ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.10.2010 Советского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

                                                                                    Советский районный суд г. Воронежа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Советский районный суд г. Воронежа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Воронеж 15 октября 2010 года

Советский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего - судьи Зелепукина А.В., при секретаре Агеевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Воронежа в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа  Номер обезличен , администрации городского округа город Воронеж, о понуждении к исполнению закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г.Воронежа, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что Конституцией РФ каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья. В соответствии со ст. 2 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается обязательным соблюдением гражданами и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Обязанность по выполнения требований санитарного законодательства для дошкольных и других образовательных учреждений предусмотрена ст.28 Закона №52-ФЗ от 30.03.1999.

В соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», территория участка, на котором расположено общеобразовательное учреждение, должна быть ограждена забором высотой 1,5 м. и вдоль него – зелеными насаждениями.

В ходе проведенной прокуратурой Советского района проверки с привлечением специалистов управления Роспотребнадзора, в МОУ СОШ  Номер обезличен , расположенном по  Адрес обезличен , выявлено нарушение данного требования – отсутствие ограждения территории участка школы.

Указанное нарушение выявлялось ранее Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области, о чем составлялся акт от 24.09.2009, выдавалось предписание МОУ СОШ  Номер обезличен  в срок до 25.08.2010 произвести ограждение территории участка школы, однако до настоящего времени предписание не выполнено, что также подтверждается актом санитарно-эпидемиологического обследования от 20.07.2010.

Как следует из объяснений директора МОУ СОШ  Номер обезличен , причиной невыполнения предписания является недостаточность финансирования из бюджета городского округа город Воронеж.

Неисполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил ведет к нарушению вышеуказанных требований законодательства об образовании. Отсутствие ограждения участка школы создает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц, автотранспорта на территорию школы, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, ослабляет антитеррористическую защищенность МОУ СОШ  Номер обезличен , которая является одним из критериев обеспечения безопасности обучающихся.

В соответствии с Уставом МОУ СОШ  Номер обезличен , утвержденного Постановлением главы городского округа город Воронеж №1193 от 05.09.2008, учредителем указанного учреждения является администрация городского округа город Воронеж, все имущество учреждения является муниципальной собственностью городского округа город Воронеж, в связи с чем, на основании ст. 120 ГК РФ, просит суд обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  Номер обезличен  г.Воронежа, устранить нарушения требования закона и оградить территорию участка школы забором высотой 1,5 м. в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа  Номер обезличен  г.Воронежа для выполнения мероприятий по ограждению участка школы забором высотой 1,5 м. в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», обязать администрацию городского округа город Воронеж выделить необходимые денежные средства для устранения нарушений закона.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района Хром И.А. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по делу МОУ СОШ  Номер обезличен  по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила следующее. Она согласна с тем, что отсутствие забора вокруг территории школы создает опасность для жизни и здоровья детей, поскольку в настоящее время на территории школы постоянно собираются для распития спиртного посторонние лица, через территорию участка проезжают автомашины и используют эту территорию как парковку. Выделяемых МОУ СОШ  Номер обезличен  денежных средств не хватает для ограждения территории участка школы забором, поэтому до настоящего времени предписание Управления Роспотребнадзора об ограждении школы не выполнено.

Представитель ответчика по делу администрации городского округа город Воронеж по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования не признала, суду пояснила следующее. Считает, что администрация городского округа город Воронеж не может быть надлежащим ответчиком по делу, поскольку, в соответствии со ст. 158 БК РФ, по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений в качестве представителя ответчика выступает в суде от имени муниципального образования главный распорядитель средств бюджета муниципального образования. В соответствии с Положением о департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, ДФБП осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета городского округа город Воронеж и наделено правами юридического лица. Согласно Уставу городского округа город Воронеж, ст. 29 п.1, утверждение бюджета городского округа город Воронеж относится к исключительной компетенции Воронежской городской Думы, в связи с чем требования прокурора в части обязать администрацию городского округа выделить денежные средства не основаны на законе, поскольку выделение денежных средств происходит в соответствии с решением Воронежской городской Думы «О бюджете городского округа город Воронеж» на соответствующий год.

Привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных исковых требований Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, надлежаще извещенный о дне и времени судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направил, своего мнения по существу заявленных исковых требований не выразил. Суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя указанного 3-го лица.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, в период с 24.09.2009 по 25.09.2009 Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области была проведена плановая проверка в отношении МОУ СОШ  Номер обезличен , в ходе которой были установлены нарушения требований п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» - отсутствует ограждение территории, что нашло своё отражение в соответствующем акте л.д. 9-12).

По результатам проверки МОУ СОШ  Номер обезличен  было выдано также предписание №1238/02/1 от 22.10.2009 провести ограждение территории школы  Номер обезличен  по  Адрес обезличен  в срок до 25.08.2010 л.д. 13).

До настоящего времени указанное предписание не выполнено, что следует из соответствующего акта Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от 20.07.2010 л.д. 14-16).

Прокуратурой Советского района г.Воронежа также проведена проверкой в МОУ СОШ  Номер обезличен , в ходе которой установлено нарушение требования п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» и установлено отсутствие ограждения территории школы, получено объяснение директора учреждения л.д. 7-8).

Статьёй 2 Закона №52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст.3 Закона №52-ФЗ, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Обязанность по выполнению санитарного законодательства для дошкольных и других образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм предусмотрена также ст. 28 вышеназванного закона №52-ФЗ.

Таким образом, МОУ СОШ  Номер обезличен  обязаны исполнять требования п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» как составной части Российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м. и вдоль него – зелеными насаждениями.

В связи с изложенным суд считает обоснованным исковые требования прокурора Советского района обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  Номер обезличен  г.Воронежа, устранить нарушения требования закона и оградить территорию участка школы забором высотой 1,5 м., поскольку это требование вытекает из действующего законодательства.

Как пояснил в судебном заседании представитель МОУ СОШ  Номер обезличен  ФИО1, неисполнение предписания Управления Роспотребнадзора №1238/02/1 от 22.10.2009 провести ограждение территории школы  Номер обезличен  по  Адрес обезличен  в срок до 25.08.2010, вызвано отсутствием необходимых для этого денежных средств, поскольку школа  Номер обезличен , являясь бюджетным учреждением, может осуществлять административно-хозяйственную деятельность только в пределах денежных средств, выделенных администрацией городского округа город Воронеж, в соответствии с лимитами ассигнований, принятыми решением Воронежской городской Думы. Однако денежные средства для ограждения территории школы забором, в соответствии с предписанием Управления Роспотребнадзора №1238/02/1 от 22.10.2009, школе не выделялись, а своих средств для этого у школы нет.

В судебном заседании вышеизложенные доводы ФИО1 нашли свое подтверждение; последней представлены суду доказательства того, что МОУ СОШ  Номер обезличен  обращалось с заявкой на выделение денежных средств в администрацию городского округа город Воронеж для проведения ограждения территории школы, однако денежные средства до настоящего времени не выделены л.д. 79-83).

Однако, отсутствие собственных средств для исполнения предписания Управления Роспотребнадзора №1238/02/1 от 22.10.2009 провести ограждение территории школы  Номер обезличен  по  Адрес обезличен  не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.

В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального учреждения несет собственник имущества, которым в данном случае в соответствии со ст. ст. 124, 125, 126 Гражданского кодекса РФ, ст. 68 п. 4, ст. 77 п. 7 Устава городского округа город Воронеж (принят постановлением Воронежской городской Думы N 150-I от 27 октября 2004 года) является муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации города Воронежа. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом городского округа, составляющим муниципальную казну.

Учредителем МОУ СОШ  Номер обезличен  является администрация городского округа город Воронеж, что следует из п. 1.4 Устава учреждения л.д. 18). При этом все имущество МОУ СОШ  Номер обезличен  является собственностью муниципального образования городской округ город Воронеж и находится в оперативном управлении учреждения, п. 6.1 Устава л.д. 25).

Суду также представлены документы в подтверждение передачи муниципального имущества в оперативное управление МОУ СОШ  Номер обезличен  л.д. 66-72).

Таким образом, в случае отсутствия денежных средств у школы  Номер обезличен  как бюджетного учреждения ответственность по его обязательствам несет муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации города Воронежа.

Возражая против исковых требований, представитель администрации городского округа город Воронеж ссылалась лишь на положения ст. 158 БК РФ, исходя из которых, по мнению ответчика, администрация городского округа город Воронеж не может выступать ответчиком по указанному гражданскому делу, поскольку, в соответствии с Положением о Департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, принятым Решением от 09.09.2009 №239-II Воронежской городской Думы «О наделении правами юридического лица Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж», ДФБП осуществляет функций главного распорядителя средств бюджета городского округа, п. 3.1 Положения.

Суд не может согласиться с этими возражениями ответчика, по следующим основаниям.

Действительно, в соответствии со ст. 158 БК РФ, главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

Как указал в своем Постановлении Пленум ВАС от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в суде от имени муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса. При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.

В связи с изложенным, суд считает, что администрация городского округа город Воронеж, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городской округ город Воронеж, может выступать от имени муниципального образования в качестве ответчика по долгам и обязательствам последнего, поскольку является учредителем МОУ СОШ  Номер обезличен , при этом Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж является структурным подразделением администрации, привлечен к участию в деле и надлежаще извещен о дне и времени судебного заседания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  Номер обезличен  г.Воронежа, устранить нарушения требования закона и оградить территорию участка школы забором высотой 1,5 м. в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

В случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа  Номер обезличен  г.Воронежа для выполнения мероприятий по ограждению участка школы забором высотой 1,5 м. в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», обязать муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж выделить за счет казны городского округа город Воронеж необходимые денежные средства для устранения нарушений закона.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Советский райсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Зелепукин

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 19.10.2010.