ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-1/2021 от 30.05.2022 Кош-агачского районного суда (Республика Алтай)

УИД 02RS0002-01-2020-000308-53 Дело №1-1/2022 (1-1/2021; 1-29/2020)

ПРИГОВОР

именем Российской Федерации

с.Кош-Агач 30 мая 2022 года

Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего – судьи Панина А.А.,

при секретарях судебного заседания Сакоевой М.В., Комбуновой С.Б., Унтаковой А.Д.-Д., помощнике судьи Тысовой А.О.,

с участием государственных обвинителей – заместителя прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай Устюгова В.В., помощника прокурора Кош-Агачского района Республики Алтай Тадышева А.А.,

подсудимого Кыдырбаева Д.Б.,

защитника подсудимого – адвоката Щербаковой Е.А.,

представителя потерпевшего – адвоката Киреева В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке общего судопроизводства уголовное дело в отношении:

Кыдырбаева Дауткана Багдатовича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в , , зарегистрированного и проживающего по , ,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Кыдырбаев Д.Б., являясь главой муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» Кош-Агачского района Республики Алтай, одновременно занимающий должность главы сельской администрации Кош-Агачского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, совершил присвоение и растрату, то есть хищение вверенного ему чужого имущества, с использованием своего служебного положения, при следующих обстоятельствах.

На основании решения Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии Республики Алтай № 24/1 от 19 сентября 2016 года «Об утверждении итогов выборов главы администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение»» Кыдырбаев избран главой муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» и на основании п.п.2, 4 ч.2 ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о местном самоуправлении), ч.ч.4, 5 ст.34 Устава муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» от 27 декабря 2016 года № 6-3 (далее по тексту – Устав) с 19 сентября 2016 года на постоянной основе возглавлял администрацию муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение». В соответствии с ч.1 ст. 36 Закона о местном самоуправлении, ч.1 ст.34 Устава, глава муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» Кыдырбаев являлся высшим должностным лицом поселения.

Глава муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», одновременно занимающий должность главы сельской администрации Кош-Агачского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай Кыдырбаев (далее – глава сельского поселения) в соответствии с п.п.1-3, 5 ч.4 ст.36 Закона о местном самоуправлении в Российской Федерации», ч.4 ст.154 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст.21, 35, 53 Устава представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом решения, принятые Советом депутатов; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления поселения полномочий по решению вопросов местного значения поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты по вопросам местного значения поселения; вносит на рассмотрение Совета депутатов проекты решений Совета депутатов, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, а также дает заключения на проекты таких актов; обеспечивает составление проекта бюджета поселения, документов стратегического планирования, обеспечивает их исполнение; владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, с учетом разграничения полномочий, установленных Уставом; является главным получателем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, то есть постоянно выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, в том числе по распоряжению вверенными ему бюджетными средствами муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», то есть является должностным лицом органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.2 ст.22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.4 ст.7 Закона Республики Алтай от 18 апреля 2008 года №26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай», органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст.21 Устава представительным органом муниципального образования является сельский Совет депутатов Кош-Агачского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай.

В соответствии с п. 2.1.1 Соглашения №1-9 от 29 декабря 2016 года «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета администрации муниципального образования «Село Кош-Агач»», заключенного между Министерством финансов Республики Алтай и администрацией муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» в лице главы Кыдырбаева (далее – Соглашение), получатель межбюджетных трансфертов – администрация муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», – обязан соблюдать требования бюджетного законодательства и законодательства по налогам и сборам Российской Федерации и Республики Алтай, в том числе не превышать установленные Правительством Республики Алтай нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления.

В 2017 году, но не позднее 02 октября 2017 года, в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай у Кыдырбаева, из корыстных побуждений, с целью присвоения и растраты вверенного ему чужого имущества, возник единый преступный умысел на систематическое присвоение и растрату, то есть хищение вверенного ему в силу занимаемого должностного положения главы сельского поселения имущества муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», с использованием своего служебного положения.

Реализуя этот умысел, в 2017 году, но не позднее 02 октября 2017 года, находясь в здании администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, Кыдырбаев из корыстных побуждений, с целью присвоения и растраты чужого имущества, вверенного ему, действуя умышленно, то есть, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде противоправного, безвозмездного изъятия и обращения в свою пользу и в пользу других лиц вверенного ему в силу занимаемого должностного положения главы сельского поселения имущества возглавляемого им муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» и желая этого, будучи осведомленным о том, что нарушает положения ч.2 ст. 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.4 ст.7 Закона Республики Алтай от 18 апреля 2008 года № 26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай», а также ст.27 Устава, согласно которым определение размеров и условий оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, работников муниципальных предприятий и учреждений, размеров должностных окладов муниципальных служащих, а также размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и порядок их осуществления относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования и может быть принято только соответствующим коллегиальным решением сельского Совета депутатов Кош-Агачского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, понимая, что своими незаконными действиями причинит возглавляемому им муниципальному образованию имущественный ущерб, маскируя свои действия под законное изъятие денежных средств из местного бюджета и не вынося вопрос о повышении должностных окладов муниципальных служащих данного муниципального образования на рассмотрение представительного органа муниципального образования, используя свое служебное положение вопреки интересам службы, решил вынести заведомо незаконное решение – распоряжение главы сельского поселения, которым размеры должностных окладов муниципальных служащих возглавляемого им муниципального образования, в том числе размер его должностного оклада, а также размер должностного оклада председателя сельского Совета депутатов Кош-Агачского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай подлежали индексации в 1,3 раза.

После этого, в период времени с 06 до 22 часов 02 октября 2017 года, действуя в продолжение своего преступного умысла, находясь в здании администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, из корыстных побуждений, с целью присвоения и растраты имущества муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», вверенного ему в силу занимаемого должностного положения главы сельского поселения и желая этого, используя свое служебное положение и обладая правом издавать в переделах своих полномочий правовые акты, обязательные для исполнения подчиненными сотрудниками муниципального образования, подписывать финансовые документы по распоряжению вверенными ему денежными средствами, дал незаконное указание заместителю главы администрации возглавляемого им муниципального образования Свидетель №7, не осведомленному о его преступных намерениях, изготовить проект распоряжения главы сельского поселения №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов», в соответствии с которым размеры должностных окладов муниципальных служащих возглавляемого им муниципального образования, в том числе размер его должностного оклада, а также размер должностного оклада председателя сельского Совета депутатов Кош-Агачского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай подлежали индексации в 1,3 раза, при этом ввел последнего в заблуждение относительно законности данного распоряжения.

Непосредственно после этого, в период времени с 06 до 22 часов 02 октября 2017 года Свидетель №7, не осведомленный о преступных намерениях главы сельского поселения ФИО38, выполняя устное указание своего непосредственного руководителя, находясь в здании администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, изготовил проект распоряжения главы сельского поселения за №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов», в соответствии с которым размеры должностных окладов муниципальных служащих муниципального образования, в том числе размер должностного оклада Кыдырбаева, а также размер должностного оклада председателя сельского Совета депутатов Кош-Агачского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай подлежали индексации в 1,3 раза, после чего, находясь в том же месте и в то же время, передал его главе сельского поселения Кыдырбаеву. После чего, продолжая реализовывать свой преступный умысел, в период времени с 06 до 22 часов 02 октября 2017 года, находясь в здании администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, глава сельского поселения Кыдырбаев, действуя с теми же целями и побуждениями, в нарушение вышеуказанных положений ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.4 ст.7 Закона Республики Алтай от 18 апреля 2008 года № 26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай», а также ст.27 Устава, понимая, что своими незаконными действиями причинит возглавляемому им муниципальному образованию имущественный ущерб, используя свое служебное положение, лично заверил данное распоряжение своей подписью и оттиском печати администрации возглавляемого им муниципального образования, после чего в то же время и в том же месте дал устное указание Свидетель №7, не осведомленному о его преступных намерениях, передать данное распоряжение в бухгалтерию администрации муниципального образования, для его фактического исполнения и выплаты незаконно увеличенной Кыдырбаевым заработной платы.

Непосредственно после этого, в том же месте в то же время Свидетель №7, не осведомленный о преступных намерениях Кыдырбаева, выполняя его устное указание, передал незаконное распоряжение Главы сельского поселения за №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов» в бухгалтерию администрации данного муниципального образования, для его фактического исполнения и выплаты незаконно увеличенной Кыдырбаевым заработной платы.

В период времени с 02 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, находясь в здании администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, сотрудники бухгалтерии администрации этого муниципального образования, не осведомленные о преступных намерениях Кыдырбаева, исполняя обязательное для их исполнения распоряжение №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов», начисляли работникам муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» Кыдырбаеву, Свидетель №7, Свидетель №3, а также председателю сельского Совета депутатов Кош-Агачского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай Свидетель №1 незаконно увеличенную Кыдырбаевым заработную плату, за счет индексации должностных окладов указанных работников в 1,30 раза.

В результате описанных умышленных преступных действий Кыдырбаева, совершенных им с использованием своего служебного положения, в период со 02 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, последним незаконно получены в кассах администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» и МКУ «Культурно-спортивный центр с.Кош-Агач», расположенных по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, а также на его расчетный счет , открытый в Горно-Алтайском отделении №8558 ПАО «Сбербанк России» по ул.Кооперативная, д.40 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, вверенные ему в силу занимаемого должностного положения главы сельского поселения бюджетные денежные средства в размере 38 804 рубля 98 копеек, которые он незаконно присвоил, то есть похитил чужое имущество возглавляемого им муниципального образования, вверенное ему, после чего распорядился им по собственному усмотрению.

Кроме того, в результате описанных умышленных преступных действий Кыдырбаева, направленных на растрату, то есть противоправное безвозмездное изъятие и обращение чужого имущества в пользу других лиц – Свидетель №7, Свидетель №7 и Свидетель №1, а именно бюджетных денежных средств, принадлежащих муниципальному образованию «Кош-Агачское сельское поселение» и вверенных Кыдырбаеву в силу занимаемого должностного положения Главы сельского поселения, совершенных с использованием им своего служебного положения и с корыстной целью, в период со 02 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, последним незаконно растрачены вверенные ему в силу занимаемого должностного положения бюджетные денежные средства, путем их предоставления его распоряжением за № 032 от 02 октября 2017 года и выплаты незаконно завышенной заработной платы:

- Свидетель №1 через кассы администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» и МКУ «Культурно-спортивный центр с.Кош-Агач», расположенных по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, а также на его расчетный счет , открытый в вышеуказанном Горно-Алтайском отделении №8558 ПАО «Сбербанк России» в размере 41 235 рублей 42 копейки;

- Свидетель №7 через кассы администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» и МКУ «Культурно-спортивный центр с.Кош-Агач», расположенных по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, а также на его расчетный счет , открытый в вышеуказанном Горно-Алтайском отделении №8558 ПАО «Сбербанк России» в размере 32 075 рублей 24 копейки;

- Свидетель №7 через кассы администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» и МКУ «Культурно-спортивный центр с.Кош-Агач», расположенных по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, а также на её расчетный счет , открытый в вышеуказанном Горно-Алтайском отделении №8558 ПАО «Сбербанк России» в размере 20 214 рублей 86 копеек.

Таким образом, Кыдырбаев в период времени со 02 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года, находясь в с.Кош-Агач Кош-Агачского района Республики Алтай, являясь главой сельского поселения, используя свое служебное положение, путем присвоения и растраты совершил хищение, то есть противоправное, безвозмездное обращение в свою пользу и в пользу других лиц вверенного ему в силу занимаемого должностного положения имущества, а именно бюджетных денежных средств муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», на общую сумму 132 330 рублей 50 копеек, распорядившись ими по своему усмотрению, тем самым причинил данному муниципальному образованию имущественный ущерб в указанном размере.

Органом предварительного следствия Кыдырбаев был обвинён по ч.4 ст.160 УК РФ, в присвоении и растрате, то есть хищении чужого имущества, вверенного виновному, совершенном лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере.

Подсудимый в судебном заседании вину не признал, пояснил о том, что рассматриваемое повышение заработной платы было вызвано тем, что у главного специалиста сельской администрации ФИО заработная плата составляла менее гарантированного минимума. Поэтому он, как глава сельского поселения, дал указание Свидетель №7 найти выход из этой ситуации, тот подготовил проект распоряжения №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов». Издание распоряжения повысило зарплату Джумановой, но также пропорционально была увеличена заработная плата других муниципальных служащих и денежное вознаграждение лиц, замещающих муниципальные должности. В дальнейшем 28 декабря 2017 года Советом депутатов сельского поселения было принято решение №15-3 «Об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кош-Агачское сельское поселение», после чего заработная плата в увеличенном размере выплачивалась уже на основании решения представительного органа муниципального образования. Кроме того, в июне 2018 года Советом депутатов сельского поселения было принято исполнение бюджета за 2017 год, тем самым представительный орган муниципального образования признал понесенные сельской администрацией расходы на увеличение заработной платы, устранив противоправность его деяния.

Представитель потерпевшего – адвокат Киреев В.С. в судебном заседании поддержал позицию государственного обвинителя, полагая Кыдырбаева виновным в инкриминируемом деянии.

В судебном заседании были исследованы следующие доказательства.

В судебном заседании в качестве свидетелей были допрошены избранные в 2016 году депутаты Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» Свидетель №10, Свидетель №13, Свидетель №20, Свидетель №23, Свидетель №25, Свидетель №19, Свидетель №12, которые подтвердили, что 28 декабря 2017 года при их участии было принято решение №15-3 «Об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кош-Агачское сельское поселение», которым с 01 января 2018 года были утверждены новые размеры оплаты труда муниципальным служащим и лицам, замещающим муниципальные должности. Депутат Свидетель №22 указал, что не присутствовал на данной сессии и при нем вопрос о повышении заработной платы работникам сельской администрации не обсуждался.

Такие же пояснения, с учетом оглашения показаний, данных на предварительном следствии, дали депутаты Свидетель №15 (т.2 л.д.99-104), Свидетель №21 (т.4 л.д.35-39), Свидетель №11 (т.2 л.д.76-81), Свидетель №14 (т.2 л.д.93-98), и Свидетель №9 (т.2 л.д.66-70).

Исследованный протокол заседания Совета подтверждает, что вопрос об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кош-Агачское сельское поселение» действительно был предметом рассмотрения представительного органа муниципального образования (т.1 л.д.163-167).

Из показаний Свидетель №2, данных им в судебном заседании и оглашенных на основании ст.281 УПК РФ, он работал в 2015-2018 годах специалистом финансового отдела администрации МО «Кош-Агачский район». При осуществлении финансового контроля им было установлено существенное превышение размера заработной платы у должностных лиц администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», включая главу указанной администрации Кыдырбаева. Он незамедлительно сообщил об этом начальнику финансового отдела администрации района Свидетель №13, которая поручила ему подготовить и направить в адрес администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» письмо, в котором указать сведения о выявленных нарушениях. 15 марта 2018 года он подготовил письмо, в котором отразил сведения о существенном и незаконном завышении размеров заработной платы у ряда должностных лиц администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», включая главу Кыдырбаева. Данное письмо после изготовления было подписано заместителем главы района Свидетель №16, и направлено посредством электронной почты в адрес главы муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение». После отправления указанного письма он неоднократно звонил в бухгалтерию администрации МО «Кош-Агачское сельское поселение», узнавал результаты рассмотрения письма. В ходе разговора работники бухгалтерии сообщили ему о том, что письмо было передано Кыдырбаеву, но каких-либо указаний от него по устранению допущенных нарушений они не получали. Порядок повышения размера оплаты труда должностных лиц, замещающих выборные муниципальные должности и должности муниципальных служащих, муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» регламентирован ч.2 ст.22 Федерального закона Российской Федерации «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.4 ст.7 Закона Республики Алтай «О муниципальной службе в Республике Алтай». В соответствии с положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, размер оплаты труда вышеуказанных должностных лиц утверждается решением представительного органа муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай. Рекомендованные нормативы окладов принимаются на сессии Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачский район». Указанные нормативы окладов рекомендуются всем должностным лицам на территории Кош-Агачского района Республики Алтай, в зависимости от численности населения, проживающего на территории сельского поселения. До октября 2017 года размер заработной платы главы муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» со всеми надбавками составлял около 58 000 рублей, с октября 2017 года с учетом всех надбавок увеличился до 77 000 рублей ежемесячно, хотя если учитывать рекомендованные нормативы, размер заработной платы вышеуказанного должностного лица с учетом всех надбавок не должен был превышать 58 000 рублей ежемесячно (т.2 л.д. 14-18).

Свидетель Свидетель №28, бывший начальник финансового отдела администрации МО «Кош-Агачский район», свидетель Свидетель №5, с 2015 по 2019 год занимавшая должность заместителя главы района, а затем – начальника финансового отдела администрации района, в судебном заседании дали об этих обстоятельствах показания, аналогичные вышеуказанным показаниям свидетеля Свидетель №2.

Также в судебном заседании была допрошена в качестве свидетеля Свидетель №4, которая до 2018 года занимала должность бухгалтера материальной группы в МКУ «Централизованная бухгалтерия управления образования МО «Кош-Агачский район», а затем – главного специалиста финансового отдела администрации района. Такж показала о том, что заместитель главы районной администрации Свидетель №16 в 2018 году писал Кыдырбаеву о выявленных нарушениях, требовал устранить перерасход по заработной плате сверх лимитов. Лимиты устанавливаются соглашением между Министерством финансов республики и сельским поселением, обусловлены тем, что местные бюджеты дотируются из бюджета Республики Алтай. Свидетель №3 отвечала Свидетель №16, что решение принято Советом депутатов.

Свидетель Свидетель №16, занимавший должность заместителя главы района, показал, что никто в администрации Кош-Агачского сельского поселения не получал заработную плату ниже минимального размера оплаты труда. Он действительно направлял Кыдырбаеву письмо на основании доклада работников финансового отдела районной администрации о существенном превышении размеров заработной платы у должностных лиц администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», включая самого главу указанной администрации Кыдырбаева. Последний вопрос повышения заработной платы с ним не обсуждал, а впоследствии так не принял мер к устранению нарушений, ссылаясь на соответствующее решение Совета депутатов МО «Кош-Агачское сельское поселение».

Заместитель министра финансов Республики Алтай Свидетель №8 в судебном заседании показала, что в соответствии с ч.4 ст.136 Бюджетного кодекса РФ, между Министерством финансов Республики Алтай и муниципальным образованием «Кош-Агачское сельское поселение» заключено соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета. Согласно указанному соглашению, муниципальное образование «Кош-Агачское сельское поселение» не может превышать установленные Правительством Республики Алтай нормативы расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц и муниципальных служащих; не принимать решений об увеличении бюджетных ассигнований в течение года, в том числе, о повышении оплаты труда работникам органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, муниципальных должностей и муниципальных служащих сверх размеров, предусмотренных для работников соответствующих категорий на республиканском уровне. В соответствии со ст.3 Закона Республики Алтай «О муниципальной службе в Республике Алтай» от 18 апреля 2006 года, соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Республики Алтай применяются при определении размеров пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Республики Алтай, в связи с чем, размеры должностных окладов указанных должностей при исчислении заработной платы не приравниваются. Кроме того, ст.136 Бюджетного кодекса РФ и ч.6 ст.7 Закона Республики Алтай «О муниципальной службе в Республике Алтай» предусмотрено, что муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 % собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные Правительством Республики Алтай нормативы формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления. Размер оплаты труда должностных лиц, замещающих выборные муниципальные должности и должности муниципальных служащих муниципальных образований устанавливается в соответствии с ч.2 ст.22 Федерального закона Российской Федерации «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ч.4 ст.7 Закона Республики Алтай «О муниципальной службе в Республике Алтай». В соответствии с положениями вышеуказанных нормативных правовых актов, размер оплаты труда вышеуказанных должностных лиц утверждается решением представительного органа муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай. В случае, если после вступления в законную силу федерального закона, согласно которому увеличивается минимальный размер оплаты труда (далее МРОТ) и муниципальному служащему выплачивается заработная плата в размере менее МРОТ, то в целях соблюдения трудового законодательства работодатель должен установить размер заработной платы такого работника до МРОТ. К примеру, существует практика увеличения заработной платы путем повышения размеров надбавок, если это не противоречит положению о фонде оплаты труда. Согласно требованиям соглашения, заключенного между Министерством финансов Республики Алтай и муниципальным образованием «Кош-Агачское сельское поселение», размеры должностных окладов муниципальных служащих могут быть повышены, но не более, чем в пределах, установленных на региональном уровне. На региональном уровне размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Республики Алтай повышались с 01 января 2018 года на 4%. До этого, в период с 2015 по 2018 годы размеры должностных окладов не повышались.

Из показаний свидетеля Свидетель №3, данных ей в судебном заседании и оглашенных на основании ст.281 УПК РФ, он с 2006 года до января 2018 года занимала должность специалиста в администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», а с января 2018 года состоит в должности консультанта администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение». В штате администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» состоят 11 человек, в том числе глава ФИО38, заместитель главы администрации муниципального образования «Кош- Агачское сельское поселение» Свидетель №7, главный бухгалтер Свидетель №6, главный специалист ФИО, водитель, две уборщицы, специалист отдела кадров, специалист по благоустройству, а также председатель Совета депутатов муниципального образования «Кош- Агачское сельское поселение» Свидетель №1. Кроме того, администрация муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» является учредителем МКУ «Культурно-спортивный центр с.Кош-Агач», в штате которого состоят 17 человек. В октябре 2017 года во время планерки в кабинете главы муниципального образования Кыдырбаева, он сказал присутствовавшим работникам администрации о том, что он разговаривал с главой администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» Свидетель №16, который сказал, что муниципальное образование «Кош-Агачское сельское поселение» может повысить размер оплаты труда муниципальным служащим. После этого Кыдырбаев поручил Свидетель №7 изучить нормативные правовые документы и подготовить проект распоряжения о повышении должностных окладов в 1,3 раза. После этого Свидетель №7 по поручению Кыдырбаева изготовил проект распоряжения №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов» и передал Кыдырбаеву на подпись. После этого с 1 октября 2017 года оклады месячного денежного содержания муниципальных служащих и денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности были повышены в 1,30 раза, данное распоряжение 02 октября 2017 года поступило в бухгалтерию администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» и работники бухгалтерии стали начислять и выплачивать заработную плату в большем размере. В соответствии с действующим законодательством, решения об увеличении размера оплаты труда муниципальных служащих и выборных должностных лиц должны быть приняты представительным органом местного самоуправления, которым в муниципальном образовании «Кош-Агачское сельское поселение» является Совет депутатов муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение». Примерно в декабре 2017 года в период с 08 до 16 часов в помещении администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» глава администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» Кыдырбаев дал ей устное указание о том, чтобы она на своем персональном компьютере изготовила проект решения Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» об увеличении размера заработной платы выборных должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» на 30%. После этого, в тот же день, то есть в декабре 2017 года в период с 08 до 16 часов, она на своем рабочем персональном компьютере, который расположен в кабинете бухгалтерии администрации по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач, изготовила этот проект и передала Кыдырбаеву. После этого, в самом конце декабря 2017 года она присутствовала на сессии Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», где рассматривался вопрос об увеличении размера заработной платы выборных должностных лиц и муниципальных служащих муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», а также принималось решение об утверждении бюджета муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» на 2018 год. Она и иные работники неоднократно говорили Кыдырбаеву о том, что нельзя просто так взять и увеличить размер оплаты труда муниципальных служащих на 30%, однако, Кыдырбаев все слова игнорировал. Она обсуждала это с работниками администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», которые сказали о том, что Кыдырбаев не имеет права самостоятельно принять решение об увеличении размера оплаты труда вышеуказанным работникам (т.2 л.д.19-26, 27-32).

Из показаний свидетеля Свидетель №6, главного бухгалтера администрации сельского поселения, данных ей в судебном заседании и оглашенных на основании ст.281 УПК РФ, с октября до конца 2017 года она начисляла зарплату на основании распоряжения №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов». В дальнейшем 28 декабря 2017 года Советом депутатов сельского поселения было принято решение №15-3 «Об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кош-Агачское сельское поселение», после чего заработная плата в увеличенном размере выплачивалась уже на основании решения представительного органа муниципального образования и штатного расписания. Распоряжение готовил Свидетель №7, подписал Кыдырбаев. Также пояснила, что не является муниципальным служащим, а получает заработную плату по НСОТ (т.2 л.д.146-154).

Свидетель №7, заместитель главы Кош-Агачского сельского поселения, показал о том, что назрел вопрос о повышении заработной платы муниципальным служащим, которого не было с 2010 года, это привело к тому, что зарплата уборщицы в сельском доме культуры была 30 тысяч рублей, а у главного специалиста сельской администрации – 18 тысяч рублей. Кыдырбаев поручал ему повысить зарплату работникам низового звена, он произвёл расчеты и нашел это возможным, подготовил проект распоряжения №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов». Затем они подготовили проект Положения об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кош-Агачское сельское поселение», который был принят на 15-й сессии сельского Совета депутатов. При этом распоряжение №32 отменили 09 января 2020 года по представлению прокуратуры, но на зарплате это никак не отразилось, поскольку тогда она начислялась уже на основании Положения об оплате труда и штатного расписания.

Свидетель №1 бывший председатель Совета депутатов Кош-Агачского сельского поселения и нынешний глава данного муниципального образования, в судебном заседании пояснил, что в сентябре 2017 года Кыдырбаев на совещании попросил его остаться и сообщил о том, что планирует повышение заработной платы. Он выразил сомнение в том, что Совет поддержит увеличение окладов муниципальных служащих и денежное вознаграждение лиц, замещающих муниципальные должности, но в октябре заработная плата была увеличена, в том числе ему. В декабре 2017 года на 15-ю сессию Совета было внесено предложение сельской администрации «Об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кош-Агачское сельское поселение», которое депутаты поддержали, потому что в тот период широко обсуждалась индексация окладов и депутаты думали, что речь шла о повышении всего на 4%. Впоследствии, уже после начала разбирательства, узнал, что повышение его заработной платы было связано с изданием Кыдырбаевым распоряжения №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов», что нарушает установленные требования Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона Республики Алтай «О муниципальной службе в Республике Алтай», а также ст.27 Устава муниципального образования.

Главы сельских поселений Кош-Агачского и Майминского районов поселений Свидетель №27, Свидетель №24, Свидетель №17, будучи допрошенными в судебном заседании, пояснили о том, что увеличить размеры должностных окладов муниципальным служащим и расходы на оплату их труда может только представительный орган муниципального образования.

Также в судебном заседании были исследованы письменные доказательства.

Согласно Решению Кош-Агачской районной территориальной избирательной комиссии №24/1 от 19 сентября 2016 года «Об утверждении итогов выборов главы администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», Кыбырбаев избран главой указанного муниципального образования (т.3 л.д.120).

Устав муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», принятый решением Совета депутатов МО «Село Кош-Агач» №6-3 от 27 декабря 2016 года, гласит, что представительным органом данного муниципального образования является сельский Совет депутатов Кош-Агачского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай (ст.21). К исключительной компетенции Совета относится определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (ст.26). Глава поселения является высшим должностным лицом муниципального образования, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляет свои полномочия на постоянной основе и возглавляет администрацию поселения, срок его полномочий – 5 лет (ст.34). Глава поселения представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения; подписывает и обнародует решения, принятые Советом депутатов; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления поселения полномочий по решению вопросов местного значения; издает в пределах своих полномочий правовые акты по вопросам местного значения; вносит на рассмотрение Совета депутатов проекты решений Совета депутатов, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, а также дает заключения на проекты таких актов; обеспечивает составление проекта бюджета поселения, документов стратегического планирования, обеспечивает их исполнение (ст.35). Согласно положениям ст.53, органы местного самоуправления от имени поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, с учетом разграничения полномочий, установленных Уставом (т.2 л.д.222-278).

Согласно Распоряжению главы администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» Кыдырбаева №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов», с 01 октября 2017 года в 1,30 раза были повышены оклады месячного денежного содержания муниципальных служащих и денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности. Контроль за исполнением распоряжения оставлен Кыдырбаевым за собой (т.1 л.д.98).

В соответствии с п.2.1.1 Соглашения №1-9 от 29 декабря 2016 года «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета администрации муниципального образования «Село Кош-Агач»», заключенного между Министерством финансов Республики Алтай и администрацией муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» в лице главы Кыдырбаева, получатель межбюджетных трансфертов – администрация муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», – обязан соблюдать требования бюджетного законодательства и законодательства по налогам и сборам Российской Федерации и Республики Алтай, в том числе не превышать установленные Правительством Республики Алтай нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления (т.3 л.д.3-9).

Согласно протоколу осмотра предметов от 18 июля 2019 года, был которому осмотрен персональный компьютер консультанта администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», расположенный в кабинете №8 администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» по адресу: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с.Кош-Агач, ул.Пограничная, д.13. На нем с участием Свидетель №3 в исходящих письмах на электронной почте moselokoshagach@mail.ru был обнаружен проект Положения об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кош-Агачское сельское поселение» под названием «оплата МССП-17 на проверку», направленный на электронную почту , Участвующая в осмотре Свидетель №3 пояснила, что файл был изготовлен по распоряжению главы администрации муниципального образования «Кош- Агачское сельское поселение» Кыдырбаева (т.2 л.д.121-144).

Из протокола осмотра документов от 22 сентября 2019 года следует, что были осмотрены бухгалтерские документы администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», сшивки с названием «Документы Администрации МО «Кош-Агачское сельское поселение» журналы операций №1, 2, 3, 4, 5, 6 по счетам «касса», «подотчетные лица», «зарплата», «поставщики и подрядчики», «с безналичными денежными средствами» и «выбытие НФА»; сшивки с названием «Документы МКУ Культурно-спортивный центр с.Кош-Агач» журналы операций №1, 2, 3, 4, 5, 6 по счетам «касса», «подотчетные лица», «зарплата», «поставщики и подрядчики», «с безналичными денежными средствами» и «выбытие НФА». Осмотром установлено, что размер должностного оклада заместителя главы администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» превышает рекомендуемый размер должностного оклада заместителя главы администрации с численностью от 5 до 10 тыс. человек, установленного Положением об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кош-Агачский район», утвержденного Решением районного совета депутатов МО «Кош-Агачский район» от 27 декабря 2017 года №32-9. Размер должностного оклада главного специалиста 1 разряда администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» превышает рекомендуемый размер должностного оклада главного специалиста 1 разряда. Согласно штатному расписанию №1 от 09 января 2017 года, должностной оклад главы администрации муниципального образования «Село Кош-Агач» составляет 13 188 рублей, денежное вознаграждение 50% – 6 594 рубля; премия 25% – 3 297 рублей; надбавка район 90% – 20 771,1 рубль; надбавка север 50% – 11 539,5 рублей; мат.помощь – 659,4 рубля. Итого в месяц – 56 049 рублей. Штатное расписание подписано главой администрации ФИО38 и главным бухгалтером Свидетель №6. Согласно штатному расписанию №1 от 01 октября 2017 года, должностной оклад главы администрации муниципального образования «Село Кош-Агач» составляет 17 144,4 рубля, денежное вознаграждение 50% – 8 572,2 рубля; премия 25% – 4 286,1 рубля; надбавка район 90% – 27 002,4 рубля; надбавка север 50% – 15 001,35 рубля; мат. помощь – 857,2 рублей. Итого в месяц – 72 863,68 рубля. Штатное расписание подписано главой администрации Кыдырбаевым и главным бухгалтером Свидетель №6. Согласно штатному расписанию №1 от 09 января 2018 года, должностной оклад главы администрации муниципального образования «Село Кош-Агач» составляет 18 199 рублей, денежное вознаграждение 50% – 9 099,5 рубля; премия 25% – 4 549,75 рубля; надбавка район 90% – 28 663,4 рубля; надбавка север 50% – 15 924,13 рубля; мат.помощь – 909,95 рубля. Итого в месяц – 77 345,75 рубля. Штатное расписание подписано главой администрации Кыдырбаевым и главным бухгалтером Свидетель №6. Согласно Приложению №1 к Положению «О денежном вознаграждении выборных должностных лиц в муниципальном образовании «Село Кош-Агач», коэффициент кратности денежного вознаграждения Главы сельского поселения с численностью населения от 5 до 10 тыс. человек составляет 7,8. Размер ежемесячного денежного вознаграждения составляет 13 188 рублей; ежемесячный размер денежного поощрения 0,5; премия от денежного вознаграждения 25%; материальная помощь (в год) 0,6. Внутри сшивки «Распоряжения по основной деятельности администрации МО «Село Кош-Агач» за 2017 г.» обнаружено Распоряжение Главы администрации МО «Село Кош-Агач» Кыдырбаева №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов», согласно которому в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», законом Республики Алтай от 18 апреля 2008 года №26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай», в целях регулирования оплаты труда муниципальных служащих муниципального образования «Село Кош-Агач» Глава администрации муниципального образования «Село Кош-Агач» Кыдырбаев распорядился повысить с 1 октября 2017 года оклады месячного денежного содержания муниципальных служащих и денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности в 1,30 раза. Распоряжение подписано Главой администрации муниципального образования «Село Кош-Агач» Кыдырбаевым, имеется оттиск печати синего цвета «Администрация муниципального образования «Село Кош-Агач». Кроме того, осмотрены копии реестров денежных средств с результатами зачислений, содержащие сведения о перечислении в период с октября 2017 года по декабрь 2018 года денежных средств Кыдырбаеву на расчетный счет ; Свидетель №6 на расчетный счет ; Свидетель №1 на расчетный счет ; Свидетель №7 на расчетный счет ; Свидетель №3 на расчетный счет (т. 2 л.д. 162-202).

Согласно протоколу выемки от 26 декабря 2019 года в помещении бухгалтерии администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» по ул.Пограничная, д.13 в с.Кош-Агач были изъяты сшивки с названием «Документы Администрации МО «Кош-Агачское сельское поселение» журналы операций №1, 2, 3, 4, 5, 6 по счетам «касса», «подотчетные лица», «зарплата», «поставщики и подрядчики», «с безналичными денежными средствами» и «выбытие НФА» за январь-декабрь 2019 года; папка «Штатное расписание на 2019 г. администрации МО «Кош-Агачское сельское поселение», содержащая 5 листов. Вышеуказанные сшивки содержат сведения о движении денежных средств администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение», в том числе по выплате заработной платы работникам администрации указанного муниципального образования Свидетель №7, Свидетель №6, Свидетель №7, а также выборным должностным лицам – главе администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» Кыдырбаеву, председателю Совета депутатов муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» Свидетель №1 в период с января по декабрь 2019 года. Кроме того, осмотрены копии реестров денежных средств с результатами зачислений, содержащие сведения о перечислении в период с января по декабрь 2019 года денежных средств Кыдырбаеву на расчетный счет ; Свидетель №6 на расчетный счет ; Свидетель №1 на расчетный счет ; Свидетель №7 на расчетный счет ; Свидетель №3 на расчетный счет , и копии заявлений о предоставлении стандартного налогового вычета, полученные на основании запроса из администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» (т.4 л.д.81-85).

Также в судебном заседании непосредственно были проверены и исследованы вещественные доказательства, служившие предметом вышеуказанных осмотров, то есть документы в пакетах №1, №2, №3, №4, №5 и №6, изъятые в ходе выемки 26 декабря 2019 года, а также изъятые в ходе обследований здания администрации муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» и полученные Кош-Агачским отделением УФСБ России по Республике Алтай на основании запросов.

Согласно заключению эксперта №21 от 06 декабря 2019 года, за период с 01 октября 2017 года по 31 декабря 2018 года должностным лицам МО «Кош-Агачское сельское поселение» Свидетель №6, Кыдырбаеву, Свидетель №1, Свидетель №7, Свидетель №7 при условии отсутствия увеличения окладов в 1,3 раза с 01 октября 2017 года подлежало начислению к выплате 3 011 653,95 рублей. Сумма фактически выплаченной заработной платы этим лицам составила не менее 3 761 626,69 рублей. Разница составляет 749 972,74 рублей, в том числе: Свидетель №6 – 144 289,98 рублей; ФИО38 – 243 165,17 рублей; Свидетель №1 – 162 255,62 рублей; Свидетель №7 – 65 863,24 рублей; Свидетель №3 – 134 398,73 рублей (т.4 л.д.103-128).

Из заключения эксперта №1 от 27 января 2020 года следует, что за период с 01 января по 31 декабря 2019 года должностным лицам МО «Кош-Агачское сельское поселение» Свидетель №6, Кыдырбаеву, Свидетель №1, Свидетель №7, Свидетель №3 при условии отсутствия увеличения окладов в 1,3 раза с 01 октября 2017 года подлежало начислению к выплате 1 943 256,06 рублей. Сумма фактически выплаченной заработной платы, премий и иных стимулирующих выплат этим лицам составила 2 583 841,35 рублей. Разница составляет 640 585,29 рублей, в том числе: Свидетель №6 – 122 028,75 рублей; ФИО38 – 167 166,90 рублей; Свидетель №1 – 125 850, 14 рублей; Свидетель №7 – 106 838,61 рублей; Свидетель №3 – 118 700,89 рублей (т.4 л.д. 142-158).

Согласно заключению эксперта №891 от 03 октября 2019 года подпись от имени Кыдырбаева в распоряжении №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов» в журнале «Распоряжения по основной деятельности администрации МО «Село Кош-Агач за 2017 год» выполнена Кыдырбаевым (т.3 л.д.64-68).

Согласно заключению эксперта №113/19/04-18/7-2022 от 08 апреля 2022 года, за период со 02 октября по 31 декабря 2017 года Кыдырбаеву было незаконно выплачено в качестве заработной платы 38 804 рубля 98 копеек, Свидетель №1 – 41 235 рублей 42 копейки, Свидетель №7 – 32 075 рублей 24 копейки, Свидетель №3 – 20 214 рублей 86 копеек, Свидетель №6 – 30 404 рубля 78 копеек.

Анализируя каждое из приведенных выше и исследованных в судебном заседании доказательств, суд признает их допустимыми, то есть добытыми с соблюдением норм УПК РФ, достоверными, то есть согласующимися между собой в отсутствие существенных противоречий, и, оценивая в совокупности, признает их в целом достаточными для признания Кыдырбаева виновным в совершении преступления.

Судом были изучены требования ст.22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст.7 Закона Республики Алтай от 18 апреля 2008 года №26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай», согласно которым органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Органами предварительного следствия Кыдырбаеву было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ, в присвоении и растрате, то есть хищении чужого имущества, вверенного виновному, совершенном лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере.

Государственный обвинитель в судебных прениях отказался от обвинения в части выплаты заработной платы главному бухгалтеру сельской администрации Свидетель №6, сославшись на её показания в судебном заседании и справку от 15 апреля 2022 года №175, в которой новый глава администрации МО «Кош-Агачское сельское поселение» сообщает о том, что в период с 2017 по 2019 год Свидетель №6 не являлась муниципальным служащим, так как 09 января 2017 года был переведена на должность главного бухгалтера на основании дополнительного соглашения №1 к трудовому договору от 01 января 2004 года. Изложенное означает, что на Свидетель №6 не распространялось действие распоряжения №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов», и увеличение её заработной платы в рассматриваемый период не связано с инкриминируемым Кыдырбаеву деянием.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, 28 декабря 2017 года Советом депутатов сельского поселения было принято решение №15-3 «Об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих должности муниципальной службы в муниципальном образовании «Кош-Агачское сельское поселение», после чего с 01 января 2018 года заработная плата в увеличенном размере выплачивалась уже на основании решения представительного органа муниципального образования. Указанное обстоятельство влечет исключение из обвинения периода начисления и выплаты заработной платы в 2018-2019 годах, поскольку её увеличение было произведено с соблюдением положений ч.2 ст.22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.4 ст.7 Закона Республики Алтай от 18 апреля 2008 года № 26-РЗ «О муниципальной службе в Республике Алтай», а также ст.27 Устава.

Согласно заключению эксперта №113/19/04-18/7-2022 от 08 апреля 2022 года, за период со 02 октября по 31 декабря 2017 года Кыдырбаеву было незаконно выплачено в качестве заработной платы 38 804 рубля 98 копеек, Свидетель №1 – 41 235 рублей 42 копейки, Свидетель №7 – 32 075 рублей 24 копейки, Свидетель №3 – 20 214 рублей 86 копеек.

Таким образом, являясь главой муниципального образования, Кыдырбаев издал незаконное распоряжение №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов», на основании которого с 01 октября 2017 года в 1,30 раза были повышены оклады месячного денежного содержания муниципальных служащих и денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, тем самым за период со 02 октября по 31 декабря 2017 года Кыдырбаев присвоил себе и растратил в пользу других лиц денежные средства муниципального образования «Кош-Агачское сельское поселение» в размере 132 330 рублей 50 копеек.

В силу ст.ст.246, 252 УПК РФ полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства, а также изменение обвинения в сторону смягчения предопределяет принятие судом соответствующего решения. Также с учетом установленных обстоятельств дела, исключению из обвинения подлежит период начисления и выплаты заработной платы в 2018-2019 годах. Изменение обвинения Кыдырбаева не нарушает право подсудимого на защиту, поскольку при указанном изменении объём нового обвинения уменьшается, снижается тяжесть преступления на одну категорию, изменение обвинения улучшает положение подсудимого, действия подсудимого, квалифицируемые по новой статье, вменялись ему в вину, не содержат признаков более тяжкого преступления и существенно не отличаются по фактическим обстоятельствам от обвинения, предъявленного Кыдырбаеву на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Статус Кыдырбаева, как главы администрации Кош-Агачского сельского поселения, осуществление им административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций не оспаривался стороной защиты, нашел своё подтверждение в судебном заседании, следует из решения районной территориальной избирательной комиссии, Устава муниципального образования, положений федерального и республиканского законов о муниципальной службе. Этими же нормативными актами, вопреки доводам защиты, установлено, что Кыдырбаеву вверено имущество муниципального образования, которым он мог распоряжаться в установленных пределах и в силу занимаемого должностного положения в период полномочий главы.

Сторона защиты не оспаривала факт издания подсудимым распоряжения главы сельского поселения №032 от 02 октября 2017 года «О повышении размеров должностных окладов», при котором он реализовал свои организационно-распорядительные функции по управлению подчиненными работниками и изданию обязательных для исполнения распоряжений, а также административно-хозяйственные функции по распоряжению вверенным ему имуществом муниципального образования. При таких обстоятельствах суд полагает квалифицирующий признак присвоения и растраты, совершенных с использованием служебного положения, нашедшим свое подтверждение в судебном заседании, поскольку подсудимый Кыдырбаев в соответствии с занимаемой должностью являлся должностным лицом и использовал свое служебное положение при совершении хищения.

На умышленный характер действий Кыдырбаева указывают установленные обстоятельства дела, при которых он, вне всякого сомнения, был осведомлён об установленном порядке увеличения заработной платы исключительно на основании решения представительного органа муниципального образования. На это указывают его предварительные разговоры с Свидетель №1 и Свидетель №7, последующее обращение в Совет с проектом нового Положения об оплате труда, позиции глав других поселений, озвученные в судебном заседании. Кроме того, Кыдырбаев выступал от лица муниципального образования при заключении Соглашения №1-9 от 29 декабря 2016 года с Министерством финансов республики, что означает его осведомленность не только о порядке увеличения заработной платы, но и о причинах установления такого порядка, а также о последствиях его нарушения.

Корыстная цель следует из установленного в судебном заседании обращения денежных средств муниципального образования в пользу самого Кыдырбаева, а также других лиц – Свидетель №1, Свидетель №7 и Свидетель №3. Указанное обращение, вопреки доводам защиты, носило безвозмездный и противоправный характер, который следует из того, что Кыдырбаевым было издано распоряжение по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, что безосновательно, вопреки установленному порядку увеличило заработную плату названным лицам. Ущерб собственнику имущества установлен судом из разницы между заработной платой, подлежавшей начислению при условиях, действовавших на сентябрь 2017 года, без учета действия распоряжения №032 от 02 октября 2017 года, и фактически начисленной и выплаченной заработной платой.

Органом предварительного следствия верно определены способы совершения преступления. Присвоение считается оконченным с момента, когда законное владение вверенным лицу имуществом стало противоправным, и это лицо начало совершать действия, направленные на обращение указанного имущества в свою пользу. В рассматриваемом случае Кыдырбаев противоправно получал в кассах и на его расчетный счет вверенные ему в силу занимаемого должностного положения бюджетные денежные средства в незаконно увеличенном размере. Как растрата должны квалифицироваться противоправные действия лица, которое в корыстных целях истратило вверенное ему имущество против воли собственника путем его передачи другим лицам, в данном случае это Свидетель №1, Свидетель №7 и Свидетель №3. При этом, когда лицо совершает с единым умыслом хищение вверенного ему имущества, одна часть которого им присваивается, а другая часть этого имущества растрачивается, содеянное не образует совокупности преступлений. Единство умысла суд считает установленным на основании того, что преступление началось изданием единого незаконного распоряжения, обусловившего увеличение заработной платы не только самому Кыдырбаеву, но и другим работникам.

Согласно Примечанию 4 к ст.158 УК РФ, крупным размером в статьях главы 21 УК РФ признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным – один миллион рублей. На основании изложенного, суд исключает из объёма обвинения Кыдырбаева признак «в особо крупном размере», переквалифицирует действия подсудимого с ч.4 ст.160 УК РФ на ч.3 ст.160 УК РФ, и окончательно квалифицирует их как присвоение и растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Довод подсудимого о том, что повышение заработной платы было обусловлено необходимостью доведения заработка специалиста ФИО до гарантированного законом минимума, суд отвергает, поскольку выплата денежных средств данному работнику не являлась предметом судебного разбирательства, а заработок Кыдырбаева, Свидетель №1, Свидетель №7 и Свидетель №7 на начало октября 2017 года превышал установленный минимальный размер оплаты труда и не требовал принятия каких-либо мер в обход требований законодательства и исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

При назначении наказания суд в соответствии с требованиями ст.60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, в том числе его возраст и состояние здоровья, семейное положение, смягчающие наказание обстоятельства и отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни её семьи.

Кыдырбаев совершил умышленное преступление против собственности, относящееся в силу ч.4 ст.15 УК РФ к тяжким преступлениям.

Из материалов уголовного дела следует, что Кыдырбаев не судим, имеет постоянное место жительства, состоит в браке и не имеет лиц на иждивении, на момент вынесения настоящего приговора достиг 57-летнего возраста, сотрудниками полиции по месту жительства, а также по прежнему месту работы характеризуется исключительно положительно, у врачей нарколога и психиатра на учете не состоит. В качестве смягчающих наказание подсудимого Кыдырбаева обстоятельств, в том числе на основании ч.2 ст.61 УК РФ, суд учитывает возраст подсудимого и окончание полномочий главы администрации сельского поселения. Оснований для применения ст.64 УК РФ суд не находит, также не усматривает оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого в соответствии со ст.63 УК РФ судом не установлено.

Суд не находит оснований для назначения подсудимому наказания в виде штрафа, поскольку положительного влияния данного наказания на исправление осужденного не усматривается. Кроме того, назначение данного вида наказания, с учетом бремени возмещения вреда, причиненного преступлением, способно оказать отрицательное влияние на условия жизни его семьи.

При таких условиях, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, уменьшения объема окончательного обвинения, данных о личности подсудимого, наличия смягчающих наказание обстоятельств и отсутствия обстоятельств, отягчающих наказание, суд полагает необходимым назначить Кыдырбаеву наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, в пределах санкции ч.3 ст.160 УК РФ.

С учетом изложенного и положений ч.1 ст.60 УК РФ, сделав вывод, что данное наказание сможет обеспечить достижение его целей, суд не рассматривает вопрос о более строгих видах наказания из числа предусмотренных ч.3 ст.160 УК РФ.

Гражданский иск по делу не заявлен. В связи с этим обстоятельством и назначаемым наказанием, суд снимает арест, наложенный на принадлежащий осуждённому автомобиль.

Процессуальных издержек по делу не установлено.

Определяя судьбу вещественных доказательств, суд руководствуется ч.3 ст.81 УПК РФ, в соответствии с которой изъятые документы подлежат возвращению по принадлежности в администрацию МО «Кош-Агачское сельское поселение».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.303-304, 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать Кыдырбаева Дауткана Багдатовича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, на срок 3 (Три) года.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении Кыдырбаеву Дауткану Багдатовичу отменить после вступления приговора в законную силу.

Признанные вещественными доказательствами по делу и хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Кош-Агачского районного суда Республики Алтай документы: пакеты №1, №2, №3, №4, №5 и №6, – после вступления приговора в законную силу вернуть по принадлежности в администрацию МО «Кош-Агачское сельское поселение».

Снять арест, наложенный на принадлежащее Кыдырбаеву Дауткану Багдатовичу имущество, – автомобиль .

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение десяти суток со дня его провозглашения через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий А.А. Панин