обычно <...> за одну дисциплину. В период времени примерно с "."..г. по "."..г. Маслов И.П. перевел на ее расчетный счет, открытый в <...> денежные средства в размере <...>, за проставление ей положительных оценок по указанным академическим задолженностям. Как и в предыдущих ситуациях она не собиралась передавать кому-либо данные денежные средства, и присвоила их себе, при этом задолженности по учебным дисциплинам она намеревалась закрыть, написав за Свидетель №8 необходимые письменные работы, что она и исполнила. Однако, вероятно она не успела проставить последние 6 дисциплин, так как она не успела завершить необходимые работы для проставления положительных оценок Свидетель №8, так как она была задержана правоохранительными органами. В университете действует бально-рейтинговая система оценки знаний, в соответствии с которой студент может предоставить на кафедру письменные работы, которые будут оцениваться преподавателями соответствующих дисциплин, при этом при изучении указанных работ выставлялись баллы, которые впоследствии учитывались при выставлении в ведомость оценки по дисциплине. При этом о данном факте ей было известно, в связи с чем, когда к ней обратился за помощью Маслов И.П., чтобы проставить положительные оценки по учебным дисциплинам его дочери Свидетель №8, она решила его обмануть и сказать, что договорится с преподавателями и ей поставят положительные оценки, а в действительности она планировала написать Свидетель №8 письменные работы и сдать от ее имени, при этом к преподавателям она не планировала подходить и передавать какие-либо деньги, в том числе в связи с тем, что личное присутствие студента при сдаче вышеуказанных письменных работ не требовалось, из-за эпидемии <...> в связи с которой было введено дистанционное обучение. Никто из преподавателей университета не знал о том, что она помогает Свидетель №8 получить положительные оценки по имеющимся задолженностям. Кроме того, никто, кроме нее не знал, что письменные работы за Свидетель №8 делает и передает на кафедру она. Непосредственно Маслову И.П. она сказала, что переданные ей денежные средства она передаст преподавателям <...> за выставление его дочери - Свидетель №8 положительных оценок по вышеуказанным учебным дисциплинам, чего она так и не сделала, при этом работы она написала, передала на кафедры, в связи с чем Свидетель №8 были выставлены положительные оценки по дисциплинам, по которым имелись задолженности, кроме последних 6 по указанным выше причинам. Она не помнит, за какие именно предметы ей переводил деньги Маслов И.П., так как прошло много времени. После того, как ФИО1 перевел ей денежные средства, она готовила письменные работы и передавала их на кафедры. Все полученные денежные средства от Маслова И.П. потратила на личные нужды (т.2, л.д. 95-100),

- показания допрошенной в качестве свидетеля Свидетель №8, согласно которым у нее есть отец – Маслов И.П., "."..г. года рождения, который проживает по адресу: <адрес>. Она является студенткой в <...>, по специальности <...> состоит в группе <...>. В данном институте она обучается "."..г. и по настоящее время на заочном отделении, на договорной основе. В период времени с <адрес> она фактически проживает в городе <адрес>, где осуществляет трудовую деятельность. До момента переезда в <адрес> она систематически посещала учебные занятия и самостоятельно сдавала экзамены и зачеты по различным дисциплинам. Учитывая, что переехала в <адрес>, она перестала посещать занятия и выполнять различные работы необходимые для сдачи зачетов и экзаменов. В связи с чем, у нее стали образовываться академические задолженности по различным дисциплинам. Так, в "."..г. ей позвонил ее отец Маслов И.П. и пояснил, что в случае не сдачи ряда экзаменов, зачетов, практик, задолженность по которым образовалась у нее в виду того, что она перестала посещать занятия, ее отчислят из института. В ответ она пояснила отцу, что у нее нет времени сдавать академические задолженности, так как она работает, в связи с чем у нее не будет фактической возможности приехать в <адрес> и сдать данные задолженности. После этого, они немного повздорили с отцом, так как он стал говорить, что высшее образование это важно и он не хочет, чтобы ее отчислили из института, и сказал, что будет решать данную проблему, на тот момент она не поняла, что он имеет в виду. В конце "."..г. ей позвонил отец и сказал, что его привлекают к уголовной ответственности за дачу взятки преподавателям в институте, за то, что они проставили ей положительные оценки по зачетам, экзаменам и практикам, подробности она не выясняла, так как находилась в шоковом состоянии. Фактически на пересдачи она не являлась, уровень ее теоретических знаний преподавательский состав института не проверял, на учебные занятия она не ходила, так как находилась в городе Сочи. Каким образом, отец разрешал проблемы с ее академическими задолженностями она не знает, так как ей об этом ничего неизвестно, она его это делать не просила. Она взятки никому не передавала, это была инициатива ее отца, так как он хотел, чтобы она продолжала обучение в институте и получила высшее образование. Она знает, что Свидетель №1 являлась работником указанного выше института, однако на никаким образом с ней не пересекалась (т.2, л.д. 179-182)

- показания допрошенной в качестве свидетеля Свидетель №2, согласно которым она состоит в должности <...><...>. Согласно занимаемой должности у нее также имеется нагрузка по учебным дисциплинам, в том числе <...> согласно установленной ей нагрузке. Свидетель №1 ей знакома, последняя занимает должность заведующей отделения СПО <...>, ее рабочий кабинет находится на первом этаже <...> по адресу: <адрес>. Свидетель №1 ей знакома длительное время, более <...> Между ней и Свидетель №1 за время их знакомства сложились рабочие отношения в связи с осуществлением трудовой деятельности в институте, иных взаимоотношений между ними не было. Студенты <...> должны сдавать свои контрольные работы ей на проверку, по результатам которой она принимала решение о выставлении им оценки по подготовленному материалу. Научно-исследовательские работы ей приносят как нарочно, так и направляют посредствам электронной почты. В случае, если студент с первого раза не сдавал зачет или же не посещал вовсе учебные занятия, ему при пересдаче предоставлялось возможность выполнить контрольное задание в письменном виде, которое оценивалось по стобальной шкале, при этом ранее полученные оценки аннулируются. Такой подход к учебному процессу предусматривает утвержденная в университете бально-рейтинговая система оценки знаний студентов. Каким именно образом студенты их вуза сдавали учебные дисциплины, в настоящее время она пояснить не может. Материалы она получала как нарочно на кафедре, так и посредством электронной почты, а также и путем оставления на вахте, при этом полученные от студентов работы она не хранит, поскольку указанные работы не являются предметом строгой отчетности и после их изучения утилизируются, а также удаляются с ее электронной почты. Данные способ принятия контрольных заданий от студентов связан с ведением дистанционного обучения в связи с эпидемией <...> С начала пандемии коронавирусной инфекции, "."..г. филиал перешел на дистанционный и смешанный формат обучения. Вместе с тем при проведении занятий в приложениях <...> контроль посещений осуществляли преподаватели по своему усмотрению, лично она вела свою личную тетрадь, в которую записывала присутствие на лекциях. Свидетель №1 никогда не обращалась к ней с просьбой поставить положительные оценки по ее учебным дисциплинам без фактической проверки теоретических знаний студентов, либо без предоставления студентом письменной работы. Отметки по дисциплинам, студентам она выставляла только после фактической проверки знаний у студента, либо после проверки представленных студентами выполненных письменных работ по дисциплинам (т.2 л.д. 69-72).

Также виновность подсудимого по каждому из эпизодов преступных деяний подтверждается письменными доказательствами, представленными стороной обвинения:

- рапортом старшего следователя второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Волгоградской области ФИО7 от "."..г. об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч.3 ст.291, ч.3 ст.291, ч.1 ст.291.2, ч.3 ст.291 УК РФ, согласно которому заведующая отделением среднего профессионального образования <...>Свидетель №1, "."..г., "."..г., "."..г., "."..г. получила от Маслова И.П. взятки в виде денег в общей сумме <...>, за заведомо незаконные действия, а именно за выставление положительных оценок дочери ФИО1-Свидетель №8 по учебным дисциплинам, без фактической проверки уровня теоретических знаний последней (т.1, л.д. 182-185),

- протоколом явки с повинной от "."..г.ФИО1, согласно которому ФИО1 добровольно сообщил в правоохранительные органы о том, что он "."..г., "."..г., "."..г., "."..г. перечислил со своей банковской карты, с расчетным счетом №..., открытым "."..г. в отделении в <...> по адресу: <адрес>, на счет банковской карты <...> с расчетным счетом №... открытым "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес> на счет №..., открытый "."..г. в отделении <...> по адресу: <адрес>, находящихся в пользовании Свидетель №1, денежные средства в общей сумме <...>, для последующей передачи должностным лицам <...> за погашение академической задолженности по предметам без фактической проверки знаний, прохождения и изготовления практических работ и присутствия на экзамене его дочери Свидетель №8 (т.1, л.д.190-191)

- копией приказа <...> о переводе работника на другу работу №... от "."..г., согласно которому Свидетель №1 на основании личного заявления переведена на должность заведующей отделением среднего профессионального образования <...> (т.1, л.д.79),

- копией должностной инструкции заведующего отделением среднего профессионального образования <...>№... от "."..г., в соответствии с которой в полномочия Свидетель №1 входит: непосредственное руководство учебой, воспитательной и научной работой отделения; организация реализации основных и дополнительных образовательных программ, осуществление контроля за учебным процессом, производственной работой и практикой студентов; ведение подбора кадров преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала; самостоятельное формирование структуры, состава и штатного расписания отделения СПО, установление надбавок к должностным окладам работникам в соответствии с выделенной численностью, фондом оплаты труда и действующим законодательством; издание распоряжений, указаний обязательных для всех категорий сотрудников и обучающихся отделения СПО (т.1, л.д. 60-62),

- копией лицензии на осуществление образовательной деятельности №... от "."..г., а также приложения к лицензии №....3, №....4, в соответствии с которой Волжский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный университет» (далее, по тексту – <...>), расположенный по юридическому и фактическому адресу: <адрес>, оказывает образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (т.1, л.д. 67-72),

- копией распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О внесении сведений о государственной аккредитации образовательной деятельности в реестр организации, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам» №... от "."..г., в соответствии с которым федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Волгоградский государственный университет» на период до "."..г. продлена государственная аккредитация образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки (т.1, л.д. 73-78),

- копией устава <...> от "."..г.№..., согласно которому университет осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, основным и дополнительным общеобразовательным программам, дополнительным профессиональным программам, а также основным программам профессионального обучения (т.1, л.д. 91-138),

- копией приказа <...> от "."..г.№... о зачислении на первый курс <...>, согласно которого абитуриент Свидетель №8 с "."..г. зачислена на первый курс в состав студентов <...> для освоения программ подготовки бакалавриат <...> заочной формы обучения (т.2, л.д. 12-13),

- копией результатов оперативно-розыскной деятельности от "."..г., представленные сотрудниками ОЭБиПК УМВД России по г. Волжскому Волгоградской области на основании ст.11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в СУ СК России по Волгоградской области, надлежащим образом, по постановлению о предоставлении и рассекречивании результатов ОРД, согласно которым органу следствия предоставлен ответ на запрос <...> выписка по счетам Свидетель №1 за период с "."..г. по "."..г. на 17 листах.

Оперативно-розыскные мероприятия проведены в строгом соответствии с от "."..г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Результаты оперативно-розыскной деятельности в установленном законном порядке представлены органу предварительного расследования, в связи с чем, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам УПК РФ (т.1 л.д. 28-31),

- копией протокола дополнительного осмотра предметов (документов) от "."..г., согласно которого в ходе осмотра мобильного телефона марки <...> обнаружена переписка в мессенджере <...> между Масловым И.П. и Свидетель №1, согласно которой установлены, что между последними происходит общение по поводу закрытия академических задолженностей за денежные средства, без фактической проверки уровня знаний студента Свидетель №8 и "."..г., "."..г., "."..г., "."..г. Маслов И.П. перевел Свидетель №1 взятки в виде денег в общей сумме <...> (т.2, л.д. 45-59),

- копией протокола выемки от "."..г., согласно которому в здании <...> расположенного по адресу: <адрес>, изъяты: приказ №... от "."..г. о зачислении Свидетель №8 на первый курс <...> справка об успеваемости Свидетель №8, экзаменационные ведомости №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №...№..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... (т.2, л.д. 6-11),

- <...>

- протоколом выемки от "."..г., фототаблией к нему, согласно которому "."..г. в помещении служебного кабинета №... СО по г.Волжский СУ СК России по Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе выемки у подозреваемого Маслова И.П. изъято: выписка с банковского счета №..., скриншоты реквизитов счета №..., сведения о наличии счетов, мобильный телефон марки <...> (т.2, л.д. 117-119),

- протоколом осмотра предметов от "."..г., фототаблицей к нему, согласно которому была осмотрена выписка с банковского счета №№..., скриншоты реквизитов счета №....

В ходе осмотра операций была обнаружена информация о переводе денежных средств: - со счета №..., принадлежащего Маслову И.П.: "."..г. в <...>

- со счета №..., принадлежащего Маслову И.П.: "."..г. в <...>

- со счета №..., принадлежащего Маслову И.П.: "."..г. в <...>

- со счета №..., принадлежащего Маслову И.П.: "."..г. в <...>; со счета №..., принадлежащего Маслову И.П.: "."..г. в <...>, для закрытия академических задолженностей его дочери Свидетель №8;

Также осмотрен мобильный телефона марки <...> принадлежащий Маслову И.П., где, обнаружена переписка в мессенджере <...> между Масловым И.П. и Свидетель №1, согласно которой установлены, что между последними происходит общение по поводу закрытия академических задолженностей за денежные средства, без фактической проверки уровня знаний студента Свидетель №8 (т.2, л.д. 155-172),

-постановлением о признании и приобщении в качестве вещественных доказательств, согласно которому в качестве вещественных доказательств признаны: выписка с банковского счета №..., скриншот реквизитов счета №..., сведения о наличии счетов Маслова И,П., копии приказа №... от "."..г. о зачислении на первый курс <...> справка об успеваемости Свидетель №8, экзаменационные ведомости №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №М000012553, №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., мобильный телефон Маслова И.П. марки <...> (т.2, л.д. 185-186),

Результаты оперативно – розыскной деятельности представлены в СУ СК России по Волгоградской области согласно ст. 11 ФЗ РФ «Об оперативно розыскной деятельности», по постановлению начальника УМВД России по г. Волжскому ФИО19 Оперативно – розыскные мероприятия проведены в полном соответствии с требованиями ст. ст. 6,7,8,13,15 ФЗ РФ «Об оперативно – розыскной деятельности». Таким образом, представленные следствию результаты оперативно – розыскной деятельности получены в установленном законом порядке, переданы на основании постановления о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности и могут быть использованы в качестве доказательств виновности Маслова И.П.

Суд считает допустимыми доказательствами все вышеперечисленные письменные доказательства, поскольку не усматривает нарушений уголовно-процессуального закона при производстве описанных в них следственных действий.

Полученные результаты оперативно-розыскных мероприятий отвечают требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к доказательствам, приобщены к делу с соблюдением предписанной законом процедуры; они свидетельствуют о наличии у подсудимого умысла покушение на дачу взяток который сформировался у него независимо от деятельности оперативных сотрудников правоохранительных органов, а также не обусловлен какими-либо незаконными действиями со стороны сотрудников учебного заведения.

Проверка доказательств производится судом путем сопоставления их с другими доказательствами, имеющимися в уголовном деле, а также установления их источников, получения иных доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство (ст. 87 УПК РФ). Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела (ст. 88 УПК РФ).

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, всесторонне, автономно исследованные, сопоставляя их между собой, установив отсутствие противоречий между ними, и давая им правовую оценку, суд приходит к выводу о том, что вышеперечисленные доказательства, представленные стороной обвинения в обоснование виновности подсудимого в инкриминируемых преступлениях, являются относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для того, чтобы сделать вывод о подтверждении виновности подсудимой в том объеме, который установлен в ходе судебного следствия и изложен выше.

Помимо письменных доказательств, по делу виновность подсудимой подтверждается показаниями свидетелей обвинения. Данные ими показания не свидетельствуют о наличии у них какой-либо заинтересованности в исходе дела, не подтверждают необъективный характер их показаний. Свидетели на предварительном следствии дали последовательные показания, согласующиеся между собой и с другими доказательствами по делу, оснований не доверять данным показаниям у суда не имеется. Основания для признания их показаний процессуально недопустимыми, предусмотренных п. 2 ч.2 ст.75 УПК РФ, – отсутствуют. Процессом сбора, получения и закрепления вышеперечисленных доказательств не нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права подсудимого Маслова И.П., не нарушен установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, поскольку данные доказательства получены в полном соответствии с требованиями закона.

Сторона защиты не оспаривает квалификацию действий Маслова И.П., в связи с чем суд находит его вину доказанной в полном объеме предъявленного обвинения.

При этом, стороной защиты заявлено ходатайство об освобождении Маслова И.П. от уголовной ответственности на основании ч.2 ст. 75, примечания к ст. 291 и 291.2 УК РФ поскольку поводом к возбуждению уголовного дела послужила именно явка с повинной Маслова И.П., в которой последним отражены все обстоятельства преступлений. При этом, в действиях Маслова И.П. имеется смягчающее вину обстоятельство- активное способствование расследованию преступления.

Вместе с тем, исходя из положений уголовного закона, в названном аспекте могут рассматриваться лишь активные действия виновного лица, направленные на сотрудничество с правоохранительными органами, в том числе его правдивые показания, с помощью которых в ходе предварительного следствия были установлены неизвестные до этого существенные обстоятельства дела.

При этом, суд, признавая активное способствование расследованию преступления смягчающим наказание Маслова И.П. обстоятельством по правилам п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, не находит оснований для применения в настоящем деле примечания к ст. 291 УК РФ, поскольку, согласно указанной норме закона, для освобождения от уголовной ответственности лица наряду с активным способствованием раскрытию (и/или расследованию) преступления, необходимо одновременно установить либо, что в отношении него имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо, что лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Между тем, таких обстоятельств судом не установлено, что исключает возможность применения к Маслову И.П. примечания к ст. 291 УК РФ, поскольку сообщение Масловым И.П. о своих противоправных действиях, изложенные в протоколе явки с повинной после его вызова в следственный орган для проверки информации, поступившей от органов полиции, о даче им взяток должностным лицам при посредничестве Свидетель №1, не может быть признано добровольным сообщением о преступлении в смысле, придаваемом ему Примечанием к ст. 291 УК РФ.

В связи с изложенным, оснований для освобождения Маслова И.П. от уголовной ответственности в соответствии с Примечанием к статье 291 УК РФ не имеется.

Таким образом, действия подсудимого Маслова И.П. суд квалифицирует:

по ч.3 ст. 30 ч.1 ст. 291.2 УК РФ - покушение на мелкое взяточничество, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на дачу взятки через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей;

по ч.3 ст. 30 ч.3 ст.291 УК РФ <...> - покушение на дачу взятки, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на дачу взятки должностному лицу через посредника за совершение заведомо незаконных действий;

по ч.3 ст. 30 ч.3 ст.291 УК РФ (<...> - покушение на дачу взятки, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на дачу взятки должностному лицу через посредника за совершение заведомо незаконных действий;

по ч.3 ст. 30 ч.3 ст.291 УК РФ <...> - покушение на дачу взятки, то есть умышленные действия лица, непосредственно направленные на дачу взятки должностному лицу через посредника за совершение заведомо незаконных действий.

В соответствии со ст. 15 УК РФ, три преступления, совершенные подсудимым, относятся к категории тяжких преступлений, одно- к преступлениям небольшой тяжести.

В ходе судебного разбирательства Маслов И.П. вел себя адекватно, его показания и ответы на задаваемые вопросы были осмысленными и последовательными, в связи с чем он, в соответствии со ст. 19 УК РФ, подлежит уголовной ответственности и ему должно быть назначено наказание за совершенные преступления.

В соответствии с частью 3 статьи 60 УК РФ, при назначении наказания судом учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.

Суд учитывает, что Маслов И.П. по месту жительства и работы характеризуется положительно, на диспансерных учетах не состоит, не судим.

В соответствии с п. «и» ч.1 ст.61 УК РФ в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого по каждому из эпизодов, судом учитываются: явка с повинной, активное способствование расследованию преступления, а также, в силу ч. 2 ст. 61 УК РФ, признание вины в судебном заседании, раскаяние в содеянном.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого, в соответствии со ст.63 УК РФ, судом не установлено.

С учетом фактических обстоятельств совершенных подсудимым преступлений, суд не находит оснований для изменения категории преступлений на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ.

Учитывая данные о личности подсудимого, совокупность смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, характер и степень общественной опасности совершенных подсудимым преступлений, суд считает возможным назначить подсудимому наказание по ч.3 ст. 30, ч.3 ст. 291 УК РФ (по каждому из трех эпизодов) в виде лишения свободы, с применением ст.73 УК РФ условно, с возложением на него обязанностей, которые будут способствовать исправлению. По преступлению, предусмотренному ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 291.2 УК РФ суд полагает необходимым назначить наказание в виде исправительных работ.

Исходя из личности виновного, его материального и имущественного положения, обстоятельств совершенных преступлений, суд считает необходимым назначить Маслову И.П. дополнительное наказание, предусмотренное санкцией ч.3 ст.291 УК РФ в виде штрафа в двукратном размере суммы взятки по каждому из преступлений, без назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

<...>

По убеждению суда, назначение таких видов наказания подсудимому является оправданным и гуманным, соответствует требованиям ст. 43 УК РФ о применении уголовного наказания в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.

При определении размера наказания Маслову И.П. по каждому из эпизодов преступного деяния, суд учитывает требования ч. 3 ст. 66 УК РФ, согласно которым срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса за оконченное преступление; а также положения ч.1 ст. 62 УК РФ, согласно которым при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами "и" и (или) "к" части первой статьи 61 настоящего Кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Окончательное наказание подсудимому Маслову И.П. подлежит назначению по правилам ч.2 ст.69 УК РФ, с применением положения ст. 71 УК РФ, согласно которой одному дню лишения свободы соответствуют три дня исправительных работ.

Судьбу вещественных доказательств по делу суд разрешает в порядке, установленном ст.81 УПК РФ.

Меру пресечения в отношении подсудимого Маслова И.П. в виде <...> до вступления приговора в законную силу следует оставить прежней.

Руководствуясь ст.ст. 303-307 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Маслова ФИО20 признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных:

- ч.3 ст. 30 ч.1 ст. 291.2 УК РФ и назначить наказание в виде исправительных работ сроком на 4 месяца с удержанием 10% в доход государства, ежемесячно ;

- ч.3 ст. 30 ч.3 ст.291 УК РФ <...> и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 8 месяцев со штрафом в размере двукратной суммы взятки, то есть в размере 36000 (тридцать шесть тысяч) рублей;;

- ч.3 ст. 30 ч.3 ст.291 УК РФ <...> и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 8 месяцев со штрафом в размере двукратной суммы взятки, то есть в размере 32000 (тридцать две тысячи) рублей;

- ч.3 ст. 30 ч.3 ст.291 УК РФ <...> и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 8 месяцев со штрафом в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей;

На основании ч.2 ст.69 УК РФ, с учетом положений ст. 71 УК РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно назначить Маслову ФИО21 наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года со штрафом в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии со ст.73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 2 года.

Возложить на условно осужденного Маслова ФИО22 обязанности: <...>

Меру пресечения осужденному Маслову ФИО23 до вступления приговора в законную силу оставить прежней в виде <...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Вещественные доказательства по делу:

<...>

<...>

<...>

Приговор может быть обжалован в Волгоградский областной суд, в течение 10 суток. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Судья: